Решение б/н Решение в отношении ООО "Малахит" и "Горожанин" от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел. (8512) 39-05-80

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«29» ноября 2011 г. г. Астрахань

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<> - руководитель Управления

Члены Комиссии:

<> ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления;

<>- специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

рассмотрев дело №43-Р-05-11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Горожанин» (414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, 5; Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001233430, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 №001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, ОГРН 1113015002627 далее – ООО «Редакция газеты «Горожанин») законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в периодическом печатном издании - газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» рекламы «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.» (далее – Реклама) с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе», в отсутствии заинтересованного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Малахит» , надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела (исх. 05/7202 от 17.11.2011, почтовое уведомление 414015 51 84443 8), заявившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Ломбард Малахит» (письмо вх. №9923 от 25.11.2011), в присутствии представителя по доверенности ООО «Редакция газеты «Горожанин»

 

УСТАНОВИЛА:

 

В периодическом печатном издании – газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» была размещена реклама следующего содержания: «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.» (далее - Реклама), которая распространялась с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Объектом рекламирования являются услуги ломбарда по предоставлению денежных средств под залог золота, а также услуги по скупке золота.

Распространение Рекламы осуществлялось в периодическом печатном издании – газете «Горожанин», учредителями которой является ОАО «Редакция газеты «Горожанин», <>Общество с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Горожанин» создано как юридическое лицо путем реорганизации в форме преобразования (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001233430, основной государственный регистрационный номер <...> , Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 №001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, далее – ООО «Редакция газеты «Горожанин»). Согласно п.1.31 Устава ООО «Редакция газеты «Горожанин», ООО «Редакция газеты «Горожанин» осуществляет издательскую деятельность, рекламную деятельность, полиграфическую деятельность и предоставление услуг в этой области, деятельность информационных агенств, осуществляет другие виды хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству России.

В ответ на запрос Астраханского УФАС ООО «Редакция газеты «Горожанин» (письмо вх. №8517 от 18.10.2011) пояснило, что рекламодателем является <>. Согласно п.1.1. договора от 11 января 2011 ОАО «Редакция газеты «Горожанин» (исполнитель) обязуется осуществлять размещение в газете «Горожанин» рекламно-информационных материалов, предоставляемых <> (заказчик) в объеме и на условиях, предусмотренных договором, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.

Согласно письму<>(письмо вх. 9258 от 10 октября 2011), рекламодателем является <> - директор общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Малахит» (далее – ООО «Ломбард Малахит», 414000, г. Астрахань, ул.Кирова, 59, 414018, г. Астрахань, ул. Батайская, 23, Свидетельство о постановке на учет в налогов органе ООО «Ломбард Малахит» серии 30 №001211771, ОГРН 1103017002483, ИНН 3017065065, КПП 301701001, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001246027, Свидетельство о постановке на учет в Саратовской государственной инспекции пробирного надзора №0190003507 от 02 декабря 2010). Как следует из раздела 1.14 «Предмет и цели деятельности» Устава ООО «Ломбард Малахит» общество осуществляет такие виды деятельности как: предоставление краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, предоставление услуг по хранению ценностей. <> пояснила, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ОАО

«Редакция газеты «Горожанин».

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с п.2 ч.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Как следует из п.6 ч.4 Закона о защите конкуренции финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги; к числу финансовых организаций, согласно вышеназванной статьи, относится и ломбард.

Правовую основу деятельности ломбардов составляет Федеральный закон от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах). В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Согласно ч.2 ст.2 Закона о ломбардах ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.

Гражданско-правовые отношения по договору займа регулируются главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ). Согласно ч.1 ст.807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Как следует из анализа норм п.2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях» к договору займа (кредита) относятся договор займа, кредитный договор, иные договоры, которые содержат условие предоставления товарного и (или) коммерческого кредита.

Таким образом, в Рекламе сообщается о финансовых услугах по предоставлению займов (кредитов) под залог движимого имущества, которые предоставляются специализированной финансовой организацией – ООО «Ломбард Малахит», («... деньги под залог золота...»).

Как следует из анализа норм ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в рекламе банковских, страховых и финансовых услуг необходимо указывать лицо, которое оказывает такие услуги. Если такие услуги предоставляет физическое лицо – индивидуальный предприниматель, то необходимо необходимо указать фамилию, имя, отчество лица, а также статус индивидуального предпринимателя. В случае предоставления таких услуг юридическими лицами – организациями, необходимо указывать на организационно-правовую форму таких организаций (например, закрытые или открытые акционерные общества, кооперативы), а также указывать непосредственное наименование организации.

Вместе с тем, в Рекламе отсутствует указание наименования ломбарда, который оказывает финансовые услуги.

Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В Рекламе внимание потенциального покупателя направлено на возможность получения денежных средств под залог золота («... деньги под залог золота...»). При этом покупатели (потребители) не могут в полной мере представить, какое именно лицо предоставляет услуги ломбарда, тем самым, вводятся в заблуждение.

В Рекламе нарушены требования ч.1 ст.28 Закона о рекламе. В силу п.4 ст.3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей и законом не допускается.

Таким образом, в периодическом печатном издании – газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» была размещена ненадлежащая реклама «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.»

Согласно ч.ч.6,7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Однако, как следует из объяснений <>. (письмо вх. №9258 от 10 октября 2011), <>., как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы (как рекламодатель), в заказе-наряде на публикацию рекламного материала в газете «Горожанин» в графе «текст объявления» указала: «ООО «Ломбард Малахит» Деньги под залог золота. Купим любое золото. Дорого. Кирова 59 62-05-51». Как пояснила <>. (письмо вх. №9258 от 10 октября 2011), указанное наименование ломбарда по независящим от общества причинам в рекламе опубликовано не было. Заказ-наряд был подписан покупателем (рекламодателем) <> и рекламораспространителем/рекламопроизводителем – сотрудниками газеты «Горожанин».

Вместе с тем, содержание текста Рекламы было изменено рекламопроизводителем/ рекламораспространителем – ООО «Редакция газеты «Горожанин». Как следует из объяснительной коммерческого директора ООО «Редакция газеты «Горожанин» <> (письмо ООО «Редакция газеты «Горожанин» вх.8517 от 18.10.2011) Реклама была опубликована в газете «Горожанин» №10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе «Услуги» без указания наименования юридического лица. Согласно объяснениям<> как должностное лицо – коммерческий директор ООО «Редакция газеты «Горожанин», не проверила Рекламу на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о рекламе, так как не успела изучить трудовые и должностные обязанности.

Таким образом, действия <> как рекламодателя, не содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Текст Рекламы был изменен должностным лицом (коммерческим директором ООО «Редакция газеты «Горожанин»)<>, в результате чего в газете «Горожанин» №10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе «Услуги» была размещена Реклама ломбарда с признаками нарушения ч.1 ст.28 Закона о рекламе.

Согласно ч.4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь п.1 ч.2 ст. 33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Астраханского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.», поскольку в ней нарушены требования ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание ООО «Редакция газеты «Горожанин» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 29.11.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны