Заключение б/н Заключение от 26 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

    • ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 030/01/10-988/2020
  1. января 2021 года                                                                                                                  г. Астрахань
  •                                                                                                                                                   
  • Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее по тексту - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий П.Л. Потылицына, членов Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий И.А. Иванова, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Л.Ю. Кузьминой, рассмотрев дело № 030/01/10-988/2020 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» (далее – ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ») (414000, г. Астрахань, пл. Шаумяна, 2, ИНН: 3015108355, ОГРН 1163025054499) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), при участии на заседании: от индивидуального предпринимателя Мусаевой Н.А. – Шаухарова А.С. (доверенность от 31.08.2019), от ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» 01.12.2020 Костиной Н.Ф. (доверенность от 03.09.2020),
  •  

В Астраханское УФАС России 17.08.2020 вх. № 7457 поступило обращение индивидуального предпринимателя Мусаевой Н.А. (адрес: 414041, г. Астрахань, ул. 2-я Тихвинская, 19, ИНН 301600304681) о нарушении ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» антимонопольного законодательства, выразившегося в неопломбировке прибора учета газа на объекте, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Бульварная, 21 (КРК «Крым» -котельная; кухня) (договор поставки газа № 04-5-0626/18Д от 31.10.2017), а также в расчёте объёма потреблённого газа не по показаниям прибора учета газа, а по мощности оборудования, указанного в договоре поставки газа № 04-5-0626/18Д от 31.10.2017.

Усмотрев в действиях ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Астраханское УФАС России в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 названного закона возбудило в отношении ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» дело № 030/01/10-988/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (приказ руководителя Управления № 85-П от 28.08.2020).

Определением о назначении дела № 030/01/10-988/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению индивидуальный предприниматель Мусаева Н.А. привлечена Комиссией к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя.

ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» к участию в рассмотрении дела привлечено в качестве ответчика.

  • рассмотрении дела представитель ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» с наличием в действиях ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» нарушения антимонопольного законодательства не согласилось, пояснив, что в соответствии с пунктом 2.9 Правил учета газа, утвержденных приказом № 961 от 30.12.2013г. Министерства энергетики РФ, «измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам измерений)».

Согласно пункту 4.4 договора поставки газа № 04-5-0626/18Д от 01.01.2018, для учета поставляемого и отбираемого газа на объекте КРК «Крым» по адресу: г. Астрахань, ул. Бульварная, 21 стороны договорились использовать ряд нормативных документов, включающих типовую, аттестованную методику измерения с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков газа ГОСТ Р 8.740-2011 (далее ГОСТ). Данной методикой предусмотрено, что измерение объемного расхода и объема газа, приведенных к стандартным условиям, выполняют косвенным методом динамических измерений, основанным на измерении объемного расхода и объема газа при рабочих условиях и их приведении к стандартным условиям с помощью средств обработки результатов измерений. К средствам обработки результатов измерений относятся: корректор, вычислитель, измерительно-вычислительный комплекс.

На основании разъяснения Технического комитета по стандартизации ТК 24 от 18.01.2013г., все расчеты, связанные с процессом измерения объемного расхода газа и определением относительной расширенной неопределенности измерения газа, выполняются в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ независимо от времени ввода в эксплуатацию узлов учета газа. Обязательным требованием является наличие акта состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ.

Согласно техническим характеристикам счетчики RVG G100 предназначены для коммерческого и технологического учета объемов потоков очищенных и осушенных газообразных сред: природного газа, пропана, водорода, воздуха, азота и инертных газов. Счетчик RVG G100 измеряет прошедший через него объем газа при рабочих условиях, т. е. не приведенный к стандартным условиям. Счетчики RVG G100 предусматривают возможность работы с электронным корректором объема ЕК-260 и температурным корректором объема ТС-210.

Согласно условиям, заключенного договора, а также требованиям ГОСТ, отбираемый газ должен быть приведен к стандартным условиям.

Кроме того, потребителю неоднократно направлялись требования привести прибор учета в соответствие с ГОСТ.

Ввиду обращения потребителя и ссылки на тяжелое финансовое положение, вызванное COVID-19 Поставщиком газа было принято решение о принятии потребителя по показаниям прибора учета.

Расчеты с потребителем осуществлялись по показаниям прибора учета до 15 июля 2020 года. С 16 июля 2020 года расчет с потребителем осуществлялся по мощности в связи с истечением межповерочного интервала.

В соответствии с п. 23 «Правил поставки газа в РФ» № 162 от 05.02.1998, утвержденных Постановлением Правительства (далее - Правила поставки газа), согласно п. 4.12. (п.п.1 п.п.2) Договора поставки газа №04-5-0626/18Д от 31.10.2017г. (далее - Договор) в случае отсутствия, неисправности или неудовлетворительной работы контрольно-измерительных приборов, по которым производится определение количества газа, в том числе: отсутствия или повреждения действующего поверительного клейма (знака поверки, отсутствия свидетельства о метрологической поверке) количество потребленного газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.

В соответствии с п.25 Правил поставки газа ответственность за ненадлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета газа.

Согласно абз.2 п.4.13 Договора о любых изменениях, касающихся средств измерений учета газа и (или) газопотребляющего оборудования (гос. поверка, замена, демонтаж, монтаж,-вводив эксплуатацию, вывод из эксплуатации и т.п.), Покупатель обязан сообщить Поставщику в десятидневный срок с даты наступления таких изменений в письменной форме с предоставлением подтверждающих документов для внесения изменений в Приложение №1 к Договору поставки газа.

15.07.2020 истёк межповерочный интервал прибора учёта RVG G100 № 27017780 на объекте газопотребления по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Бульварная, 21 (КРК «Крым»- котельная; кухня). Свидетельство о поверке № 89216 RVG G100 № 27017780 от 29.07.2020 представлено в адрес ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» письмом от 30.07.2020г. вх. № ОП/5330.

В связи с чем ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» произведён расчёт объёма потреблённого газа по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы их в сутки:

С 16.07.2020 по 27.07.2020 расчёт объёма потреблённого газа осуществлялся по мощности водонагревателя проточного Robur ACF (8 шт., расход газа 1-й единицы оборудования - 2,51 м3 /ч, режим-работы «неотопительный»); котла малой мощности Compact A-250 (2 шт., расход газа 1-й единицы оборудования - 31,7 м3 /ч, режим работы «круглогодично»). Объём потреблённого газа за указанный период составил 24 042,00м3;

С 28.07.2020 по 31.07.2020 расчёт объёма потреблённого газа осуществлялся по мощности котла малой мощности Compact A-250 (1 шт., расход газа 1-й единицы оборудования - 31,7 м3 /ч). Объём потреблённого газа за указанный период составил 3042,00 м3.

Согласно Акту проверки (ввода в эксплуатацию) узла учёта газа от 30.07.2020 произведён перерасчёт объёма потреблённого газа за период с 30.07.2020 по 31.07.2020 путём внесения изменений в учёт и последующим направлением в адрес индивидуального предпринимателя Мусаевой Н.А. корректировочных актов. С учётом внесённых изменений объём потреблённого газа за период с 28.07.2020 по 29.07.2020 составил 1521,00 м3.

Газопотребляющее оборудование на период осуществления расчёта находилось в работе, и не было отключено специализированной организацией. Иное газопотребляющее оборудование за указанный в расчёте период не использовалось.

При таких обстоятельствах, в действиях ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России 25.05.2012 № 339, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее - Регламент), Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки природного газа в границах территории Астраханской области, охваченной присоединенной газопроводной сетью.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка при анализе состояния конкурентной среды на ис­следуемом товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от юридических лиц - продавцов и покупателей товара (услуг).

Для оценки состояния конкурентной среды на вышеназванном рынке проведена расчетно­аналитическая работа по определению:

  • временного интервала исследования товарного рынка;
  • продуктовых границ товарного рынка;
  • географических границ товарного рынка;
  • состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
  • объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
  • уровня концентрации товарного рынка;
  • барьеров входа на товарный рынок;
  • установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка.

Предметом данного исследования является - определение состояния конкурентной среды на рынке поставки природного газа в границах территории Астраханской области, охваченной присоединенной газопроводной сетью.

Цели и задачи исследования:

  • выявление круга участников рынка: продавцов природного газа, потребителей природного газа;
  • выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соот­ветствии с признаками, установленными статьей 5 Закона о конкуренции на изучаемом рынке;
  • использование результатов исследования при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Временной интервал исследования товарного рынка с учетом целей исследования определен разделом II Порядка.

Согласно п. 2.1 Порядка - временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в связи с чем проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, а именно изучаются характеристики рынка, которые сложились на момент исследования, с учетом заключенных договоров.

При определении временного интервала принята во внимание необходимость установления состояния конкуренции на товарном рынке на момент совершения действий, в которых имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, временной интервал исследования определен как 2019 год.

 

Предварительное определение продуктовых границ рынка проводилось в соответствии с пунктом 3.4 раздела III Порядка на основании: условий договоров, заключенных в отношении оказываемой услуги, нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов, справочников, словарей и иных материалов.

В соответствии с пунктом 3.6 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности.

Природный газ – смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при анаэробном разложении органических веществ.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) поставка природного газа относится к группе «Торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям» и имеет код подгруппы 35.23. «Продажа газа пользователю по газораспределительным сетям»;

К данной подгруппе относятся также следующие виды деятельности: торговля природным, сухим (отбензиненным) газом, подаваемым по распределительным сетям (код по ОКВЭД 35.23.1); торговля природным, сухим (отбензиненным) газом, подаваемым по распределительным сетям по регулируемым государством ценам (тарифам) (код по ОКВЭД 35.23.11), торговля природным, сухим (отбензиненным) газом, подаваемым по распределительным сетям по не регулируемым государством ценам (тарифам) (код по ОКВЭД 35.23.12).

Качество газа и его технические характеристики определены ГОСТ 5542-2014 «Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения», ГОСТ 30319.2-2015 «Природный газ».

Природный газ относится к полезным ископаемым. Природный газ в пластовых условиях (условиях залегания в земных недрах) находится в газообразном состоянии - в виде отдельных скоплений (газовые залежи) или в виде газовой шапки нефтегазовых месторождений, либо в растворённом состоянии в нефти или воде. При нормальных условиях (101,325 кПа и 0 °C) природный газ находится только в газообразном состоянии. Он невидим и не имеет запаха.

Промышленные предприятия для выработки тепла могут использовать как природный газ, так и жидкое топливо (мазут). Исходя из норм расхода условного топлива для котлоагрегатов, два этих вида топлива не взаимозаменяемые прежде всего по цене.

Для приготовления пищи население использует природный газ, сжиженный газ и электроэнергию.

Использование в некоторых домах для варочных плит электроэнергии вместо газа может рассматриваться как альтернатива, но не очевидная замена. Потребитель использует либо газ, либо электроэнергию в зависимости от решения специализированных организаций, выбирающих систему энергообеспечения варочных плит конкретного дома. Поэтому электроснабжение и газоснабжение не могут быть признаны взаимозаменяемыми, главным образом по цене, и их следует рассматривать раздельно.

Природный газ относится к полезным ископаемым, а сжиженные углеводородные газы – это продукты переработки попутного нефтяного газа и газов нефтеперерабатывающих заводов, являющиеся углеводородами, которые при нормальных условиях находятся в газообразном состоянии, а при относительно небольшом повышении давления (без снижения температуры) переходят в жидкое состояние.

Основу природного газа составляет метан, содержание которого в зависимости от типа месторождения колеблется от 75 до 99% по объему. В состав сжиженного углеводородного газа входят преимущественно пропан и бутан (присутствуют также этан, этилен бутилен пентаны, суммарное количество которых по отношению к основной фракции газа (пропана и бутана) не превышает 5-6%).

Схожим по функциональному назначению с газом является электроэнергия, так как она используется населением для приготовления пищи, отопления и подогрева горячей воды с помощью соответствующего оборудования (электрическая плита, бойлер и т.д), однако для использования электроэнергии вместо газа требуется переустройство (переоборудование) помещения.

Услуга по поставке природного газа не может быть заменена услугой по поставке сжиженного углеводородного газа по газораспределительным сетям, так как способы реализации природного газа и сжиженного различны. Природный газ поставляется потребителям по газопроводу из магистрального газопровода, сжиженный углеводородный газ поставляется потребителям автоцистернами для закачки в групповые резервуарные установки (ГРУ), которые находятся в непосредственной близости от многоквартирных домов, объектов газоснабжения, а затем из ГРУ доставляется по газопроводу до потребителей.

Следовательно, потребитель, которому поставляется сжиженный углеводородный газ по газораспределительным сетям, не имеет технической возможности приобретать природный газ, так как для этого необходимо осуществить строительство отдельной газопроводной сети, а также осуществить её присоединение к сети магистрального газопровода.

Таким образом, для потребителей у которых отсутствует присоединенная сеть магистрального газопровода, природный газ и сжиженный углеводородный газ не являются взаимозаменяемыми.

Использование в домах для варочных плит электроэнергии вместо природного газа не может рассматриваться как альтернатива, так как для установки электрических плит (замены газовых плит) требуются значительные материальные затраты. Потребитель использует либо газ, либо электроэнергию в зависимости от вида инженерного имеющегося оборудования в конкретном помещении. Кроме того, электроэнергия не может быть заменена газом, так как стоимость электроэнергии требуемой для выработки единицы тепловой энергии значительно превышает стоимость газа.

Исходя из особенностей функционального назначения товара, поставка природного газа не может быть заменена в процессе потребления другой услугой.

Таким образом, продуктовые границы были определены, как поставка природного газа по газопроводной сети.

 

Определение географических границ товарного рынка - процедура определения границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Поставка природного газа осуществляется на сертифицированное газоиспользующее оборудование потребителя, которое подключено в соответствии с техническими условиями на присоединение к газораспределительной системе и техническими условиями по эффективному использованию газа и соответствует проекту газоснабжения.

ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» осуществляет поставку природного газа в границах территории Астраханской области, охваченной присоединенной газопроводной сетью.

Таким образом, географическими границами исследуемого рынка являются границы территории Астраханской области, охваченной присоединенной газопроводной сетью.

В сфере деятельности ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» - договорные поставки газа всем категориям потребителей.

Так как ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» является единственным хозсубъектом, осуществляющим поставку природного газа на территории Астраханской области, охваченной присоединенной газопроводной сетью, его доля на рынке по поставке природного газа на территории Астраханской области, охваченной присоединенной газопроводной сетью составляет 100 процентов.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» занимает доминирующее положение на рынке поставки природного газа на территории Астраханской области, охваченной присоединенной газопроводной сетью.

Рынок поставки природного газа ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» в границах территории Астраханской области, охваченной присоединенной газопроводной сетью, является высококонцентрированным. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) равен 10000.

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных кон­курентов) на рассматриваемый товарный рынок являются барьеры капитальных затрат – необходимость привлечения значительных денежных средств в случае реализации проектов, связанных со строительством сетей газоснабжения.

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен. Затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).

  • газа потребителю производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил поставки газа в Российской Федерации» утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. № 162 «Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации» (далее - Правил № 162) и иных нормативных правовых актов.
  • и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с Правилами № 162 (пункты 5 и 30 Правил № 162).

Между Обществом «Газпром межрегионгаз Астрахань» (Поставщик) и индивидуальным предпринимателем Мусаевой Н.А. (покупатель) 31.10.2017 заключен договор поставки газа № 04-5-0626/18Д, в соответствии с которым поставщик обязался поставлять с 01.01.2018 по 31.12.2022 газ горючий природный и (или) газ горючий природный сухой отбензиненный, а покупатель обязался принимать и оплачивать газ.

В соответствии с Приложением № 1 к договору поставки газа № 04-5-0626/18Д газопотребляющими установками индивидуального предпринимателя Мусаевой Н.А, расположенными по адресу: г. Астрахань, ул. Бульварная, 21 (КРК «Крым») являются:

  • водонагреватель проточный Robur ACF (неотопительный) 8 шт;
  • котел малой мощности Compact A-250 (круглодонно) 1 шт;
  • котел малой мощности Compact A-250 (отопительный) 3 шт;
  • ПГ-4 (Лада) (круглодонно) 1 шт;
  • печь пароконвекционная UNOX модель XG613G (G-20) (круглодонно) 1 шт;
  • плита ПГ-4 (круглодонно) 1 шт.

Указанные газопотребляющие установки индивидуального предпринимателя Мусаевой Н.А, расположенные по адресу: г. Астрахань, ул. Бульварная, 21 (КРК «Крым») оборудованы измерительным оборудованием: RVG G-100 заводской номер № 27017780 (КРК «Крым» – котельная; кухня), СГБ-G-4-1 заводской номер № 74594 (КРК «Крым» - кухня ).

Согласно материалам дела, индивидуальным предпринимателем Мусаевой Н.А. в адрес ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» 02.07.2020 и 06.07.2020 были направлены заявления на переопломбировку прибора учета газа. Согласно данным заявлениям в результате ремонтных работ была сорвана пломба № 16397312 установленная на приборе учета газа RVG G-100 (заводской номер № 27017780).

Указанные заявления были получены ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» 02.07.2020 и 06.07.2020, о чем свидетельствует отметка Общества о получении заявлений.

Сотрудником ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» 20.07.2020 была проведена проверка соблюдения обязательных требований в области обеспечения единства измерений на объектах индивидуального предпринимателя Мусаевой Н.А. расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. Бульварная, 21 (КРК «Крым» -котельная; кухня), о чем был составлен акт.

Согласно указанному акту: водонагреватель проточный Robur ACF (8 шт.) не в работе; котел малой мощности Compact A-250 (4 шт) 2 сезонно отключены с установкой пломб АО «Астраханьгазсервиз»; сотрудником ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» 20.07.2020 была опломбирована крышка счетного механизма № МРГ2793АС; МРГ2794АС; 25793279, потребитель от демонтажа пломб со счетчика газа, в связи истечением проверки отказался.

Согласно материалам дела ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» произведён расчёт объёма потреблённого газа по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы их в сутки:

С 16.07.2020 по 27.07.2020 расчёт объёма потреблённого газа осуществлялся по мощности водонагревателя проточного Robur ACF (8шт., расход газа 1-й единицы оборудования - 2,51 м3 /ч, режим-работы «неотопительный»); котла малой мощности Compact A-250 (2 шт., расход газа 1-й единицы оборудования - 31,7 м3 /ч, режим работы «круглогодично»). Объём потреблённого газа за указанный период составил 24 042 м3;

С 28.07.2020 по 31.07.2020 расчёт объёма потреблённого газа осуществлялся по мощности котла малой мощности Compact A-250 (1 шт., расход газа 1-й единицы оборудования - 31,7 м3 /ч). Объём потреблённого газа за указанный период составил 3043 м3.

В соответствии с приложением № 1 к договору поставки газа № 04-5-0626/18Д от 31.10.2017 межповерочный интервал узла учета газа RVG G-100 (заводской номер № 27017780) истек 16.07.2020.

29.07.2020 ООО «ЭНЕРГОМЕТРИКА» была проведена поверка счетчика газового ротационного RVG G-100 (заводской номер № 27017780). Согласно свидетельству ООО «ЭНЕРГОМЕТРИКА» о поверке № 89216 от 29.07.2020 счетчик газовый ротационный RVG G-100 (заводской номер № 27017780) пригоден к применению.

Письмом от 30.07.2020 индивидуальный предприниматель Мусаева Н.А. направила в адрес ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» заявление о направлении в её адрес специалиста ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» для опломбировки счетчика газового ротационного RVG G-100 (заводской номер № 27017780), а также сообщила о проведенной ООО «ЭНЕРГОМЕТРИКА» поверке счетчика газового ротационного RVG G-100 (заводской номер № 27017780).

Указанное заявление и копия свидетельства ООО «ЭНЕРГОМЕТРИКА» о поверке № 89216 от 29.07.2020 счетчика газового ротационного RVG G-100 (заводской номер № 27017780) были получены ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» 30.07.2020, о чем свидетельствует отметка Общества о получении.

ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» 12.10.2020 составило акт (корректировочный) сдачи-приемки газа за июль 2020 года в котором указало: «Объем в сумме 29,963 тыс. куб. м. согласно акту сдачи-приемки газа, за июль от 31.07.2020 считать недействительным, объем в сумме 28,441 тыс. куб. м. согласно акту сдачи-приемки газа, за июль от 12.10.2020 считать действительным».

Таким образом при составлении 12.10.2020 акта (корректировочнго) сдачи-приемки газа за июль 2020 года ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» в период с 16.07.2020 года по 29.07.2020 учитывало объем израсходованного газа по мощности газопотребляющего оборудования индивидуального предпринимателя Мусаева Н.А.

ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» выставило индивидуальному предпринимателю Мусаевой Н.А. счет на предоплату № 24466 от 13.10.2020, согласно которому долг индивидуального предпринимателя Мусаева Н.А. с предыдущего периода составляет 162051,23 руб.

Письмом от 16.10.2020 исх. № 15-15/9511 ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ» направило в адрес индивидуального предпринимателя Мусаевой Н.А. претензию о погашении задолженности указав в ней, что обязательства Покупателя по оплате поставленного газа за период с 01.07.2020 по 31.07.2020 составляют 162051,23 руб. Общая задолженность индивидуального предпринимателя Мусаевой Н.А. по всем обязательствам за поставленный газ по состоянию на 16.10.2020 составляет 162051,23 руб.

Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 2.10 Правил учёта газа, при приёме-передаче газа, его объём измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определёнными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления.

Согласно пунктам 5 и 30 Правил поставки газа, поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Кодекса, федеральных законов, данных Правил и иных нормативных правовых актов. Поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором.

Пунктом 21 Правил поставки газа и пунктом 2.1 Правил учёта газа установлено, что поставка и отбор газа без учёта его объёма не допускаются.

Учёт объёма газа, передаваемого покупателю, производится контрольноизмерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа (пункт 22 Правил поставки газа).

Согласно пункту 23 Правил поставки газа, при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объём переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.

В силу прямого указания пункта 25 Правил поставки газа, потребитель несёт ответственность за техническое состояние и поверку принадлежащего ему комплекса узла учёта газа.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 102-ФЗ) и пункту 2.9 Правил учёта газа, измерения объёма газа должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений.

В пункте 1 статьи 13 Закона № 102-ФЗ установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

На основании пункта 18 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утверждённого приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.07.2015 № 1815 периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы.

Показатели точности, интервал между поверками средства измерения, а также методика поверки каждого типа средства измерения устанавливаются при утверждении типа средства измерения в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона № 102-ФЗ.

Межповерочный интервал устанавливается производителем счётчиков и определяет срок, в течение которого показания счётчика можно считать достоверными. В то же время истечение межповерочного интервала однозначно не обозначает неисправность прибора.

Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

При выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчётных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом указанные расчётные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчётов на основании данных об их количественном значении, определённых при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Исходя из толкования указанных норм права в отношении поверки приборов учёта презюмируется, что, пока не доказано иное, прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчётах за поставленный ресурс. Напротив, в отсутствие необходимой поверки предполагается, что средство измерения не является исправным, а его показания - достоверными.

Вместе с тем, это не означает, что подобная презумпция не может быть опровергнута лицом, не исполнившим (несвоевременно исполнившим) обязанность по представлению средства измерения на поверку. Последствием неисполнения этой обязанности является возложение на указанное лицо (в данном случае ответчика), бремени доказывания исправности средства измерения и отсутствия вмешательства в его работу (целостность пломб и т.п.). Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

По итогам поверки, проведенной ООО «ЭНЕРГОМЕТРИКА», счетчик газовый ротационный RVG G-100 (заводской номер № 27017780) признан исправным и годным к использованию, доказательств обратного в материалы дела Обществом «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ», не представлено.

Таким образом, использование в период с 16.07.2020 года по 29.07.2020 года индивидуальным предпринимателем Мусаевой Н.А. прибора учета газа RVG G-100 (заводской номер № 27017780), не прошедшего поверку, не является безусловным основанием для применения к потребителю порядка расчёта объемов израсходованного газа по мощности газопотребляющего оборудования.

Из вышеизложенного следует, что действия ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ АСТРАХАНЬ», выразившиеся при составлении акта (корректировочного) сдачи-приемки газа от 12.10.2020 за июль 2020 года, а именно в применении Обществом к индивидуальному предпринимателю Мусаевой Н.А порядка расчета объемов израсходованного газа за период с 16.07.2020 года по 27.07.2020 года по мощности газопотребляющего оборудования, создают угрозу ущемления интересов индивидуального предпринимателя Мусаевой Н.А. в сфере предпринимательской деятельности виде возложения на него уплаты завышенных объемов израсходованного газа, что нарушает часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны