Решение б/н Ненадлежащая реклама в газете «Солнечный город Белебей» от 3 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <…>

 

 

Заявитель:

Уральское главное управление

Центрального банка Российской Федерации отделение – национальный банк по Республике Башкортостан

450008, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Театральная, 3

80svc_bank@cbr.ru

РЕШЕНИЕ

(по делу № 002/05/5-2079/2020)

03.09.2020 года

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<…> – специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев обращение Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации отделение – национальный банк по Республике Башкортостан (далее по тексту – Отделение НБ по РБ) (исх. № Т580-20-5-5/3895 от 09.06.2020) (вх. № 10765 от 09.06.2020, срок рассмотрения продлен) содержащее информацию о признаках нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее по тексту УФАС по РБ) поступило обращение Отделения НБ по РБ о признаках нарушения требований ФЗ «О рекламе».

В обращении сообщается, что в газете «Солнечный город Белебей» в выпуске:

- № 17 (511) от 23.05.2020 года, 3 страница;

размещена реклама следующего содержания:

 

имеющая признаки нарушении части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В целях установления рекламодателя спорной рекламы, антимонопольным органом был подготовлен и направлен запрос ИП Леонтьевой Г.В. (редакция газеты «Солнечный город Белебей»).

Из поступившего ответа (вх. № 12007 от 29.06.2020, электронная почта) следует, что рекламодателем данной рекламы является ИП <…> (договор о размещении рекламы от 22.05.2020). Однако представленный редакцией газеты договор о размещении рекламы от 22.05.2020 не содержал адрес ИП <…> для направления почтовой корреспонденции, в связи с чем, УФАС по РБ был подготовлен и направлен запрос оператору связи для установления владельца номера телефона указанного в рекламе и представленного редакцией газеты – 8-937-166-95-22.

Из поступившего ответа (вх. № 13824 от 23.07.2020, электронная почта) следует, что абонентский номер <...> -937-166-95-22 выделен физическому лицу – <…> на основании договора об оказании услуг связи № 3922078778722384941340 от 05.05.2014 года.

27.07.2020 года УФАС по РБ вынесено определение о возбуждении дела № 002/05/5-2079/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 12.08.2020 года.

12.08.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе посредством использования аудио/видеоконференцсвязи присутствовал:

- <…> (доверенность № ДВР18-Т5/195 от 12.09.2018) – представитель Отделения НБ по РБ.

<…> (представить <…> на рассмотрении дела не присутствовала. Запрошенные сведения (документы и материалы) не представлены. Ходатайств от <…> в адрес УФАС по РБ не поступало. Доказательств надлежащего уведомления лица в материалах дела не имеется.

12.08.2020 года Комиссия Башкортостанского УФАС России определила:

1. продлить срок рассмотрения дела № 002/05/5-2079/2020.

2. отложить рассмотрение дела на другую дату – 03.09.2020 года.

02.09.2020 года от ИП <…> (фамилия <…> изменена в связи с вступлением в брак) посредством электронной почты поступили запрошенные сведения (документы и материалы) (вх. № 16545 от 02.09.2020), а также ходатайство о рассмотрении дела назначенного на 03.09.2020 года без её участия.

03.09.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе посредством использования аудио/видеоконференцсвязи присутствовал:

- <…> (доверенность № ДВР18-Т5/194 от 12.09.2018) – представитель Отделения НБ по РБ.

Комиссией установлено, что верное наименование рекламодателя – ИП <…> (ОГРНИП 315028000098685).

ИП <…> на рассмотрении дела не присутствовала. Ранее поступившее ходатайство (вх. № 16545 от 02.09.2020) о рассмотрении дела без её участия удовлетворено.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что реклама:

 

размещенная в газете «Солнечный город Белебей» в выпуске:

- № 17 (511) от 23.05.2020 года, 3 страница, нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в газете; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Право на дополнительные меры государственной поддержки подтверждается именным документом - государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал.

Порядок выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал закреплен в статье 5 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», из норм которой следует, что за таким сертификатом может обратиться только ограниченный круг лиц, а именно, определенная категория граждан, у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), или их законных представителей. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин,

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.

Исходя из вышеизложенного, средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены лишь на цели, указанные законодателем.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламируемом товаре, услуге, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

Таким образом, использование в тексте рекламы фразы «материнский капитал для собственных нужд» создает искаженное впечатление, что средства материнского капитала можно использовать на иные цели прямо не указанные в законе, в том числе для собственных нужд. Использование в тексте рекламы фразы «материнский капитал за короткие сроки» также создает искаженное впечатление, что материнский капитал можно получить за иной срок, чем указан в законе – в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.

Таким образом, данная реклама нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

ИП <…> были представлены пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела (вх. № 16545 от 02.09.2020): «…Я, ИП <…> сопровождаю сделки в купли продажи недвижимости с использованием средств материнского семейного капитала строго в рамках закона РФ. По факту использования в тексте рекламы фраз «Для собственных нужд», «Минимальная процентная ставка», «За короткие сроки», поясняю следующее: Ко мне обращаются владельцы материнского семейного капитала, я им подбираю подходящий кредитный кооператив более низкими удержаниями при выдачи целевого займа на приобретения жилья за короткий срок кредитования… Модуль мы придумали сами, оплатила за рекламу по номеру телефона переводом. Никаких договоров на размещение рекламы с газетой у нас нет, согласовали оплату и размещение моего модуля только по телефону…».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного Закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, ИП <…> выступила рекламодателем данной рекламы, лицом, в чьих интересах было осуществлено распространение и размещение данной рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Комиссией принято решение о выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <…> так как на заседание Комиссии, доказательства устранения правонарушения не были представлены.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 03.09.2020 года.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу

 

размещенную в газете «Солнечный город Белебей» в выпуске:

- № 17 (511) от 23.05.2020 года, 3 страница, ненадлежащей, поскольку она нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <…>

Решение изготовлено в полном объеме 16.09.2020 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны