Решение б/н Нарушение в рекламе магазина «Home Style» от 14 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <…>

         (магазин «Home Style» (Хоум Стайл)

         453100, Республика Башкортостан,

         г. Стерлитамак, ул. Артема, 139

        

 

                                                                 Заявитель: вх. № 5571 от 26.03.2020

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

(по делу № ТО002/05/5-1063/2020)

 

14.08.2020г.

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<…> – заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев обращение физического лица № б/н. от 19.03.2020 года (вх. № 5571 от 26.03.2020) содержащее признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии:

 -заявителя (вх. № 5571 от 26.03.2020), извещенного надлежащим образом;

- ИП <…>, (ходатайство вх.№15158 от 13.08.2020)

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 №649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее по тексту УФАС по РБ) поступило обращение физического лица № б/н. от 19.03.2020 года (вх. № 5571 от 26.03.2020) (с приложением фотографий) о признаках нарушения, по мнению заявителя, требований ФЗ «О рекламе».

В своём обращении заявитель сообщает, что «18 марта 2020 года мной была обнаружена реклама следующего содержания: «Хоум Стайл. У нас САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ в городе», расположенная в здании по адресу: г. Стерлитамак, ул. Артема, д. 139, рекламодатель ИП <…>

На мой взгляд, указанная реклама имеет признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности в целях формирования у потребителя верного представления о товаре. В связи с этим использование в рекламе сравнительных оборотов, например, употребление таких словосочетаний как «Самые Низкие», должно производиться с указанием конкретного критерия, который имеет объективное подтверждение. Следовательно, реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной. В указанной рекламе содержится фраза «самые низкие»… без указания конкретного критерия по которому осуществляется сравнение и который имеет подтверждение.

Также рекламное словосочетание «Самые низкие» дублируется на ценниках в данном магазине…».

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе») реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками: распространена в здании по адресу: РБ, г. Стерлитамак, ул. Артема, д.139; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности (товар, реализуемый в магазине «Хоум Стайл»); объектом рекламирования выступает товар (обои, люстры, ламинат) реализуемый в магазине «Хоум Стайл»; целью распространения рекламы является увеличение спроса на рекламируемый товар (обои, люстры, ламинат и т.д.), реализуемые в магазине «Хоум Стайл».

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Данная реклама имеет признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в части то, что:

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламируемом товаре, услуге, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных часть 7 статьи 5 указанного Закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из информации представленной заявителем следует, что рекламодателем спорной рекламы является ИП <…>

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239) с 04 по 30 апреля включительно установлены нерабочие дни.

Указом № 239 определен перечень организаций, на которые не распространяется действие указа, а также установлена необходимость органам государственной власти и органам местного самоуправления продолжать функционирование.

Таким образом, деятельность ФАС России и её территориальных органов продолжает осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

10.04.2020 года УФАС по РБ было вынесено определение о возбуждении дела № ТО002/05/5-1063/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 06.05.2020 года.

Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 года № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 06 по 08 мая включительно установлены нерабочие дни, но деятельность ФАС России и её территориальных органов продолжает осуществляться.

06.05.2020 года на заседание Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе запрошенные сведения (документы и материалы) от ИП <…> в адрес управления не поступили.

06.05.2020 года Комиссия Башкортостанского УФАС России определила:

1. направить запрос в управление по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан с целью установления фактического места жительства лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. продлить срок рассмотрения дела № ТО002/05/5-1063/2020.

3. приостановить производство по делу № ТО002/05/5-1063/2020.

В соответствии с абзацем 3 пункта 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела может быть приостановлено антимонопольным органом в случае необходимости установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Течение срока при приостановлении дела прерывается и продолжается с даты возобновления дела.

28.05.2020г. от Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан поступила адресная справка. По имеющимся сведениям УВМ МВД по РБ, отдела(отделения) адресно-справочной работы УВМ МВД по РБ гр. <…> зарегистрирован по адресу: <…>.

В связи с получением ответа на запрос от управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан, основания для дальнейшего приостановления производства по делу отсутствуют.

26.06.2020г. ИП <…> на рассмотрение дела не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении в Управление не поступало. Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела на другую дату.

21.07.2020г. ИП <…> на рассмотрение дела не явился. Телеграмма, направленная ИП <…> по адресу: <…> вернулась с пометкой: «Не доставлена. Квартира закрыта. Адресат по извещению за телеграммой не является». Телеграмма, направленная ИП <…> по адресу 453100, РБ, г.Стерлитамак, ул.Артема, 139 вернулась с пометкой: «ИП <…> вручена лично».

13.08.2020г. от ИП <…> поступили письменные пояснения: «…Данная вывеска располагалась не снаружи, а внутри помещения на лестничном проходе и по моему ошибочному мнению не являлась нарушением законодательства. Документов подтверждающие изготовление рекламы не сохранились. В настоящее время нарушение устранено. В дальнейшем обязуюсь не допускать подобных нарушений. В связи с распространением вируса covid 19 прошу рассмотреть дело без моего участия». Также прилагаются дополнения к пояснению: «Сообщаю, что договоров на изготовление, размещение и распространение, акты приема передачи выполненных работ, а также документы об оплате выполненных работ отсутствуют  в связи с тем, что рекламу изготавливал сам». Прилагаются документы: копия паспорта гр. <…>., копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копия договора аренды №АРТ/1 нежилого помещения от 01.01.2020г., копия акта приема-передачи(вх.№15158 от 13.08.2020г.).

Анализ материалов дела показал, в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее по тексту УФАС по РБ) поступило обращение физического лица № б/н. от 19.03.2020 года (вх. № 5571 от 26.03.2020) (с приложением фотографий) о признаках нарушения, по мнению заявителя, требований ФЗ «О рекламе».

В своём обращении заявитель сообщает, что «18 марта 2020 года мной была обнаружена реклама следующего содержания: «Хоум Стайл. У нас САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ в городе», расположенная в здании по адресу: г. Стерлитамак, ул. Артема, д. 139, рекламодатель ИП <…>

На мой взгляд, указанная реклама имеет признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности в целях формирования у потребителя верного представления о товаре. В связи с этим использование в рекламе сравнительных оборотов, например, употребление таких словосочетаний как «Самые Низкие», должно производиться с указанием конкретного критерия, который имеет объективное подтверждение. Следовательно, реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной. В указанной рекламе содержится фраза «самые низкие»… без указания конкретного критерия по которому осуществляется сравнение и который имеет подтверждение.

Также рекламное словосочетание «Самые низкие» дублируется на ценниках в данном магазине…»(вх. № 5571 от 26.03.2020).

Согласно письменных пояснений ИП <…> «…Данная вывеска располагалась не снаружи, а внутри помещения на лестничном проходе и по моему ошибочному мнению не являлась нарушением законодательства. Документов подтверждающие изготовление рекламы не сохранились. В настоящее время нарушение устранено. В дальнейшем обязуюсь не допускать подобных нарушений. В связи с распространением вируса covid 19 прошу рассмотреть дело без моего участия». Также дополнении к пояснению: «Сообщаю, что договоров на изготовление, размещение и распространение, акты приема передачи выполненных работ, а также документы об оплате выполненных работ отсутствуют  в связи с тем, что рекламу изготавливал сам» (вх.№15158 от 13.08.2020г.).

Данная реклама нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в части то, что:

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламируемом товаре, услуге, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

          Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем (ИП <…>) и осуществляемой им деятельности.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В данном случае использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования путем употребления словосочетания «У нас самые низкие цены в городе» без указания критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение, вводит потребителей и хозяйствующие субъекты в заблуждение.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.

14.08.2020 года Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу №ТО002/05/5-1063/2020 было принято решение: признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Выдать предписание – ИП <…> о прекращении нарушения законодательства о рекламе, передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения административного дела в отношении ИП <…>., предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 14.08.2020г.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «Хоум Стайл. У нас САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ в городе», расположенная в здании по адресу: Республика Башкортостан,  г. Стерлитамак, ул. Артема, д. 139, рекламодатель ИП <…> ненадлежащей, поскольку она нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <…>

Решение изготовлено в полном объеме 18.08.2020г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны