Решение б/н Нарушение в рекламе финансовых услуг от 10 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <…>

(редакция газеты «Купи-продай в РБ»)

453101, Республика Башкортостан,

г. Стерлитамак, ул. Мира, 1Б, оф. 211

 

Заявитель:

Уральское главное управление

Центрального банка Российской Федерации отделение – национальный банк по Республике Башкортостан

450008, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Театральная, 3

 

РЕШЕНИЕ

(по делу № 002/05/28-1789/2020)

10.07.2020 года

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<…> – заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<…> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев обращение Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации отделение – национальный банк по Республике Башкортостан (далее по тексту – Отделение НБ по РБ) (исх. № Т580-20-5-5/3633 от 01.06.2020) (вх. № 10139 от 02.06.2020) содержащее информацию о признаках нарушения части 1 и части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее по тексту УФАС по РБ) поступило обращение Отделения НБ по РБ о признаках нарушения требований ФЗ «О рекламе».

В обращении сообщается, что в еженедельной рекламной газете «Купи-продай в РБ» в выпусках:

- № 40 (763) от 22.10.2019 года, 4 страница;

- № 39 (762) от 15.10.2019 года, 4 страница;

размещена реклама следующего содержания:

 

имеющая признаки нарушения части 1 и части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

22.06.2020 года УФАС по РБ вынесено определение о возбуждении дела № 002/05/28-1789/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10.07.2020 года.

10.07.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе посредством использования аудио/видеоконференцсвязи присутствовал:

- <…> (доверенность № ДВР18-Т5/194 от 12.09.2018) – представитель Отделения НБ по РБ.

Почтовое уведомление, с извещением о дате, времени и месте направленное в адрес редакции газеты «Купи-продай в РБ», вернулось в УФАС по РБ с отметкой о вручении – 29.06.2020 года.

10.07.2020 года от ИП <…> (редакция газеты «Купи-продай в РБ») посредством электронной почты поступили запрошенные сведения (документы и материалы) (вх. № 12891 от 10.07.2020).

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что реклама:

 

размещенная в еженедельной рекламной газете «Купи-продай в РБ» в выпусках:

- № 40 (763) от 22.10.2019 года, 4 страница;

- № 39 (762) от 15.10.2019 года, 4 страница;

нарушает часть 1 и часть 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в еженедельной рекламной газете; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации) (пункт 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Из содержания текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступают услуги займа, то есть финансовая услуга.

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Статья 28 ФЗ «О рекламе» устанавливает специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Потребителю важно знать, какое лицо делает предложение о финансовой услуге. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В рассматриваемой рекламе информация о лице, предоставляющая услуги займа, а также указание на организационно - правовую форму отсутствует.

Согласно части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.12.2013 г. N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Согласно сведениям, имеющимся в базах данных ФНС России, указанный в рекламном объявлении ОГРН фактически является ОГРНИП 312028027500012 и принадлежит ИП <…> ИП не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов.

Таким образом, данная реклама нарушает часть 1 и часть 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

ИП <…> (редакция газеты «Купи-продай в РБ») были представлены письменные пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела (вх. № 12891 от 10.07.2020) в которых главный редактор СМИ сообщил: «…договор об оказании услуг с ИП <…> не был подписан по причине нежелания заказчика добавить информацию в рекламу. Переговоры велись устно».

В соответствии с частью 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного Закона несет рекламодатель и рекламораспространитель, ответственность за нарушение части 14 статьи 28 несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

В силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

На основании пояснений главного редактора (вх. № 12891 от 10.07.2020), а также в связи с тем, что иных сведений (документов и материалов) о рекламодателе спорной рекламы в адрес УФАС по РБ, ИП <…> (редакция газеты «Купи-продай в РБ»), не представлено, Комиссией принято решение признать ИП <…> рекламораспространителем и рекламопроизводителем данной рекламы.

Таким образом, ИП <…> выступил лицом, осуществившим приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму и распространившим её.

Из выходных данных еженедельной рекламной газете «Купи-продай в РБ» и представленных сведений (документов и материалов) следует, что учредителем газеты является ИП <…>., главным редактором СМИ <…>.

Согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2121-1 «О средствах массовой информации» редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Пунктом 2.2 устава редакции газеты «Купи-Продай в РБ» установлено:

- учредитель обязан: не вмешиваться в профессиональную деятельность Редакции, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, настоящим Уставом.

Пунктом 5 установлено:

- 5.1 Управление редакцией осуществляют Учредитель и выпускающий редактор, в пределах своей компетенции, установленной настоящим Уставом и иными документами Учредителя.

-5.3 Текущей деятельностью Редакции руководит главный редактор. Главный редактор в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, а также Уставом и иными документами Учредителя и настоящим Уставом. Главный редактор несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Комиссией принято решение о выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <…>., так как на заседание Комиссии, доказательства устранения правонарушения не были представлены.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 10.07.2020 года.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать ИП <…>. рекламопроизводителем и рекламораспространителем данной рекламы.

2. Признать рекламу

 

размещенную в еженедельной рекламной газете «Купи-продай в РБ» в выпусках:

- № 40 (763) от 22.10.2019 года, 4 страница;

- № 39 (762) от 15.10.2019 года, 4 страница, ненадлежащей, поскольку она нарушает требования части 1 и части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ИП <…>, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям пункта 1 части 3статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного редактора еженедельной рекламной газете «Купи-продай в РБ» <…>.

Решение изготовлено в полном объеме 15.07.2020 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны