Решение б/н Решение по жалобе № 123-18.1/14 в отношении ООО «Башэнергоне... от 18 января 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 123-18.1/14
12.05.2014 г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:
Председатель Комиссии:
<…> - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
<…> – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
<…> – главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
в присутствии:
от Заказчика: <…> (доверенность № ДОВ/54073/15 от 29.04.2015), <…> (доверенность № 55/15 от 10.03.2015),
рассмотрев жалобу ООО «Тюменские аэрозоли» на действия Заказчика – ООО «Башэнергонефть» при проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку продукции: «Репелленты» (извещение № БЭН/54-0128/1-15 от 12.03.2015), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО «Тюменские аэрозоли» на действия Заказчика – ООО «Башэнергонефть» при проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку продукции: «Репелленты» (извещение № БЭН/54-0128/1-15 от 12.03.2015).
Заявитель считает, что при проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку продукции: «Репелленты» (извещение № БЭН/54-0128/1-15 от 12.03.2015), Заказчиком неправомерно недопущено к участию в закупке ООО «Тюменские аэрозоли», кроме того, установленное в закупочной документации требование о наличии сертификата соответствия ТР ТС 019/2011 ограничивает конкуренцию, т.к. данное требование является не исполнимым.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 08.05.2015 исх. № 1814.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в заседании, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалобы № 124-18.1/15 на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», пришла к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.ч 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, ФЗ-223 ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
ООО «Башэнергонефть» разработано Положение о закупках, которое утверждено решением единственного участника ООО «Башэнергонефть» - ОАО АНК «Башнефть» и размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность предприятия, в котором содержатся требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
12.03.2015 Заказчиком – ООО «Башэнергонефть» на сайте www.b2b-center.ru размещено извещение № БЭН/54-0128/1-15 о проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку продукции: «Репелленты». Начальная (максимальная) цена договора – 266 632,80 руб.
Таблицей 1 Документации о закупке предусмотрен перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, в том числе требования о предоставлении справки из банка, в котором открыт счет контрагента, с которого будут осуществляться расчеты по заключаемому договору, о наличии или отсутствии ссудной и иной задолженности за подписью уполномоченного представителя банка, заверенная печатью банка (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и сертификата соответствия ТР ТС 019/2011.
Желая принять участие в данной закупке, ООО «Тюменские аэрозоли» подало заявку на участие в запросе котировок цен в электронной форме на поставку продукции: «Репелленты», предложив продукцию по цене 192063, 58 руб.
Согласно Протоколу № 28 от 07.04.2015 «Рассмотрения заявок участников» на участие в запросе котировок цен в электронной форме на поставку продукции: «Репелленты» подано 7 заявок от следующих участников: ООО «Тюменские аэрозоли», ООО «ТД Спецтехснаб», ООО ТД «РОСТ», ООО «Ивановская текстильная компания», ООО «СпецКомплект», ООО «ПК «Уралстройинвест» и ЗАО ТД «Восток-Сервис-Уфа».
На основании п.п. 5.5 Положения о закупках ООО «Башэнергонефть» Заказчиком принято решение отправить участникам закупки запрос о предоставлении недостающих документов и сведений.
В п. 1 протокола № 28 от 07.04.2015 «Рассмотрения заявок участников» указано, что ООО «Тюменские аэрозоли» отправлен запрос о предоставлении справки из банка, в котором открыт счет контрагента, с которого будут осуществляться расчеты по заключаемому договору, о наличии или отсутствии ссудной и иной задолженности за подписью уполномоченного представителя банка, заверенная печатью банка (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и сертификата соответствия ТР ТС 019/2011.
Как указывает Заявитель, в соответствии с полученным запросом ООО «Тюменские аэрозоли» представило через торговую площадку системы b2b-center запрашиваемые Заказчиком документы и сведения.
Согласно Протоколу № 33 от 23.04.2015 «Рассмотрения заявок участников»
ООО «Тюменские аэрозоли» отказано в допуске к участию в закупке по причинам несоответствия предложения участника критериям допуска, а именно:
1) не представлена справка из банка, в котором открыт счет контрагента, с которого будут осуществляться расчеты по заключаемому договору, о наличии или отсутствии ссудной и иной задолженности за подписью уполномоченного представителя банка, заверенная печатью банка (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
2) представленный сертификат не соответствует ТР ТС 019/2011.
Между тем, анализируя заявку ООО «Тюменские аэрозоли», Комиссия Башкортостанского УФАС России отмечает наличие справки из банка, в котором открыт счет контрагента, с которого будут осуществляться расчеты по заключаемому договору, о наличии или отсутствии ссудной и иной задолженности за подписью уполномоченного представителя банка, заверенная печатью банка (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Заказчиком данный факт подтвержден и не оспорен.
Таким образом, довод Заявителя в части необоснованного недопуска к участию в закупке по причине отсутствия справки из банка, Комиссия считает состоятельным.
Кроме того, заявка ООО «Тюменские аэрозоли» содержит сертификат соответствия № 0909078. Как указывает Заявитель, сертификат соответствия ТР ТС 019/2011 представить невозможно, между тем, представленный сертификат № 0909078 аналогичен сертификату соответствия ТР ТС 019/2011.
В силу части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовы- ми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Указанное в закупочной документации требование о наличии сертификата соответствия ТР ТС 019/2011, не нарушает запретов, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, и направлено на определение потребностей заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика и не противоречат положениям части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, из положений которого следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Сам по себе факт установления данного требования, не свидетельствует об ограничении количества участников закупки, поскольку в соответствии с представленными документами, на участие в конкурсе было подано 7 заявок.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованности в заключении договора, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников конкурса.
Кроме того, для целей применения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольному органу недостаточно установить, что заказчиком, действующем в рамках Закона № 223-ФЗ, выбран товар определенного производителя, а необходимо также установить направленность его действий на ограничение конкуренции. Более того, Заявителем в рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что действия Заказчика привели к нарушению основополагающих принципов закупки, предусмотренных частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Указанное требование, в части наличия сертификата соответствия ТР ТС 019/2011, не влечет за собой ограничение количества участников, а также не представлено доказательств того, что это привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что позволило бы квалифицировать действия заказчика, как нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».
Доказательства, свидетельствующие о том, что вышеуказанное требование, создало одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а действия заказчика, направлены на ограничение количества участников, заявителем также не представлены.
Согласно п. 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (вместе с "ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты"), документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - Регламент), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 февраля 2014 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Предлагаемая продукция (Репелленты) относящаяся к «Средствам индивидуальной защиты дерматологическим» согласно п.9 Приложения 2. Регламента подпадает к типам средств индивидуальной защиты, на которые распространяется действие регламента п.8 Приложения 1. Регламента и подлежит сертификации согласно п.42 Приложения 4. Регламента.
Средства индивидуальной защиты дерматологические входят в список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств - членов таможенного союза п.8 Приложение 5. Регламента.
Кроме того, Комиссия Башкортостанского УФАС России отмечает, что допущенным участником ООО "Ивановская текстильная компания" данный документ - Сертификат соответствия ТР ТС 019/2011 был предоставлен.
Согласно ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного Комиссия, изучив нормативно-правовые акты, регламентирующие рассматриваемые вопросы, установленные на заседании Комиссии обстоятельства, непосредственно касающиеся предмета настоящей жалобы, пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу об обоснованности доводов жалобы.
Учитывая, что заявка ООО «Тюменские аэрозоли» по причине непредставления сертификата соответствия ТР ТС 019/2011 была отклонена правомерно, Комиссия приняла решение предписание не выдавать.
Согласно ч. 3 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 4, частью 20 статьи 18.1, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Тюменские аэрозоли» на действия Заказчика – ООО «Башэнергонефть» при проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку продукции: «Репелленты» (извещение № БЭН/54-0128/1-15 от 12.03.2015), обоснованной.
Председатель комиссии <…>
Члены комиссии <…>
<…>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд.