Решение б/н Решение и предписание № 144-А-210/10-15 в отношении ООО «Вир... от 7 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

      РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № А-210/10-15

 

Резолютивная часть решения оглашена 30.09.2015

В полном объеме решение изготовлено 02.10.2015                                                                                                                                                                                                                                                                                   г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной  службы  по Республике Башкортостан;

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

в присутствии:

представителей заявителя – директора ООО «Ферроком» <…>, <…> (доверенность отсутствует),

в отсутствие представителя ответчика - ООО «Вираж», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № А-210/10-15 по признакам нарушения ООО «Вираж» (420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул.Складская, д.2, ИНН 1624005650) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение ООО «Ферроком» от 20.07.2015 вх.№9963 на действия ООО «Вираж», выразившиеся в самостоятельном установлении размера платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, заключении договора №Ж/Д-6/1 на транспортное обслуживание по подаче и уборке вагонов от 23.12.2013, не соответствующего требованиям законодательства, удержании вагонов ООО «Ферроком» и взыскании необоснованной платы за время их простоя.

По результатам рассмотрения заявления установлено следующее.

Отношения сторон по вопросу заключения договора и исполнения договорных обязательств, в том числе, по вопросу порядка оплаты по договору носят гражданско-правовой характер.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 №1812/06, антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.

Вместе с тем, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан установлено также следующее.

Между ООО «Вираж» и ООО «Ферроком» заключен договор № Ж/Д-6 на транспортное обслуживание по подаче и уборке вагонов от 23.12.2013, в соответствии с которым ООО «Вираж» обязуется оказать транспортные услуги по подаче и уборке вагонов, прибывающих в адрес ООО «Ферроком», по железнодорожным путям общего и необщего пользования, в том числе, принадлежащим «Вираж».

В соответствии с дополнительным соглашением № Ж/Д-6/1 к указанному договору установлен размер платы за транспортные услуги по подаче и уборке вагонов:

- подача-уборка вагонов 5612 руб./вагон без НДС;

- плата за пользование путями необщего пользования, принадлежащих ООО «Вираж» 1525 руб./вагон без НДС;

- отстой вагонов 306 руб./вагон без НДС;

- подача-уборка вагонов 2806 руб./вагон без НДС;

- плата за маневровую работу 2000 руб./вагон без НДС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В указанный перечень включены в том числе, транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Согласно п. 1.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05.09.2013 № 404, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Башкортостан, а также контроль за их применением.

С целью обеспечения единообразного подхода для всех хозяйствующих субъектов к процедуре рассмотрения экономической обоснованности тарифов Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам руководствуется Методическими рекомендациями по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом,  утвержденными Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации от 20.12.2001 № АН-104-р.

В соответствии с п.1.1 Методических рекомендаций по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, утвержденных Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации от 20.12.2001 № АН-104-р, к работам и услугам, выполняемым промышленным железнодорожным транспортом, относятся:

- подача и уборка вагонов к грузовым фронтам;

- другие технологические операции, обеспечивающие завоз, вывоз, внутреннюю транспортировку грузов и погрузочно-разгрузочные работы.

Таким образом, оказываемые ООО «Вираж» услуги подлежат государственному регулированию.

ООО «Вираж» в нарушение установленного порядка ценообразования самостоятельно определило цену на услуги с применением тарифов, не утвержденных для ООО «Вираж» Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции Башкортостанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела в отношении ООО «Вираж» (420054, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Складская, д.2, ИНН 1624005650) по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии 30.09.2015 представители ООО «Ферроком» поддержали доводы, изложенные в заявлении. Также пояснили, что невозможна подача вагонов для ООО «Ферроком», минуя железнодорожный путь необщего пользования,  принадлежащий ООО «Вираж».

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.08.2008, свидетельству о государственной регистрации права от 21.01.2009 ООО «Ферроком» на праве собственности принадлежит ж/д тупик от стрелки к складу оборудования, а также склад № 13 общей площадью 2154,2 кв.м., адрес объекта: г.Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Путейская, д. 25. 

Согласно письму ООО Ферроком» от 20.07.2015 вх.№ 9963 от погрузочно-разгрузочных фронтов ООО «Ферроком» (ж/д тупик к складу № 13) до путей общего пользования ОАО «РЖД» (станция Бензин КбШ. ж.д.) имеется выход только через ж/д пути необщего пользования, принадлежащие ООО «Вираж» на праве собственности, иных путей примыкающих к данной станции для выхода ж/д вагонов не имеется. Подача вагонов, минуя ж/д путь необщего пользования, принадлежащий ООО «Вираж», невозможна.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 17.08.2010, 13.09.2010, 16.09.2010 ООО «Вираж» принадлежат на праве собственности ж/д путь от стрелки 721 до упора, адрес объекта: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Путейская, д. 25; ж/д подъездной от стрелки №1, адрес объекта: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Путейская, д. 25; подъездное ж/д, адрес объекта: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул.Путейская, д. 25; ж/д выставочный на ст. Бензин КБШ, адрес объекта: г.Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Путейская, д. 25.

Между ООО «Вираж» и ООО «Ферроком» заключен договор № Ж/Д-6 на транспортное обслуживание по подаче и уборке вагонов от 23.12.2013, в соответствии с которым ООО «Вираж» обязуется оказать транспортные услуги по подаче и уборке вагонов, прибывающих в адрес ООО «Ферроком», по железнодорожным путям общего и необщего пользования, в том числе, принадлежащим «Вираж».

В соответствии с дополнительным соглашением № Ж/Д-6/1 к указанному договору от 23.12.2013 установлен размер платы за транспортные услуги по подаче и уборке вагонов:

- подача-уборка вагонов 5612 руб./вагон без НДС;

- плата за пользование путями необщего пользования, принадлежащих ООО «Вираж» 1525 руб./вагон без НДС;

- отстой вагонов 306 руб./вагон без НДС;

- подача-уборка вагонов 2806 руб./вагон без НДС;

- плата за маневровую работу 2000 руб./вагон без НДС.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) железнодорожные пути необщего пользования – это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Владелец железнодорожного пути необщего пользования – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст.60 Устава отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

Согласно ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В указанный перечень включены в том числе, транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Согласно п. 1.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05.09.2013 № 404, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Башкортостан, а также контроль за их применением.

С целью обеспечения единообразного подхода для всех хозяйствующих субъектов к процедуре рассмотрения экономической обоснованности тарифов Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам руководствуется Методическими рекомендациями по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом,  утвержденными Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации от 20.12.2001 № АН-104-р (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с п.1.1 Методических рекомендаций к работам и услугам, выполняемым промышленным железнодорожным транспортом, относятся:

- подача и уборка вагонов к грузовым фронтам;

- другие технологические операции, обеспечивающие завоз, вывоз, внутреннюю транспортировку грузов и погрузочно-разгрузочные работы.

Таким образом, оказываемые ООО «Вираж» транспортные услуги по подаче и уборке вагонов, пользованию путями необщего пользования, отстою вагонов, маневровой работе подлежат государственному регулированию.

ООО «Вираж» в нарушение установленного порядка ценообразования самостоятельно определило цену на услуги.

Согласно письму ООО «Вираж» от 24.09.2015 вх.№ 13600 ООО «Вираж» использует тарифы исходя из договора, заключенного с предыдущим пользователем железнодорожных путей ООО «ППЖТ» ОАО «Башстройтранс».

В соответствии с письмом Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 09.12.2013 № 2947-03 Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам уведомил ООО «Вираж» о том, что применение тарифов, согласованных письмом Министерства экономического развития Республики Башкортостан от 28.11.2006 № 13-2577 по станции «Химическая» для ООО «ППЖТ» ОАО «Башстройтранс» неправомерно, а также уведомил о необходимости предоставления необходимых документов для установления тарифов на услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования.

Вместе с тем, указанные тарифы, утвержденные в установленном порядке для ООО «Вираж», на настоящий момент отсутствуют.

В соответствии с ч.1, ч. 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

С учетом изложенного, только ООО «Вираж» как собственнику железнодорожного пути необщего пользования принадлежит право предоставлять услуги по использованию подъездного пути. ООО «Вираж» является единственным продавцом услуг на локальном рынке предоставления услуг по использованию вышеуказанных железнодорожных путей необщего пользования.

Исходя из информации,  предоставленной ООО «Ферроком», невозможна подача вагонов минуя ж/д путь необщего пользования,  принадлежащий ООО «Вираж». Отсутствие возможности подачи вагонов, минуя ж/д путь необщего пользования,  принадлежащий ООО «Вираж», подтверждается схемами расположения железнодорожных путей, представленными в материалы дела.

Кроме того, отсутствует альтернативная возможность перевозки грузов автотранспортом, поскольку такая перевозка увеличивает себестоимость продукции, а также в связи с тем,  что в соответствии с заключенными договорами поставка предусмотрена ж/д транспортом.

ООО «Вираж», являясь владельцем ж/д пути необщего пользования на ст.Бензин КбШ, принадлежащих ему на праве собственности,  в отсутствие иной возможности перевозки грузов ООО «Ферроком» кроме как по указанному пути,  способно оказать решающее влияние на общие условия обращения товара.   

Указанные выводы также подтверждаются решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.06.2014 по делу № А07-2898/2014.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в п.3 Постановления от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснил, что заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом (статья 60 Устава).

В соответствии с ч.1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В нарушение вышеуказанных требований ООО «Вираж» заключен договор с ООО «Ферроком» с применением тарифов, не утвержденных для ООО «Вираж» Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Действия ООО «Вираж», выразившиеся в установлении в дополнительном соглашении № Ж/Д-6/1 к договору № Ж/Д-6 на транспортное обслуживание по подаче и уборке вагонов от 23.12.2013, размера платы за транспортные услуги по подаче и уборке вагонов в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, являются действиями занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых явилось ущемление интересов ООО «Ферроком», налагают на заявителя  неразумные ограничения и ставятся необоснованные условия реализации своих прав на установление размера платы за транспортные услуги по подаче и уборке вагонов в установленном нормативными правовыми актами порядке, что является нарушением  п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России, 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Вираж» (420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул.Складская, д.2, ИНН 1624005650) нарушившим п. 10 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции, в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в установлении в дополнительном соглашении № Ж/Д-6/1 к договору № Ж/Д-6 на транспортное обслуживание по подаче и уборке вагонов от 23.12.2013, платы за транспортные услуги по подаче и уборке вагонов в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которых явилось ущемление интересов ООО «Ферроком».

2. Выдать ООО «Вираж» предписание об устранении иных нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

<…>

       

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии со ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 144-А-210/10-15

02.10.2015                                                                                                                                                                                г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной  службы  по Республике Башкортостан

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<…> – ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего решения от 30.09.2015 (в полном объеме решение изготовлено 02.10.2015) по делу № А-210/10-15 о нарушении ООО «Вираж» (420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул.Складская, д.2, ИНН 1624005650) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.   ООО «Вираж» (420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул.Складская, д.2, ИНН 1624005650) в срок до 01.12.2015 прекратить нарушение требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

утвердить тарифы на транспортные услуги по подаче и уборке вагонов, указанные в дополнительном соглашении № Ж/Д-6/1 к договору № Ж/Д-6 на транспортное обслуживание по подаче и уборке вагонов от 23.12.2013, в Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам и использовать утвержденные тарифы при осуществлении расчетов за оказанные услуги в деятельности ООО «Вираж».

  1. О выполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в срок не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

 

 

<…>

 

<…>

<…>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны