Решение б/н Решение и предписание по делу №151-А- 227/15-15 в отношении ... от 19 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

      РЕШЕНИЕ

                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                    г. Уфа, ул. Пушкина, 95                                                                   

Резолютивная часть объявлена 20.10.2015.

В полном объеме решение изготовлено 03.11.2015.

                                                                                                               

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

<….> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<….> – главный государственный инспектор отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

<….> – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

<….> – старший специалист I разряда отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

в присутствии:

представителей по доверенности ЗАО СП «Брянсксельмаш» - <….> и <….>;

представителя  по доверенности Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан – <….>,

рассмотрев дело №А-227/15-15, возбужденное в отношении Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

 УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение ЗАО СП «Брянсксельмаш» (вх.№11431 от 14.08.2015) на действия Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, выразившиеся в принятии акта, который приводит либо может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке производства сельскохозяйственной техники.

Согласно обращения Заявителя, Министерством сельского хозяйства по Республике Башкортостан утвержден Приказ № 147 от 18.05.2015 «О внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 03.04.2012 №60 «О реализации постановления Правительства Республики Башкортостан №79 от 23.03.2012» (далее – Приказ № 147 от 18.05.2015), которым определен список хозяйствующих субъектов, подлежащих субсидированию средствами из бюджета республики.

Заявитель в своей жалобе указывает, что данным нормативным актом, Министерство сельского хозяйства по Республике Башкортостан необоснованно исключило из перечня подлежащей субсидированию сельскохозяйственной техники ЗАО СП «Брянсксельмаш» - российского производителя зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов марки «Полесье».

При этом согласно Заявлению, на протяжении четырех лет, Министерство
сельского хозяйства Республики Башкортостан не ограничивало предоставление
субсидий по технике отечественного производства.

Согласно ч.1 ст .15 Федеральным органам исполнительной власти, органам
государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам либо организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных либо муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях Министерства сельского хозяйства по Республике Башкортостан при утверждении Приказа № 147 от 18.05.2015 имеются признаки нарушения ч.1 ст .15 Закона о защите конкуренции, поскольку данный акт Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан приводит либо может привести к ограничению конкуренции на рынке поставки сельскохозяйственной техники.

Антимонопольный орган, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" уполномочен выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 02.09.2015 приказом УФАС по РБ №637 возбуждено дело №А-227/15-15 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ.

Изучив все представленные документы и материалы, исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Согласно информации и документам, представленным ЗАО СП «Брянсксельмаш», Заявитель является российским производителем зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов марки Полесье.

С 2005 года ЗАО СП «Брянсксельмаш» организовывалась поставка техники собственного производства по всем субъектам Российской Федерации, в том числе в Республику Башкортостан.

С 2012 года, согласно Постановлению Правительства от 23.03.2012 № 79 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники», Правительство Республики Башкортостан выделяло средства на поддержку сельского хозяйства с целью обновления изношенного парка сельскохозяйственных машин из бюджета Республики Башкортостан непосредственно хозяйствам республики.

На основании вышеуказанного Постановления, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан Приказом от 03 апреля 2012 года № 60 «О реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 марта 2012 года №79» ежегодно (путем внесения изменений) утверждало номенклатуру и ставки подлежащей субсидированию техники.

Вместе с этим, Приказом от 18.05.2015 №147 Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан внесены изменения в Приказ от 03.04.2012 №60 «О реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.03.2012  №79», согласно которому, изменена номенклатура подлежащей субсидированию сельскохозяйственной техники по наименованиям и производителям.

Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства по Республике Башкортостан № 147 от 18.05.2015, хозяйства, приобретающие новые сельскохозяйственные машины и оборудование отечественного производства, могут рассчитывать на финансовую помощь из бюджета Республики Башкортостан только на технику ограниченного числа производителей и наименования.

Письмом вх.№13620 от 25.09.2015 Министерство сельского хозяйства по Республике Башкортостан сообщило следующее.

Перечень субсидируемых видов техники на текущий год в соответствии с приоритетами технической оснащенности сокращен и сформирован, прежде всего, на основании федерального порядка субсидирования производителей сельскохозяйственной техники российского производства (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432 «Об утверждении порядка субсидирования российских производителей сельскохозяйственной техники»). Данный порядок распространяется на перечень зерноуборочных комбайнов и тракторов высокой единичной мощности.

Данное решение, согласно письменным пояснениям ответчика, связано с наличием на рынке большого количества зарубежной техники, сертифицированной в Российской Федерации в отсутствии реального производства. Кроме того, с учетом необходимости развития производственного потенциала республиканских предприятий сельскохозяйственного машиностроения, создания новых рабочих мест и увеличения налогооблагаемой базы субсидированию подлежит техника, серийно изготавливаемая и модернизируемая на территории Республики Башкортостан, которая максимально адаптирована к местным почвенноклиматическим условиям.

Вместе с этим, Комиссия критично относится к данным доводам ответчика, в связи с тем что Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432 «Об утверждении порядка субсидирования российских производителей сельскохозяйственной техники» не устанавливает правовых оснований для утверждения номенклатуры подлежащей субсидированию техники органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Комиссия замечает, что утверждение номенклатуры ограниченного вида субсидируемой техники и размеров субсидии по видам техники, вызывает заинтересованность сельхозтоваропроизводителей в приобретении только сельскохозяйственной техники, утвержденной в Приложении №2 Приказа министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 18.05.2015 №147.

Таким образом, установление Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан номенклатуры по определенным видам, маркам субсидируемой сельскохозяйственной техники, а также установления размеров компенсации по видам (ставки субсидии) сельскохозяйственной техники, ограничивает сельхозтоваропроизводителей в выборе приобретаемой сельскохозяйственной техники и ущемляет интересы производителей сельскохозяйственной техники, не включенных в данную номенклатуру, к числу которых относится заявитель.

Согласно п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам либо организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных либо муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (либо) осуществлять действия (бездействие), которые приводят либо  могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (либо) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно правовой позиции, изложенной в п.8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Определением Башкортостанского УФАС России от 30.09.2015 (исх.№5/12611) была запрошена информация о наличии нормативно правового акта Российской Федерации, на основании которого был принят Приказ №147. Запрашиваемая норма федерального закона со стороны Министерства сельского хозяйства по Республике Башкортостан, на заседании Комиссии представлена не была.

На основании изложенного, действия Министерства сельского хозяйства по Республике Башкортостан, выраженные в утверждении Приказа № 147 от 18.05.2015, приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке производства сельскохозяйственной техники.

На основании изложенного, Комиссия установила, что Министерство сельского хозяйства по Республике Башкортостан, совершило действия, недопустимые в соответствии с ч.1 ст .15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в принятии Приказа № 147 от 18.05.2015 «О внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 03.04.2012 №60 «О реализации постановления Правительства Республики Башкортостан №79 от 23.03.2012», определяющий исчерпывающий список хозяйствующих субъектов, подлежащих субсидированию средствами из бюджета республики.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия УФАС по РБ,

РЕШИЛА:

1. Признать Министерство сельского хозяйства по Республике Башкортостан (450008, РБ, г. Уфа, ул. Пушкина, 106) нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан (450008, РБ, г. Уфа, ул. Пушкина, 106) предписание об устранении нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем внесения изменений в Приказ № 147 от 18.05.2015 «О внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 03.04.2012 №60 «О реализации постановления Правительства Республики Башкортостан №79 от 23.03.2012» .

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       <….>

 

Члены Комиссии:                                                                                               <….>

 

 

   

ПРЕДПИСАНИЕ №151-А- 227/15-15

 

03.11.2015                                                                                                                                                                                                                                                г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

<….> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<….> – главный государственный инспектор отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

<….> – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

<….> – старший специалист I разряда отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 20.10.2015 (в полном объеме решение изготовлено 03.11.2015) по делу №А-227/15-15 о нарушении Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан (450008, РБ, г. Уфа, ул. Пушкина, 106)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан (450008, РБ, г. Уфа, ул. Пушкина, 106)  в срок до 25.12.2015 с момента получения настоящего решения и предписания, прекратить выявленные нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем внесения изменений в Приказ № 147 от 18.05.2015 «О внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 03.04.2012 №60 «О реализации постановления Правительства Республики Башкортостан №79 от 23.03.2012» .

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии                                                                                    <….>

 

Члены Комиссии:                                                                                             <….>

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: Невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны