Решение б/н в газете «Мир вакансий» №27 (201) от 07.10.2019г. на стр. 1 ... от 30 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ИП <...>

(редакция газеты «Мир вакансий»)

453124, РБ, г.Стерлитамак, ул.Худайбердина 46 (здание банка «Ашкадар»), 3 этаж, офис 318

mir-str@bk.ru

 

Заявитель:

(вх. №18639 от 14.11.2019г.)

 

 

РЕШЕНИЕ

(по делу № ТО002/05/24-21/2020)

 

30.01.2020 г.

г.Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<...>– заместитель руководителя –начальник  отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:                       

<...> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы,

 рассмотрев обращение заявителя б/н от 07.11.2019г. (вх. №18639 от 14.11.2019г.) (срок обращения продлен) по вопросу распространения рекламы в газете «Мир вакансий» №27 (201) от 07.10.2019г. на стр. 1, рекламораспространитель – ИП <...>(453124, РБ, г. Стерлитамак, ул. Худайбердина, д. 46, оф. 318), 

в отсутствии: ИП <...>;

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы,  создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы  (приложение №1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 №649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.

В УФАС по РБ поступило обращение заявителя б/н от 07.11.2019г. (вх. №18639 от 14.11.2019г.) (срок обращения продлен) по признакам нарушения закона о рекламе, размещенной в газете «Мир вакансий» №27 (201) от 07.10.2019г. на стр. 1 следующего содержания: «Гадания. Привороты. Снятие порчи. Лечение алкогольной зависимости. 89872434028. Реклама», рекламораспространитель – ИП <...> (453124, РБ, г. Стерлитамак, ул. Худайбердина, д. 46, оф. 318).

Реклама: «Гадания. Привороты. Снятие порчи. Лечение алкогольной зависимости. 89872434028. Реклама» имеет признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» в части того, что:

- реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 указанного закона несет рекламораспространитель и рекламодатель.

Согласно ответу Территориального органа Росздравнадзора по Республике Башкортостан (вх. №20323 от 10.12.2019г.): «…Согласно п.4,7,8,10 статьи 2 федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»(с изм.и доп.):

-медицинская услуга-это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний,

-диагностика-комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний,

-лечение-комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни,

- медицинская деятельность- профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи.

Согласно Международной классификации болезней 10 пересмотра(МКБ-10) указанная в рекламном материале «алкогольная зависимость» относится к классу-Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ(F10-F19)-F10 Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя(Алкоголизм)-F10.0 Острая интоксикация-F10.1.Пагубное употребление-F10.2 Синдром зависимости(Алкоголизм). В этой связи используемая в рекламном материале фраза «Лечение алкогольной зависимости» прямо относит рекламируемую деятельность к медицинской деятельности. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в рекламном материале рекламируются методы профилактики, диагностики, лечения. В оказании медицинской помощи пациентам с алкогольной зависимостью должны участвовать врачи психиатры-наркологи при наличии лицензии на медицинскую деятельность с указанием соответствующих работ(услуг)»(вх.№20323 от 10.12.2019г.)

В данном случае в рекламе отсутствует пометка о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

21.01.2020г. от ИП <...> поступили письменные пояснения: «Настоящим сообщаю, что я размещала рекламу: «Гадания.Привороты. Порчи.Лечение алкогольной зависимости.89872434028. Не вижу здесь нарушений закона о рекламе части 7 ст. 24, это ни медицинские услуги, ни методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, это относится к нетрадиционной (виртуальной-взмахи руками) медицине. Приворот и порча, в этом же ряду и снятие алкогольной зависимости на гадальных картах ТАРО не являются медицинскими услугами, методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Автором объявления является моя родственница, этот макет я размещала бесплатно. Но для того, чтобы больше ни у кого не было сомнений, обязуюсь убрать из объявления слова «Лечение алкогольной зависимости» в следующем выходе газеты 27.01.2020 года (оригинал газеты вышлю)(вх.№771 от 21.01.2020г.)

30.01.2020г.ИП <...> на рассмотрение дела не явилась. Почтовое уведомление о надлежащем извещении в Управление не поступало.

Анализ материалов дела показал, что реклама: «Гадания. Привороты. Снятие порчи. Лечение алкогольной зависимости. 89872434028. Реклама», размещенная в газете «Мир вакансий» №27 (201) от 07.10.2019г. на стр. 1, рекламораспространитель – ИП <...> (453124, РБ, г. Стерлитамак, ул. Худайбердина, д. 46, оф. 318) нарушает часть 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» в части того, что:

- реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 указанного закона несет рекламораспространитель и рекламодатель.

Согласно ответу Территориального органа Росздравнадзора по Республике Башкортостан (вх. №20323 от 10.12.2019г.): «…Согласно п.4,7,8,10 статьи 2 федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»(с изм.и доп.):

-медицинская услуга-это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний,

-диагностика-комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний,

-лечение-комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни,

- медицинская деятельность- профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи.

Согласно Международной классификации болезней 10 пересмотра(МКБ-10) указанная в рекламном материале «алкогольная зависимость» относится к классу-Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ(F10-F19)-F10 Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя(Алкоголизм)-F10.0 Острая интоксикация-F10.1.Пагубное употребление-F10.2 Синдром зависимости(Алкоголизм). В этой связи используемая в рекламном материале фраза «Лечение алкогольной зависимости» прямо относит рекламируемую деятельность к медицинской деятельности. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в рекламном материале рекламируются методы профилактики, диагностики, лечения. В оказании медицинской помощи пациентам с алкогольной зависимостью должны участвовать врачи психиатры-наркологи при наличии лицензии на медицинскую деятельность с указанием соответствующих работ(услуг)»(вх.№20323 от 10.12.2019г.)

В данном случае в рекламе отсутствует пометка о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

           Согласно письменным пояснениям ИП  <...>(вх. №771 от 21.01.2020г.) «Настоящим сообщаю, что я размещала рекламу: «Гадания.Привороты. Порчи.Лечение алкогольной зависимости.89872434028. Не вижу здесь нарушений закона о рекламе части 7 ст. 24, это ни медицинские услуги, ни методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, это относится к нетрадиционной (виртуальной-взмахи руками) медицине. Приворот и порча, в этом же ряду и снятие алкогольной зависимости на гадальных картах ТАРО не являются медицинскими услугами, методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Автором объявления является моя родственница, этот макет я размещала бесплатно. Но для того, чтобы больше ни у кого не было сомнений, обязуюсь убрать из объявления слова «Лечение алкогольной зависимости» в следующем выходе газеты 27.01.2020 года (оригинал газеты вышлю).

Исходя из письменных пояснений установлено, что ИП <...> является рекламодателем и рекламораспространителем.

           В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц;

-направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Согласно выписке из сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ПИ №ТУ 02-01173, учредителем печатного СМИ газеты – «Мир вакансий» является ИП <...>.

С учетом данных обстоятельств установлено, что согласованный макет рекламного модуля, договора на изготовление, распространение и размещение данной рекламы, документы об оплате, акты приемки-сдачи выполненных работ отсутствуют. Исходя из пояснений ИП <...> (вх. №771 от 21.01.2020г.) автором объявления является родственница, рекламу ИП <...> размещала бесплатно.

В данном случае осуществление услуг приворот, порча, снятие алкогольной зависимости на гадальных картах ТАРО может привести к формированию у граждан неверного представления о существе оказываемых услуг.

В связи с вышеизложенным, Комиссией принято решение переквалифицировать указанное нарушение с части 7 статьи 24 на часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу №ТО002/05/24-21/2019 было принято решение: переквалифицировать указанное нарушение с части 7 статьи 24 на часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», признать  указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», признать ИП <...> рекламодателем рекламы: «Гадания. Привороты. Снятие порчи. Лечение алкогольной зависимости. 89872434028. Реклама», размещенная в газете «Мир вакансий» №27 (201) от 07.10.2019г. на стр. 1. В связи с тем, что на момент вынесения решения не было представлено документов, подтверждающих устранение нарушения законодательства о рекламе, Комиссией принято решение о выдаче ИП <...> (453124, РБ, г. Стерлитамак, ул. Худайбердина, д. 46, оф. 318) предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП <...>.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 30.01.2020г.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Переквалифицировать указанное нарушение с части 7 статьи 24 на часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ИП <...> рекламодателем данной рекламы.

3.Признать ненадлежащей рекламу: «Гадания. Привороты. Снятие порчи. Лечение алкогольной зависимости. 89872434028. Реклама»,  размещенную в газете «Мир вакансий» №27 (201) от 07.10.2019г. на стр. 1, рекламодатель и рекламораспространитель – ИП <...> (453124, РБ, г. Стерлитамак, ул. Худайбердина, д. 46, оф. 318), так как она нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

4. В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ИП <...> (453124, РБ, г. Стерлитамак, ул. Худайбердина, д. 46, оф. 318) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно распространение ненадлежащей рекламы: «Гадания. Привороты. Снятие порчи. Лечение алкогольной зависимости. 89872434028. Реклама»,  размещенную в газете «Мир вакансий» №27 (201) от 07.10.2019г. на стр. 1, рекламодатель и рекламораспространитель – ИП <...> (453124, РБ, г. Стерлитамак, ул. Худайбердина, д. 46, оф. 318), так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение изготовлено в полном объеме 07.02.2020г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

                                                     <...>

<...>

<...>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны