Решение б/н решение в полном объеме от 19 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 002/01/15-1960/2023

Резолютивная часть решения оглашена: 10.06.2024

Решение в полном объеме изготовлено: 19.06.2024  г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

членов комиссии:

<...> – заместитель начальника отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

<...> – главный специалист-эксперт контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, (далее – Комиссия),

при участии посредством проведения видео-конференц-связи: согласно протоколу

рассмотрев дело № 002/01/15-1960/2023, возбужденное приказом от 06.10.2023184/23 в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (450008, РБ, г. Уфа, ул. Цюрупы, 13) по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся предоставлении земельного участка ИП Главе КФХ <...>. в отсутствие правовых оснований, в том числе несоблюдении положений ч. 1 ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з (ред. от 02.02.2023) «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» при его предоставлении,


 

УСТАНОВИЛА:


 

Башкортостанским УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) в связи с поступлением заявления Индивидуального предпринимателя Главы крестьянско-фермерского хозяйства <...> (далее — ИП Глава КФХ <...>) рассмотрены действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее — Минземимущество РБ) на предмет нарушения действующего антимонопольного законодательства.

В результате проведенного Управлением анализа установлено, что Минземимуществом РБ по договору аренды от 05.04.2023 № 141-23-31зем ИП главе КФХ <...> предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:31:050801:192, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Кармаскалинский район, в 1730 м. на восток от д. Константиновка, с разрешенным использованием: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, общей площадью 646 670 кв.м. (64 га), в нарушение действующих норм земельного законодательства в части порядка предоставления земельного участка и ч. 1 ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з (ред. от 02.02.2023) «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» в части превышения предельной (максимальной) площади земельного участка, предоставляемого из земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В связи с вышеизложенным, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в адрес Минземимущества РБ выдано предупреждение № 002/01/15-1060/2023 (исх. № АХ/6243/23 от 05.06.2023).

В соответствии с предупреждением Минземимуществу РБ необходимо прекратить совершение вышеуказанных действий путем уведомления <...> о недействительности (ничтожности) договора аренды от 05.04.2023 № 141-23-31зем; осуществления мер, направленных на возврат земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:192, находящегося по адресу: Республика Башкортостан, Кармаскалинский район, в 1730 м. на восток от д. Константиновка, с разрешенным использованием: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, общей площадью 646 670 кв.м.

Вышеприведенные действия необходимо было совершить в срок до 01.08.2023 и сообщить о выполнении данного предупреждения в Башкортостанское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

27.07.2023 в адрес антимонопольного органа поступило письмо Минземимущества РБ, согласно которому «процедура предоставления в аренду земельного участка <...> соблюдена. При этом в части предоставления земельного участка не была соблюдена норма предоставления земельного участка в аренду, предусмотренная ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з (ред. от 02.02.2023) «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан». В адрес <...> подготовлено уведомление о необходимости расторжения договора аренды земельного участка от 05.04.2023 № 141-23-31зем. 14.06.2023 указанное уведомление заказным письмом было направлено арендатору. Ввиду того, что арендатор не ответил на уведомление, Минземимуществом РБ будет направлено исковое заявление в суд. В случае досудебного урегулирования спора, указанные сведения будут предоставлены в УФАС по РБ».

28.07.2023 Минземимуществом РБ в адрес антимонопольного органа направлено ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения № 002/01/15-1060/2023

31.07.2023 антимонопольный орган, рассмотрев заявленное ходатайство, принял решение о его удовлетворении и продлении срока исполнения предупреждения до 01.09.2023.

Несмотря на то, что сроки исполнения предупреждения были продлены, информация об исполнении предупреждения № 002/01/15-1060/2023 в адрес антимонопольного органа не поступила.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, приказом о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 06.10.2023 № 184/23 возбуждено дело № 002/01/15-1960/2023 по признакам нарушения Минземимуществом РБ ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения дела комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ).

Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с ч. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закон № 101-ФЗ).

С 01.01.2023 вступили в силу положения Федерального закона от 14.07.2022 № 316-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения дополнен статьей 10.1, определяющей особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 10.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Из материалов дела следует, что 20.02.2023 в адрес Минземимущества РБ поступило заявление от <...> (вх. № М04ТО-05-24-вх-222-Г) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:192 общей площадью 646 670 кв.м. (64 га) в целях выращивания зерновых и иных культур в аренду на основании ст. 10.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей<...> с 29.08.2019 является индивидуальным предпринимателем главой крестьянско-фермерского хозяйства, основным видом деятельности которого является смешанное сельское хозяйство (ОКВЭД 1.50). Дополнительными видами деятельности являются выращивание зерновых культур и разведение животных.

Комиссией установлено, что 05.04.2023 между Минземимуществом РБ и гражданином <...> заключен договор аренды земельного участка № 141-22-31зем на основании ст. 22, ч. 1 ст. 39.1, п. 12 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, ст. 10.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с условиями договора передается земельный участок с кадастровым номером 02:31:050801:192 общей площадью 646 670 кв.м. (64 га), вид разрешенного использования: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур. Срок аренды: с 05.04.2023 по 04.04.2028. В тот же день в соответствии с актом приема-передачи земельный участок передан арендатору в лице <...>

Письменными пояснениями, представленными в антимонопольный орган <...> (вх. № 5121-ЭП/24 от 29.03.2024), подтверждается, что такой земельный участок предоставлен для осуществления им деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.

Комиссией антимонопольного органа, исходя из представленных материалов дела, в том числе установлено следующее.

Положения ст. 39.17 ЗК РФ устанавливают порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Приказом Минземимущества РБ от 10.05.2017 № 500 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан государственной услуги «Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» (далее — Административный регламент) определен порядок предоставления таких земельных участков.

В соответствии с п. 1.2 Административного регламента заявителями государственной услуги являются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, имеющие право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной собственности, в аренду без проведения торгов (далее - заявитель) в случае предоставления земельного участка, в том числе крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 2.8.1 Административного регламента в заявлении указываются, в том числе реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина). Указанный документ (паспорт) также должен быть приложен заявлению о предоставлении земельного участка.

В соответствии с п. 2.12 Административного регламента основанием для отказа в приеме к рассмотрению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является, в том числе неустановление личности заявителя (представителя заявителя) (непредъявление документа, удостоверяющего личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность), неподтверждение полномочий представителя; несоответствие содержания заявления о предоставлении государственной услуги требованиям, установленным подпунктом 2.8.1 Административного регламента; непредставление документов, указанных в подпунктах 2.8.2 - 2.8.4 Административного регламента.

При этом комиссией установлено, что в заявлении <...> не были указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, а также не приложен указанный документ (паспорт).

Вместе с тем в нарушение требований, установленных ст. 39.17 ЗК РФ, Административным регламентом, Минземимуществом РБ принято и рассмотрено такое заявление, на основании чего между <...> и Минземимуществом РБ заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:192.

При этом ч. 7 ст. 10.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены ограничения предоставления земельных участков, а именно: орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе если площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Законом Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з (ред. от 02.02.2023) «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» (далее — Закон РБ № 59-з) установлено, что предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности составляют от размера среднерайонной земельной доли (пая) до 50 га (ч. 1 ст. 15).

Таким образом, предельный размер земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности не должен превышать 50 га (500 000 кв.м.).

С учетом того, что действующим законодательством установлены ограничения площади земельного участка, возможного к его предоставлению, Минземимуществом РБ в нарушение вышеуказанных норм предоставлен <...> земельный участок, площадью превышающей допустимую.

Исходя из письменных пояснений Минземимущества РБ, последним признается предоставление земельного участка площадью не соответствующей действующему законодательству, в связи с чем 14.06.2023 было направлено уведомление о расторжении договора аренды земельного участка от 05.04.2023 № 141-22-31зем.

Кроме того, п. 1 ч. 7 ст. 10.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения определены обстоятельства, при которых лица, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, обязаны отказать в его предоставлении, а именно: если площадь испрашиваемого земельного участка либо сумма площади уже имеющихся у заявителя и испрашиваемого земельных участков больше установленных законом субъекта Российской Федерации максимальных размеров земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянско-фермерского хозяйства.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы, комиссией антимонопольного органа установлено, что между Минземимуществом РБ и <...>. ранее (до заключения договора аренды от 05.04.2023) были заключены следующие договоры аренды земельных участков:

03.09.2019 на основании ст. 39.15 ЗК РФ заключен договор аренды № 411-19-31зем земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:79, площадью 205 774 кв.м. (20,5 га), с видом разрешенного использования: для животноводства. В соответствии с п. 2.1 договора срок аренды установлен с 03.09.2019 по 02.09.2034.

04.07.2022 на основании ст. 22, ч. 1 ст. 39.1, п. 19 ч. 2 ст. 39.6, ч. 8 ст. 39.8 ЗК РФ заключен договор аренды № 193-22-31зем земельных участков с кадастровыми номерами 02:31:050802:25 и 02:31:050802:26, общей площадью 158 576 кв.м. (15,8 га), с видом разрешенного использования: для сенокошения. В соответствии с п. 2.1 договора срок аренды установлен с 04.07.2022 по 03.07.2025.

21.02.2023 на основании ст. 22, ч. 1 ст. 39.1, п. 19 ч. 2 ст. 39.6, ч. 8 ст. 39.8 ЗК РФ заключен договор аренды № 58-23-31зем земельного участка с кадастровым номером 02:31:050303:143, площадью 556 278 кв.м. (55,6 га), с видом разрешенного использования: для выпаса скота, сенокошения, личного подсобного хозяйства. В соответствии с п. 2.1 договора срок аренды установлен с 21.02.2023 по 20.02.2026.

22.03.2023 на основании п. 19 ч. 2 ст. 39.6, п. 12 ч. 8 ст. 39.8 ЗК РФ заключен договор аренды № 100-23-31зем земельного участка с кадастровым номером 02:31:000000:3942, площадью 57 450 кв.м. (5,7 га), с видом разрешенного использования: для выпаса скота, сенокошения, личного подсобного хозяйства. В соответствии с п. 3.1 договора срок аренды установлен с 22.03.2023 по 21.03.2028.

Учитывая вышеизложенное, <...> на праве аренды на период заключения договора аренды от 05.04.2023 принадлежали земельные участки общей площадью 97,6 га, что является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 10.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Вышеперечисленные договоры являются действующими по настоящее время.

При этом земельные участки с кадастровыми номерами 02:31:050802:25 и 02:31:050802:26 переданы <...> по договору аренды земельного участка от 04.07.2022 № 193-22-31зем в целях осуществления сенокошения, земельные участки с кадастровыми номерами 02:31:050303:143, 02:31:000000:3942 по договорам аренды от 21.02.2023 58-23-31зем и от 22.03.2023 № 100-23-31зем в целях осуществления для выпаса скота, сенокошения, личного подсобного хозяйства. Общая площадь вышеуказанных земельных участков составила 77,1 га.

В соответствии с п. 19 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, предусматривающим, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления этого участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, указанная норма предусматривает исключение из общего правила о предоставлении на торгах права аренды определенных видов земельных участков. Данная норма закона регулирует взаимоотношения собственника публичных земельных участков и физических лиц, имеющих в собственности сельскохозяйственных животных, не используемых в предпринимательских целях и содержащихся для личных нужд, и, следовательно, норма не предусматривает предоставление земельных участков для крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее — Закон о личном подсобном хозяйстве) под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (ч. 1 ст. 2); личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (ч. 2 ст. 2).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о личном подсобном хозяйстве максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Во исполнение указанной нормы Законом РБ № 59-з установлен максимальный размер общей площади земельных участков (приусадебного и полевого), которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан для ведения личного подсобного хозяйства, не может превышать 2,5 га.

Вышеприведенные нормы устанавливают гарантии для справедливого распределения участков между гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.

Данная позиция закреплена в Определении Конституционного Суда РФ от 28.01.2021 № 124-О, от 28.04.2022 № 935-О.

Таким образом, совокупная площадь земельных участков, предоставленных <...> в целях сенокошения, выпаса скота, личного подсобного хозяйства (77,1 га), превышает площадь, допустимую для осуществления на таком земельном участке деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, в 31 раз.

При этом, как отражено выше, <...> с 29.08.2019 является индивидуальным предпринимателем главой крестьянско-фермерского хозяйства, основным видом деятельности которого является смешанное сельское хозяйство (ОКВЭД 1.50), а дополнительными — выращивание зерновых культур и разведение животных, следовательно, предоставление земельных участков площадью, во много раз превышающей допустимую, свидетельствует об осуществлении на указанных земельных участках предпринимательской деятельности, не связанной с удовлетворением личных потребностей.

Предоставление земельного участка для фактического осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, но под видом заключения договора с гражданином, позволяет игнорировать требования ЗК РФ, обеспечивающих справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельных участков, исключающих предоставление необоснованных преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.

Указанные действия приводят к предоставлению необоснованного преимущества <...> в осуществлении предпринимательской деятельности, с учетом того, что действующим законодательством закреплен иной общий порядок получения земельных участков для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.

Кроме того, в соответствии с п. 8 ч. 8 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.

Вместе с тем договор аренды земельного участка от 22.03.2023 № 100-23-31зем в соответствии с п. 3.1 заключен на срок с 22.03.2023 по 21.03.2028, то есть на 5 лет, что противоречит положениям действующего законодательства и, в том числе создает преимущественные условия для осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектом в лице <...>

Принимая во внимание в совокупности вышеизложенное, предоставление <...> земельных участков, в обход порядка, установленного действующим законодательством, с учетом того, что указанное лицо является индивидуальным предпринимателем главой крестьянско-фермерского хозяйства, а также площадью, превышающей нормативно установленную площадь, приводит к предоставлению такому хозяйствующему субъекту преимущественных условий при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке.

Кроме того, комиссия отмечает следующее.

Как уже указывалось выше, установив в действиях Минземимущества РБ признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, Управлением выдано предупреждение № 002/01/15-1060/2023 (исх. № АХ/6243/23 от 05.06.2023).

Вместе с тем, несмотря на необходимость осуществления действий по расторжению договора аренды от 05.04.2023 № 141-23-31зем земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:192 и, соответственно, его возврата, Минземимуществом РБ, <...>, <...> (супругой <...>) совершены действия, свидетельствующие о заключении между указанными лицами антиконкурентного соглашения и его реализации, и направленные на обход действующего законодательства.

В связи с чем при рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией установлены признаки нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Так, комиссией установлено, что 09.06.2023 между <...> и кадастровым инженером Ахмадеевым И.В. заключен договор на подготовку межевого плана и постановку на учет земельных участков категорий земли сельскохозяйственного назначения № 06/09.

Пунктом 1.1 договора установлено, что кадастровый инженер осуществляет подготовку схему расположения земельного участка на кадастровом плане территорий; подготовку межевого плана для постановки на кадастровый учет путем раздела с кадастровым номером 02:31:050801:192 из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Кармаскалинский район, в 1730 на восток от д. Константиновка.

В тот же день <...> подписано согласие об образовании земельного участка площадью 146 691 кв.м (14,6 га) путем раздела с измененным земельным участком с кадастровым номером 02:31:050801:192.

09.07.2023 <...> обратилась в Минземимущество РБ с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:192 ввиду его разделения.

09.08.2023 на основании заявления <...> (от 09.07.2023 № 2873896924) утвержден Приказ № М04ТО-05-24-П-1078 об утверждении схемы расположения земельного участка 02:31:050801:192 на кадастровом плане территории площадью 146 691 кв.м. (14,6 га) с видом разрешенного использования: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

08.09.2023 внесены изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости: площадь земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:192 изменена с 646 670 кв.м. (64,6 га) на 499 983 кв.м. (49,9 га).

14.09.2023 <...> направлено заявление в Минземимущество РБ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:196 площадью 146 691 кв.м. (14,6 га) с видом разрешенного использования: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, испрашиваемый срок аренды составляет 3 года.

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления между <...> и Минземимуществом РБ заключен договор аренды земельного участка от 10.10.2023 № 484-23-31зем на основании ст. 22, ч. 1 ст. 39.1, п. 12 ч. 2 ст. 39.6, п. 1 ст. 10.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Срок аренды в соответствии с п. 3.1 договора установлен с 10.10.2023 по 09.10.2028.

Таким образом, сторонами совершены действия, позволившие в обход действующего законодательства продолжить <...> пользование земельным участком с кадастровым номером 02:31:050801:192.

Исходя из материалов дела, <...> и <...> являются супругами и имеют общих детей. Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе письменными пояснениями <...>, представленными в антимонопольный орган в рамках рассмотрения настоящего дела (вх.№ 19487-ЭП/23 от 08.12.2023).

С учетом родственных связей <...> и <...>, комиссией антимонопольного органа делается вывод о разделе земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:192 в целях формального приведения совершенной сделки в соответствие с законом.

Материалами дела, в том числе подтверждается, что земельный участок площадью 646 670 кв.м. (бывший кадастровый номер 02:31:050801:192) был засеян сельскохозяйственными культурами ИП главой КФХ <...> еще до его раздела.

Кроме того, 18.04.2023 ИП главой КФХ <...>. заключен договор на выполнение сельскохозяйственных работ № К-1 с ГУСП МТС «Центральная». В соответствии со спецификацией № 1, являющейся неотъемлемой частью договора, необходимо было осуществить посев яровой пшеницы и ячменя на земельном участке с кадастровым номером 02:31:050801:192, в том числе приложена карта с графическим изображением земельного участка. Актами от 10.05.2023 и 24.10.2023 подтверждается выполнение работ на таком земельном участке (в таких же границах даже после его раздела). Из материалов дела так же следует, что указанные акты приема сдачи работ подписаны ИП Главой КФХ <...>

Таким образом, несмотря на формальную передачу земельного участка площадью 14 га <...>, на земельных участках, в том числе 02:31:050801:192, 02:31:050801:196, деятельность осуществляется непосредственно <...>

С учетом осуществления <...> деятельности на земельном участке, в том числе принадлежащем <...> с 10.10.2023, комиссией антимонопольного органа сделан вывод о формальном разделе земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:192.

При этом Минземимущество РБ, располагая информацией о незаконном предоставлении <...> земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:192, что подтверждается письменными пояснениями данного органа, а также об имеющемся предупреждении о прекращении соответствующих действий, выданном антимонопольным органом, в отсутствие намерений его исполнить, формально направлено письмо с просьбой о продлении сроков исполнения предупреждения до 01.09.2023, что позволило <...> и <...> осуществить действия по разделу земельного участка с целью формального придания законности совершенной сделке.

В том числе в целях придания законности совершаемым действиям 15.11.2023 в адрес Минземимущества РБ поступило заявление от <...> о внесении в договор аренды земельного участка от 05.04.2023 № 141-23-31зем изменений в части уменьшения площади земельного участка ввиду разделения земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:192. Так, <...> указывается, что: «<...> изначально предоставлен земельный участок площадью 646 670 кв.м. В октябре 2023 излишняя часть (146 670 кв.м.) была отмежевана, сформирован отдельный земельный участок с кадастровым номером 02:31:050801:196. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 02:31:050801:192 в измененных границах составляет 499 983 кв.м.».

29.11.2023 Минземимущество РБ, рассмотрев представленное письмо <...>, заключило соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка № 141-23-31зем от 05.04.2023, в результате которого площадь земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:192 изменена с 646 670 кв.м. (64,6 га) на 499 983 кв.м. (49,9 га).

Вместе с тем заключение соответствующего дополнительного соглашения к договору является попыткой привести в соответствие с действующим законодательством предоставление земельного участка <...>

Как отражено выше, на основании ст. 10.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения такой земельный участок вовсе не мог быть предоставлен, в связи с тем, что в аренде у <...> на момент заключения договора аренды от 05.04.2023 находились земельные участки общей площадью более 77 га, что является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в льготном порядке (ч. 7 ст. 10.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссией в действиях <...>, <...> и Минземимущества РБ установлены признаки нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Согласно положениям ч. 1.1 ст. 47 Закона о защите конкуренции Комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело.

Часть 1.2 ст. 47 Закона о защите конкуренции предусматривает, что при отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1.1 настоящей статьи, в определении должно содержаться в том числе описание выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства, доказательств, фактических и иных обстоятельств, которые свидетельствуют о наличии таких признаков.

Определением об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства от 08.04.2024 (исх. № ИВ/4003/24) комиссией отражены выявленные признаки нарушения антимонопольного законодательства и фактические обстоятельства, которые свидетельствуют о наличии признаков заключения антиконкурентного соглашения. На основании положений ст. 47 Закона о защите конкуренции дело подлежало отложению, в качестве Ответчиков по делу были привлечены <...>, ИП Глава КФХ <...>

Помимо вышеизложенного, комиссией отмечается следующее.

Положения ст. 39.17 ЗК РФ устанавливают, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указывается, в том числе основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Аналогичные положения закреплены в Административном регламенте.

Вместе с тем анализ представленного <...> заявления позволяет прийти к выводу об отсутствии указания основания предоставления земельного участка.

Как отражено в настоящем документе ранее, основанием для отказа в приеме к рассмотрению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является, в том числе несоответствие содержания заявления о предоставлении государственной услуги требованиям, установленным подпунктом 2.8.1 Административного регламента.

Таким образом, Минземимущество РБ, получив заявление <...> о предоставлении земельного участка, не содержащее указание на основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, в соответствии с положениями Административного регламента обязано было отказать в приеме к рассмотрению такого заявления.

Несмотря на определенные Административным регламентом действия, Минземимуществом РБ заявление <...> рассмотрено положительно, в связи с чем заключен вышеуказанный договор аренды земельного участка.

Установленные Минземимуществом РБ действия, противоречащие нормативным актам, позволяют комиссии сделать вывод о создании <...> благоприятных условий в получении земельного участка.

Кроме того, комиссией антимонопольного органа отмечается следующее.

Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:196 от 10.10.2023 № 484-23-31зем заключен между <...> и Минземимуществом РБ, в том числе на основании п. 12 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Согласно указанной норме договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем правовые основания для заключения соответствующего договора с <...> в соответстсвии с п. 12 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ отсутствовали ввиду того, что последней в составе заявления не представлено документов, подтверждающих осуществление деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.

Кроме того, правовая конструкция статьи 10.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, введенной в действие с 01.01.2023, устанавливающая льготное основание предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду без проведения торгов сроком до 5 лет, определяет возможность получения земли в льготном порядке только в строго предусмотренной цели ее использования - для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 23 ГК РФ граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) определено, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ч. 3).

В силу ст. 5 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в случае если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

Согласно пункту 2 Приказа Минфина России от 05.12.2013 № 115н «Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядка их размещения» сведения о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (крестьянского (фермерского) хозяйства) размещаются на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет в следующем составе: фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) на русском языке.

Материалами дела подтверждается, что <...>, на момент заключения соответствующего договора аренды земельного участка, не была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (главы крестьянско-фермерского хозяйства). Также комиссией отмечается, что указанное лицо обратилось в Минземимущество РБ без указания на осуществление заявителем деятельности в составе крестьянского (фермерского) хозяйства.

На основании изложенного, с учетом положений ст. 10.1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйств и того, что <...> не является ни главой, ни членом действующего КФХ, возможность предоставления указанному лицу испрашиваемого земельного участка отсутствовала. В том числе предоставление земельного участка по заявлению <...> было невозможно и на этапе подачи соответствующего заявления о его предоставлении ввиду отсутствия указания на нормы действующего законодательства, являющихся основанием для предоставления земельного участка.

Таким образом, предоставление <...> земельного участка на основании ст. 10.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения противоречит действующему законодательству.

Данная позиция подтверждается, в том числе Определением Верховного суда Российской Федерации от 23.04.2024 № 304-ЭС24-4866 по делу № А46-1291/2023.

Принимая во внимание вышеизложенное, действия Минземимущества РБ по предоставлению по договору аренды от 05.04.2023 № 141-22-31зем земельного участка <...> в нарушение норм действующего законодательства, бездействие Минземимущества РБ по исполнению предупреждения антимонопольного органа от 05.06.2023 № 002/01/15-1060/2023, в том числе предоставление <...> и <...> после получения такого предупреждения осуществить действия, направленные на раздел земельного участка в целях фиктивного приведения положения в соответствие с действующим законодательством, а также в отсутствие правовых оснований предоставление <...> земельного участка на основании ст. 10.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, и сложившиеся между Минземимуществом РБ и <...> отношения по предоставлению земельных участков для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства в обход установленных действующим законодательством процедур, свидетельствуют о наличии между указанными лицами антиконкурентного соглашения, целью которого является предоставление земельного участка <...> в обход установленного действующим законодательством порядка.

Кроме того, из материалов дела следует, что Прокуратура Республики Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Индивидуальному предпринимателю <...> о признании договора аренды от 05.04.2023 №141-23-31зем о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 02:31:050801:192, находящийся по адресу: РБ, Кармаскалинский район, в 1730 м на восток от д. Константиновка, недействительным, а также о применении последствий недействительности сделки в виде возврата по акту приема-передаче этого земельного участка Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.05.2024 по делу № А07-478/2024 требования Прокуратуры Республики Башкортостан удовлетворены в полном объеме.

Арбитражным судом Республики Башкортостан на стр. 5 отмечается: «Таким образом, слаженные действия Министерства и <...> по изменению размера участка с 646 670 кв. м. па 499 983 кв. м. направлены на создание условий придания законности его получения предпринимателем с целью обойти установленный законом порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения. Фактически сформирован новый земельный участок с иными границами и площадью, что не может конвалидировать ничтожную сделку».

Таким образом, позиция антимонопольного органа, в том числе в части формального разделения земельного участка дополнительно нашла свое подтверждение и в судебном акте.

Кроме того, необходимо принять во внимание следующее.

23.09.2021 антимонопольным органом было выдано предупреждение № 002/01/15-1709/2021 (исх. № 9/11418), в соответствии с которым установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) КУС Минземимущества РБ по Кармаскалинскому району (453020, РБ, Кармаскалинский район, с. Кармаскалы, ул. Худайбердина, 10), выразившиеся, в том числе в заключении договора аренды с ИП КФХ <...> от 30.04.2021 № 129-21-31зем для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур, сроком с 30.04.2021 до 29.04.2026; в предоставлении ИП КФХ <...> в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:192 площадью 646 670 кв.м., по адресу Республика Башкортостан, Кармаскалинский район, в 1730 м. на восток от д. Константиновка, без проведения обязательных конкурентных процедур, предусмотренных ст. 39.18 ЗК РФ.

Так, КУС Минземимущества РБ по Кармаскалинскому району необходимо в течение 30 рабочих дней со дня получения Предупреждения прекратить указанные действия путем уведомления, в том числе ИП КФХ <...> о ничтожности заключения договора аренды от 30.04.2021 № 129-21-31зем, осуществления действий по возврату земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:192 в муниципальную казну.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о конкуренции в связи с невыполнением предупреждения, с учетом принятия Закона Республики Башкортостан от 02.11.2020 № 319-з «О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», в установленные сроки Приказом от 30.12.2021 № 316 по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в отношении Минземимущества РБ возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 002/01/15-1724/2021.

По результатам рассмотрения дела в действиях Минземимущества РБ, выразившихся в заключении договора аренды от 30.04.2021 № 129-21-31зем. с ИП КФХ <...> в обход конкурентных процедур в нарушение ст. 39.18 ЗК РФ, установлено нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с положениями п. 5 ч. 1 ст. 49, ст. 50 Закона о защите конкуренции Минземимуществу РБ выдано предписание № 002/01/15-1724/2021 от 15.09.2022 об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Так, с целью исполнения настоящего предписания надлежит, в том числе уведомить ИП КФХ <...> о ничтожности заключения договора аренды от 30.04.2021 № 129-21-31зем.; осуществить действия по возврату земельного участка с кадастровым номером 02:31:050801:192 в муниципальную казну.

Вместе с тем, как следует из имеющихся документов и сведений, в Арбитражный суд Республики Башкортостан подано заявление ИП <...> к Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан, ИП главе КФХ <...>, Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Кармаскалинскому району, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании недействительным договора аренды вышеуказанного земельного участка.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 22.03.2023 № 309-ЭС23-1981 по делу № А07-24673/2021 заявление ИП <...> удовлетворено, договор аренды земельного участка № 129-21-31зем от 30.04.2021, заключенный между КУС Минземимущества по Кармаскалинскому району и ИП главой КФХ <...> признан недействительной (ничтожной) сделкой. В отношении указанного договора установлено применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания ИП главы КФХ <...> возвратить земельный участок с кадастровым номером 02:31:050801:192 Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Отделом Кармаскалинского района Минземимущества РБ представлен Приказ от 13.02.2023 № М04ТО-05-24-П-181 «О признании недействительной сделки», в соответствии с которым договор аренды земельного участка от 30.04.2021 № 129-21-31зем признан недействительной (ничтожной) сделкой (п. 1). Отделу Кармаскалинского района Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления обеспечить внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости (п. 2).

Таким образом, Минземимуществом РБ ранее также были совершены действия по заключению договора аренды земельного участка с кадастровым 02:31:050801:192 с ИП КФХ <...> в нарушение норм действующего земельного законодательства, что позволяет сделать вывод о наличии определенных устойчивых связей между указанными лицами.

Повторное совершение Минземимуществом РБ действий, противоречащих действующему земельному законодательству, а также отказ от совершения действий, направленных на исполнение предупреждения от 05.06.2023 № 0002/01/15-1060/2023, свидетельствует о необоснованном создании <...> благоприятного климата для осуществления им предпринимательской деятельности.

Комиссией в соответствии с ч. 1 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции принято заключение об обстоятельствах дела от 24.05.2024.

В соответствии с ч. 5 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Вместе с тем сторонами возражения на заключение об обстоятельствах дела не представлены.

При рассмотрении дела Башкортостанское УФАС России в соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции провело анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства.

Исследование проводилось в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. Аналитические отчеты по результатам исследования состояния конкуренции на рынке приобщены к материалам настоящего дела.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 03.09.2019 по настоящее время.

2. Продуктовыми границами товарного рынка является аренда земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения.

3. Географическими границами товарного рынка является территория Республики Башкортостан.

Антимонопольным органом установлено, что данный рынок является конкурентным.

В силу ст. 1 Закона о защите конкуренции целями регулирования этого Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст. 3 Закона о защите конкуренции федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Факт наличия антиконкурентного соглашения может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Доказывание наличия антиконкурентного соглашения между субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности на основании всестороннего изучения и оценки всех обстоятельств дела, а также всей совокупности доказательств, анализа поведения в рамках деятельности.

Таким образом, наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что орган государственной власти и хозяйствующий субъект намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

Учитывая, что доказательств, подтверждающих факт принятия Минземимуществом РБ, ИП Главой КФХ <...>., <...>. исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, наличия объективной невозможности соблюдения установленных требований антимонопольного законодательства, в материалы дела не представлено, антимонопольный орган приходит к выводу о наличии заключенного между сторонами антиконкурентного соглашения, а также его реализации.

Такое поведение возможно исключительно при наличии достигнутой между Минземимуществом РБ, ИП Главой КФХ <...>, <...> договоренности, что имеет отрицательное влияние на конкурентную среду и охраняемые законом отношения.

Следует отметить, что Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» антиконкурентные соглашения признаны одной из угроз экономической безопасности государства.

Оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с положениями ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссией не установлено. Действия Комиссии совершены в пределах полномочий, определенных действующим законодательством.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (на основании решения по делу) комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Исходя из системного толкования указанных норм выдаваемые антимонопольным органом предписания должны быть направлены на устранение выявленных нарушений, отраженных в решении антимонопольного органа (Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016).

Комиссией антимонопольного органа установлено, что в настоящее время договоры аренды земельных участков от 05.04.2023 № 141-23-31зем, от 10.10.2023 № 484-23-31зем, заключенных Минземимуществом РБ с ИП Главой КФХ <...> и <...>, не расторгнуты, являются действующими.

С учетом установленных нарушений действующего законодательства при предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 02:31:050801:196, 02:31:050801:192 по вышеуказанным договорам, комиссией принято решение о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений путем прекращения ограничивающего конкуренцию соглашения и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1, 2 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (450008, РБ, г. Уфа, ул. Цюрупы, 13), Индивидуального предпринимателя Главы КФХ <...>, <...> нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не установлены.

3. Выдать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Индивидуальному предпринимателю Главе КФХ <...>, <...> предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

4. Передать материалы дела должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования.

5. Передать материалы дела № 002/01/15-1960/2023 в структурное подразделение Башкортостанского УФАС России для рассмотрения на предмет наличия признаков нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Индивидуальным предпринимателем Главой КФХ <...> договоров аренды земельных участков от 04.07.2022 № 193-22-31зем, от 21.02.2023 № 58-23-31зем, от 22.03.2023 № 100-23-31зем.

Связанные организации

Связанные организации не указаны