Предупреждение №5/3687 Основанием для выдачи предупреждения является наличие в дейс... от 29 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение №ТО002/01/15-555/2021

о прекращении действий, которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

Основанием для выдачи предупреждения является наличие в действиях (бездействии) Правительства Республики Башкортостан (450101, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Тукаева, 46) (далее - Правительство) признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, создании дискриминационных условий.

Выводы о наличии оснований для выдачи предупреждения:

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).

Статьей 24.6 Закона об отходах предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с частью 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В 1 полугодии 2018 года Минэкологии РБ провело конкурсы по отбору региональных операторов. По их результатам подписаны соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Башкортостан: по зоне № 1 - МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» (соглашение от 23.04.2018 года №1/2018), по зоне № 2 - ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (соглашение от 28.04.2018 года №4/2018), по зоне № 3 - ООО РО «Эко-сити» (соглашение от 23.04.2018 года №2/2018), по зоне № 4 - ООО «Экология Т» (соглашение от 23.04.2018 года №3/2018), по зоне № 4+ - ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (соглашение от 28.05.2018 года №5/2018).

Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (статья 24.7 Закона об отходах).

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) установлены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 (далее - Правила обращения с ТКО).

В соответствии с п. 4 Правил обращения с ТКО, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

В соответствии со статьей 5 Закона об отходах установлены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года №505 (далее - Правила №505).

Правила №505 устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 2 Правил коммерческому учету подлежат объем и (или) масса:

а) твердых коммунальных отходов в местах их накопления (сортированных твердых коммунальных отходов, несортированных твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов);

б) твердых коммунальных отходов, собираемых и транспортируемых операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами;

в) твердых коммунальных отходов, поступающих на объекты, используемые для обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов (далее - объекты), и транспортируемых с таких объектов.

В целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (средняя плотность твердых коммунальных отходов (пункт 4 Правил).

Пунктом 5 Правил установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Таким образом, на основании вышеизложенных Правил следует, что коммерческий учет ТКО у хозяйствующих субъектов производится двумя способами:

1. расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;

2. исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В случае отсутствия отдельно стоящего контейнера у хозяйствующего субъекта используется способ расчета исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.

В пунктах 1 и 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления установлено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 года №269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила №269), которые устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуру сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Норматив накопления твердых коммунальных отходов определен Законом об отходах производства и потребления как среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Постановлением Правительства РБ от 12.10.2017 г. №466 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан» (далее - Постановление РБ №466) установлены нормативы, применяемые к деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно Постановлению РБ № 466, указанные нормативы установлены в соответствии со статьями 6, 24.10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статьями 5, 24.3 Закона Республики Башкортостан "Об отходах производства и потребления", Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года №269.

Согласно пункту 4 Правил №269 нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил №269 установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил №269.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил №269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Согласно представленной информации, на территории Республики Башкортостан нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены на основании результатов натурных замеров, выполненных ГУП «Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности» Республики Башкортостан в рамках государственного контракта от 08.07.2016 №16016, заключенного Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, на оказание услуг в области научных исследований по теме: «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан».

Указанные замеры проведены в целях определения нормативов, дифференцированных по категориям объектов, на которых образуются отходы: домовладения, предприятия торговли, административные здания, учреждения, конторы, дошкольные и учебные заведения, предприятия транспортной инфраструктуры, культурно-развлекательные, спортивные учреждения, предприятия общественного питания, предприятия службы быта, предприятия в сфере похоронных услуг, садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества.

Для проведения натурных замеров с целью определения нормативов накопления отходов были выбраны участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300-500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

Для определения нормативов накопления отобраны муниципальные образования Республики Башкортостан, в которых преобладающей отраслью является сельское хозяйство; химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности; большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.

С учетом критериев выбора участков для проведения замеров нормативов накопления отходов определены следующие участки исследования: городской округ город Уфа, город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, городской округ город Салават, село Месягутово муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан, село Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, Национальный парк «Башкирия», природный парк «Кандрыкуль».

Для проведения замеров массы и объема ТКО на участках исследования определено следующее количество контейнерных площадок по установленным категориям объектов:

- ГО г. Уфа - 28 шт.;

- ГО г. Салават - 33 шт.;

- г.Туймазы МР Туймазинский район РБ - 33 шт;

- с. Месягутово МР Дуванский район РБ - 24 шт.;

- с. Верхнеяркеево МР Илишевский район РБ - 7 шт.

- территория ООПТ (Национальный парк «Башкирия» и Природный парк «Кандрыкуль») - 4 шт.

По каждому объекту составлены паспорта согласно форме, установленной Приказом № 524/пр.

При этом Управлением установлено, что указанные замеры были проведены без учета требований, определенных Правилами №239.

Согласно пункту 11 Правил №269 замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

Вместе с этим, в представленных сводных ведомостях определения нормативов накопления ТКО порядок замеров, определенный пунктом 11 Правил №269, был нарушен.

В частности, по категории «Административные здания, учреждения, конторы» в г. Уфа по объектам: МУП "ИСК" г.Уфы, ОАО ПИ "Башкиргражданпроект", БЦ "Армада" замеры проводились только 2 дня в сезон и не подряд;

по категории «Предприятия торговли» в г. Уфа по объектам: Магазин «Спорт», Магазин "Юрга"  замеры проводились 2 - 3 дня в сезон и не подряд;

по категории «Предприятия транспортной инфраструктуры» в г. Уфа по объектам: АЗС №132 ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", АЗС № 12 ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", Гаражное товарищество "Спектр" по ул. Ленская замеры проводились 1 - 3 дня в сезон и не подряд;

по категории «Дошкольные и учебные заведения» в г. Уфа по объектам: МАДОУ Детский сад №233 ГО г. Уфа РБ, МБДОУ Детский сад №326 ГО г. Уфа РБ, МБДОУ детский сад №10 ГО г. Уфа РБ, МБОУ СОШ № 89 ГО г. Уфа РБ, МБОУ СОШ №26 ГО г. Уфа РБ, ГБУ Уфимский колледж индустрии питания и сервиса замеры проводились 1 - 3 дня в сезон и не подряд;

по категории «Предприятия общественного питания» в г. Уфа по объекту: Развлекательный комплекс «А-Кафе» замеры проводились 2 дня в сезон и не подряд;

по категории «Предприятия службы быта» в г. Уфа по объектам: Общежитие №4 ФГБОУ ВПО БГАУ, Общежитие №2 ФГБОУ ВПО БГАУ, МУП БПК "Эдельвейс№ г.Уфы  замеры проводились 5-6 дня в сезон.

Аналогичные нарушения требований пункта 11 Правил №269 установлены и на территории участков: ГО г. Салават, г.Туймазы МР Туймазинский район РБ, с. Месягутово МР Дуванский район РБ, с. Верхнеяркеево МР Илишевский район РБ.

При этом по категории «Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества» по объектам: СНТ "Тюльпан", СНТ №№17,29,35,36,37 замеры проводились только в весенний сезон 1-3 дня.

Более того, согласно пункту 8 Правил №269, на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

В категориях «Предприятия общественного питания», «Административные здания, учреждения, конторы», «Предприятия в сфере похоронных услуг» в г. Уфа, Управление считает не мотивированным определение менее 3 объектов исследования.

Управление отмечает, что порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, определенный пунктами 8, 11 Правил №269, направлен на установление действительного объема отхода, образованного на объектах в каждой категории.

На основании вышеизложенного следует, что Правительством Республики Башкортостан нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные Постановлением от 12 октября 2017 №466 определены с нарушением требований без проведения расчетов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 года №269.

Изучив представленные сводные сезонные ведомости определения нормативов твердых коммунальных отходов,  Управлением установлено, что принятие Постановления Правительства РБ от 12.10.2017г. №466, которым утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан, с нарушением требований Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 года №269, позволяет Региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан взимать с хозяйствующих субъектов неправомерную плату за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, так как указанная плата напрямую зависит от установленного органом власти норматива, что не может не влиять на конкуренцию, так как создает для предпринимателей дополнительную нагрузку, связанную с оплатой соответствующей коммунальной услуги.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, создание дискриминационных условий (пункты 2, 8).

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

С учетом вышеизложенного Башкортостанское УФАС России приходит к выводу, что в действиях Правительства Республики Башкортостан содержится нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 12.10.2017 г. №466, с нарушением порядка установленного Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 года №269, чем ущемлены (могут быть ущемлены) права и законные интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах.

В силу части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В связи с наличием в действиях Правительства Республики Башкортостан (450101, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Тукаева, 46) признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление предупреждает Правительство Республики Башкортостан (450101, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Тукаева, 46) о необходимости в срок до 31.10.2021 прекратить указанные действия путем:

1. Произвести расчет нормативов накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 года №269.

2. После проведения расчетов, указанных в пункте 1 настоящего Предупреждения, в случае изменения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, внести изменения в Постановление Правительства РБ от 12.10.2017г. №466 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан».

3. О выполнении предупреждения необходимо сообщить Башкортостанскому УФАС России в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих исполнение вышеуказанных действий (документы, подтверждающие проведение расчетов для определения твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 года №269).

 

 

 

Руководитель

Связанные организации

Связанные организации не указаны