Решение б/н решение от 26 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № ТО002/10/18.1-2590/2023

 

26.12.2023 Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

Членов Комиссии:

 

 

при участии посредством ВКС:

представителя ООО «ТендерСфера»

представителей АО «Международный аэропорт «Уфа»: 

при рассмотрении жалобы ООО «ТендерСфера» (далее - заявитель) (вх.№ 20212-ЭП/23 от 21.12.2023) на действия заказчика — АО «Международный аэропорт «Уфа» (далее — заказчик, АО «МАУ», Аэропорт) при организации и проведении аукциона в электронной форме № АКЦ-202311-0192, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку аэродромного топливозаправщика ТЗА-45 (номер извещения в ЕИС 32313046737),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО «ТендерСфера» (вх.№ 20212-ЭП/23 от 21.12.2023) на действия заказчика — АО «Международный аэропорт «Уфа» при организации и проведении аукциона в электронной форме № АКЦ-202311-0192, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку аэродромного топливозаправщика ТЗА-45 (номер извещения в ЕИС 32313046737).

По мнению заявителя, заказчик нарушает требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), отказав во внесении предложенных ООО «ТендерСфера» изменений в конкурсную документацию при проведении аукциона, а именно: включить материал цистерны топливозаправщика ТЗА-45 — нержавеющую сталь в качестве аналога алюминиевого сплава.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представлена письменная позиция с приложением запрашиваемых документов.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в заседании, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии со статьей 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки;

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (ЕИС) АО «Международный аэропорт Уфа» опубликовано извещение и размещена документация о проведении аукциона в электронной форме «Поставка аэродромного топливозаправщика ТЗА-45» № АКЦ-202311-0192, номер извещения 32313046737.

Дата начала подачи заявок: 05.11.2023.

Дата окончания приема заявок: 21.12.2023.

Дата рассмотрения 1-х частей заявок: 22.12.2023.

Дата рассмотрения 2-х частей заявок: 25.12.2023.

Дата проведения аукциона в электронной форме: 25.12.2023.

В соответствии с протоколом № 4 от 21.12.2023 закупочная процедура признана несостоявшейся в связи с тем, что поступила заявка только от одного участника.

Начальная (максимальная) цена договора: 56 000 000 рублей с НДС.

По доводу заявителя о том, что заказчик нарушает требования Закона о закупках), отказав во внесении предложенных заявителем изменений в конкурсную документацию при проведении аукциона, а именно: включить материал цистерны топливозаправщика ТЗА-45 — нержавеющую сталь в качестве аналога алюминиевого сплава., Комиссия Башкортостанского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.2 Закона о закупках заказчик, организатор закупки и участники закупки, в том числе заявитель, при осуществлении аукциона руководствовались следующими документами:

- Положением, утвержденным решением Совета директоров АО «МАУ» от 16.11.2023;

- закупочной документацией по аукциону.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не

указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В связи с изложенным заказчики при организации закупок по правилам Закона о закупках не связаны императивным перечнем требований к участникам закупок, установленных законом, а могут самостоятельно определять такие требования с учетом имеющих правовое значение целей и принципов закупки, а также нужд самого заказчика.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением, утвержденным решением Совета директоров АО «МАУ» от 16.11.2023;

Согласно п.6.1.1. Положения, Аэропорт вправе устанавливать в документации требования к участникам закупаемой продукции, условиям ее поставки и определять перечень необходимых документов, подтверждающих соответствие этим требованиям (Обязательные требования).

В пп. 7 п. 4.2.4 «Технические характеристики ТЗА» раздела 4 («Основные положения - техническое задание») закупочной документации АО «МАУ» установлено обязательное требование к материалу изготовления цистерны (емкости) топливозаправщика из алюминиевого сплава.

Как показал анализ документов, при выборе материала цистерны АО «МАУ» руководствовалось принципами экономической эффективности деятельности предприятия. Цистерна из алюминиевого сплава имеет большую эффективность по следующим причинам:

1.Масса цистерны ТЗА-45 из нержавейки больше, чем масса цистерны из алюминиевого сплава примерно на 40% (плотность нержавейки 7800 кг/мЗ, что почти в 3 раза выше, чем алюминия (2 700 кг/мЗ)). Толщина стенки из алюминиевого сплава на ТЗА-45 несколько толще, чем из нержавейки, при расчете фактический вес цистерны из нержавейки получается выше примерно на 40%.

Из-за своей массы цистерна из нержавеющей стали:

- требует использование 2х-осной тележки полуприцепа ТЗА-45, что ведет к снижению управляемости ТЗА-45 и увеличивает радиус разворота;

    1. - увеличивает нагрузку на тягач, как следствие увеличивает износ узлов и агрегатов, повышает расход топлива тягачом.

        1. - ведет к повышенному износу шин, а шины для ТЗА-45 дорогостоящие. Повышенный износ шин влечет за собой более частую замену дисков;

2. Цистерна из нержавейки все равно может подвергаться коррозии, в первую очередь, на сварных швах, так как при проведении сварных работ свойства низколегированного металла снижаются. Со временем на сварных швах на нержавеющей стали начинается коррозия, что может приводить к снижению качества топлива и необходимости дополнительных и существенных затрат на обслуживание сварных соединений. Это дорогостоящая и длительная процедура, которая требует отвлечения техники от работы и ведет к простою.

3.Лакокрасочное покрытие поверхности изделия из алюминиевого сплава по сравнению с нержавеющей сталью имеет повышенную стойкость, оно практически не нуждается в обновлении;

4. Остаточная стоимость бензовозов с алюминиевой цистерной на порядок выше, чем стальных;

5. С точки зрения сварных работ при ремонте — цистерны из нержавеющей стали и алюминия — одинаковы и нержавеющая сталь в этом случае не имеет преимуществ.

Исходя из вышесказанного, цистерна из нержавеющей стали не имеет никаких преимуществ, но при этом имеет значительное количество недостатков.

Согласно представленной информации, в настоящее время на рынке Российской Федерации присутствуют 4 производителя аэродромных топливозаправщиков, 3 из которых производят их с использованием цистерн из алюминиевого сплава: ООО «Авиатехнология» (ИНН 7716805457; www.aviatechnology.comкрупнейший производитель в Российской Федерации с объемом производства более 70 ед. в год), ООО «КоммашГраз» (ИНН 5809036369; www.graz.ru), ООО «Туполев Сервис» (ИНН 5013037092; www.tupolevservis.ru) и только ООО «НПО «ДкДжет» (ИНН 6164314046; www.dkjet.ru) предлагает ТЗА с цистернами из нержавеющей стали.

Комиссия Башкортостанского УФАС России отмечает, что установленные заказчиком требования в документации в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в соответствии со своей действительной потребностью, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют (п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

Следовательно, довод заявителя не обоснован.

В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.

На основании изложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ТендерСфера» (вх.№ 20212-ЭП/23 от 21.12.2023) на действия заказчика — АО «Международный аэропорт «Уфа» при организации и проведении аукциона в электронной форме № АКЦ-202311-0192, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку аэродромного топливозаправщика ТЗА-45 (номер извещения в ЕИС 32313046737), необоснованной.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны