Решение (комиссия) б/н Решение от 7 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Резолютивная часть объявлена 07.08.2023 г.

В полном объеме решение изготовлено 21.08.2023 г.

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены комиссии:

<...>– начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<...> – главный государственный инспектор отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

рассмотрев дело №002/01/10-1942/2022 в отношении МУП «Уфимские инженерные сети», по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в присутствии представителей: <...>

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило заявление ООО «Фортуна» (далее - Заявитель) о неправомерных действиях МУП «Уфимские инженерные сети» <...> по факту отказа от заключения договора теплоснабжения.

В соответствии с п. 44 Правил №808, в случае если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.

Как следует из материалов дела, ООО «Фортуна» на основании свидетельства о государственной регистрации права №04 АЕ 521858 от 15.11.2014 является собственником административного здания общей площадью 1196,8 кв.м, этаж 1,2, цок; Лит. А (цок.пом.: с 1 по 33, 1 эт. Пом.: с 1 по 18; 2 эт. пом.: с 1 по 5), А1 (2 эт. пом.: с 6 по 13) расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 28 (кадастровый номер 02:55:010119:148).

До начала отопительного сезона 2021/2022 теплоснабжение здания, принадлежащего ООО «Фортуна» (Ленина, д. 28), осуществлялось через ПАО «Башинформсвязь» (Ленина, д.30) на основании Договора энергоснабжения № 430124 от 01 января 2015 г.

Согласно п.1.1 Договора Абонент (ПАО «Башинформсвязь») отпускает Субабоненту (ООО «Фортуна») через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде. Субабонент своевременно оплачивает тепловую энергию, а также соблюдает предусмотренный договором режим потребления, обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанного с потреблением тепловой энергии.

Таким образом, оплату за получаемую тепловую энергию ООО «Фортуна» осуществляло в пользу ПАО «Башинформсвязь». ПАО «Башинформсвязь», в свою очередь, производило прямые расчеты с МУП «Уфимские инженерные сети», с которым у него заключен договор на приобретение соответствующего ресурса.

До заключения договора от 2015 г. теплоснабжение между ООО «Фортуна» и ПАО «Башинформсвязь» осуществлялось по аналогичной схеме на основании договора теплоснабжения от 01 сентября 2006 г заключенного между ОАО «Башкирэнерго», ООО «Фортуна» и ПАО «Башинформсвязь».

Договорных отношений по передаче тепловой энергии между ООО «Фортуна» и МУП «Уфимские инженерные сети» никогда не существовало. Весь указанный период с 2006 г. по 2021г. организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии для ООО «Фортуна», являлось ПАО «Башинформсвязь».

18.05.2021 г. ПАО «Башинформсвязь» направило в адрес МУП «Уфимские инженерные сети» письмо № 150, в котором просило исключить из договора теплоснабжения № 430124 здание, принадлежащее ООО «Фортуна».

09 августа 2021 г. МУП «Уфимский инженерные сети» письмом (исх. № 9525/СЦ) направило в адрес ПАО «Башинформсвязь» подписанное соглашение об исключении здания, принадлежащего ООО «Фортуна» (объекта договора теплоснабжения № 430124).

Перед началом отопительного сезона 2021/2022 МУП «Уфимские инженерные сети», АО «Почта России», ООО «Фортуна» подписали трехстороннее Соглашение об оплате тепловой энергии № 439962 от 01 сентября 2021 г. к договору теплоснабжения от 01 сентября 2021 г. № 430000, заключенному между МУП «Уфимские инженерные сети» и АО «Почта России» срок действия соглашения установлен до 31 декабря 2021г.

Согласно указанному соглашению АО «Почта России» оказывает ООО «Фортуна» услуги по передаче тепловой энергии, а ООО «Фортуна» обязуется обеспечивать надлежащее техническое состояние и выполнение норм эксплуатации сетей, находящихся в их ведении в соответствии со схемой границ балансовой принадлежности, своевременную оплату тепловой энергии и теплоноситель собственного потребления по действующим тарифам и ценам. МУП «Уфимские инженерные сети» производит начисление и выставление платежных документов в адрес ООО «Фортуна» за потребленную тепловую энергию и теплоноситель.

Письмами №11 от 31.05.2021, №28 от 26.08.2021 ООО «Фортуна» обратилось в адрес МУП «Уфимские инженерные сети», в котором просило заключить договор теплоснабжения на административное здание, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 28.

МУП «Уфимские инженерные сети» в ответ на письма ООО «Фортуна» (исх. 11.06.2021 №6363/ССб, исх. № 28 от 26 августа 2021 г., вх. №10688 от 30 августа 2021 г.) со ссылкой на п. 2 ст. 539 ГК РФ, п. 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации», сообщило об отсутствии правовых оснований для заключения договора теплоснабжения на здания, принадлежащего ООО «Фортуна», так как отсутствуют общие границы по объекту: РБ, г. Уфа, ул. Ленина, д. 28.

В письме от 09 декабря 2021 г. № 17927/ССБ МУП «Уфимские инженерные сети» указало на то, что ввод тепловой энергии принадлежит
ПАО «Башинформсвязь». В связи с подписанной схемой теплоснабжения и требований законодательства, договор на все здания, подключенные через ввод ПАО «Башинформсвязь», должен быть заключен с владельцем ввода.

МУП «Уфимские инженерные сети» 29.12.2021 г. ввиду того, что договор теплоснабжения в отношении здания, принадлежащего ООО «Фортуна», отсутствует, направило уведомление в адрес ООО «Фортуна» (№18806/ССб), согласно которому с 11 января 2022 г. будет введено полное прекращение подачи тепловой энергии.

ООО «Фортуна» является собственником административного здания общей площадью 1196,8 кв.м (кадастровый номер 02:55:010119:148) которое имеет отдельный тепловой ввод, опосредованно присоединенный к тепловым сетям МУП «Уфимские инженерные сети», через сети, принадлежащие ПАО «Башинформсвязь».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ
"О теплоснабжении", теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии. Потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

Согласно схеме теплоснабжения МО ГО г. Уфа на период до 2033 г., объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 28, а также д. 30, находятся в Зоне ЕТО 002, подведомственной МУП «Уфимские инженерные сети» (котельная № 39).

Также установлено, что между ООО «Фортуна», ПАО «Башинформсвязь», ПАО «Почта России» в 2021 году подписан трехсторонний акт о совместной эксплуатации сетей теплоснабжения, согласно которому комплекс зданий, расположенный по адресу: г.Уфа, ул. Ленина 28, 30, 30/1, 32, имеет общую систему теплоснабжения, проходящую от ТК-5 до данных зданий.

МУП «Уфимские инженерные сети» неправомерно отказало ООО «Фортуна» имеющему отдельный тепловой ввод в заключении договора теплоснабжения.

На основании изложенного, в целях пресечения действий МУП «Уфимские инженерные сети», предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением было выдано предупреждение МУП «Уфимские инженерные сети» от 15.06.2022 №ТО002/01/10-1058/2022 (исх.№5/6360) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем заключения с ООО «Фортуна» договора теплоснабжения.

01.08.2022 МУП «Уфимские инженерные сети» направило ходатайство о продлении сроков исполнения предупреждения.

10.08.2022 Управление продлило срок исполнения Предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства №ТО002/01/10-1058/2022, до 29.09.2022.

Между тем в установленные сроки МУП «Уфимские инженерные сети» не сообщило об исполнении предупреждения №ТО002/01/10-1058/2022.

Не исполнение предупреждения влечет за собой последствия, предусмотренные п.8 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции»: в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 03.11.2022 №280 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП «УИС» (ИНН02777121421) (450065, РБ, г.Уфа, ул.Дмитрия Донского, д.9) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией при рассмотрении дела было установлено, что в результате осмотра тепловой сети стороны определили, что каждый из абонентов имеет собственный тепловой узел, однако, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, тепловой узел — это система элементов, созданных для учета теплоэнергии и ее рационального использования. При этом совместная эксплуатация не подразумевает смену собственника тепловых сетей.

В соответствии со ст.45.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под доказательствами понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном законом порядке.

Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не определяет понятие «тепловой ввод», а лишь отмечает, что это место соединения сетей ресурсоснабжающей организации и потребителя, который в рассматриваемой схеме один, тепловой ввод ПАО «Башинформсвязь».

Согласно схеме, подписанной сторонами (МУП УИС и ПАО «Башинформсвязь», имеется только 1 тепловой ввод (участок теплосети, который присоединяет ТП к магистральной линии теплообеспечения), который идет от ТК 5. Далее идут тепловые пункты на отдельные секции здания.

Мест присоединения теплопотребляющих установок АО Почта России и ООО «Фортуна» к системе теплоснабжения МУП УИС не имеется. Есть точка их присоединения к системе теплоснабжения ПАО «Башинформсвязь», с которой ООО «Фортуна» должна заключить договор.

Акт периодической проверки счетчика не подтверждает наличие теплового ввода от системы МУП УИС к ООО «Фортуна», а лишь указывает на то, что есть теплосчетчик (которых может быть несколько в одном здании) и стоит он перед тепловым узлом (которых тоже может быть несколько). Тепловой ввод потребителя при этом один и расположен он на границе сетей ресурсоснабжающей организации и потребителя.

 Таким образом, МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа имеет возможность поставить тепло только в один участок тепловой сети (тепловой ввод), расположенный за ТК 5 и принадлежащий ПАО «Башинформсвязь».

Комплекс зданий, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Ленина 28, 30, 30/1, 32, принадлежащих ПАО «Башинформсвязь», ООО «Фортуна», АО «Почта России», входят в систему теплоснабжения, относительно которой МУП «Уфимские инженерные сети» имеет статус единой теплоснабжающей организации.

Характер правовых и договорных отношений указанных субъектов регламентирован Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении".

Частью 4 статьи 15 Закона № 190-ФЗ установлено, что теплоснабжающие
организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, обязаны
заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или)
теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения
потребителей тепловой энергии, с учетом потерь тепловой энергии
теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой
энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа
на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией
потребителям тепловой энергии.

Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе
существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя определены Правилами № 808.

Вышеуказанными правилами установлены следующие понятия:

«акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон» - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок.

«точка поставки" - место исполнения обязательств теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, которое располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или единой теплоснабжающей организации, или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

 «граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.

В силу п. 24 Постановления №808, показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Ресурсоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды, в подающем трубопроводе на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком.

В соответствии с пунктом 21 Правил организации теплоснабжения, к договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.

В пункте 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закона теплоснабжении) также указано, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

Подпунктом 3 п. 4 ст. 17 Закона о теплоснабжении установлено, что ответственность теплосетевой и теплоснабжающей организаций за состояние и обслуживание объектов тепловой сети определяется границей балансовой принадлежности, фиксируемой в акте разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и акте о разграничении балансовой принадлежности, фиксируемой в акте о разграничении ответственности сторон (в приложениях к такому договору).

Исходя из схемы границ балансовой принадлежности, и эксплуатационной ответственности систем теплоснабжения между МУП УИС и ООО «Фортуна», подписанной между МУП УИС, ООО «Фортуна», ПАО «Башинформсвязь» и ООО «Почта России», общие границы имеются у МУП УИС и ПАО «Башинформсвязь». Схема границ балансовой принадлежности подписана всеми сторонами (ООО «Фортуна», ПАО «Башинформсвязь», ООО «Почта России»).

Обязанность владельца тепловых сетей оплатить потерянную в них тепловую энергию вытекает из положений п. 5 ст. 13, п. 11 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 544 ГК РФ.

В адрес МУП УИС документы, подтверждающие что труба принадлежит (частично принадлежит) ООО «Фортуна» или АО Почта России не поступали, предприятие располагает сведениями об одном собственнике тепловой сети, которым подтверждено бремя ее содержания, принимая и оплачивая счета за тепловые потери на протяжении длительного периода.

Согласно статье 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Кроме того, согласно ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации (в соответствии со ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст. 545, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть)

Таким образом, заключение «Субабонентского договора» не противоречит действующему законодательству. Гражданский кодекс РФ предусматривает заключение данного рода договора, более того, разъясняет порядок заключения такого договора. Отсутствие термина субабонентский договор не отменяет понятия субабонент четко прописанного в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений":

здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Согласно Приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 (ред. от 04.09.2000) "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации", в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359) объектом классификации подраздела «Здания (кроме жилых)» являются, в том числе, здания, примыкающие друг к другу, имеющие общую стену, но представляющие собой самостоятельное конструктивное целое.

Признаками единства здания служат:

фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала;

при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.

В соответствии с пунктами 9.1, 9.6.3. Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Росжилкоммунсоюзом к ведению в действие с 01.01.1991, технический паспорт инвентарного объекта является сводным документом, отражающим инвентарный объект по состоянию на конкретную дату и содержащим сведения о местоположении объекта, классификации, периоде эксплуатации, границах и обслуживающей объект площади земельного участка, составе объекта, учетно-технических характеристиках, необходимых для целей учета и составления отчетности по данному классу объектов, стоимости и износе объекта в целом и его составляющих, учетном фонде (форме) собственности, владельцах объекта и доле их затрат на содержание и эксплуатацию, ограничениях распоряжения объектом.

Понятие самостоятельного строения также содержится в Рекомендациях, в соответствии с пунктом 2.1. в качестве самостоятельного строения может быть учтена часть здания, отделенная от других конструктивных частей здания физическими границами, таким образом, что снос этой части не изменит смежных конструктивных частей и их функционального назначения.

В силу действующего законодательства технический паспорт представляет собой результат технической работы по осмотру, измерению объекта и его техническим описанием и подтверждает лишь существование в натуре объекта капитального строительства, его описание (местонахождение, назначение, этажность, фундамент, общую площадь) и предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности, статистического учета. Факт более позднего возведения пристроя не означает невозможности единства рассматриваемых помещений. Наличие у каждого здания своего технического паспорта, индивидуального кадастрового номера, отличного почтового адреса не подтверждает обособленность каждого здания и не может быть положено в основу решения по делу.

Таким образом, статус строения как самостоятельного объекта недвижимого имущества определяется не проектной и технической документацией на него, а теми конструктивными характеристиками, которыми непосредственно обладает данный объект недвижимого имущества в реальности. Если пристройка является конструктивной частью здания, имеет общие сети водоснабжения (холодного и горячего) и отопления, подача коммунальных энергоносителей в помещение осуществляется по общедомовым сетям, материалы для строительства пристройки и МКД идентичны, то она не может рассматриваться как отдельный объект недвижимости (Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2019 N 305-ЭС19-19906 по делу N А41-10378/2019, Постановление ФАС Уральского округа от 08.07.2014 N Ф09-3787/14, Постановление Семнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 22.12.2022 г. по делу № 17АП-13521/2021-ГК, Постановление Пятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу № А32-9453/2019)

Таким образом, имеются основания полагать, что в рассматриваемом случае нежилые помещения (здания) можно считать единым зданием, так как имеют общие инженерные коммуникации, в частности – отопления, что сторонами не оспаривается.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О теплоснабжении" осуществляется:

- федеральный государственный энергетический надзор

- муниципальный контроль

 в сфере теплоснабжения, к предмету которого относится соблюдение теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями обязательных требований к безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных настоящим Федеральным законом, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, а также соблюдение качества поставляемых услуг.

В рассматриваемом случае, МУП УИС технически не может поставлять ресурс напрямую ООО «Фортуна», следовательно, и контролировать качество поставляемых им услуг.

Материалами дела подтверждено и сторонами в ходе разбирательств подтверждено, что МУП УИС, как субъект естественной монополии и единая теплоснабжающая организация, поставлял коммунальные ресурсы в необходимых для здания объемах, надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства, обеспечивал бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода, что в ходе рассмотрения дела не оспаривалось. Ресурсоснабжающая организация не ограничивала подачу ресурса, чем не наносила ущерб контрагентам.

Исходя из вышеизложенного, теплоснабжение помещений ПАО «Башинформсвязь», АО Почта России и ООО «Фортуна» осуществляется посредством теплового ввода, находящегося в здании ПАО «Башинформсвязь» по ул. Ленина, что подтверждается договором и подписанной сторонами схемой (Приложение №2 к договору) соответственно точка поставки ресурса так же одна, в которой РСО обязана осуществлять контроль параметров качества теплоснабжения, ввиду чего, у МУП УИС отсутствует техническая возможность напрямую поставить ресурс в помещение ООО «Фортуна» и, как следствие, заключить отдельный договор, а ООО «Фортуна» (как и АО Почта России) в свою очередь не имеет отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. В случае с АО Почта России и ООО «Фортуна» эта граница с МУП УИС отсутствует. Ввиду отсутствия точки поставки, отсутствуют и обязательства по договору, а значит и предмета договора.

То есть у МУП УИС, как у единой ресурсоснабжающей организации, обязанности по заключению договора не возникает, а у ООО «Фортуна» не возникает таких прав.

 Таким образом, заключение прямого договора с ООО «Фортуна» будет нарушать требования действующего законодательства, ввиду отсутствия на то правовых оснований.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

До начала отопительного сезона 2021/2022 теплоснабжение здания, принадлежащего ООО «Фортуна» (г. Уфа, ул. Ленина, д.28) осуществлялось через ПАО «Башинформсвязь» (г. Уфа, ул. Ленина, д.30) на основании Договора энергоснабжения от 01 января 2023 года. За полученную тепловую энергию ООО «Фортуна» осуществляло оплату в пользу «Башинформсвязь». ПАО «Башинформсвязь» в свою очередь производило прямые расчеты с МУП «Уфимские инженерные сети», с которым у него заключен договор на приобретение соответствующего ресурса.

До заключения договора от 2015 года теплоснабжение между ООО «Фортуна» и ПАО «Башинформсвязь» осуществлялось по аналогичной схеме на основании договора теплоснабжения от 01 сентября 2006 года. Договорных отношений по передаче тепловой энергии между ООО «Фортуна» и МУП «Уфимские инженерные сети» никогда не осуществляло. То есть весь период с 2006 по 2021 год организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии для ООО «Фортуна» являлось ПАО «Башинформсвязь».

18 мая 2021 года ПАО «Башинформсвязь» направило заявление в адрес МУП «Уфимские инженерные сети» письмо №150, в котором просило исключить из договора теплоснабжения №430124 здание, принадлежащее ООО «Фортуна», расположенное по адресу г. Уфа, ул. Ленина, д.28.

09 августа 2021 года МУП «Уфимские инженерные сети» направило в ПАО «Башинформсвязь» подписанное соглашение об исключении здания по адресу г. Уфа, ул. Ленина, д.28, принадлежащего ООО «Фортуна», из договора.

Перед началом сезона 2021/2022 года МУП «Уфимские инженерные сети», АО «Почта России», ООО «Фортуна» подписали трехстороннее Соглашение об оплате тепловой энергии №439962 от 01 сентября 2021 года к договору теплоснабжения от 01 сентября 2021 года №430000, заключенного между МУП «Уфимские инженерные сети» и АО «Почта России». Срок действия соглашения до 31 декабря 2021 года.

Письмом от 13 декабря 2021 года ООО «Фортуна» обратилось в адрес ПАО «Башинформсвязь» с письмом (исх.34) в котором просило дать соглашение не включение в заявку с 01 января 2022 года на ОЗП 2021-2022 отдельной точки учета ООО «Фортуна» с указанием потребляемого объема тепловой энергии и на заключение трехстороннего соглашения по оплате, согласно которому ООО «Фортуна» могло бы получать счета на оплату прямо от МУП «Уфимские инженерные сети».

Согласно ответа от 17.01.2022 года (№50701/05/244/22 ПАО «Башинформсвязь» пояснило, что ПАО «Башинформсвязь», ООО «Фортуна», АО «Почта России» имеют равные права для заключения прямых договоров теплоснабжения с МУП «Уфимские инженерные сети».

МУП «Уфимские инженерные сети» в ответ на письмо (исх.№28 от 26 августа 2021 года, вх. №10688 от 30 августа 2021 года) со ссылкой на п.2 ст.539 ГК РФ, п.44 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации», а также факт отсутствия общих границ по объему, уже указало на отсутствие правовых оснований для заключения договора теплоснабжения на здание, принадлежащее ООО «Фортуна».

Ввиду того, что договор теплоснабжения в отношении здания, принадлежащего ООО «Фортуна» отсутствует, МУП «Уфимские инженерные сети» 29 декабря 2021 года направило уведомление в адрес ООО «Фортуна» (№18806/ССб), согласно которому с 11 января 2022 года будет введено полное прекращение подачи тепловой энергии.

Комиссией установлено, сторонами подтверждено и не оспаривается наличие в административных зданиях АО «Почта России» и ООО «Фортуна» по адресу: г. Уфа, ул. Ленина 28, ПАО «Башинформсвязь» по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, 30 собственных отдельных приборов учета.

Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не определяет понятие «тепловой ввод», а лишь отмечает, что это место соединение сетей РСО и потребителя, который в рассматриваемой схеме один, и это ввод ПАО «Башинформсвязь».

Согласно схеме, подписанной сторонами (МУП УИС и ПАО «Башинформсвязь», имеется только 1 тепловой ввод (участок теплосети, который присоединяет ТП к магистральной линии теплообеспечения), который идет от ТК 5. Далее идут тепловые пункты на отдельные секции здания. Мест присоединения теплопотребляющих установок АО Почта России и ООО «Фортуна» к системе теплоснабжения МУП УИС нет. Есть точка их присоединения к системе теплоснабжения ПАО «Башинформсвязь», с которой они и должны заключать договор.

Акт периодической проверки счетчика никак не подтверждает наличие теплового ввода от системы МУП УИС к ООО «Фортуна», а лишь говорит о том, что имеется теплосчетчик (которых может быть несколько в одном здании) и стоит он перед тепловым узлом (которых тоже может быть несколько). Тепловой ввод потребителя при этом один и расположен он на границе сетей РСО и потребителя.

Согласно совместного акта Л05/720 от 17.04.2023 составленного с МУП УИС,  ООО «Фортуна», АО «Почта России», ПАО «Башинформсвязь» также не подтверждает наличие теплового ввода от системы МУП УИС к ООО «Фортуна».

Довод ООО «Фортуна» о том, что МУП УИС имеет техническую возможность поставлять тепловую энергию каждому потребителю в отдельности несостоятелен, так как МУП УИС может поставить тепло только в 1 участок сети (тепловой ввод) расположенный за ТК 5 и принадлежащий ПАО «Башинформсвязь».

В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, индивидуальный тепловой пункт - тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части.

Согласно п.44 Правил 808, в случае если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения. (Постановление Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")

В постановлении № Ф09-10083/21 Арбитражного суда Уральского округа от 31.01.2022 г. отмечено о том, что «РСО не может гарантировать качественное и бесперебойное теплоснабжение, поскольку исполнение договора при опосредованном присоединении зависит от воли постороннего лица, принимая во внимание, что в данном случае «предприятие» не имеет оснований для заключения договоров теплоснабжения с собственниками нежилых помещений в административном здании при отсутствии у них прямого подключения к сетям (отсутствует тепловой ввод), поскольку действующее законодательство прямо обязывает собственника нежилого помещения в административном здании, в котором находится тепловой ввод, заключить договор с РСО на все административное здание, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что в связи с тем, что административное здание, расположенное по адресу: «адрес» имеется один тепловой ввод, который находится в подвальном помещении, принадлежащий ДУМИ (данный факт ответчиком не оспорен и подтверждается выписками из ЕГРН), отношения с владельцами иных помещений в административном здании, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения, без участия ресурсоснабжающей организации»

В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 г. по делу N А60-32204/2019 указано на то, что «поскольку в административном здании по ул. «адрес» теплоснабжение помещений осуществляется посредством одного теплового ввода через тепловой ввод в подвальное помещение административного здания, принадлежащее ответчику, у истца отсутствует техническая возможность напрямую поставить ресурс в нежилые помещения других собственников, гарантировать качественное и бесперебойное теплоснабжение и, как следствие, заключить отдельный договор на принадлежащие им нежилые помещения.»

Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 28.09.2021 г. № Ф09-5180/21 пришел к выводу, «поскольку у истца отсутствует техническая возможность напрямую поставить ресурс в нежилые помещения других собственников и, как следствие, заключить отдельные договоры на принадлежащие им помещения, суд апелляционной инстанции верно заключил, что в рассматриваемом случае договор теплоснабжения в отношении всех помещений, находящихся в спорном здании, может быть заключен исключительно с ответчиком как собственником помещения, в котором расположен тепловой ввод, при этом нахождение некоторых помещений в оперативном управлении иных лиц не освобождает владельца помещения, в котором имеется тепловой ввод, от исполнения данной обязанности. Наряду с этим, отношения по обеспечению тепловой энергией и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, должны определяться по соглашению между ответчиком и владельцами таких помещений.»

Таким образом, действующее законодательство, а именно Гражданский кодекс РФ, Федеральной закон N 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также иные специализированные в сфере теплоснабжения нормативные акты прямо указывают на единственно возможную схему взаимодействия между РСО и абонентом, при наличии у них опосредованных тепловых сетей.

Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии в рассматриваемых действиях МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа нарушения антимонопольного законодательства, а именно пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу п.11 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Так, ненадлежащее исполнение занимающим доминирующее положение лицом, в том числе субъектом естественной монополии, договорных обязательств, ущемление им имущественных прав контрагента по договору само по себе не является достаточным основанием для квалификации данных действий по части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, допущенное нарушение должно быть обусловлено именно его доминирующим положением и иметь антиконкурентную направленность.

На основании пункта 2 статьи 445 ГК РФ в случаях недостижения соглашения между контрагентами в отношении редакции определенных условий договора составляется протокол разногласий, подлежащий дальнейшему согласованию. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в п.47 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов и не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

Дело №002/01/10-1942/2022 в отношении МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа (ИНН 0277121421, 450065, г.  Уфа, ул. Донского, д. 9) прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель комиссии                                                            <...>

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны