Решение б/н Нарушение в рекламе, размещенной в виде баннера на фасаде ЦТ... от 13 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <…>

450065, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Борисоглебская,

д. 30, к. 2, кв. 70

ipchiglintseva@yandex.ru

ИП <…>

450065, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Д. Донского, 5

Заявитель:

вх. № 9641 от 27.05.2020

РЕШЕНИЕ

(по делу № 002/05/5-2006/2020)

13.08.2020 года

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<…> – заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев обращение физического лица № б/н. от 26.05.2020 года (вх. № 9641 от 27.05.2020, срок рассмотрения обращения продлен) содержащее информацию о признаках нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее по тексту УФАС по РБ) поступило обращение физического лица № б/н. от 26.05.2020 года (вх. № 9641 от 27.05.2020, срок рассмотрения обращения продлен) о признаках нарушения, по мнению заявителя, требований ФЗ «О рекламе».

В своём обращении заявитель в частности сообщает:

«С апреля по середину мая 2020 года на фасаде ЦТИР МИР (г. Уфа, пр-т. Октября, 4/1) висит реклама магазина Уфа-игрушка. Из содержания рекламного баннера создается искаженное представление об объекте рекламирования: «Первый детский гипермаркет в Мире скидки до 70% и подарки»…реклама вводит потребителей в заблуждение, Уфа-игрушка не первый детский гипермаркет в мире. С какого ракурса рассматривать понятие «мир»? Планета Земля (мир) или же конкретный торговый центр?».

В рамках рассмотрения обращения специалистами Башкортостанского УФАС России 05.06.2020 года был осуществлен выезд по адресу (акт фиксации от 05.06.2020), указанному заявителем.

Баннер с указанным в обращении заявителя содержанием на фасаде ЦТИР «МИР» обнаружен не был. Однако, аналогичный по содержанию баннер («Первый детский гипермаркет в мире…») был зафиксирован на левой стороне здания (по Проспекту Октября).

 

В целях установления рекламодателя спорной рекламы, антимонопольным органом был подготовлен и направлен запрос ЦТИР «МИР».

06.07.2020 года от ООО «Проспект, 4/1» (ЦТИР «МИР») посредством электронной почты поступил ответ на запрос без приложений (вх. № 12316 от 06.07.2020).

15.07.2020 года от ООО «Проспект, 4/1» (ЦТИР «МИР») посредством Почты России поступил ответ на запрос с приложениями (вх. № 13248 от 15.07.2020), а именно копия договора аренды нежилых помещений № ДДА18003076 от 01.10.2019 года.

Из поступивших сведений (документов и материалов) от ООО «Проспект, 4/1» (ЦТИР «МИР») следует, что лицом, разместившим рекламные конструкции с коммерческим обозначением «Уфа-игрушка» является ИП <…> (ИНН: 027310728540).

16.07.2020 года УФАС по РБ вынесено определение о возбуждении дела № 002/05/5-2006/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 30.07.2020 года.

30.07.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе ИП <…> (представитель ИП <…>) не присутствовала. Запрошенные сведения (документы и материалы) не представлены. Ходатайств от ИП <…> в адрес УФАС по РБ не поступало.

Почтовое уведомление, с извещением о дате, времени и месте рассмотрения дела, направленное по адресу (г. Уфа, ул. Борисоглебская, д. 30, к. 2, кв. 70) и (г. Уфа, ул. Д. Донского, 5), согласно информации размещенной на официальном сайте национальной почтовой службы (https://nationalpost.ru) с идентификатором 82500001030836 и 82500001030835 адресатом не получено.

30.07.2020 года Комиссия Башкортостанского УФАС России определила:

1. продлить срок рассмотрения дела № 002/05/5-2006/2020.

2. направить запрос в управление по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан с целью установления фактического места жительства лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. отложить рассмотрение дела на другую дату – 13.08.2020 года.

10.08.2020 года от ИП <…> посредством электронной почты (вх. № 14865 от 10.08.2020) поступили запрошенные сведения (документы и материалы). Также поступило ходатайство о рассмотрении дела, назначенного на 13.08.2020 года дистанционным путем.

13.08.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе посредством использования аудио/видеоконференцсвязи присутствовал:

- <…> (доверенность от 0.07.2020) – представитель ИП <…>

<…> озвучена позиция по делу изложенная в представленных письменных пояснениях (вх. № 14865 от 10.08.2020).

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что реклама:

 

размещенная в виде баннера на левой стороне здания (по Проспекту Октября) по адресу: г. Уфа, пр-т. Октября, 4/1 (акт осмотра наружной рекламы от 05.06.2020), нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками: распространена на здании по адресу: РБ, г. Уфа, Проспект Октября, 4/1; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности (товар, реализуемый магазином «Уфа-игрушка»).

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

ИП <…> были представлены письменные пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела (вх. № 14865 от 10.08.2020, электронная почта) в которых в частности сообщается: «…Содержащееся в указанной рекламе словосочетание «в Мире» подразумевается рекламодателем «в ЦТИР Мире», смысл информации не искажается, таким образом реклама является достоверной и добросовестной…».

Комиссия не соглашается с данным доводом в силу следующего.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

Для обыденного сознания характерно множественное понимание смысла того или иного текста, зависящее от социального и индивидуального опыта человека, в силу чего словосочетание «в Мире» может иметь множество значений, однако, исходя из поступившего заявления (вх. № 9641 от 27.05.2020), смысл данного словосочетания для заявителя следующий – первый гипермаркет в мире в целом, а не конкретно первый гипермаркет в ЦТиР «Мир».

Указание в содержании рекламы на то, что «Уфа-игрушка» первый гипермаркет в ЦТиР «Мир», является существенной информацией и её отсутствие искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Таким образом, данная реклама нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного Закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

ИП <…> выступила лицом, в чьих интересах было осуществлено распространение и размещение данной рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Согласно пункту 47 Правил при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.

Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <…> не выдавать, так как на заседание Комиссии были представлены доказательства устранения правонарушения (вх. № 14865 от 10.08.2020, электронная почта).

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 13.08.2020 года.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу

 

размещенную в виде баннера на левой стороне здания (по Проспекту Октября) по адресу: г. Уфа, пр-т. Октября, 4/1 (акт осмотра наружной рекламы от 05.06.2020), ненадлежащей, поскольку она нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. В соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с тем, что на момент вынесения решения были представлены доказательства устранения правонарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <…>.

Решение изготовлено в полном объеме 17.08.2020 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны