Решение б/н ГУП РБ ИД РБ Иглинский ИЦ от 5 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Иглинский информационный центр-

филиал ГУП Республики

Башкортостан Издательский дом «Республика Башкортостан»

(общественно - политическая газета Иглинского района «Иглинские вести»)

452410, Республика Башкортостан,

с. Иглино, ул. Ленина, 94/1

 

Государственное унитарное

предприятие Республики

Башкортостан Издательский дом

«Республика Башкортостан»

450079, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 13

 

гр.<>

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Недвижимость Уфы»

                                                                         450103, г. Уфа, ул. Сочинская, д. 43, эт. 2, 

                                                                         пом. 2

 

РЕШЕНИЕ

(по делу №002/05/28-3496/2020)

05.04.2021г.

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>;

рассмотрев материалы о признаках нарушения части 1 части 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»)

в отсутствии:

- представителя Иглинского информационного центра-филиала ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан»(общественно-политическая газета Иглинского района «Иглинские вести»), извещенны надлежащем образом;

-представителя ГУП РБ издательский дом «Республика Башкортостан»(извещены надлежащим образом);

-гр. <…> (ходатайство вх.№5426 от 05.04.2021г.);

-представителя ООО «Недвижимость Уфы»(извещены надлежащим образом);

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 №649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.

22.12.2020 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан был проведен анализ размещения рекламы в периодических печатных изданиях Республики Башкортостан (составлен акт). В результате проведенного анализа на предмет соответствия законодательства Российской Федерации о рекламе, в общественно-политической газете Иглинского района «Иглинские вести» № 97 (10190) от 04.12.2020 года на  стр.8 выявлена реклама с признаками нарушения ФЗ «О рекламе».

 

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в общественно-политической газете; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.

Ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из содержания текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступают услуги кредитования, то есть финансовая услуга.

Данная реклама имеет признаки нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» в части того, что:

• реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п. 1 ст.  54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В указанной рекламе содержится информация о возможности приобретения товара в кредит, но в ней отсутствует указание имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст.28 указанного закона, несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. В вышеуказанном случае способом распространения рекламы является печать в общественно-политической газете Иглинского района «Иглинские вести».

13.01.2021г. от Иглинского информационного центра-филиала ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» поступили письменные пояснения: «В общественно-политической газете «Иглинские вести» №97(10190) от 04.12.2020г.на стр.8 опубликовано объявление с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе». Данное объявление поступило по электронной почте от ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» в уже готовом к публикации виде с заявкой о размещении в газете, что нами и было сделано. При поступлении объявлений или рекламы централизованно, макеты уже согласованы и исправлены, поэтому идут в публикацию в том виде, в котором поступают в Иглинский информационный центр. В этом случае договор на публикацию рекламы редакция не заключала. В связи с публикацией данной рекламы на полосе контента(централизованного материала), оплата не поступала. Просим предъявить все претензии непосредственно к издателю контента». Заявлено ходатайство о рассмотрении дела дистанционным путем с использованием систем видео-конференц-связи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет»(вх.№285 от 13.01.2021г.).

18.01.2021г. ходатайство Иглинского информационного центра-филиала ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» удовлетворено. Заседание Комиссии было проведено с использованием систем видео-конференц-связи. Директором Иглинского информационного центра <…> устно была поддержана ранее изложенная позиция по делу.

Комиссией принято решение: рассмотрение дела отложить на другую дату. Срок рассмотрения дела продлить. Запросить у ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» дополнительные сведения.

Верное наименование общественно-политической газеты Иглинского района «Иглинские вести»- Иглинский информационный центр-филиал ГУП Республики Башкортостан Издательский дом «Республика Башкортостан» (далее – Иглинский информационный центр).

27.01.2021 года посредством электронной почты от Иглинского информационного центра поступили дополнительные сведения (документы и материалы) (вх. № 1189 от 27.01.2021). Из представленного договора № 66 на размещение рекламы и рекламно-информационных услуг от 24.11.2020 года следует, что данное рекламное объявление было размещено по поручению «Заказчика» - <…>

01.02.2021 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, представитель Иглинского информационного центра не присутствовал. Ходатайств от информационного центра не поступало.

01.02.2021 года Комиссия Башкортостанского УФАС России определила:

1. привлечь к участию в деле № 002/05/28-3496/2020 <…> в качестве рекламодателя.

2. направить запрос в адрес управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан с целью установления фактического места жительства лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. направить запрос оператору связи для установления владельца номера телефона указанного в тексте рекламы - +7(962) 524-04-14.

В соответствии с абзацем 3 пункта 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела может быть приостановлено антимонопольным органом в случае необходимости установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Течение срока при приостановлении дела прерывается и продолжается с даты возобновления дела.

16.02.2021г. от ПАО «ВымпелКом» г.Уфа поступила запрашиваемая информация, согласно которой сообщается, абонентский номер +79625240414 был предоставлен ООО «Недвижимость Уфы»(450103, г.Уфа, ул.Сочинская, 43, этаж 2, пом.2)(вх.№2311 от 16.02.2021г.)

02.03.2021г. от Управления по вопросам миграции МВД по РБ поступила адресная справка, по имеющимся сведениям УВМ МВД по РБ  гр. <…> зарегистрирована по адресу: <…>  (вх.№3148 от 02.03.2021г.).

 25.03.2021г.представитель Иглинского ИЦ-филиала ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» (общественно-политическая газета Иглинского района «Иглинские вести») не явился. Ходатайств не поступало. Представитель ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» не явился. Ходатайств не поступало.

Исходя из представленных ранее сведений, Комиссия пришла к выводу о необходимости привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Недвижимость Уфы» в связи с наличием в спорной рекламе номера указанной организации - +7(962) 524-04-14. Рассмотрение дела отложить на другую дату.

05.04.2021г. от гр. <…> поступили письменные пояснения: «Мною был заключен договор (он у меня не сохранился) на рекламу. В рекламе указала Перспективу, так как знаю, что это агентство достаточно популярное. В тот момент времени я сотрудничала именно с Перспективой24(я предоставляла им клиентов, они мне предоставляли клиентов) и поэтому указала номер телефона, по которому у нас с агентством осуществлялась связь (сим-карта выдавалась временно для связи, оплачивала услуги связи я сама за свой счет). Какого либо договора на рекламу с данной газетой через меня у Перспективы24 не заключалось. На тот момент я не знала, что нельзя подавать рекламу в таком виде. Хотела, чтобы у меня было больше клиентов. В итоге из газет их не было.  Когда подавала рекламу, никто из менеджеров газеты мне не сказали, что в таком виде нельзя подавать. Поэтому прошу прощения. Больше такого с моей стороны не повторится». Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без ее участия (вх.№5426 от 05.04.2021г.). Ходатайство удовлетворено.

05.04.2021г. от ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан» поступили письменные пояснения: «…Данное объявление было отправлено по электронной почте в уже готовом к публикации виде с заявкой о размещении в газет. Текст данного объявления было отправлено рекламодателем(агентом по недвижимости <…>) по мессенджеру ватсаб. По тексту никаких изменений не было внесено с нашей стороны. С клиентом было составлено договор, оплата прошла наличными деньгами через кассу». Прилагаются документы: копия приказа №78-к от 04.05.2016г., копия приказа №18-к от 01.02.2021г. о назначении генерального директора ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан», копия устава редакции СМИ «Иглинские вести»(вх.№5447, вх.№5425 от 05.04.2021г.).

05.04.2021г. представитель ООО «Недвижимость Уфы» на рассмотрение дела не явился. Согласно информации по отправлению 82500001421847 по состоянию на 05.04.2021г. статус- «Не доставлено. Отсутствие адресата по указанному адресу».

Анализ материалов дела показал, что, реклама:

 

 

рекламодатель- гр. <…>, рекламораспространитель - Иглинский информационный центр - филиал ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» (общественно-политическая газета Иглинского района «Иглинские вести»), размещенной в общественно-политической газете Иглинского района «Иглинские вести» № 97 (10190) от 04.12.2020 года на  стр.8, нарушает часть 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе.

Согласно представленной информации от гр. <…>: «Мною был заключен договор (он у меня не сохранился) на рекламу. В рекламе указала Перспективу, так как  знаю, что это агентство достаточно популярное. В тот момент времени я сотрудничала именно с Перспективой24(я предоставляла им клиентов, они мне предоставляли клиентов) и поэтому указала номер телефона, по которому у нас с агентством осуществлялась связь (сим-карта выдавалась временно для связи, оплачивала услуги связи я сама за свой счет). Какого либо договора на рекламу с данной газетой через меня у Перспективы24 не заключалось. На тот момент я не знала, что нельзя подавать рекламу в таком виде. Хотела, чтобы у меня было больше клиентов. В итоге из газет их не было.  Когда подавала рекламу, никто из менеджеров газеты мне не сказали, что в таком виде нельзя подавать. Поэтому прошу прощения. Больше такого с моей стороны не повторится»( вх.№5426 от 05.04.2021г.)

Согласно поступившей информации от ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан»: «…Данное объявление было отправлено по электронной почте в уже готовом к публикации виде с заявкой о размещении в газет. Текст данного объявления было отправлено рекламодателем(агентом по недвижимости <…>) по мессенджеру ватсаб. По тексту никаких изменений не было внесено с нашей стороны. С клиентом было составлено договор, оплата прошла наличными деньгами через кассу» (вх.№5447, вх.№5425 от 05.04.2021г.).

Комиссией, согласно представленного приходного ордера №965 от 01.12.2020г.(вх.№ 1189  от 27.01.2021г.)от Иглинского информационного центра - филиал ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» (общественно-политическая газета Иглинского района «Иглинские вести») установлено, плательщиком является гр. <…>

В материалах дела имеется копия договора №66 от 24.11.2020г. на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов (вх.№1189 от 27.01.2021г.)     

С учетом данных обстоятельств установлено, что макет рекламы редакцией общественно-политической газеты «Иглинские вести» Иглинского информационного центра - филиала ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» было принято в готовом виде по электронной почте и был размещен в газете «Иглинские вести» без изменений.

Исходя из представленных письменных пояснений гр. <…> был заключен договор на размещение рекламы в газете с целью привлечения клиентов. На время подачи рекламы для размещения в газете, сотрудничала с Перспектива 24, следовательно был указан номер телефона по которому осуществлялась связь с агентством.

 К финансовой организации, оказывающей финансовые услуги, относится кредитная организация. Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные действующим законодательством.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация. Финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из положений ч. 1 ст. 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства  Комиссия приходит к выводу: указанные услуги в рекламе (в части выдачи ипотеки по господдержке) может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В соответствии ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы

 

 

 

Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу №002/05/28-3496/2020 было принято решение: переквалифицировать указанное нарушение с части 1 статьи 28 на часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»; дело в отношении ГУП РБ ИД РБ Иглинский ИЦ (общественно-политическая газета Иглинского района «Иглинские вести») прекратить; признать указанную рекламу ненадлежащей, выдать гр. <…> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ «О рекламе»; выдать ГУП РБ ИД РБ Иглинский ИЦ (общественно-политическая газета Иглинского района «Иглинские вести») предписание  как лицу, имеющему возможность устранить правонарушение, передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении гр. <…>

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 05.04.2021г.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Переквалифицировать указанное нарушение с части 1 статьи 28 на часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Дело №002/05/28-3496/2020 в отношении ГУП РБ ИД РБ Иглинский ИЦ (общественно-политическая газета «Иглинские вести») прекратить;

         3.Признать ненадлежащей рекламу:

 

размещенной в общественно-политической газете Иглинского района «Иглинские вести» № 97 (10190) от 04.12.2020 года на  стр.8, так как она нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

         4.В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать гр. <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

          5.В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать  ГУП РБ ИД РБ Иглинский ИЦ (общественно-политическая газета Иглинского района «Иглинские вести») предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  как лицу, имеющему возможность устранить правонарушение, так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

          6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения административного дела по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ в отношении гр. <…>

Решение изготовлено в полном объеме 13.04.2021г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

<…>

 

Члены Комиссии

<…>     <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны