Решение б/н дело №А-08/17-19, возбужденное по признакам нарушения Неком... от 4 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заявитель:

АСО «Коммунжилремстрой»       

450005, РБ, г. Уфа,

ул. 50-летия Октября, д. 11, корп. 2

Ответчик                                                                                 Некоммерческая организация Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан»

450059, РБ, г. Уфа,

ул. Р. Зорге, 7/А

Заинтересованное лицо:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан

450059, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Ст. Халтурина, 28

 

ООО «ПроектСервис»

117105, г. Москва, шоссе Варшавское,

дом 1, стр. 1-2, комната 46 этаж

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №  А-08/17-19

 

                                                                           

Резолютивная часть решения оглашена 26.08.2019

В полном объеме решение изготовлено 04.09.2019          г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены комиссии:

 – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

–  главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

рассмотрев дело №А-08/17-19, возбужденное  по признакам нарушения Некоммерческой организации фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей:

от заявителя - АСО «Коммунжилремстрой»  - (по дов. от 10.01.2019);

от ответчика - НОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» -  (по дов. от 10.01.2019);

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства – 

ООО «ПроектСервис» -  (дов. от 30.07.2019),

от лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах по делу № А-08/17-19 о нарушении антимонопольного законодательства:

от ЗАО «Уфа-Союзлифтмонтаж» -  (паспорт <...> от ООО «ТехСервис» - (паспорт <...> от ООО «ОЛЗ-Уфа» - (паспорт),

руководствуясь статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение Ассоциации саморегулируемой организации «Комммунжилремстрой» от 14.01.2019 вх. №286 по вопросу нарушений Некоммерческой организацией фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» при проведении электронного аукциона  № 200150000011800269  на выполнение работ по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных жилых домах расположенных на территории: Республика Башкортостан, ГО г. Уфа, ГО г. Стерлитамак, ГО г. Нефтекамск, ГО г. Октябрьский, ГО г. Кумертау.

В своем обращении заявитель указал, что закупочная документация  в нарушение требований законодательства не содержит проектной документации, что  приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению контракта, в пункте 10.2 проекта  договора установлен срок оплаты выполненных работ в течении 36 (тридцати шести) месяцев с моменты подписания в полном объеме документов заказчиком, что ведет к ограничению количества участников закупки. Также, согласно жалобе, при проведении данной закупки необоснованно укрупнен лот путем объединения работ (начальная максимальная цена контракта 688 014 370,00 рублей, количество объектов – 145 шт.), что приводит к ограничению доступа к участию в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства.

В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено, что 07.01.2019 на сайте www.zakupki.gov.ru  размещено извещение   №200150000011800269 о проведении  электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных жилых домах расположенных на территории: Республика Башкортостан, ГО г. Уфа, ГО г. Стерлитамак, ГО г. Нефтекамск, ГО г. Октябрьский, ГО г. Кумертау.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона на оказание услуг или выполнение работ по капитальному ремонту,  начальная (максимальная) цена договора составляет 688 014 370,00 рублей.

Размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе - 20 640 431,10 рублей.

Место выполнения работ или (оказания) услуг – Республика Башкортостан – ГО г. Уфа, ГО г. Стерлитамак, ГО г. Нефтекамск, ГО г. Октябрьский, ГО г. Кумертау.

В соответствии с перечнем многоквартирных домов  на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества  в многоквартирных домах (Приложение № 1 к проекту договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан), предметом договора является капитальный ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных жилых домах по 147 адресам.

Согласно пункту 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее – Положение).

Согласно пункту 1 Положения, настоящее положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - закупка, договор о проведении капитального ремонта).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 157 Положения,  заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в случае отсутствия сведений об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций (для участия в электронном аукционе в части оказания соответствующих услуг и (или) выполнения соответствующих работ).

Таким образом, участником электронного аукциона могут быть лица, сведения о которых содержатся в реестре квалифицированных подрядных организаций. Реестр квалифицированных подрядных организаций формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора. В реестре квалифицированных подрядных организаций содержится информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки.

Согласно Положению, предварительный отбор – это совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 23 Положения при проведении предварительного отбора устанавливаются следующие требования к  участникам предварительного отбора: членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами «г» и «д»пункта 8 настоящего Положения; членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами «а» - «в» и «ж» пункта 8 настоящего Положения.

В соответствии с п. 38 Положения, заявка на участие в предварительном отборе должна содержать копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации, полученная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в предварительном отборе.

Согласно ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Таким образом, учитывая, что начальная (максимальная) цена договора составляет 688 014 370,00 рублей, участие в аукционе могут принять только те хозяйствующие субъекты, которые имеют 3-й уровень ответственности саморегулируемой организации и выше. Хозяйствующие субъекты включенные в реестр квалифицированных подрядных организаций и имеющие 1-й и 2-й уровень ответственности не имеют возможности принять участие в таком аукционе, несмотря на то, что находятся в реестре подрядных организаций, т.е. соответствуют требованиям, установленным Положением,  что приводит к ограничению конкуренции. Установление такой высокой начальной максимальной цены договора вызвано объединением в один лот объектов, находящихся в 4-х городах Республики Башкортостан, территориально отдаленных друг от друга (ГО г. Уфа, ГО г. Стерлитамак, ГО г. Нефтекамск, ГО г. Октябрьский, ГО г. Кумертау).

Согласно представленной Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан информации, в реестр подрядных организаций Республики Башкортостан осуществляющих деятельность на рынке оказания услуг и (или) выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования и лифтовых шахт включено 20  хозяйствующих субъектов.

При этом в рассматриваемом аукционе могут принять участие только 7 хозяйствующих субъектов, включенных в данный реестр, поскольку оставшиеся хозяйствующие субъекты имеют 1 и 2 уровень ответственности членов саморегулируемой организации и не могут быть допущены до участия в аукционе. При этом ни один хозяйствующий субъект, имеющий уровень ответственности членов саморегулиемой организации выше  и включенный в реестр подрядных организаций Республики Башкортостан – не зарегистрирован на территории Республики Башкортостан.

Согласно п. 78 Положения, Заказчик вправе объединить в один предмет закупки несколько объектов в случае наличия одинаковых видов услуг и (или) работ на различных объектах.

В то же время, в соответствии с п. 79 Положения, Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика по объединению  в один лот объектов, находящихся в разных городах Республики Башкортостан немотивированно сокращают число участников закупки.

 В соответствии с п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

С учетом вышеизложенного, в действиях Заказчика  - Некоммерческой организации фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан»  усматриваются признаки нарушения  ч.  1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, приказом от  13.02.2019 №37 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело №А-08/17-19  по признакам нарушения Некоммерческой организации фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившееся в необоснованном укрупнении лота при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных жилых домах расположенных на территории: Республика Башкортостан, ГО г. Уфа, ГО г. Стерлитамак, ГО г. Нефтекамск, ГО г. Октябрьский, ГО г. Кумертау.

Определением о назначении дела №А-08-17/19 у Некоммерческой организации фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан», Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан истребована письменная позиция по обстоятельствам рассматриваемого дела.

Согласно письменным пояснениям, представленным Некоммерческой организацией фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» (далее также – Региональный оператор) от 25.02.2019 вх. №2580, от 06.03.2019 вх. №3189 Региональный оператор объединил в один предмет закупки 147 многоквартирных домов с одинаковым видом работ  на основании пункта 78 Положения.

Региональный оператор указывает, что Объединение осуществляется в целях привлечения к электронному аукциону финансово-устойчивых организаций, способных качественно   исполнить обязательства по договору, в том числе по гарантийному обслуживанию: в соответствии со статьей 182 Жилищного кодекса РФ гарантия на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома должна составлять не менее  5 лет.

Работы по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования требует высокой степени ответственности и надежности, так как привлечение неквалифицированных рабочих или приобретение некачественных материалов организациями, не обладающими материальным благополучием, может повлиять на работоспособность лифтового оборудования, что в свою очередь несет угрозу жизни и здоровью людей.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь принципами безопасных и благоприятных условий проживания граждан Республики Башкортостан, предупреждения чрезвычайных ситуаций, Региональный оператор объединил  в один лот несколько объектов.

Относительно довода о неразмещении проектной документации, Региональный оператор указал, что весь пакет документов по закупке, в том числе и проектная документация загружены на сайт в единой информационной системе 29.12.2018 и доступны для просмотра и скачивания на сайтах единой информационной системы и электронно-торговой площадки.

В соответствии с отзывом Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 25.02.2019 вх. №2581 региональный оператор объединил в один предмет закупки 147 многоквартирных домов с одинаковым видом работ  на основании пункта 78 Положения.

Объединение осуществляется в целях привлечения к электронному аукциону финансово-устойчивых организаций, способных качественно   исполнить обязательства по договору, в том числе по гарантийному обслуживанию: в соответствии со статьей 182 Жилищного кодекса РФ гарантия на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома должна составлять не менее  5 лет.

Работы по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования требует высокой степени ответственности и надежности, так как привлечение неквалифицированных рабочих или приобретение некачественных материалов организациями, не обладающими материальным благополучием, может повлиять на работоспособность лифтового оборудования, что в свою очередь несет угрозу жизни и здоровью людей.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь принципами безопасных и благоприятных условий проживания граждан Республики Башкортостан, предупреждения чрезвычайных ситуаций, Региональный оператор объединил  в один лот несколько объектов.

Исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, законодательно установлен запрет на совершение действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.

Элементами состава рассматриваемого правонарушения являются действия заказчика и неблагоприятные последствия, в виде недопущения, ограничения и устранения конкуренции при проведении соответствующих торгов, или реальная возможность их наступления.

Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции,  конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

Согласно п. 17 ст. 4 Закона о конкуренции признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Следовательно, положения Закона о защите конкуренции не устанавливают возможности признать допустимым совершение действий,  которые приводят к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Для наличия вывода о неправомерности действий при проведении торгов, обязательным условием является не только сам факт наступления соответствующих негативных последствий для конкурентной среды, но и возможность наступления таких последствий.

В рамках рассмотрения дела установлено, что на участие в данном аукционе поступили заявки от двух участников  – ООО «ПроектСервис» (129090, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 24, помещение 2; ИНН 7708314511), ООО «Трансэнерго» (603134, г. Нижний Новгород; ул. Костина д. 2, офис 18; ИНН 5031033615). По результатам аукциона заключен договор подряда №1 С/л на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории РБ от 01.02.2019 с ООО «ПроектСервис».

В рамках рассмотрения дела Комиссия запросила у ООО «ПроектСервис» (129090, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 24, помещение 2; ИНН 7708314511) сведения о том, были ли данной организацией заключены субподрядные договоры, направленные на исполнение договора подряда по результатам аукциона, о субподрядчиках, на исполнение которых переданы  договоры по вышеуказанным торгам (с указанием объема переданных работ в денежном выражении, в процентном соотношении от цены контракта, с приложением копий договоров субподряда).

Согласно информации, представленной ООО «ПроектСервис» письмом от 31.07.2019 вх. №11937, в рамках исполнения договора подряда  №1 С/л на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории РБ от 01.02.2019 ООО «ПроектСервис» заключило договоры субподряда с ООО «ТехноСервисСтрой», ООО «ЭнергоПлюс», ООО «Элит-Лифт-Монтаж», ООО «ТехСервис», ООО «РегионЛифтСервис», ООО «АНК ГРУПП», ООО «ЭкспертСервис», ЗАО «Уфа-Союзлифтмонтаж», ООО «ЛифтСервис». Общая сумма работ, переданных на субподряд, в денежном выражении составляет 94 051 106,00 руб. В процентном соотношении – 13,74% от цены договора.

Согласно пояснениям представителей субподрядных организаций ЗАО «Уфа-Союзлифтмонтаж», ООО «ТехСервис», ООО «ОЛЗ-Уфа», данные юридические лица вынуждены были заключить субподрядные договоры ввиду невозможности участия в аукционе по причине завышенной начальной максимальной цены договора, несоответствия уровню ответственности членов саморегулируемой организации, установленных условий оплаты – в течении 36 месяцев после подписания актов о приемке выполненных работ.

В реестр подрядных организаций Республики Башкортостан осуществляющих деятельность на рынке оказания услуг и (или) выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования и лифтовых шахт включено 20  хозяйствующих субъектов.

Первому уровню ответственности члена саморегулируемой организации соответствуют восемь организаций – ООО «Ремжилстрой», ООО «Жилкомсервис», ООО «Изотерм», ООО «Объединенные лифтостроительные заводы – Уфа», ООО «Резонанс», ООО «Промышленный торговый союз», ООО «А-лифт», ООО «ИЛТ».

Второму уровню ответственности соответствуют пять организаций – ООО «Спецлифтремонт», ООО «Руско-Лифт», ООО «ТехСервис», ООО «Уфа Лифт Плюс»,  ООО «КЗН-Татлифт».

Третьему уровню ответственности соответствуют семь организаций – ООО «Первая лифтовая компания», ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», ООО «Карачаровский механический завод», ООО «Проектсервис», ООО «Импорт-Лифт», ООО «Трансэнерго», ООО «Мосрегионлифт». При этом ни одна из организаций, соответствующих третьему уровню ответственности члена саморегулируемой организации не зарегистрирована на территории Республики Башкортостан.

Управлением были направлены запросы информации в адрес хозяйствующих субъектов включенных в реестр подрядных организаций Республики Башкортостан осуществляющих деятельность на рынке оказания услуг и (или) выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования и лифтовых шахт о разъяснении причин не участия в рассматриваемом электронном аукционе.

В письме от 03.04.2019 вх. №5016 ПАО «Карачаровский механический завод» сообщил, что основной причиной по которой общество не принимало участия в указанном выше аукционе явились условия оплаты – в течении 36 месяцев после подписания актов о приемке выполненных работ. Выполнение работ на таких условиях было признано нецелесообразным, поскольку привели бы общество к потенциальному отрицательному финансовому результату (убытку) по данной конкретной сделке.

Согласно письму ООО «Спецлифтремонт» от 03.04.2019 вх. №5017  данная организация не смогла принять участие в аукционе, поскольку соответствует второму уровню ответственности членов саморегулируемой организации и не имеет право участвовать в электронном аукционе с начальной максимальной ценой 688 014 370, 00 рублей.

В соответствии с письмом ООО «Промышленный торговый союз» от 02.04.2019 вх. №4959 основная причина, по которой данная организация не принимала и не принимает участие в электронных аукционах и в частности в электронном аукционе №200150000011800269 на выполнение работ по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных жилых домах расположенных на территории: РБ, ГО г. Уфа, ГО г. Стерлитамак, ГО г. Нефтекамск, ГО г. Октябрьский, ГО г. Кумертау -  очень крупные суммы лотов (более 60 млн. рублей). Еще одним барьером работы с НОФ «Региональный оператор РБ» для ООО «ПТС» является слишком большая отсрочка платежа (36 месяцев).

Согласно письму ООО «Резонанс» от 03.04.2019 вх. №5060 ООО «Резонанс» не приняло участие в аукционе по следующим причинам:

- несоответствие уровню ответственности членов саморегулируемой организации;

- оплата по выполненным работам производится с рассрочкой на 36 месяцев начиная с 01.01.2020;

- география местонахождения объектов, что удорожает стоимость СМР (г. Уфа, г. Стерлитамак, г. Нефтекамск, г. Октябрьский, г. Кумертау).

В соответствии с письмом ООО «Жилкомсервис» от 05.04.2019 вх. №5062, данная организация не принимала участие в аукционе поскольку не располагала достаточными материальными и людскими ресурсами для выполнения работ, заявленных в вышеуказанном аукционе.

Согласно письму ООО «Техсервис» от 03.04.2019 вх. №5056 причинами по которым данная организация не принимала участие в аукционе является:

- ООО «Техсервис»  не располагает достаточным размером свободных собственных денежных средств для внесения платежа обеспечения заявки и обеспечения исполнения обязательства по договору, а также для выполнения работ произвести закупку (без авансирования) лифтового оборудования, стоимость которого составляет примерно половину от начальной (максимальной) суммы электронного аукциона;

- максимальная цена договора электронного аукциона, в котором может принять участие подрядная организация, для ООО «ТехСервис» составляет 500 000 000 (пятьсот миллионов) рублей 00 коп. (соответствует 2-му уровню ответственности), что не соответствует уровню ответственности начальной максимальной цены электронного аукциона №200150000011800269;

- ООО «Техсервис» не располагает достаточным размером свободных собственных денежных средств для выполнения данного объема работ с отсрочкой оплаты работ в 36 месяцев.

В соответствии с письмом ООО «УфаЛифтПлюс» причиной неучастия в закупке является экономически неэффективная отсрочка оплаты выполненных работ на 36 месяцев.

Согласно письму ООО «Ремжилстрой» от 03.04.2019 вх. №5052 ООО «Ремжилстрой» не принимало участие в аукционе в связи со следующим:

- организация имеет первый уровень ответственности и не имеет возможности принять участие в аукционе, несмотря на то, что находится в реестре подрядных организаций;

- предметом аукциона являются объекты территориально удаленные друг от друга, что является экономически нецелесообразным;

- объекты территориально расположены в более 150 км., что создает дополнительные командировочные и транспортные расходы;

- размер обеспечения заявки на участие в аукционе составляет 20 640 431,10 рублей что значительно сужает круг участников аукциона и ведет к монополии на рынке услуг, так как годовая прибыль многих предприятий составляет в среднем не более 20 млн. рублей. Соответственно у малых и средних предприятий нет средств на участие в проводимых аукционах.

В ходе проведения аукциона, цена договора неоднократно снижается. В связи с тем, что выигрывает «крупный игрок», соответственно чтобы получить свою прибыль он на более «дешевых» условиях заключает договор субподряда с организациями, которые расположены на месте производства работ по ремонту объектов, соответственно цена многократно удешевляется, что ведет к еще большему удешевлению работ со стороны субподрядчика. Субподрядчик прибегает к вынужденным мерам снижения стоимости работ, экономя либо на материалах, либо на рабочей силе, в связи с чем, страдает качество работ.

В соответствии с письмом ООО ТД «Объединенные лифтостроительные заводы – Уфа» от 03.04.2019 вх. №5058 данная организация не смогла участвовать в аукционе в связи со следующим:

- ООО  ТД «Объединенные лифтостроительные заводы – Уфа» относится к малому бизнесу и не может выполнять работы превышающие 60 млн. рублей;

-  установление срока оплаты работ в течение 36 месяцев увеличивает себестоимость работ;

- выиграв данный аукцион победитель должен обладать огромным трудовым ресурсом, чтобы одновременно выполнить монтаж такого количества лифтов в надлежащем качестве.

 Таким образом, из представленной информации следует, что основной причиной неучастия в аукционе хозяйствующих субъектов, относящихся к первому и второму уровню ответственности членов саморегулируемой организации является несоответствие уровню ответственности подрядных организаций в связи с установленной начальной максимальной ценой договора. Кроме того барьерами при участии в данном аукционе организации считают:

- территориальную удаленность объектов друг от друга;

- высокий размер обеспечения заявки на участие в такой закупке, условия оплаты.

Хозяйствующие субъекты, включенные в реестр квалифицированных подрядных организаций и имеющие 1-й и 2-й уровень ответственности не имеют возможности принять участие в таком аукционе, несмотря на то, что находятся в реестре подрядных организаций, т.е. соответствуют требованиям, установленным Положением,  что приводит к ограничению конкуренции.

Также в письменных пояснениях хозяйствующие субъекты указывают, что основанием непринятия участия в аукционе является установление срока оплаты выполненных работ - в течение 36 (тридцати шести) месяцев с момента подписания в полном объеме документов заказчиком.

Вместе с тем, документы обосновывающие необходимость установления срока оплаты выполненных работ ( в течение 36 (тридцати шести) месяцев с момента подписания в полном объеме документов заказчиком. - условия оплаты – в течении 36 месяцев  после подписания актов о приемке выполненных работ) региональным оператором не представлены.

Учитывая что при исполнении договора победителем торгов затрачиваются материальные и трудовые ресурсы, оплата договора в течение 36 месяцев с момента выполнения работ,  может привести к невозможности своевременного покрытия затрат победителя. В связи с чем потенциальные участники торгов вынуждены отказываться от участия в аукционе, что приводит к необоснованному ограничению количества участников аукциона.

Кроме того, в соответствии с указанным  пунктом заказчик вправе выплатить подрядчику аванс. Сумма, сроки  и необходимость выплаты авансового платежа определяется заказчиком самостоятельно.

Таким образом, порядок выплаты авансового платежа полностью зависит от волеизъявления заказчика.

На основании вышеизложенного, наблюдаются следующие признаки ограничения конкуренции при проведении аукциона:

- невозможность участия в торгах хозяйствующий субъектов, уровень ответственности которых не соответствует третьему уровню ответственности подрядных организаций;

- необоснованное увеличение логистических и иных затрат победителя торгов, связанных с географическим расположением объектов;

- отсутствие конкурентной борьбы при проведении торгов.

Действия Заказчика по объединению  в один лот объектов, находящихся в разных городах Республики Башкортостан, по установлению срока оплаты  выполненных работ - в течение 36 (тридцати шести) месяцев с момента подписания в полном объеме документов заказчиком, немотивированно сокращают число участников закупки, что также подтверждается обращением, поступившим в Управление от Ассоциации саморегулируемой организации «Комммунжилремстрой». Согласно обращению, данная организация является общественной организацией  и представляет интересы 402 организаций.

Доводы регионального оператора о том, что допуск к участию в аукционе хозяйствующих субъектов, имеющих уровень ответственности саморегулируемой организации выше третьего и допуск хозяйствующих субъектов, связан с тем, что работы по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования требует высокой степени ответственности и надежности, так как привлечение неквалифицированных рабочих или приобретение некачественных материалов организациями, не обладающими материальным благополучием, является необоснованным, так как  факт того, что организации первого и второго уровня ответственности членов саморегулиремой организации включены в реестр подрядных организаций, уже свидетельствует о том, что они соответствуют требованиям, установленным Положением,  и способны выполнить работы, являющиеся предметом аукциона.

Ссылка заказчика на пункт 78 Положения, обосновывающий объединение в один  предмет закупки 147 объектов находящихся в различных городах Республики Башкортостан является необоснованным, поскольку в данном случае указанное объединение приводит к нарушению  пункта 79 Положения, и влечет за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Кроме того, действия заказчика не могут быть признаны соответствующими пункту 1 Положения в части повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе проведения закупки в целях заключения договора об оказании услуг по ремонту или замене лифтового оборудования.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

С учетом вышеизложенного, действия Заказчика  - Некоммерческой организации фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» выразившиеся в необоснованном укрупнении лота при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных жилых домах расположенных на территории: Республика Башкортостан, ГО г. Уфа, ГО г. Стерлитамак, ГО г. Нефтекамск, ГО г. Октябрьский, ГО г. Кумертау, которое привело к сокращению количества участников аукциона, а также в установлении необоснованного требования к сроку оплаты выполненных работ в течении 36 (тридцати шести) месяцев с моменты подписания в полном объеме документов заказчиком, являются  нарушением  ч.  1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Башкортостанского УФАС России, 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Некоммерческую организацию фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» (450059, РБ, г. Уфа, ул. Р. Зорге, 7/А; ИНН 0278992157нарушившей ч.  1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем необоснованного укрупнении лота при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных жилых домах расположенных на территории: Республика Башкортостан, ГО г. Уфа, ГО г. Стерлитамак, ГО г. Нефтекамск, ГО г. Октябрьский, ГО г. Кумертау, которое привело к сокращению количества участников аукциона, а также в установлении необоснованного требования к сроку оплаты выполненных работ в течении 36 (тридцати шести) месяцев с моменты подписания в полном объеме документов заказчиком.
  2. Выдать Некоммерческой организации фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» (450059, РБ, г. Уфа, ул. Р. Зорге, 7/А; ИНН 0278992157)   предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о недопущении в дальнейшем  действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны