Предупреждение №ТО002/01/15-1013/2020 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения ... от 2 апреля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFСовет городского округа город Уфа Республики Башкортостан
450098, БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, ГОРОД УФА, ПРОСПЕКТ ОКТЯБРЯ, 120
Предупреждение № ТО002/01/15-1013/2020
о прекращении действий, которые содержат признаки
нарушения антимонопольного законодательства
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление, антимонопольный орган) рассмотрены действия Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, ГОРОД УФА, ПРОСПЕКТ ОКТЯБРЯ, 120) (далее – Совет) в части организации похоронного дела и установлено следующее.
Анализ положений Регламента и Устава Учреждения свидетельствует о наделении данного лица функциями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения в части организации похоронного дела и ведения общественными кладбищами.
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 17.05.2007 N 24/10 «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (вместе с "Положением о Попечительском совете по вопросам похоронного дела в городском округе город Уфа Республики Башкортостан", "Составом Попечительского совета по вопросам похоронного дела в городском округе город Уфа Республики Башкортостан") в частности пунктами 13.10., 13.17 данного решения установлено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа город уфа Республики Башкортостан (далее – Положение) которое гласит, что предоставление земельных участков для захоронений на кладбище производится специализированной службой по вопросам похоронного дела.
При отсутствии архивных документов (журнала регистрации) погребения в могилы или на свободные места в оградах производятся с разрешения специализированной службы по вопросам похоронного дела на основании письменных заявлений близких родственников (степень родства и право на имущество - памятники, ограждения и др. надгробные сооружения должны быть подтверждены соответствующими документами) при предъявлении гражданами документов, подтверждающих захоронения на этом кладбище.
Постановлением главы Администрации №1758 от 23.11.2016 года утвержден устав МБУ Комбинат специализированного обслуживания населения ГО г.Уфа (далее – Учреждение).
Пунктом 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела – это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших.
Согласно п.2.6 данного Устава, Учреждение осуществляет приносящую доход деятельность (похоронное обслуживание населения города; предоставление услуг, связанных с захоронением (перезахоронением) или кремацией трупов людей и связанную с этим деятельность; уход за местами погребения и отдельными захоронениями; изготовление гробов и урн для захоронения правах; изготовление и/или установка надомгильных сооружений, мемориальных плит и других изделий из природного камня, цемента и других материалов, и их реставрация; выполнение надписей на памятниках из природного камня и других материалов и иные виды деятельности поименованные в Уставе Учреждения).
Таким образом, Учреждение является хозяйствующим субъектом в понятии, установленном в статье 4 Закона № 135-ФЗ, и осуществляет свою деятельность на рынке организации похорон и оказания, связанных с ними услуг, на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Согласно статье 2 Закона о местном самоуправлении решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ ведение общественными кладбищами и определение порядка деятельности общественных кладбищ относится к компетенции органов местного самоуправления.
Возможность передачи общественных кладбищ, включая передачу земельных территорий, занятых общественными кладбищами, в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, действующим законодательством не предусмотрена.
Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ установлено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 22.10.2014 № 125-ФЗ, Закон об архивном деле), к полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений. Частью 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Законом о местном самоуправлении.
Согласно статье 3 Закона об архивном деле, архивным документом признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.
Следовательно, оформление документов, связанных с погребением (удостоверений о захоронении, справок о месте захоронений и т.д.), проведение землеустроительных работ, регистрация захоронений, выявление бесхозных могил и т.д. не должно осуществляться хозяйствующим субъектом, поскольку в соответствии с действующим законодательством общественные кладбища, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, не могут быть предоставлены в ведение хозяйствующему субъекту.
Таким образом, деятельность по организации похоронного дела и ведения общественными кладбищами, деятельность в области архивного дела, в том числе по оформлению документов, связанных с погребением (удостоверений о захоронении, справок о месте захоронений хранение книги регистрации захоронений и т.д.,) осуществляется органами местного самоуправления, и соответствующие функции органов местного самоуправления не могут быть переданы какому-либо хозяйствующему субъекту.
Аналогичной позиции придерживаются арбитражные суды при рассмотрении дел (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 №12027/07, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 №17206/10, №А68-12500/2011).
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет совмещения функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта". В этой связи, наделение Администрацией хозяйствующего субъекта - Учреждения функциями органа местного самоуправления, противоречит норме, закрепленной в ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в действиях Администрации по утверждению указанных выше пунктов Регламента и Устава содержатся признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции предупреждает о необходимости прекращений действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, для чего в течение 30 дней со дня получения настоящего Предупреждения прекратить указанные действия путем:
- Исключения пунктов 13.11 и 13.17 из Положения утвержденного Решение Совета городского округа г. Уфа РБ от 17.05.2007 N 24/10 (ред. от 13.02.2019) "Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (вместе с "Положением о Попечительском совете по вопросам похоронного дела в городском округе город Уфа Республики Башкортостан", "Составом Попечительского совета по вопросам похоронного дела в городском округе город Уфа Республики Башкортостан").
- Принятия мер по организации выполнения работ по содержанию кладбищ, в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе.
О выполнении данного предупреждения сообщить в Башкортостанское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Руководитель А.Н. Хомяков