Предупреждение №ТО002/01/15-1013/2020 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения ... от 2 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Совет городского округа  город Уфа Республики Башкортостан

450098, БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, ГОРОД УФА, ПРОСПЕКТ ОКТЯБРЯ, 120

 

Предупреждение № ТО002/01/15-1013/2020  

о прекращении действий, которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление, антимонопольный орган) рассмотрены действия Совета городского округа  город Уфа Республики Башкортостан (450098, БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, ГОРОД УФА, ПРОСПЕКТ ОКТЯБРЯ, 120) (далее – Совет) в части организации похоронного дела и установлено следующее.

Анализ положений Регламента и Устава Учреждения свидетельствует о наделении данного лица функциями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения в части организации похоронного дела и ведения общественными кладбищами.

Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 17.05.2007 N 24/10 «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (вместе с "Положением о Попечительском совете по вопросам похоронного дела в городском округе город Уфа Республики Башкортостан", "Составом Попечительского совета по вопросам похоронного дела в городском округе город Уфа Республики Башкортостан") в частности пунктами 13.10., 13.17 данного решения установлено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа город уфа Республики Башкортостан (далее – Положение) которое гласит, что предоставление земельных участков для захоронений на кладбище производится специализированной службой по вопросам похоронного дела.

При отсутствии архивных документов (журнала регистрации) погребения в могилы или на свободные места в оградах производятся с разрешения специализированной службы по вопросам похоронного дела на основании письменных заявлений близких родственников (степень родства и право на имущество - памятники, ограждения и др. надгробные сооружения должны быть подтверждены соответствующими документами) при предъявлении гражданами документов, подтверждающих захоронения на этом кладбище.

Постановлением главы Администрации №1758 от 23.11.2016 года утвержден устав МБУ Комбинат специализированного обслуживания населения ГО г.Уфа (далее – Учреждение).

Пунктом 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела – это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших.

Согласно п.2.6 данного Устава, Учреждение осуществляет приносящую доход деятельность (похоронное обслуживание населения города; предоставление услуг, связанных с захоронением (перезахоронением) или кремацией трупов людей и связанную с этим деятельность; уход за местами погребения и отдельными захоронениями; изготовление гробов и урн для захоронения правах; изготовление и/или установка надомгильных сооружений, мемориальных плит и других изделий из природного камня, цемента и других материалов, и их реставрация; выполнение надписей на памятниках из природного камня и других материалов и иные виды деятельности поименованные в Уставе Учреждения).

Таким образом, Учреждение является хозяйствующим субъектом в понятии, установленном в статье 4 Закона № 135-ФЗ, и осуществляет свою деятельность на рынке организации похорон и оказания, связанных с ними услуг, на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.

Согласно статье 2 Закона о местном самоуправлении решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным,  лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ ведение общественными кладбищами и определение порядка деятельности общественных кладбищ относится к компетенции органов местного самоуправления.

Возможность передачи общественных кладбищ, включая передачу земельных территорий, занятых общественными кладбищами, в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, действующим законодательством не предусмотрена.

Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ установлено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 22.10.2014 № 125-ФЗ, Закон  об архивном деле), к полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений. Частью 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Законом о местном самоуправлении.

Согласно статье 3 Закона об архивном деле, архивным документом признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.

Следовательно, оформление документов, связанных с погребением (удостоверений о захоронении, справок о месте захоронений и т.д.), проведение землеустроительных работ, регистрация захоронений, выявление бесхозных могил и т.д. не должно осуществляться хозяйствующим субъектом, поскольку в соответствии с действующим законодательством общественные кладбища, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, не могут быть предоставлены в ведение хозяйствующему субъекту.

Таким образом, деятельность по организации похоронного дела и ведения общественными кладбищами, деятельность в области архивного дела, в том числе по оформлению документов, связанных с погребением (удостоверений о захоронении, справок о месте захоронений хранение книги регистрации захоронений и т.д.,) осуществляется органами местного самоуправления, и соответствующие функции органов местного самоуправления не могут быть переданы какому-либо хозяйствующему субъекту. 

Аналогичной позиции придерживаются арбитражные суды при рассмотрении дел (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 №12027/07, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 №17206/10, №А68-12500/2011).

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет совмещения функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта". В этой связи, наделение Администрацией хозяйствующего субъекта - Учреждения функциями органа местного самоуправления, противоречит норме, закрепленной в ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в действиях Администрации по утверждению указанных выше пунктов Регламента и Устава содержатся признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции предупреждает о необходимости прекращений действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, для чего в течение 30 дней со дня получения настоящего Предупреждения прекратить указанные действия путем:

  1. Исключения  пунктов 13.11 и 13.17 из Положения утвержденного Решение Совета городского округа г. Уфа РБ от 17.05.2007 N 24/10 (ред. от 13.02.2019) "Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (вместе с "Положением о Попечительском совете по вопросам похоронного дела в городском округе город Уфа Республики Башкортостан", "Составом Попечительского совета по вопросам похоронного дела в городском округе город Уфа Республики Башкортостан").
  2. Принятия мер по организации выполнения работ по содержанию кладбищ, в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе.

О выполнении данного предупреждения сообщить в Башкортостанское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Руководитель                                                                                          А.Н. Хомяков

Связанные организации

Связанные организации не указаны