Решение б/н Решен от 11 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

<...>

 

Ответчик:

<...>

Заинтересованное лицо:

<...>

 

 

Решение по делу № ТО002/01/17-1495/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 27.11.2023

В полном объеме решение изготовлено 11.12.2023 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...>

Члены Комиссии:

<...>

<...>

при участии представителей:

от заявителя:

от ответчика

рассмотрев дело № ТО002/01/17-1495/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения<...> ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Комиссия в рамках рассмотрения жалобы <...> (далее – Заявитель) в порядке со ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на действия <..1.> при проведении закупки в форме запроса предложений на оказание услуг по агентскому обслуживанию договоров, установила признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях <...> и передала материалы в соответствующее структурное подразделение Управления для рассмотрения на предмет нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам <...>, Заказчик в документации о закупке установил критерии оценки, которые приводят к ограничению конкуренции:

  1. В извещении о проведении запроса предложений в электронной форме в разделе «Порядок оценки заявок на участие в запросе предложений» в пункте 2 подпункте 2.5. установлен следующий критерий оценки заявки: «Ведение паспортного учета, прописка/выписка собственников /нанимателей (членов их семей) жилых помещений».

По мнению Заявителя, установлен критерий, не относящийся к предмету закупки, который серьезным образом ограничивает число участников закупки, поскольку в г. Уфа помимо <...>, отсутствует юридическое лицо, которое может соответствовать критериям, установленным Заказчиком в данной закупке. Это свидетельствует об отсутствии объективности оценки по указанному критерию и ставит участников закупки в неравное положение при предоставлении предложений.

  1. В извещении о проведении запроса предложений в электронной форме в разделе «Порядок оценки заявок на участие в запросе предложений» в пункте 2 подпункте 2.2. установлен следующий критерий оценки заявки: «Наличие самостоятельного, без привлечения подрядных организаций, опыта оказания услуг не менее чем по 70 тыс.лицевых счетов на сумму ежемесячного начисления платы не менее 150 млн.руб. в части проведения расчета и начисления платы за коммунальные услуги по отоплению (в т.ч. по ИПУ), горячей воде (в т.ч. через ИТП), платы за установку ОДПУ и др.допуслуги. Прием собственников в своих офисах для оказания консультационных услуг по расчетам начисленой платы по отоплению, ГВС, установку ОДПУ и др. Подготовка ответов в надзорные органы, органы исполнительной власти и собственникам помещений в МКД».

По мнению Заявителя, требование Заказчика к объему ежемесячного начисления в размере 150 млн.руб. по отоплению, горячей воде ограничивает конкуренцию, поскольку на территории Республики Башкортостан не так много компаний, которые могут отвечать данному требованию, в частности это может быть организация, которая длительное время работает с Заказчиком и осуществляет данные функции, иные организации не смогут набрать даже минимальные баллы по данному критерию.

Управлением в связи с установлением признаков нарушения антимонопольного законодательства 03.08.2023 издан приказ №148/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении ч.1 ст.17 антимонопольного законодательства в отношении <...>

Также в качестве заинтересованного лица по данному делу было привлечено <...>

В ходе рассмотрения материалов Комиссией Управления было установлено следующее.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников; создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений..

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Для установления нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции требуется, в том числе установление конкретных действий организатора соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений; установление признаков ограничения конкуренции, а также причинно-следственной связи между такими действиями и последствиями в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции или возможностью их наступления.

Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены запреты на осуществление организатором обязательных процедур, конкурентных закупок или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, включая запреты на координацию деятельности участников, создание преимущественных условий участия для отдельных ее участников (в том числе посредством открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя.

30.05.2023 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках (www.zakupki.gov.ru)<...> , Заказчик) разместило извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на «Оказание услуг по агентскому обслуживанию договоров <...> с потребителями» (извещение № 32312436698).

Начальная максимальная цена договора составила 10 179 879,36 руб.

Дата начала срока приема заявок – 31.05.2023.

Дата окончания приема заявок – 09.06.2023.

Дата подведения итогов – 13.06.2023.

В извещении о проведении закупки, в части информации о закупаемом товаре, работе, услуге указано следующее:

– Классификация по ОКПД2: 66.19.99.131 Услуги операторов по приему платежей физических лиц;

– Классификация по ОКВЭД2: 66.19.6 Деятельность по приему платежей физических лиц платежными агентами.

Согласно главе Извещения «Порядок оценки заявок на участие в запросе предложений» при оценке заявок Заказчик использует балльную оценку по следующим критериям:

1) Стоимость предложения – значимость критерия 40 баллов;

2) Квалификация Участников – значимость критерия 60 баллов.

Максимальное количество набранных баллов составляет 100 баллов.

Заявке, набравшей наибольшее количество баллов, присваивается первый номер, а Участник, её подавший, признаётся Победителем закупки.

Критерий квалификации – нестоимостной критерий содержит следующие подкритерии:

П.2.1. Количество полных лет деятельности организации (Менее года – 0%, от 1 до 7 лет – 5%, 7 и более лет – 10%). Подтверждается уставом, выписка ЕГРЮЛ.

П.2.2. Наличие самостоятельного, без привлечения подрядных организаций, опыта оказания услуг не менее чем по 70 тыс. лицевых счетов на сумму ежемесячного начисления платы не менее 150 млн.руб. в части проведения расчета и начисления платы за коммунальные услуги по отоплению (в т.ч. по ИПУ), горячей воде (в т.ч. через ИТП), платы за установку ОДПУ и др. допуслуги. Прием собственников в своих офисах для оказания консультационных услуг по расчетам начисленной платы по отоплению, ГВС, установку ОДПУ и др. Подготовка ответов в надзорные органы, органы исполнительной власти и собственникам помещений в МКД (Менее года – 0%, от 1 до 7 лет – 10%, 7 и более лет – 30%). Подтверждается соответствующими договорами и актами выполненных работ.

П.2.3. Наличие единого платежного документа с включением в него нескольких поставщиков и QR-кодов (В платежный документ включен 1 поставщик коммунальных услуг- 5%; В платежный документ включен 2 поставщика коммунальных услуг- 15%; В платежный документ включен более 2 поставщиков коммунальных услуг- 20%). Подтверждается сопроводительным письмом за подписью руководителя с приложением скан-копии платежного документа.

П.2.4. Количество офисов на территории г. Уфа, где <...> является единой теплоснабжающей организацией, для приема и консультации населения по вопросам, связанным с расчетами начисленной платы по отоплению, ГВС, установкой ОДПУ и др. (Нет офисов – 0%, до 10 офисов – 10%, более 10 офисов – 20%). Подтверждается выпиской из ЕГРН, договорами аренды помещений и иными документами, подтверждающими право пользования / владения / распоряжения помещениями.

П.2.5. Ведение паспортного учета, прописка/выписка собственников /нанимателей (членов их семей) жилых помещений (Нет паспортного учета – 0%, есть паспортный учет – 20%). Подтверждается копиями соответствующих договоров, предметом которых являются услуги, связанные с паспортным учетом, пропиской/выпиской собственников /нанимателей (членов их семей) жилых помещений, заключенными с уполномоченными организациями, в том числе, осуществляющими управление жилищным фондом.

Основные требования, предъявляемые к участнику закупки

В в п.6 раздела Основные требования, предъявляемые к участнику закупки Технического задания установлены обязательные требования, предъявляемые к исполнителю, по защите информации и безопасности, а именно: «наличие базы данных для ведения начислений. Подтверждается копиями соответствующих договоров и иными документами, подтверждающими наличие базы данных».

Согласно протоколам закупочной комиссии на участие в закупке было подано 2 заявки: <.1..> и <..2.>.

Из заявок участников установлено следующее.

<..1.> направило заявку на участие в запросе предложений (исх.№ЕИРЦ-РБ/01/337 от 08.06.2023 г.), согласно которому выразил согласие оказать услуги, выполнить работы в точном соответствии с условиями, указанными в извещении, техническом задании и проекте договора, по цене: 2 492 431 рублей 14 коп. (два миллиона четыреста девяносто две тысячи четыреста тридцать один руль) 14 коп., НДС в том числе.

п\п

Наименование услуг, работ

Кол-во в месяц

Ед. изм.

Срок гарантии на услуги, работы (мес.)

Цена за единицу (руб.)

Сумма (руб.)

1

2

3

4

5

6

7

1

«Отопление»

69 119

Шт.

-

2 руб. 52 коп. с НДС

174 266,25

2

«ГВС»

69 119

Шт.

-

2 руб. 45 коп. с НДС

169 631,51

3

«Установка УУТЭ» «Техническое обследование УУТЭ», «Техническое обслуживание УУТЭ», «Поверка УУТЭ»

69 119

Шт.

-

0 руб. 97 коп. с НДС

67 269,95

4

«Предоставление ежедневной информации по поступлению денежных средств от населения», «Установка АРМ, техническая поддержка и проведение обновлений»

69 119

Шт.

-

0 руб. 06 коп. с НДС

4 237,48

Итого в месяц:

415 405,19

Итого по договору:

2 492 431,14

<..2.> направило заявку на участие в запросе предложений (исх.б/н от 27.06.2023 г.), согласно которому выразило своё согласие оказать услуги, выполнить работы в точном соответствии с условиями, указанными в извещении, техническом задании и проекте договора, по цене: 26.75 рублей за единицу.

 

п\п

Наименование услуг, работ

Кол-во

Ед.

изм.

Срок гарантии на услуги, работы (мес.)

Цена за единицу

(руб.)

Сумма (руб.)

1

2

3

4

5

6

7

1

Услуги по начислению платы, эаспределению денежных средств по услуге "отопление", печать, конвертование и доставка платежных документов

420000

шт.

6

12,55

5 271 000,00

2

Услуги по начислению платы и распределению денежных средств по услуге "горячее водоснабжение", печать, конвертование и доставка платежных документов

393000

шт.

6

12,23

4 806 390,00

3

Услуги Агента по КУ «Установка УУТЭ», «Техническое обследование УУТЭ», «Техническое обслуживание УУТЭ», «Поверка УУТЭ»

1056

шт.

6

1,75

1 848

4

Услуги Агента по КУ "Предоставление ежедневной информации по поступлению денежных средств от населения","Установка АРМ,техническая поддержка и проведение обновлений"

420000

шт.

6

0,22

92 400

Итого:

10 171 638,00

Указанные заявки были допущены до участия в закупочной процедуре.

Согласно Приложению № 1 к протоколу заседания Закупочной комиссии по оценке заявок и выбору Победителя:

 

 

<..2 > <..1.>

 

Начальная (максимальная) цена

31,37

 

№, п/п

Наименование критерия

 

1

Стоимость предложения

26,75

6,01

 

Общий балл по цене

5,89

32,34

 

 

 

 

 

Квалификация участников

 

 

2

Количество полных лет деятельности организации

22

3

 

В баллах

10%

5%

3

Наличие самостоятельного, без привлечения подрядных организаций, опыта оказания услуг не менее чем по 70 тыс.лицевых счетов на сумму ежемесячного начисления платы не менее 150 млн.руб. в части проведения расчета и начисления платы за коммунальные услуги по отоплению (в т.ч. по ИПУ), горячей воде (в т.ч. через ИТП), платы за установку ОДПУ и др.допуслуги. Прием собственников в своих офисах для оказания консультационных услуг по расчетам начисленой платы по отоплению, ГВС, установку ОДПУ и др. Подготовка ответов в надзорные органы, органы исполнительной власти и собственникам помещений в МКД

10 лет

3 года

 

В баллах

30%

10%

4

Наличие единого платежного документа с включением в него нескольких поставщиков и QR-кодов

4

2

 

В баллах

20%

15%

5

Количество офисов на территории г. Уфа, где МУП УИС является единой теплоснабжающей организацией, для приема и консультанции населения по вопросам, связанным с расчетами начисленой платы по отоплению, ГВС, установкой ОДПУ и др.

28

8

 

В баллах

20%

10%

6

Ведение паспортного учета, прописка/выписка собственников /нанимателей (членов их семей) жилых помещений

наличие

отсутствие

 

В баллах

20%

0%

 

 

 

 

 

Общий балл по квалификации

60,00

24,00

 

 

 

 

 

Итоговый балл

65,89

56,34

По итогам ранжирования заявок <..2.> было присвоено 65,89 баллов (по ценовому критерию – 5,89; по квалификационному критерию – 60), <..1.> было присвоено 56,34 баллов (по ценовому критерию – 32,34; по квалификационному критерию – 24).

По результатам оценки указанных заявок закупочной комиссией было принято решение о признании <..2.> победителем закупки.

Согласно п. 10.10 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» при возбуждении дела по статье 17 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган составляет аналитический отчет о состоянии конкуренции на товарном рынке, которые должен содержать следующие пункты:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов.

В рамках настоящего дела проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке оказания услуг по агентскому обслуживанию договоров в рамках запроса предложений в электронной форме №32312436698.

Для целей проведения настоящего исследования временной интервал определен периодом: 30.05.2023 (размещение извещения №32312436698 о проведения запроса предложений в электронной форме на право заключение договора по оказанию услуг по агентскому обслуживанию договоров <..1.> с потребителями – 11.07.2023 (заключение договора
№649-22/23 по результатам осуществления торгов).

Предметом конкурса в электронной форме № 32312436698 является: «Оказание услуг по агентскому обслуживанию договоров <1...> с потребителями», что, в свою очередь, соответствуют ОКВЭД2 – 66.19.6 «Деятельность по приему платежей физических лиц платежными агентами» и коррелирующим с ним ОКПД2 – 66.19.99.131 «Услуги операторов по приему платежей физических лиц».

На основании открытых источников информации в сети Интернет на территории Республики Башкортостан с ОКВЭД 66.19.6 «Деятельность по приему платежей физических лиц платежными агентами» только в качестве основного вида деятельности функционируют более десяти организаций. Барьеров в виде административных ограничений или иных требований лицензионного характера, или участия в саморегулируемых организациях (СРО) указанный рынок не содержит.

Комиссией по доводам Заявителя об установлении критерия квалификации оценки заявки: «Ведение паспортного учета, прописка/выписка собственников /нанимателей (членов их семей) жилых помещений», установлено следующее.

Установление данного критерия должно подтверждаться копиями соответствующих договоров, предметом которых являются услуги, связанные с паспортным учетом, пропиской/выпиской собственников /нанимателей (членов их семей) жилых помещений, заключенными с уполномоченными организациями, в том числе, осуществляющими управление жилищным фондом и оценивает значимость критериев в % следующим образом: Нет паспортного учета – 0%, есть паспортный учет – 20%.

Из пояснений <.1..> (исх.№2302 от 04.09.2023 г. – вх.№13770-ЭП/23 от 06.09.2023 г.) следует, что данный критерий установлен с целью определения возможности у исполнителя корректного начисления платы по предоставляемым Заказчиком услугам, а также поддержания актуальности базы данных, что способствует эффективному расходованию денежных средств Заказчика, существенно снизит финансовые затраты на актуализацию базы данных своими силами, при этом, наличие данного критерия отбора участников закупки не создает препятствий для подачи ими заявки на участие в запросе предложений. Необходимость установления данного критерия вытекает из предмета договора, а также из тех обязанностей в договоре, которые предусмотрел Заказчик.

В пояснениях <.1..> (исх.№2664 от 15.09.2023 г. – вх.№15156 от 29.09.2023 г.) указывает, что паспортный учет и начисление платы за коммунальные услуги осуществляют самостоятельно такие организации как <...>.

Комиссия считает доводы <1...>» необоснованными по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 Закона № 5242-1, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 утверждены «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»; «Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Постановление №713).

В соответствии с Постановлением №713 перечнем лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются:

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.

2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.

4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Таким образом, только вышеуказанные лица вправе осуществлять деятельность (услуги) по приему и передаче в органы регистрационного учёта документов в целях регистрации и снятию с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

При этом, единственным органом регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД по Республике Башкортостан).

Соответственно, имеющая у лиц, указанных в Постановлении №713, квалификация по передаче данных регистрационного учета никак не влияет и не может влиять на надлежащее исполнение договора, который предполагает ведение паспортного учета, прописка/выписка собственников /нанимателей (членов их семей) жилых помещений.

Следует отметить, что услуга как передача данных регистрационного учета в органы внутренних дел не является услугой, оказываемой на конкурентном рынке. Это прямая обязанность ограниченного круга лиц, указанного в Постановлении №713.

Кроме того, <..1.>» не учитывает, что основная деятельность управляющих организаций, жилищных кооперативов, ТСЖ, это управление жилым фондом в пределах многоквартирных домов, находящихся в их ведении. Передача данных паспортного учета, прописка/выписка собственников /нанимателей (членов их семей) жилых помещений возможна ими только в той мере, которой их наделило Постановление №713.

При этом, актуализацию регистрационного учета, в рассматриваемом случае, паспортного учета, прописка/выписка собственников /нанимателей (членов их семей) жилых помещений имеет право осуществлять только территориальный орган МВД, что также свидетельствует о необоснованности включения спорного критерия оценки.

Таким образом, установленный критерий оценки (п. 2.5. «Ведение паспортного учета, прописка/выписка собственников /нанимателей (членов их семей) жилых помещений») не только не соответствует предмету закупки, но и в принципе противоречит закону.

Кроме того, Комиссия не может согласиться с доводами <.1..>(пояснения исх.№1828 от 20.07.2023 г. – вх.№11179-ЭП/23 от 20.07.2023 г., исх.№2664 от 15.09.2023 г. – вх.№15156 от 29.09.2023 г.) о том, что в рассматриваемой закупке помимо <2...>, могли принять и другие организаций:<...>.

Само по себе деятельность у указанных хозяйствующих субъектов ведения паспортного учета не означает, что данные организации будут соответствовать установленному критерию оценки (п.2.5 «Ведение паспортного учета, прописка/выписка собственников /нанимателей (членов их семей) жилых помещений»).

В соответствии с п. 6.(1) Правил № 354 Управляющая организация, правление товарищества или кооператива предоставляет ресурсоснабжающим организациям сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.

Комиссия отмечает, что на сегодняшний день в г.Уфа сложилась практика, когда организации, осуществляющие управление жилищным фондом делегируют функции по оказанию услуг на прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан расчетно-кассовым центрам. В г. Уфа между большинством управляющих организаций и <.2..> заключены договорные отношения, где в обязанности <..2.>входит не только функции платежного агента, но и деятельность по приему и передаче в органы регистрационного учёта документов в целях регистрации и снятию с регистрационного учёта граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства.

То есть свои обязанности по передаче данных регистрационного учета управляющие организации делегировали <.2..> представляющий собой так называемый «паспортный стол», когда любой собственник помещений в многоквартирном доме, находящейся под управлением управляющей организации, имеющей договорные отношения с <.2..> идет за оказанием услуги не в управляющую организацию, а в<..2.>

Таким образом, единственным основанием для включения критерия оценки (п.2.5 «Ведение паспортного учета, прописка/выписка собственников /нанимателей (членов их семей) жилых помещений») в документацию, предметом закупки которой было оказание услуг по агентскому обслуживанию договоров было предоставление преимущества организации, имеющей право осуществлять деятельность по ведению паспортного учета, прописки/выписки собственников /нанимателей (членов их семей) жилых помещений, а именно <.2..>

Комиссией по доводам об установлении в п.2.2 критерия квалификации оценки заявки: «Наличие самостоятельного, без привлечения подрядных организаций, опыта оказания услуг не менее чем по 70 тыс.лицевых счетов на сумму ежемесячного начисления платы не менее 150 млн.руб. в части проведения расчета и начисления платы за коммунальные услуги по отоплению (в т.ч. по ИПУ), горячей воде (в т.ч. через ИТП), платы за установку ОДПУ и др.допуслуги. Прием собственников в своих офисах для оказания консультационных услуг по расчетам начисленой платы по отоплению, ГВС, установку ОДПУ и др. Подготовка ответов в надзорные органы, органы исполнительной власти и собственникам помещений в МКД», сообщает следующее.

Установление данного критерия должно подтверждаться соответствующими договорами и актами выполненных работ. Установление данного требования оценивает значимость критериев в % следующим образом: менее года – 0%, от 1 до 7 лет – 10%, 7 и более лет – 30%.

Их пояснений <..1.> (исх.№1828 от 20.07.2023 – вх.№1179-ЭП/23 от 20.07.2023) следует, что расчет в части определения числовых значений по критерию оценки в п. 2.2 производился исходя из примерного имеющегося объема работ, то есть среднее количество лицевых счетов составляет 70 тыс., на них производится начисление платы за коммунальные услуги в летний период не менее чем 150 млн. руб. В связи с этим, в техническом задании указаны минимально-допустимые показатели (70 тыс. лицевых счетов на сумму ежемесячного начисления платы не менее 150 млн. руб.). Данный показатель имеет большое значение для РСО, так как методология начислений платы за коммунальные услуги сложная, основана как на нормах различных законов, так и правоприменительной практике. При наличии опыта расчетов только на небольшом количестве лицевых счетов могут встретиться не все варианты расчетов. При этом, правильность начислений имеет большое значение как с точки зрения социальной, так и с точки зрения ответственности РСО. Кроме того, опыт проведения большого объема расчетов гарантирует своевременность их проведения, что важно, поскольку сроки, установленные законом довольно жёсткие. Это же касается правильности и своевременности ответов на запросы потребителей.

Комиссия считает данный довод несостоятельным по следующим основаниям.

Анализ заявок участников показал, что необходимый опыт оказания услуг в части ежемесячного начисления платы не менее 150 млн.руб. по не менее чем 70 тыс. лицевых счетов участниками не подтвержден. Представленные подтверждения заключенных договоров, актов выполненных работ по сумме начисления ежемесячной платы составляют менее 150 млн.руб. и не достигают количества в 70 тыс. штук. При этом, заявка <..2.> по данному критерию получила максимальный балл.

В качестве подтверждения опыта <..2.> представил:

  1. Договор №71юр от 29.04.2013, заключенный с<..
  2. . Акты выполненных работ не приложены.
  3. Агентский договор №292-284 от 01.07.2014 заключенный с <...> Акты выполненных работ не приложены.
  4. Договор на оказание агентских услуг, заключенный с <...>, подписанный сторонами ЭЦП 14.01.2022 И 17.01.2022 г. Срок исполнение договора с 01.01.2022 до 30.06.2022. Согласно актам выполненных работ, количество лицевых счетов не превышает 70 тыс. по 7 месяцам, сумма начисления ежемесячной платы составляют менее 1,5 млн.руб.
  5. Договор на оказание агентских услуг от 12.01.2021, заключенный с <..1.>». Срок исполнение договора с 01.01.2021 до 31.01.2022. Согласно актам выполненных работ, количество лицевых счетов превышает 70 тыс. по показаниям услуги «отопление». Остальные оказанные услуги составляют менее 70 тыс. лицевых счетов. Сумма начисления ежемесячной платы составляют менее 1,6 млн.руб.
  6. Договор №3301юр от 12.10.2022, заключенный с АО «УЖХ <...> г.Уфа РБ». Срок исполнение договора с 01.07.2022 до 31.12.2022. Акты выполненных работ не приложены.
  7. Договор№3294юр от 29.07.2022, заключенный с ОАО «УЖХ<...>». Срок исполнение договора с 01.07.2022 до 31.12.2022. Акты выполненных работ не приложены.
  8. Договор на оказание агентских услуг от 02.04.2019, заключенный с <..1.>. В части оказания услуг, договор действует до 31.12.2019. Согласно актам выполненных работ, количество лицевых счетов превышает 70 тыс. по показаниям услуги «отопление». Остальные оказанные услуги составляют менее 70 тыс. лицевых счетов. Сумма начисления ежемесячной платы составляют менее 1,6 млн.руб.
  9. Договор на оказание агентских услуг от 16.08.2022, заключенный с <..1.>. Срок исполнение договора с 01.08.2022 до 31.12.2022. Согласно актам выполненных работ, количество лицевых счетов не превышает 70 тыс., сумма начисления ежемесячной платы составляют менее 1,7 млн.руб.
  10. Договор на оказание агентских услуг от 13.01.2020, заключенный с <..1.>. Срок исполнение договора с 01.01.2020 до 31.12.2020. Согласно актам выполненных работ, количество лицевых счетов превышает 70 тыс. по показаниям услуги «отопление» по 4 месяцам. Остальные оказанные услуги составляют менее 70 тыс. лицевых счетов. Сумма начисления ежемесячной платы составляют менее 1,6 млн.руб.
  11. Договор на оказание агентских услуг от 16.12.2019, заключенный с<..1.>». Срок исполнение договора с 01.01.2020 до 31.12.2020. Согласно актам выполненных работ, количество лицевых счетов превышает 70 тыс. по показаниям услуги «отопление» по 4 месяцам. Остальные оказанные услуги составляют менее 70 тыс. лицевых счетов. Сумма начисления ежемесячной платы составляют менее 1,6 млн.руб.
  12. Договор на оказание агентских услуг от 31.01.2023, заключенный с <..1.>. Срок исполнение договора с 01.01.2023 до 30.06.2023. Согласно актам выполненных работ за 1 квартал, количество лицевых счетов не превышает 70 тыс., сумма начисления ежемесячной платы составляют менее 1,7 млн.руб. Акты выполненных работ за 2 квартал не приложены.

<..1.> (исх.№3240 от 20.11.2023 – вх.№18316/23 от 21.11.2023) сопроводительным письмом предоставил подтверждающие документы по заявке <..2.>, а также копии договоров и акты выполненных работ.

Так, <..1.> представил:

1) Договор на оказание агентских услуг №29/22/20 от 13.01.2020 со стоимостью договора, которая не может превышать 19 329 174,00 рублей. Срок действия договора с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Акт №194 от 31.01.2020 на сумму 1 494 391,10 рублей;

Акт №1230 от 29.02.2020 на сумму 1 497 234, 91 рублей;

Акт №1759 от 31.03.2020 на сумму 1 496 979, 06 рублей;

Акт №2741 от 30.04.2020 на сумму 1 519 866, 83 рублей;

Акт №3481 от 31.05.2020 на сумму 1 499 596,76 рублей;

Акт №4495 от 30.06.2020 на сумму 1 499 066, 23 рублей;

Акт №1230 от 29.02.2020 на сумму 1 497 234, 91 рублей;

Акт №5182 от 31.07.2020 на сумму 1 514 904, 17 рублей;

Акт №5849 от 31.08.2020 на сумму 1 516 539, 43 рублей;

Акт №6570 от 30.09.2020 на сумму 1 516 657, 00 рублей;

Акт №7553 от 31.10.2020 на сумму 686 829, 84 рублей;

Акт №8605 от 30.11.2020 на сумму 691 032, 66 рублей;

Акт №9356 от 31.12.2020 на сумму 704 999, 37 рублей;

Отчет за услуги «отопление» за ноябрь 2020 год на сумму 133 054 208,00 рублей;

Отчет за услуги «отопление» за декабрь 2020 год на сумму 264 046 543,00 рублей;

Отчет за услуги «отопление» за январь 2023 год на сумму 106 650 200,00 рублей;

2) Договор на оказание агентских услуг №14-22/21 от 12.01.2021 со стоимостью договора, которая не может превышать 21 330 043,20 рублей. Срок действия договора с 01.01.2021 по 31.01.2022.

Акт №44 от 31.01.2021 на сумму 1 559 312,89 рублей;

Акт №1081 от 28.02.2021 на сумму 1 558 973,05 рублей;

Акт №1673 от 31.03.2021 на сумму 1 559 142,04 рублей;

Акт №2620 от 31.04.2021 на сумму 1 558 959,32 рублей;

Акт №3370 от 31.05.2021 на сумму 1 568 385,46 рублей;

Акт №4338 от 30.06.2021 на сумму 1 569 890,29 рублей;

3) Агентский договор №292-284 от 01.07.2014 со сроком действия договора с 01.07.2014 по 31.12.2014;

Из указанного следует, что, что условия «70 тыс.лицевых счетов на сумму ежемесячного начисления платы не менее 150 млн.руб. в части проведения расчета и начисления платы за коммунальные услуги по отоплению (в т.ч. по ИПУ), горячей воде (в т.ч. через ИТП), платы за установку ОДПУ и др.допуслуги» не выполнимы. Данным условиям из представленных договоров не соответствует и <..2 >, у которого 70 тыс.лицевых счетов в нескольких месяцах года за услуги «отопление», но ежемесячное начисления составляют менее 1.7 млн. рублей. Представленные отчеты не подтверждены актами исполненных услуг.

Таким образом, оценка по максимальному баллу заявки <..2> дает ему преимущество перед другими участниками.

Также стоит отметить, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен порядок оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки нестоимостного критерия квалификации участников. Отсутствуют сведения в каких месяцах оказывались услуги по представлению платежных документов за отопление, горячей воды, при условии, что начисление за отопление не осуществляется ежемесячно в летний период года, следовательно, сумма начисления ежемесячной платы составляют менее 150 млн.руб.

В ходе рассмотрения дела представителями <..2.> и <..1.> даны пояснения о том, что подтверждающие документы о ежемесячном начислении платы не менее 150 млн.руб. по не менее чем 70 тыс. лицевых счетов имеются. Однако, в представленных заявках данные документы отсутствуют.

Закупочная комиссия оценив максимальным баллом данный критерий в заявке<...2>, при этом не осуществив фактически оценку и не проведя анализ заявки дала данному хозяйствующему субъекту преимущество перед другим участником закупки.

Таким образом, не установление надлежащего порядка оценки по данному критерию нарушают ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в части предоставления преимущества победителю закупки.

Также проанализировав п.2.1 критерия квалификации оценки заявки: «количество полных лет деятельности организации», Комиссия отмечает следующее.

Установление данного критерия должно подтверждаться сопроводительным письмом за подписью руководителя с приложением скан-копии платежного документа. Установление данного требования оценивает значимость критериев в % следующим образом: менее года – 0%, от 1 до 7 лет – 5%, 7 и более лет – 10%

Из пояснений <..1.> (исх.№1828 от 20.07.2023 – вх.№1179-ЭП/23 от 20.07.2023, исх.№3240 от 20.11.2023 – вх.№18316/23 от 21.11.2023) следует, что п. 2.1 критерия оценки: «Количество полных лет деятельности организации» важен для РСО, так как для полноценного исполнения договора необходимо иметь квалифицированный персонал с опытом работы. В России отсутствует профессиональная система подготовки специалистов в части расчетов за коммунальные услуги. Единственным способом получить необходимую квалификацию является опыт фактической работы.

В условиях конкуренции, необходимо совмещать специализированные профессиональные знания с гибкими навыками, своевременно обновлять знания. Большое значение имеет умение работать с большими массивами данных, обрабатывать нужную информацию в сжатые сроки. Навыки успешного взаимодействия с потребителями и способность решать комплексные проблемы потребителей, приобретаются в результате многолетнего опыта.

Комиссия считает данный довод несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно Обзору судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к поставщику квалификационных требований, в частности о наличии опыта поставки на соответствующем товарном рынке.

<..1.> в пояснениях указывает, что необходим квалифицированный персонал с опытом работы и единственным способом получить необходимую квалификацию является опыт фактической работы, однако, комиссия отмечает, что само по себе количество полных лет деятельности организации не связано с квалификацией и опытом фактической работы.

Следовательно, условие о представлении участником Устава и выписки из ЕГРЮЛ, противоречит установленной Законом о закупках цели регулирования по расширению возможностей участия юридических и физических лиц в закупке для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, а также в нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции создает преимущественные условия участия в торгах лицам, формально обладающим более долгой деятельностью организации, в данном случае <.2> (дата присвоения ОГРН: 24.07.2002).

Комиссия, рассмотрев п.2.3 критерия квалификации оценки заявки: «Наличие единого платежного документа с включением в него нескольких поставщиков и QR-кодов», отмечает следующее.

Установление данного критерия должно подтверждаться уставом, выписка ЕГРЮЛ. Установление данного требования оценивает значимость критериев в % следующим образом: В платежный документ включен 1 поставщик коммунальных услуг- 5%, В платежный документ включен 2 поставщика коммунальных услуг- 15%, В платежный документ включен более 2 поставщиков коммунальных услуг- 20%.

Из пояснений <..1.> (исх.№3240 от 20.11.2023 – вх.№18316/23 от 21.11.2023) следует, что практика использования единого платежного документа много лет успешно применяется как стране. Она доказала свою эффективность и удобство для жителей. При наличии в платежном документе более 2-х поставщиков услуг, выгодно всем организациям сферы ЖКХ, поскольку ЕПД обеспечивает высокую собираемость платежей.

Комиссия считает, что условия данного критерия «наличия в ЕПД нескольких поставщиков и QR-кодов» не влияет на удовлетворение потребностей заказчика в качественном и своевременном выполнении работ (услуг). <..1.>, является ресурсоснабжающей организацией, в том числе занимается эксплуатацией и развитием тепловой инфраструктуры г. Уфы, предмет настоящего договора «Оказание услуг по агентскому обслуживанию договоров <..1.> с потребителями», следовательно, данный критерий оценки не имеет отношение к предмету договора, ЕПД<..1.> может содержать услуги, предоставляемые самим <..1.>, наличие в ЕПД иных поставщиков, тем самым ограничивая конкуренцию и созданию преимущественных условий участия в торгах определенному кругу лиц, в данном случае <.2.>, который в своем ЕПД имеет минимум 4 поставщиков.

03.11.2023 Управлением вынесено Заключение об обстоятельствах дела № Т0002/01/17-1321/2023, в котором Комиссия, учитывая совокупность имеющихся доказательств, пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия <...> по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

21.10.2023 <..1.>» письмом вх.№18316/23 направило в адрес Управления ранее запрошенные документы и письменное пояснение по делу.

Комиссией на представленные доводы ранее дана оценка.

Оценив все представленные материалы, доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия считает, что действия <..1.>, выразившееся в осуществлении действий, которые привели к ограничению конкуренции при проведении закупки (извещение № 32312436698) по оказанию услуг по агентскому обслуживанию договоров <..1.> с потребителями привело к предоставлению преимущественных условий <..2.> и приводит или могло привести к ограничению конкуренции, что нарушает ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле; разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ч.ч. 1,5 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Башкортостанского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1. Признать <..1.> по оказанию услуг по агентскому обслуживанию договоров <..1.> с потребителями.

2. Предписание  <..1.>не выдавать в связи с исполнением договора.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения

Председатель комиссии <..>

 

Члены комиссии <...>

В.Н.Султанмуратов 

Связанные организации

Связанные организации не указаны