Решение №РС/2629/23 Решение от 16 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заявитель: ООО «РТ-Инжиниринг»

Заказчик: АО «МК «Витязь» 

Электронная торговая площадка: ООО «АСТ ГОЗ» 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № ТО002/10/18.1-266/2023

 

13.03.2023 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

– заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Членов Комиссии:

 – начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

 – ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

при участии от ООО «РТ-Инжиниринг» – Крыловой О.В. (доверенность от 28.02.2023), от АО «МК «Витязь» - Вахрушина Д.В. (доверенность от 10.01.2023), Каурнукаева Р.М. (доверенность от 16.01.2023),

рассмотрев жалобу ООО «РТ-Инжиниринг» (140073, Московская обл., р.п. Томилино, мкр. Птицефабрика, лит. 2 ж, пом. 214) от 16.02.2023 вх. №2446-ЭП/23 на действия АО «МК «Витязь» (453203, РБ, г. Ишимбай, Индустриальное шоссе, д. 2) при проведении закрытого запроса котировок на поставку токарного станка с ЧПУ 2 шт. (извещение № 220171300089 размещено на сайте www.astgoz.ru),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление) поступила жалоба ООО «РТ-Инжиниринг» (140073, Московская обл., р.п. Томилино, мкр. Птицефабрика, лит. 2 ж, пом. 214) от 16.02.2023 вх. №2446-ЭП/23 на действия АО «МК «Витязь» (453203, РБ, г. Ишимбай, Индустриальное шоссе, д. 2) при проведении закрытого запроса котировок на поставку токарного станка с ЧПУ 2 шт. (извещение № 220171300089 размещено на сайте www.astgoz.ru).

Заявитель оспаривает действия Заказчика, выразившиеся в необоснованном отстранении от дальнейшего участия в закупке по результатам проведения постквалификации.

Заказчиком по доводам жалобы представлены письменные пояснения от 28.02.2023 вх. №3069-ЭП/23, от 06.03.2023 вх. №3561-ЭП/23 согласно которым заявка ООО «РТ-Инжиниринг» была отстранена по результатам проведения процедуры постквалификации в связи с тем, что участником закупки не были предоставлены документы, подтверждающие соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям извещения и документации о закупке.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в заседании, Комиссия установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

29.12.2022 Заказчиком на сайте www.astgoz.ru размещено извещение № 220171300089 о проведении закрытого запроса котировок на поставку токарного станка с ЧПУ 2 шт.

Открытие доступа к заявкам, поданным на участие в закупке, было осуществлено оператором электронной торговой площадки в установленную документацией о закупке дату – 18.01.2023. На участие в закупке поступило 2 заявки.

После рассмотрения заявок к участию в закупке были допущены 2 участника, под идентификационными номерами: 87779 - ООО «Компания «ПромАрсенал»; 43765 - ООО «РТ-Инжиниринг».

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии АО «МК «Витязь» от 24.01.2023 №33К-0386/2022/12 первое место в ранжировке участников закупки по итогам осуществления оценки и сопоставления заявок, занял участник под идентификационным номером 43765 - ООО «РТ-Инжиниринг».

Закупочной комиссией Заказчика принято решение о проведении процедуры постквалификации в отношении ООО «РТ-Инжиниринг». Срок проведения постквалификации был установлен до 10.02.2023.

В соответствии с п. 4.16.1 Документации о закупке по проведению закрытого запроса котировок на поставку токарного станка с ЧПУ (далее – Документация о закупке) в целях дополнительной проверки участника закупки на достоверность ранее заявленных им параметров квалификации и условий исполнения договора в отношении такого участника может быть проведена постквалификация.

Согласно п. 4.16.2 Документации о закупке постквалификация проводится исключительно на предмет дополнительной проверки достоверности ранее представленных участником закупки в составе заявки параметров квалификации, условий исполнения договора, информации и документов, характеристик предлагаемой к поставке продукции (в соответствии с критериями отбора, установленными в пунктах 4.12.8(2) -4.12.8(3), в разделе 9).

Подпунктом 1 п. 4.16.4 Документации о закупке установлено, что постквалификация проводится по решению закупочной комиссии в отношении участника закупки, занявшего первое место в ранжировке участников закупки по итогам осуществления оценки и сопоставления заявок.

По правилам п. 4.16.7 Документации о закупке в ходе проведения постквалификации организатор закупки имеет право:

1) запрашивать документы, установленные извещением, документацией о закупке, а также документы, относящиеся к продукции (технический паспорт и/или сертификат качества и/или инструкция по эксплуатации и/или справка о подтверждении характеристик продукции, предлагаемой к поставке, и/или условий (процессов, технологии) ее производства) в целях подтверждения достоверности заявленных участником закупки параметров квалификации, условий исполнения договора и характеристик продукции, предлагаемой к поставке;

2) инспектировать производство участников закупки на предмет достоверности заявленных ими характеристик продукции, предлагаемой к поставке, условий (процессов, технологии) ее производства и их соответствия установленным в извещении параметрам квалификации и условиям исполнения договора;

3) запрашивать у соответствующих органов государственной власти, у юридических и физических лиц, указанных в заявке и приложениях к ней, информацию о достоверности сведений, представленных в заявке;

4) после уведомления участника закупки, в отношении которого проводится постквалификация, инспектировать производственные мощности производителя продукции, предлагаемой к поставке, и / или условий (процессов, технологии) ее производства, на предмет достоверности заявленных участником закупки характеристик продукции и условий (процессов, технологии) ее производства и их соответствия установленным в извещении, документации о закупке требованиям.

Аналогичные требования по процедуре постквалификации предусмотрены и в разделе 8.6 Единого положения о закупке Государственной корпорации «Ростех» (утв. Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» от 18.03.2015).

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии АО «МК «Витязь» от 10.02.2023 № 33К-0380/2022/12 по результатам проведения процедуры постквалификации ООО «РТ-Инжиниринг» было отстранено от дальнейшего участия в закупке. Участник закупки не подтвердил достоверность характеристик продукции, предлагаемой к поставке и / или условий (процессов, технологии) ее производства требованиям извещения, Документации о закупке, в том числе по итогам процедур инспектирования.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Закон о закупках не предусматривает возможность дополнения и уточнения заявок участников закупки в целях их рассмотрения после окончания подачи заявок.

При исследовании материалов дела, Комиссией установлено, что ООО «РТ-Инжиниринг» в техническом предложении были указаны конкретные характеристики оборудования, соответствующие требованиям Технического задания, при этом данное общество выразило согласие на поставку оборудования в соответствии с требованиями Заказчика.

Доводы Заказчика о неуказании характеристик оборудования, предлагаемого к поставке, противоречит материалам дела, так как заявка ООО «РТ-Инжиниринг» была допущена к участию в закупке и ООО «РТ-Инжиниринг» было признано победителем.

26.01.2023 АО «МК «Витязь» в адрес ООО «РТ-Инжиниринг» направило письмо о необходимости прохождения процедуры постквалификации. Срок прохождения постквалификации установлен до 10.02.2023. В целях дополнительной проверки ООО «РТ-Инжиниринг» АО «МК «Витязь» просило предоставить следующие документы:

1) Справку о подтверждении технических характеристик предлагаемого токарного станка с ЧПУ, характеристикам, установленным в техническом задании;

2) Подтверждение исполнения условий проекта договора в части выполнения монтажных и пусконаладочных работ, работ по проверке точностных характеристик предлагаемого оборудования, инструктажа операторов, программистов и персонала обслуживания (персонал АО «МК «Витязь»);

3) Возможность разработки технологических процессов персоналом ООО «РТ- Инжиниринг»;

4) Реквизиты производителя оборудования (наименование контрагента, ИНН, адрес местонахождения производства, телефон, e-mail), являющегося предметом закупки. Для проведения инспекции производственных мощностей производителя оборудования прошу согласовать с ним время посещения (допуска) производства нашими специалистами и представителями ООО «РТ-Инжиниринг». Инспекционную проверку необходимо провести в начале февраля.

В ответ на письмо АО «МК «Витязь» со стороны ООО «РТ-Инжиниринг» 27.01.2023 были направлены запрашиваемые документы, в которых ООО «РТ-Инжиниринг» в соответствии со справками подтверждало соответствие технических характеристик предлагаемого к поставке товарного станка с ЧПУ характеристикам, установленным техническим заданием; исполнение условий проекта договора в части выполнения монтажных и пусконаладочных работ, работ по проверке точностных характеристик предлагаемого оборудования, инструктажа операторов, программистов и персонала обслуживания (персонал АО «МК «Витязь»); возможность разработки технологических процессов персоналом ООО «РТ- Инжиниринг» и направило информацию о производителе оборудования.

Таким образом, запрошенные в письме АО «МК «Витязь» сведения были представлены ООО «РТ-Инжиниринг».

Из протокола заседания закупочной комиссии АО «МК «Витязь» от 10.02.2023 № 33К-0380/2022/12 невозможно определить, в связи с чем, по мнению Заказчика, ООО «РТ-Инжиниринг» в своей заявке не подтвердило соответствие представленного товара его требованиям.

Указанное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении Заказчиком принципов информационной открытости, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

03.02.2023 АО «МК «Витязь» в адрес ООО «РТ-Инжиниринг» было направлено письмо в соответствии с которым 07.02.2023 в ООО «РТ-Инжиниринг» командируется сотрудник АО «МК «Витязь» для проведения квалификационной оценки производства производителя токарных станков с ЧПУ. Также в данном письме содержалась просьба об ознакомлении сотрудника АО «МК «Витязь» со следующими документами и оборудованием:

1) сертификат соответствия менеджмента качества производства;

2) сертификаты соответствия ТР ТС на производимые станки;

3) действующие на производстве стандарты по входному контролю, проверки качества комплектующих, испытательными стендами, программ испытания при входном контроле;

4) инструкция (руководство) по эксплуатации, техническое описание;

5) программа проведения приемо-сдаточных испытаний;

6) действующие технологии при производстве станков.

06.02.2023 ООО «РТ-Инжиниринг» в ответ на письмо АО «МК «Витязь» от 03.02.2023 сообщило, что ООО «РТ-Инжиниринг» готово организовать просмотр производственной площадки ООО «Апогей Металл» 07.02.2023 в 15:00 по адресу г. Москва, Остаповский проезд, д. 24, стр. 9.

Представителю Заказчика необходимо было предоставить приказ о назначении, доверенность на предоставленные полномочия, удостоверение по охране труда и промышленной безопасности. Со стороны ООО «РТ-Инжиниринг» и ООО «Апогей Металл» были определены лица, ответственные за проведение процедуры инспектирования.

По вопросу предоставления документов на оборудование (декларация соответствия, технический паспорт, сертификат качества и т.п.), Комиссия отмечает, что согласно статье 456 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт, сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие документы, такие как: паспорт качества, инструкция по эксплуатации, сертификат соответствия, технические условия и так далее, а также документы, подтверждающие результат испытания соответствующих товаров, а именно: протоколы испытаний, заключения, подтверждающие свойства товара и так далее.

При этом, Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может не обладать информацией о соответствующих свойствах товара, предлагаемого к поставке при заполнении заявки на участие в закупке.

С учетом изложенного, вышеуказанные требования являются избыточными, поскольку для их исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе, приобрести соответствующий товар для получения вышеуказанных документов.

Вышеуказанные выводы отражены в судебных актах по делу № А07-2810/2021.

Комиссия отмечает, что в рассматриваемой закупке предметом закрытого запроса котировок является именно поставка токарного станка с ЧПУ, а не его производство. Материалами дела подтверждается, что ООО «РТ-Инжиниринг» является не производителем оборудования, а поставщиком.

В этой связи, требование Документации о закупке о праве Организатора закупки на инспектирование производства участников закупки также является избыточным.

Таким образом, возможность участников закупки подать заявку на участие всецело зависит от волеизъявления третьего лица, что ограничивает возможность участия в закупке и нарушает принцип необоснованного ограничения по отношению к участникам закупки.

На основании вышеизложенного, жалоба Заявителя является обоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.

На основании изложенного, в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «РТ-Инжиниринг» (140073, Московская обл., р.п. Томилино, мкр. Птицефабрика, лит. 2 ж, пом. 214) от 16.02.2023 вх. №2446-ЭП/23 на действия АО «МК «Витязь» (453203, РБ, г. Ишимбай, Индустриальное шоссе, д. 2) при проведении закрытого запроса котировок на поставку токарного станка с ЧПУ 2 шт. (извещение № 220171300089 размещено на сайте www.astgoz.ru) обоснованной.

2. Выдать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

Председатель комиссии 

 

Члены комиссии 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

 

 

2023-2915

 

 

Связанные организации

ООО "РТ-Инжиниринг"
ИНН 5027294318, ОГРН 1215000025833
АО "МК "Витязь"
ИНН 0261013879, ОГРН 1050202782277
ООО «АСТ ГОЗ»
ИНН 7728312865, ОГРН 1157746844287