Решение б/н РЕШЕНИЕ № ТО002/10/18.1-1400/202 от 20 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № ТО002/10/18.1-1400/2023
20.07.2023 г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель Комиссии:
временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены Комиссии:
начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
ведущий специалист-эксперт естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,
при рассмотрении жалобы ООО «Алхим» от 12.07.2023 вх.№10757-ЭП/23 на действия МУП «Стерлитамакводоканал» ГО г. Стерлитамак РБ при проведении закупки №32312498701 — Аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка оксихлорида алюминия»,
в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступили жалобы ООО «Алхим» от 12.07.2023 вх.№10757-ЭП/23 на действия МУП «Стерлитамакводоканал» при проведении закупки №32312498701 — Аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка оксихлорида алюминия» (далее - Закупка).
По мнению заявителя, нарушение со стороны заказчика выразилось в необоснованном отклонении заявки ООО «Алхим».
Комиссия, рассмотрев материалы жалобы, а также документы, представленные Заказчиком, пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В силу ч.10 ст.3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч.13 ст.3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В соответствии с ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
19.06.2023 Заказчиком на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ размещено извещение №32312498701 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка оксихлорида алюминия».
На участие в данной закупке было подано пять заявок. В том числе заявка ООО «Алхим».
Заявка ООО «Алхим» была не допущена к участию в закупке по причине несоответствия/противоречит техническим характеристикам поставляемого товара.
Заказчиком было направлено письменное пояснение, в котором сообщает, что не допустил к участию в закупке заявителя ввиду несоответствия техническому
заданию, а именно:
Требуемое значение согласно техническому заданию:
1) Массовая доля оксида алюминия Al2O3 не менее 30%;
2) Массовая доля не растворимого в воде остатка не более 0,3%.
Значение, предлагаемое участником:
1) Массовая доля оксида алюминия Al2O3: 30-33% в соотв. с ГОСТ 34879-2022;
2) Массовая доля не растворимого в воде остатка не более 0,3%.
Как следует из п.9.5. Извещения об осуществлении конкурентной закупки (далее по тексту – Извещение) первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать предложение участника в отношении предмета закупки (см. Приложение №1- форма заявки).
Согласно п.9.6. Извещения Заявка должна содержать наименование, характеристики поставляемого товара без применения слов «менее», «более», «должен», «хуже», «лучше», «эквивалент», «типа», «может», «или», «аналог», «превышать», «как минимум» и т.п. слова, не позволяющие однозначно трактовать сведения, указанные в заявках.
Наименование, характеристики поставляемого товара необходимо указывать конкретно, за исключением характеристик, которые имеют диапазоны, максимальные и минимальные значения, шаг величины параметров, шкалу размеров и т. п.
Техническим заданием Заказчика предусмотрена закупка оксихлорида алюминия Al2(OH)5Cl*6-n (порошок). При этом характеристики требуемого товара должны соответствовать ГОСТ 34879-2022.
ГОСТ 34879-2022 установлены следующие показатели качества полиоксихлорида алюминия Таблица А.1 - Показатели качества ПОХА:
Требования |
ПОХА - раствор |
ПОХА - твердый |
Методика измерения |
||||||
Тип 1 |
Тип 2 |
Тип 3A |
Тип 3B |
Тип 4A |
Тип 4B |
Тип 5A |
Тип 5B |
||
НО/СО |
СО |
ВО |
ВО |
СО |
ВО |
ВО |
|||
1 Массовая доля оксида алюминия (А12°з), о/о масс, не менее |
10,0±2,0 |
16,0±3 |
10,0±0,6 |
21,0±4,0 |
30,0±3,0 |
45,0±5,0 |
По приложению Б |
||
2 Массовая доля хлоридов, % масс, в пределах |
17,0±5,0 |
20,0±2,5 |
13,0±2,0 |
10,0±4,5 |
33,0±5,0 |
21,0±7,0 |
По приложению В |
||
3 Плотность (при 20°С), г/см3, в пределах |
1,22±0,04 |
1,33±0,07 |
1,24±0,02 |
1,24-1,38 |
Не определяют |
Не определяют |
По приложению Г |
||
4 pH (ед.) водного раствора, в пределах |
2,0± 1, 5 |
2,0±1,5 |
2,5±0,5 |
3,0-5,5 |
3,2-5,0 |
По приложению Д |
|||
5 Массовая доля не растворимого в воде остатка, % масс, не более |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,3 |
1,0 |
1,0 |
0,3 |
По приложению Е |
6 Основность, %, в пределах |
0-40 |
33-55 |
60-75 |
60-83 |
38-55 |
60-83 |
70-83 |
70-83 |
По приложению Ж |
7 Массовая доля железа (Fe), % масс, не более |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,15 |
1,0 |
1,0 |
0,15 |
По приложению И |
Таким образом, предложенный ООО «Алхим» продукт соответствовал Типу 4А ГОСТ 34879-2022, что подтверждается сертификатом соответствия.
Показатели массовой доли оксида алюминия и массовой доли не растворимого в воде остатка были указаны ООО «Алхим» в соответствии с ГОСТ 34879-2022.
Все показатели, установленные ГОСТ 34879-2022 в качестве требования к коагулянтам, не обозначены в виде постоянной величины.
Так, показатель массовой доли оксида алюминия указан в виде диапазона 30,0±3,0.
Показатель массовой доли не растворимого в воде остатка указан, как максимальное значение - «не более 0,3».
Таким образом, заказчиком необоснованно допустил отклонение заявки ООО «Алхим», что нарушает п.1 ч.10 ст.3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, довод заявителя является обоснованным.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО «Алхим» от 12.07.2023 вх.№10757-ЭП/23 на действия МУП «Стерлитамакводоканал» при проведении закупки №32312498701 — Аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка оксихлорида алюминия» обоснованной.
2. Выдать заказчику – МУП «Стерлитамакводоканал» обязательное для исполнения предписание.