Решение б/н рекламно-информационное издание  «Шатлык.RU» от 7 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                             ИП <…>

(рекламно-информационное издание  «Шатлык.RU»)

 

РЕШЕНИЕ

(по делу №002/05/24-470/2021)

07.04.2021г.

г.Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>;

рассмотрев материалы о признаках нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

в присутствии ИП <…>  (заседание Комиссии проходит дистанционным путем, с применением видео-конференц-связи(ходатайство вх.№5552 от 06.04.2021г.)).

УСТАНОВИЛА:

16.03.2021 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан был проведен анализ размещения рекламы в периодических печатных изданиях Республики Башкортостан (составлен акт). В результате проведенного анализа на предмет соответствия законодательства Российской Федерации о рекламе, в  рекламно-информационном издании «Шатлык.RU» №1(132) от 16.01.2021г. на стр.1, выявлено рекламное объявление с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»:

 

 

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Указанная норма требует включать в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий один из видов предупреждения:

- о наличии противопоказаний к их применению и использованию;

- о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;

- о необходимости получения консультации специалистов.

При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе (Письмо ФАС России от 22.06.2020 N ДФ/52241/20).

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено понятие медицинской услуги и медицинской деятельности:

- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

- медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

19.03.2021г.от ИП <…> поступили письменные пояснения: «Рекламный текст записали со слов рекламодателя в бланк приема объявлений редактором газеты, при разработке макета не досмотрели и допустили ошибку, не добавили что это «косметические услуги», «имеются противопоказания, необходима консультация специалиста». При проверке макетов перед печатью главный редактор <…> тоже не обратила внимание». Прилагаются документы: копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копия свидетельства о регистрации СМИ, копия заявки на публикацию строчного объявления в газету, копия устава редакции газеты СМИ «Шатлык.ru», копия договора о назначении, копия квитанции об оплате(вх.№4360 от 19.03.2021г.).

22.03.2021г. от ИП <…> поступили пояснения: «информацию о рекламодателе у нас отсутствует-имеется сотовый контакт. Договора на изготовление, размещение и распространение рекламы- мы составляем только с организациями, с частными лицами просто бланк объявления и квитанция(с каждым рекламодателем мы не можем составлять договор т.к.расходы на печать договора(бумагу+краску)+печать газеты и распространение превысят все наши доходы, это не целесообразно, мы и так находимся на стадии убыточного предприятия. Акты приемки-сдачи выполненных работ-составляем только с организациями и юридическими лицами. В данном деле ошибку мы берем на себя, которую не досмотрел редактор при проверке макетом перед печатью газеты». Прилагаются документы: копия приказа №1 от 01.01.2016г., копия паспорта гр. <…>, гр. <…> (вх.№4374 от 22.03.2021г.)

06.04.2021г. от ИП <…> поступило ходатайство о рассмотрении дела дистанционным путем.

07.04.2021г. Ходатайство ИП <…> удовлетворено. Заседание Комиссии проведено с использованием видео-конференц-связи. Присутствует ИП <…> Ранее изложенная позиция поддержано в полном объеме.  

      Анализ материалов дела показал: 16.03.2021 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан был проведен анализ размещения рекламы в периодических печатных изданиях Республики Башкортостан. В результате проведенного анализа на предмет соответствия законодательства Российской Федерации о рекламе, в  рекламно-информационном издании «Шатлык.RU» №1(132) от 16.01.2021г. на стр.1, выявлено рекламное объявление с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»:

      

 

       Согласно имеющихся письменных пояснений в деле от  ИП <…> (вх.№4360 от 19.03.2021г.): «Рекламный текст записали со слов рекламодателя в бланк приема объявлений редактором газеты, при разработке макета не досмотрели и допустили ошибку, не добавили что это «косметические услуги», «имеются противопоказания, необходима консультация специалиста». При проверке макетов перед печатью главный редактор <…> тоже не обратила внимание», а также письменных пояснений от 22.03.2021г.: «информацию о рекламодателе у нас отсутствует-имеется сотовый контакт. Договора на изготовление, размещение и распространение рекламы- мы составляем только с организациями, с частными лицами просто бланк объявления и квитанция(с каждым рекламодателем мы не можем составлять договор т.к.расходы на печать договора(бумагу+краску)+печать газеты и распространение превысят все наши доходы, это не целесообразно, мы и так находимся на стадии убыточного предприятия. Акты приемки-сдачи выполненных работ-составляем только с организациями и юридическими лицами. В данном деле ошибку мы берем на себя, которую не досмотрел редактор при проверке макетом перед печатью газеты»(вх.№4374 от 22.03.2021г.)

Таким образом, установлено, что ИП <…> является рекламопроизводителем и рекламораспространителем, согласно представленных письменных пояснений (вх.№4360 от 19.03.2021г., вх.№4374 от 22.03.2021г.)

Документального подтверждения наличия медицинской лицензии не представлено. Использование в рекламе перечня медицинских услуг может привести к формированию у граждан неверного представления о существе оказываемых услуг.

         Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что реклама:

 

размещенная в рекламно-информационном издании «Шатлык.RU» №1(132) от 16.01.2021г. на стр.1, рекламораспространитель , рекламопроизводитель – ИП <…> нарушает часть 7 статьи 5 и пункт 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

Согласно представленному свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ №ТУ 02-00635 от 06.09.2011г., учредителем газеты «Шатлык.RU» является ИП <…>

Согласно п.1.2 Устава редакции средства массовой информации «Шатлык.RU» Учредителем СМИ «Шатлык.ru» является индивидуальный предприниматель <…>.

Пунктом 1.4. установлено редакцией и Издателем СМИ «Шатлык.ru» является Учредитель индивидуальный предприниматель <…>.

В соответствии п. 3.2 Устава редакции средства массовой информации «Шатлык.RU», учредитель осуществляет контроль за соответствием деятельности Редакции положениям законодательства, настоящего Устава и иных документов Учредителя, за соответствием тематики и специализации, языка, периодичности и объема. 

Согласно п.3.2 Учредитель обязан: не вмешиваться в профессиональную деятельность редакции, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, настоящим Уставом.

Пунктом   6.1 установлено Управление Редакцией осуществляет Главный редактор в пределах своей компетенции, установленной настоящим Уставом и иными документами.

Согласно п.6.8 несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ Законом РФ от 27.12.1991 №2124-І «О средствах массовой информации» и другими законодательными актами РФ.

Пунктом 7.1 установлено Главный редактор несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации.

Согласно п .6 договора о назначении  между учредителем газеты «ИП <…>» и главным редактором газеты <…> главный редактор обязан обеспечить выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ.

Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу №002/05/24-470/2021 было принято решение: переквалифицировать указанное нарушение с части 7 статьи 24 на часть 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», признать указанную рекламу ненадлежащей; признать ИП <…> (рекламно-информационное издание  «Шатлык.RU»)  рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы, выдать ИП <…> (рекламно-информационное издание  «Шатлык.RU») предписание о прекращении нарушения законодательства РФ «О рекламе»; передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении главного редактора рекламно-информационного издания  «Шатлык.RU».

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

           Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

 - размещена в рекламно – информационном издании «Шатлык.RU»;

 - адресована неопределенному кругу лиц;

           -направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – услугам, формирование и поддержание интереса к ней, и ее продвижение на рынке.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 07.04.2021г.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Переквалифицировать указанное нарушение с части 7 статьи 24 на часть 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе»
  2. Признать ненадлежащей рекламу:

 

размещенную в рекламно-информационном издании «Шатлык.RU» №1(132) от 16.01.2021г. на стр.1, рекламораспространитель , рекламопроизводитель – ИП <…> (рекламно-информационное издание  «Шатлык.RU») (452410, РБ, с. Иглино, ул. Ленина 12/1), так как она нарушает часть 7 статьи 5 и пункт 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

2. В соответствии с п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ИП <…> (рекламно-информационное издание  «Шатлык.RU») (452410, РБ, с. Иглино, ул. Ленина 12/1) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения административного дела по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ в отношении главного редактора рекламно-информационного издания  «Шатлык.RU».

Решение изготовлено в полном объеме 13.04.2021г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

<…>

          <…>

           <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны