Решение б/н ООО МКК «Лидер-М» Общественно-политическая газета «Зианчури... от 29 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО МКК «Лидер-М»

455008, г. Магнитогорск,

ул. 50-летия Магнитки, 31, кв. 50

Заинтересованное лицо:

<…>

Заявитель:

Уральское главное управление

Центрального банка Российской Федерации отделение – национальный банк по Республике Башкортостан

450008, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Театральная, 3

80svc_bank@cbr.ru

РЕШЕНИЕ

(по делу № 002/05/5-3470/2020)

29.01.2021 года

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председателя комиссии:

<…> – заместитель руководителя – заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев материалы о признаках нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

22.12.2020 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан был проведен анализ размещения рекламы в периодических печатных изданиях Республики Башкортостан (составлен акт). В результате проведенного анализа на предмет соответствия законодательства Российской Федерации о рекламе, в общественно-политической газете «Зианчуринские зори» №95 (11201) от 27.11.2020г. на стр.8, выявлено рекламное объявление с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

 

С целью установления лица несущего ответственность за нарушение вышеуказанных требований ФЗ «О рекламе» (рекламодателя) Башкортостанским УФАС был направлен запрос (исх. № 6/18171 от 28.12.2020 г.) в адрес ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» Зианчуринский информационный центр (редакция газеты «Зианчуринские Зори»).

В ответе на запрос от 12.01.2021 года (вх. № 94 от 12.01.2021 г., электронная почта) редакцией газеты «Зианчуринские зори» указан рекламодатель спорной рекламы ­ Общество с ограниченной ответственностью «Евродент» (ИНН: 0222000523, ОГРН: 1060232006636, юр. адрес: 453380, Республика Башкортостан, Зианчуринский район, с. Исянгулово, ул. Октябрьской Революции, д. 29)

12.01.2021 года УФАС по РБ вынесено определение о возбуждении дела № 002/05/5-3470/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 29.01.2021 года.

19.01.2021 года посредством электронной почты (вх. № 644 от 19.01.2021 г.) от ООО «Евродент» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества. Кроме того были представлены письменные пояснения по данному делу, запрошенные сведения и материалы.

В письменных пояснениях указано, что нарушение законодательства о рекламе было допущено в силу отсутствия надлежащего предупреждения со стороны редакции газеты «Зианчуринские зори» как профессионального участника рынка, что подразумевает наличие у сотрудников редакции специальных компетенций в рекламной деятельности.

Между тем, Комиссия отмечает, что ФЗ «О рекламе» не содержит положений об обязанности рекламораспространителя по осуществлению надлежащего контроля за соответствием рекламы требованиям тех статей ФЗ «О рекламе» ответственность за которые возложена исключительно на рекламодателя или рекламопроизводителя статьей 38 ФЗ «О рекламе». Регулирование данных правоотношений возможно в порядке предусмотренном гражданским законодательством, в рамках договорных отношений.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что реклама:

 

размещенная в общественно-политической газете «Зианчуринские зори» №95 (11201) от 27.11.2020 года на стр.8, нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками: распространена наружным способом; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности (услуги, реализуемые стоматологической клиникой «Евродент»); объектом рекламирования выступают стоматологические услуги реализуемые клиникой «Евродент»; целью распространения рекламы является увеличение спроса на рекламируемый товар (услуги).

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

В рассматриваемой рекламе использовано утверждение «услуги по самым низким ценам в нашем регионе на лечение и вставление зубов», которое в силу постановления Пленума должно приводиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Вместе с тем, рассматриваемая реклама, не сопровождается таким подтверждением.

Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Комиссией принято решение о выдаче предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Евродент», так как на заседание Комиссии доказательства устранения правонарушения не были представлены.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 29.01.2021 года.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу

 

размещенную в общественно-политической газете «Зианчуринские зори» №95 (11201) от 27.11.2020 года на стр.8, нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.

2. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ООО «Евродент» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Евродент» и должностного лица ООО «Евродент».

Решение изготовлено в полном объеме 29.01.2021 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны