Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 002/10/18.1-408/2024 от 20 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 002/10/18.1-408/2024

 

20.03.2024 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председателя Комиссии:

 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Членов Комиссии:

 начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

 специалиста 1 разряда отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

рассмотрев жалобу ООО Специализированный застройщик "Строитель" (вх.№ 4211/24 от 18.03.2024) на действия Организатора торгов Администрации ГО г. Уфа Республика Башкортостан при организации и проведении конкурса на право заключения договора о комплексном развитии территории жилой застройки, ограниченной улицей Джалиля Киекбаева, земельными участками с кадастровыми номерами 02:55:010611:4851, 02:55:010611:219, 02:55:010611:8, 02:55:010611:218, 02:55:010611:1719, 02:55:010611:1718, 02:55:010611:147 в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (извещение №22000161610000000011, лот №1),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление) поступила жалоба ООО Специализированный застройщик "Строитель" (вх.№ 4211/24 от 18.03.2024) (далее — Заявитель) на действия Организатора торгов Администрации ГО г. Уфа Республика Башкортостан (далее -Организатор торгов) при организации и проведении конкурса на право заключения договора о комплексном развитии территории жилой застройки, ограниченной улицей Джалиля Киекбаева, земельными участками с кадастровыми номерами 02:55:010611:4851, 02:55:010611:219, 02:55:010611:8, 02:55:010611:218, 02:55:010611:1719, 02:55:010611:1718, 02:55:010611:147 в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (извещение №22000161610000000011, лот №1) (далее - Конкурс).

По мнению заявителя, нарушение Организатора торгов выразилось в необоснованном недопуске претендента к участию в торгах.

Организатором торгов было представлено письменное возражение с приложением запрашиваемых документов.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в заседании, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов в соответствии со статьей 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), установила следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Организатор торгов: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Предмет торгов: Право на заключение договора о комплексном развитии территории жилой застройки, ограниченной улицей Джалиля Киекбаева, земельными участками с кадастровыми номерами 02:55:010611:4851, 02:55:010611:219, 02:55:010611:8, 02:55:010611:218, 02:55:010611:1719, 02:55:010611:1718, 02:55:010611:147 в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Дата и время начала подачи заявок: 19.02.2024 09:00

Дата и время окончания подачи заявок: 13.03.2024 18:00

Дата и время проведения торгов: 18.03.2024 г. в 15:00 ч.

Порядок проведения торгов на право заключения договоров о комплексном развитии территории регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2021 г. №701 (далее - ППРФ №701).

Заявитель в обоснование требований ссылается на неприменимую к обжалуемым торгам норму - подпункт «о» пункта 13 Правил заключения договора о комплексном развитии территории посредством проведения торгов в электронной форме, утвержденным ППРФ № 701, регулирующих не общие, а специальные нормы, относящиеся только к торгам, проводимым в электронной форме.

Поскольку конкурс проводится в очном формате (пункт 5. Извещения: Место, дата, время начала проведения торгов:Адрес: 450098, г. Уфа, проспект Октября, д. 120/1, каб. 3.9. Дата: 18.03.2024 г. Время: 15:00 ч. по местному времени.), к ним применяются общие Правила проведения торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, утвержденные также ППРФ №701.

Пункты 8, 9 Правил проведения торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, утвержденных ППРФ №701, устанавливают исчерпывающий перечень требований к извещению о проведении торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории. Указанные пункты не содержат указания на обязанность организатора торгов установить конкретный перечень документов, подтверждающих отсутствие у участника торгов недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты.

Поскольку перечень обязательных требований к содержащейся в извещении информации является исчерпывающим, указание организатора торгов на конкретный перечень документов, прикладываемых участником торгов в подтверждение того или иного обстоятельства, являлся бы ограничением конкуренции по смыслу положений Закона о защите конкуренции.

При этом пп. «г» п. 15 указанных Правил определено, что для участия в торгах заявитель представляет организатору торгов в установленный в извещении о проведении торгов срок и в предусмотренном в таком извещении порядке документы, подтверждающие отсутствие у заявителя недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых на последнюю отчетную дату равен совокупному размеру требований к должнику - юридическому лицу или превышает его, что является условием для возбуждения производства по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом О несостоятельности (банкротстве)”.

Заявитель оспаривает основание для недопуска к участию в торгах - отсутствие справки из Социального фонда России, ссылаясь на наличие иного документа, подтверждающего отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Частью 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (далее - НК РФ) установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует, в том числе, властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации.

Статьей 9 НК РФ установлено, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

В подпункте 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ указана обязанность налоговых органов по предоставлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу, в том числе, справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на дату формирования справки на основании данных налогового органа, по форме Приложение N 1 к приказу ФНС России от 23.11.2022 № ЕД-7-8/1123@.

Формой справки по Приложению N 1 к приказу ФНС России от 23.11.2022 № ЕД-7-8/1123@ предусмотрено предоставление, в частности, сведений об исполнении/неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 8 НК РФ содержит понятия налога, сбора, страховых взносов, предусмотренных указанным кодексом.

В частности, частью 3 статьи 8 НК РФ установлено, что под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что справка налогового органа, выданная по форме Приложения № 1 к приказу ФНС России от 23.11.2022 № ЕД-7-8/1123@, подтверждает отсутствие у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных НК РФ.

Из части 1 статьи 420 НК РФ следует, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон № 125-ФЗ) определен вид страхового взноса - страховой взнос по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательным платежом, который страхователь обязан внести страховщику.

Частью 3 статьи 2 НК РФ установлено, что к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется.

Из абзаца 8 статьи 3 Закона № 125-ФЗ следует, что страховщиком по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный фонд России).

Из перечня главных администраторов доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.01.2023 № 86, следует, что помимо Федеральной налоговой службы, администратором доходов бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (код бюджетной классификации главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - 797): страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Подпунктом 18 части 2 статьи 18 Закона № 125-ФЗ установлена обязанность страховщика - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации выдавать страхователю по его запросу справки о состоянии его расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных страховщика.

Приказом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 06.06.2023 № 1000 утверждена форма справки о выявлении недоимки у страхователя.

Из вышеизложенного следует, что сведения об отсутствии задолженности по страховому взносу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являющемуся в силу законодательства Российской Федерации платежом в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждается справкой из Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, документами, подтверждающими отсутствие у заявителя недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, являются соответствующие законодательству Российской Федерации справки налогового органа и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Данные выводы также подтверждаются практикой ФАС России (решение Красноярского УФАС России от 08.12.2022 № 024/07/3-3314/2022).

 

Заявка ООО СЗ «Строитель» не содержит справки Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а справки, выданные МИФНС № 27 по формам Приложения № 1 к приказу ФНС России от 23.11.2022 № ЕД-7-8/1 123@, Приложения № 1 к приказу ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1128@ отсутствия задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не подтверждают.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Правил проведения торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, утвержденных ППРФ №701, заявителю отказывается в допуске к торгам в случае, если заявителем не представлены или представлены несвоевременно указанные в пункте 15 Правил документы либо указанные документы содержат недостоверные сведения.

Подпунктом «а» пункта 13 Извещения о проведении торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории жилой застройки, ограниченной улицей Джалиля Киекбаева, земельными участками с кадастровыми номерами 02:55:010611:4851, 02:55:010611:219, 02:55:010611:8, 02:55:010611:218, 02:55:010611:1719, 02:55:010611:1718, 02:55:010611:147 в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан установлено, что заявителю отказывается в допуске к конкурсу если заявителем не представлены или представлены несвоевременно указанные в пункте 12 настоящего извещения документы либо указанные документы содержат недостоверные сведения.

Согласно подпункту 2 пункта 3 Протокола приема заявок на участие в конкурсе на право заключения договора о комплексном развитии территории от 14.03.2024г. Заявителю отказано в допуске к участию в конкурсе по причине несоответствия заявки п. 12 Извещения - не представлены документы, подтверждающие отсутствие у заявителя недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ: справка Фонда пенсионного и социального страхования РФ о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, и возмещению страхователем излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, содержащий информацию о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Таким образом, податель жалобы не допущен к участию в конкурсе по основаниям, установленным действующим законодательством и конкурсной документацией.

Из доводов жалобы, анализа копии заявки подателя жалобы, представленной организатором торгов в материалы жалобы, следует, что справка Фонда социального страхования Российской Федерации Заявителем в составе заявки не представлена.

Справка N 22362 от 11.03.2024, выданная межрайонной инспекции ФНС № 27 по Республике Башкортостан, об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (по форме согласно приложению N 1 к приказу ФНС России от 23.11.2022 г. N ЕД-7-8/1123@), имеющаяся в составе заявки подателя жалобы, отсутствие задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не подтверждает.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Правил N 701 заявителю отказывается в допуске к торгам в случае, если заявителем не представлены или представлены несвоевременно указанные в пункте 15 Правил N 701 документы либо указанные документы содержат недостоверные сведения.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Башкортостанского УФАС России считает данный довод необоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО Специализированный застройщик "Строитель" (вх.№ 4211/24 от 18.03.2024) на действия Организатора торгов Администрации ГО г. Уфа Республика Башкортостан при организации и проведении конкурса на право заключения договора о комплексном развитии территории жилой застройки, ограниченной улицей Джалиля Киекбаева, земельными участками с кадастровыми номерами 02:55:010611:4851, 02:55:010611:219, 02:55:010611:8, 02:55:010611:218, 02:55:010611:1719, 02:55:010611:1718, 02:55:010611:147 в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (извещение №22000161610000000011, лот №1) необоснованной.

 

Председатель комиссии: 

 

Члены комиссии:

 

 

 

Примечание: В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны