Постановление б/н признано виновным от 19 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <...>, рассмотрев материалы дела, содержащие признаки совершения должностным лицом — <...> административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а именно заключение органом местного самоуправления недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанным органом или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, в присутствие лично <...>, права и обязанности, предусмотренные действующим законодательством разъяснены, известны, понятны,

УСТАНОВИЛ:

Согласно материалам дела <...> вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, выразившееся в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Изучив материалы дела, установлено следующее.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 08.04.2022 №94 в отношении, в том числе Министерства образования и науки Республики Башкортостан возбуждено дело по признакам нарушения п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Решением Комиссии Башкортостанского УФАС России по делу №002/01/16-652/2022 от 11.01.2023 действия, в том числе Министерства квалифицированы как нарушающие п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, факт нарушения Министерством п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции установлен решением Башкортостанского УФАС России по делу №002/01/16-652/2022 от 11.01.2023 года.

Проанализировав имеющиеся материалы, установлено, что согласно выписке из протокола №18/5 совещания «Час образования» в режиме видеоселекторной связи от 01.08.2019 по вопросу 3. О рассмотрении обращений граждан по актуальным вопросам образования поручено обеспечить ввод в эксплуатацию детского сада, расположенного по адресу: н.Уфа, ул.Набережная, между домами №11 и №15 в Октябрьском районе городского округа г.Уфа. Ответственным лицом назначен У.М. Мустафин (по согласованию), срок на исполнение установлен до 30.11.2019 (вх.№2-1-ПГлРБ-02-093-14 от 07.08.2019.

30.01.2020 Министерством образования и науки Республики Башкортостан проведено совещание по вопросу рассмотрения завершения строительства детского сада, расположенного по адресу: г.Уфа, ул.Набережная р.Уфы, между домами №11 и №15 во исполнение поручения Главы Республики Башкортостан от 07.11.2019 №2-1-ПглРБ-оч-093-14.

Согласно протоколу совещания лицами, присутствующими на совещании, приняты следующие решения (<...>):

1. Обществу осуществить мероприятия по снятию обременений на объект незавершенного строительства в ЕГРН. Сроки исполнения установлены 23.02.2020;

2. Утвердить представленный План мероприятий («Дорожная карта») ввода в эксплуатацию детского сада, расположенного по адресу: .Уфа, ул.Набережная р.Уфы, между домами №11 и №15, указав сроки исполнения пунктов указанного Плана мероприятий с учетом планируемого срока ввода в эксплуатацию детского сада на 01.09.2020. Срок исполнения – 23.02.2020.

В соответствии с планом мероприятий («Дорожная карта») ввода в эксплуатацию детского сада, расположенного по адресу: г.Уфа, ул.Набереженая р.Уфы, между домами №11 и №15, представленного в материалы уголовного дела, предусмотрена реализация девяти этапов, состоящих из:

- снятие обременений в Росреестре с объекта незавершенного строительства — ответственным лицом определено Общество;

- приобретение объекта незавершенного строительства инвестор — ответственное лицо Инвестор;

- подготовка сметной документации на завершение строительства детского сада, получение разрешительной документации в Администрации — ответственные лица Инвестор, Администрации городского округа г.Уфа;

- завершение строительства, акт ввода в эксплуатацию — ответственные лица Инвестор, Администрация городского округа г.Уфа;

- регистрация объекта капитального строительства в Росреестре — ответственное лицо — Инвестор;

- подготовка отчета об оценке рыночной стоимости объекта — ответственное лицо Инвестор;

- заключение МЗИО о достоверности стоимости объекта — ответственное лицо Министерство образования и науки РБ;

- рассмотрение на заседании Экспертного совета по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан вопроса включения в РАИП — ответственное лицо Министерство образования и науки РБ (после получения подтверждения Минпросвещения РФ о возможности софинансирования с Федерального бюджета) — ответственное лицо Министерство образования и науки РБ;

- госконтракт на приобретение в государственную собственность РБ здания детского сада и передача в муниципальную собственность городского округа г.Уфа — ответственное лицо Министерство образования и науки РБ.

Как следует из протокола допроса свидетеля <...> Управления образования Администрации городского округа г.Уфа <...> от 04.06.2021, представленного в материалы уголовного дела, впоследствии материалы антимонопольного дела, глава Республики в конце 2019 года проводил «Час образования», на котором было указано о необходимости вернуться к вопросу достройки детского сада и обеспечения ввод его в эксплуатацию. В января 2020 проводилось совещание при заместителя министра образования РБ при непосредственном участии <...>, на котором обсуждался вопрос о возможности выкупа детского сада в государственную собственность с последующей передачей в муниципалитет. Со стороны <...> неоднократно высказывались слова о том, что он просил какие-либо гарантии того, что если он достроит данный детский сад, то его точно выкупят, но ему сказали, что никаких гарантий никто не давал. Тогда <...> согласился достроить данный детский сад, чтобы затем продать его Правительству РБ. Впоследствии <...>внес в протокол допроса уточнения, указав, что <...> согласился достроить детский сад, чтобы продать его Правительству РБ он не озвучивал или <...> не слышал.

Согласно публикации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте свободной медиаплатформы Пруфы, 01.02.2021 опубликована статья «Садик, который «построил» <...>. Как в Уфе чиновники и застройщик-депутат «кинули» детей» имеется информация о том, что 20.02.2020 на правительством совещании по проблемам образования «Обрчас» <...> неожиданно публично обрушился с критикой на строителя детсада <...>, попутно задев чиновником мэрии Уфы. И даже пригрозил наказанием. Также в указанное статье приводится цитата слов главы республики: «Если к 1 сентября город не примет у строителей детский сад, буду ставить вопрос о дееспособности уфимской мэрии и персональной ответственности руководителей. Этот застройщик возводит по всей Уфе жилые дома, а здесь у него получается. Если хотите сказки рассказывать мне, я сам вам расскажу. Один садик не можете сдать. Это позор».

31.03.2020 письмом исх.№12-03/1-132 Министерством образования и науки Республики Башкортостан в ответ на запрос Министерства просвещения Российской Федерации (исх.№СК-227/03 от 30.03.2020 о представлении информации о наличии потребности в средствах федерального бюджета и готовности их освоения в 2020 году для создания новых (дополнительных) мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях в рамках реализации мероприятий национальных проектов «Образование» и «Демография») направлена заявка в ФГБУ Дирекция «Школа-2025» о наличии потребности в средствах федерального бюджета.

В соответствии с приложением к письму Министерством образования и науки Республики Башкортостан доведена информация о четырех объектах, планируемых к выкупу в 2020 году, в том числе и детский сад, расположенный по адресу: г.Уфа, ул.Набережная реки Уфа, между домами №11 и №15.

Согласно полученным антимонопольным органом материалам уголовного дела, Министерство образования и науки Республики Башкортостан просит Правительство Республики Башкортостан рассмотреть на ближайшем заседании Экспертного совета по бюджетным инвестициями Республики Башкортостан вопрос включения в республиканскую адресную инвестиционную программу приобретение в государственную собственность имущественного комплекса — детский сад на 230 мест, расположенного по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Набережная реки Уфы, между домами 11 и 15. В соответствии с письмом Министерства образования и науки Республики Башкортостан приобретение указанного объекта предусматривается в рамках реализации мероприятий национальных проектов «Образование» и «Демография» по созданию в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в образовательных и дошкольных образовательных организациях во исполнение поручения Главы Республики Башкортостан от 07.11.2013 №2-1-ПглРБ-оч-093-14 и 02.03.2020 №2-1-ПглРБ-оч-093-28 в соответствии с заявкой Республики Башкортостан от 31.03.2020 №12-03/1-132.

Перечень объектов, планируемых к выкупу, в том числе за счет федерального финансирования утвержден Главой Республики Башкортостан.

05.08.2020 письмом исх.№12-10149 Министерством образования и науки Республики Башкортостан в адрес Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее — МЗИО) для проверки достоверности определения стоимости имущества согласно п.2.4 Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан, направлен отчет об оценке.

Из объяснений <...> отдела приватизации государственного имущества МЗИО <...> следует, что вопросами включения приобретения детского сада для обсуждения экспертного совета занимались в министерстве образования, контакт поддерживался с <...> («...отдел вроде бы капитального строительства и материально-технического обеспечения»).

Из протокола допроса свидетеля <...> от 11.06.2021, являющегося ведущим специалистом экспертом отдела капитального ремонта, развития МТБ и охраны труда Министерства образования и науки РБ, следует, что по вопросу приобретения по государственному контракту детского сада в микрорайоне «Сипайлово» по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Набережная р.Уфы, д.13, <...> занимался оформлением документов — подготовка документов для МЗИО, для Министерства экономического развития. Основанием для включения вопроса приобретения детского сада для обсуждения экспертного совета, явилось то, что по поручению Главы Республики у министерства имелась необходимость в приобретении для нужд населения детских садов. Во исполнение данных поручений в январе 2020 года проводилось совещание при заместителе министра образования РБ, на котором присутствовали представителя администрации городского округа г.Уфа <...> — <...> управления образования г.Уфы и собственник детского сада в микрорайоне «Сипайлово» по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Набережная р.Уфы, д.13. Со слов <...> на данном совещании обсуждался вопрос о том, что в случае поступления к нам комплекта необходимых документов завершенного объекта строительства, министерством будет направлен в МЭР перечень необходимых документов, для рассмотрения на экспертном совете вопроса приобретения в государственную собственность вышеуказанного детского сада. Изначально 01.08.2019 уже имелось поручение Главы Республики о том, чтобы обеспечить ввод данного детского сада в эксплуатацию. На совещании озвучено, что сам собственник не может достроить детский сад, но может найти инвестора, который купит его, достроит и затем сможет продать. Также было указано о том, что после сбора всех необходимых документов и согласований, они могли представить необходимые документы в министерство образования, для последующего согласования покупки это сада. В дальнейшем в министерство образования поступили необходимые документы от собственника и от Администрации города, прошедшие все необходимые согласования в администрации, о чем имелись соответствующие листы согласования.

08.09.2020 Министерство образования и науки Республики Башкортостан подготовлена справка о согласовании проекта постановления Правительства Республики Башкортостан о внесении изменений в государственную программу «Развитие образования в Республике Башкортостан» и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан».

23.09.2020 письмом исх.№12-12287 Министерство науки и образования Республики Башкортостан в адрес Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан просило вынести на рассмотрение на ближайшем заседании Экспертного совета по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан вопрос включения в республиканскую адресную инвестиционную программу приобретение в государственную собственность имущественного комплекса – детский сад на 230 мест, расположенного по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Набережная реки Уфы, между домами 11 и 15. Государственным распорядителем бюджетных средств по указанному объекту просит определить Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Письмом от 13.10.2020 исх.№12-13138 Министерство образования и науки Республики Башкортостан направляет в адрес МЗИО и Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан предложения по внесению изменений в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2020 и на плановый период 2021 и 2020.

14.10.2020 состоялось заседание Экспертного совета по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан по рассмотрению, в том числе вопроса о приобретении данного детского сада в качестве имущественного комплекса в государственную собственность в Республике Башкортостан, оформленное протоколом №15.

Согласно указанному протоколу было принято предложение Министерства образования и науки Республики Башкортостан о приобретении в государственную собственность Республики Башкортостан объекта недвижимости «Имущественный комплекс – детский сад на 230 мест, расположенный по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Набережная р.Уфы, между домами 11 и 15» с учетом информации <...> Республики Башкортостан <...> о наличии потребности в дошкольных образовательных учреждениях в микрорайоне «Сипайлово» городского округа г.Уфа Республики Башкортостан.

По результатам рассмотрения на заседании Экспертного совета Министерством образования и науки Республики Башкортостан подготовлен соответствующий проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан (№2-1-Расп-1027-Проект от 14.10.2020).

22.10.2020 Министерством образования и науки Республики Башкортостан в адрес МЗИО и Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан направлено предложение по внесению изменений в республиканскую адресную инвестиционную программу по объекту «Приобретение в государственную собственность Республики Башкортостан имущественного комплекса – детский сад на 230 мест, расположенного по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Набережная р.Уфы, между домами 11 и 15» для размещения дошкольного образовательного учреждения.

23.10.2020 письмом исх.№РГ-25/14788 МЗИО по итогам рассмотрения предложения Министерства образования и науки Республики Башкортостан направило в адрес Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан информацию о включении объектов и мероприятий республиканской адресной программы на 2020 года и плановый период 2021 и 2022 в федеральные и региональные проекты во исполнение национальных проектов. Общая сумма планируемых бюджетных ассигнований составила 272 342,942 тыс.рублей.

24.11.2020 постановлением Правительства Республики Башкортостан №716 в государственную программу «Развитие образования в Республике Башкортостан», утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан 21.02.2013 №54, в приложение №13 «Поадресное наименование объектов мероприятий, направленных на создание дополнительных мест для детей в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет» включен п.25 с указанием объекта: Детский сад, расположенный по адресу: г.Уфа, ул.Набережная р.Уфа, между домами №11 и №15.

01.12.2020 Правительством Республики Башкортостан издано распоряжение №1216-р, которым поручено МЗИО (п.1):

- приобрести в государственную собственность Республики Башкортостан имущественный комплекс – детский сад на 230 мест, расположенный по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Набережная р.Уфы, д.13, общей площадью 4 492,2 кв.м., с кадастровым номером 02:55:020506:5717 и движимое имущество по перечню согласно приложению к распоряжению, принадлежащий гр.<...>., по рыночной стоимости 228 000 000 руб. в пределах бюджетных инвестиций на осуществление капитальных вложений, определенных республиканской адресной инвестиционной программой на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, путем осуществления закупки у единственного поставщика – <...>;

- осуществить мероприятия по оформлению приобретения в государственную собственность Республики Башкортостан указанного имущества;

- передать безвозмездно указанное имущество Республики Башкортостан в муниципальную собственность городского округа г.Уфа Республики Башкортостан для использования по назначению;

- совместно с Администрацией городского округа г.Уфа Республики Башкортостан подписать передаточный акт о передаче указанного имущества в муниципальную собственность.

Согласно п.2 указанного распоряжения право муниципальной собственности на передаваемое имущество возникает с момента подписания передаточного акта.

Стоит отметить, что распоряжение Правительства Республики Башкортостан №1216-р издано на день раньше (01.12.2020), чем состоялось заседание Экспертного совета по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан, оформленное протоколом №19 (02.12.2020).

Таким образом, процесс выкупа объекта недвижимого имущества в ущерб государственным интересам осуществлен под контролем, в том числе Министерства образования и науки Республики Башкортостан, что свидетельствует о наличии заключенного сторонами соглашения.

Следует также отметить, что укомплектование здания детского сада движимым имуществом (мебель, посуда, игрушки, техника и др.) гражданином <...>, по сути, определило потребность государственного заказчика, которая должна быть реализована в рамках, предусмотренных Законом о контрактной системе (конкурентным способом), и в результате заключения государственного контракта в отсутствие конкуренции и в нарушений требований федерального законодательства, получило право поставки товара для государственных нужд по цене, которая не была определена в условиях конкуренции хозяйствующих субъектов путем проведения торгов.

Таким образом, объекты движимого имущества не могут приобретаться у единственного поставщика без проведения торгов на основании п.31 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, поскольку в соответствии с указанной нормой заключение контракта с единственным поставщиком допускается исключительно на приобретение для обеспечения государственных нужд недвижимого имущества.

Как следует из положений п.31 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, важнейшим фактором возможности осуществления закупки у единственного поставщика является приобретение объекта, который определен в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В рассматриваемом случае реализация возможности выкупа детского сада согласно п.31 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе могла быть осуществлена при наличии соответствующего решения, формальный порядок которого получил исполнение через принятие 24.11.2020 постановления Правительства Республики Башкортостан №716 «О внесении изменений в государственную программу "Развитие образования в Республике Башкортостан» и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан, проведение заседания Экспертного совета по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан, а также принятием 09.12.2020 распоряжения Правительства Республики Башкортостан №1253-р «О внесении изменений в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденную распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2019 № 1560-р».

Между тем формальное соблюдение порядка, предусмотренного п.31 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, не свидетельствует об отсутствии наличия антиконкурентного соглашения, цель реализации которого заключалась в возможности завершения строительства детского сада уже определенным хозяйствующим субъектом и последующем выкупе такого объекта, используя нормы п.31 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.

В решении, послужившим основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, комиссией антимонопольного органа отмечено, что само по себе принятие указанных актов и совершение действий по их принятию, в совокупности с имеющимися в материалах дела документами, не свидетельствует о законности и правомерности осуществления закупки у единственного поставщика.

Кроме того, как следует из раздела 9.1.1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 21.02.2013 №54 «О государственной программе «Развитие образования в Республике Башкортостан» в целях привлечения федеральных средств для реализации подпрограммы «Развитие систем дошкольного и общего образования в Республике Башкортостан» государственной программы «Развитие образования в Республике Башкортостан» предусматривается финансовое обеспечение реализации подпрограммы за счет средств местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в соответствии с решениями об этих бюджетах в пределах объемов, определенных соответствующими муниципальными программами в части мероприятий, касающихся сферы общего образования.

В качестве ответственного исполнителя подпрограммы (соисполнителя) указаны, в том числе Министерство образования и науки Республики Башкортостан.

Материалами дела установлено, что финансирование закупки осуществляется из федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан. Таким образом, в рассматриваемом случае, в том числе были использованы средства федерального бюджета, в связи с чем, в целях привлечения федеральных средств необходимо было предусмотреть возможность реализации подпрограммы за счет средств местного бюджета городского округа г.Уфа, учитывая преследуемую конечную цель — приобретение в муниципальную собственность. Между тем указанное условие, предусмотренное положениями раздела 9.1.1 вышеупомянутого постановления, не выполнено.

Более того, приложением 8 к государственной программе «Развитие образования в Республике Башкортостан», утвержденной указанным выше постановлением, предусмотрены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению объектов недвижимого имущества в сфере дошкольного и общего образования (далее — Правила). Как следует из п.1 Правил, настоящие Правила определяют механизм и условия предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан на софинансирование мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению объектов недвижимого имущества в сфере дошкольного образования, софинансирование реконструкции, строительства, приобретения объектов общего образования. В соответствии с п.2 Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований Республики Башкортостан, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в соответствии с перечнем субсидий, утверждаемым законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период, на софинансирование мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению объектов недвижимого имущества в сфере дошкольного и общего образования. Из п.5 Правил следует, что предоставление средств бюджета Республики Башкортостан на софинансирование расходов в рамках государственной программы «Развитие образования в Республике Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21.02.2013 54, осуществляется в виде межбюджетных трансфертов, выделяемых в форме субсидий администрациям муниципальных образований Республики Башкортостан в пределах средств, предусмотренных законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий год и плановый период.

Таким образом, субъектом указанной программы является муниципальное образование Республики Башкортостан. В силу п.6 Правил муниципальными заказчиками работ по реконструкции и приобретению объектов недвижимого имущества в сфере дошкольного образования, софинансирования реконструкции и строительства объектов общего образования являются администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан. В рассматриваемом же случае, муниципальный заказчик отсутствует.

Следует также отметить, что положениями Правил, помимо прочего определены условия предоставления субсидий муниципальным заказчикам и критерии отбора муниципальных образований Республики Башкортостан для предоставления субсидий.

Однако как указано выше, учитывая конечную цель, преследуемую участниками антиконкурентного соглашения, указанные мероприятия (действия) не совершены.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 №285 «Об утверждении правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы» указанная программа представляет собой документов. Устанавливающий распределение предусмотренных в законе Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств бюджета Республики Башкортостан бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) на осуществление на территории Республики Башкортостан иных капитальных вложений, в том числе по приобретаемым для республиканских и муниципальных нужд объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств бюджета Республики Башкортостан, включая жилье, во исполнение правовых актов Республики Башкортостан (п.1.3).

Согласно п.3.1 Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденная РАИП является основанием для осуществления государственных закупок по поставке товаров, выполнение работ и оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством.

Таким образом, исходя из указанных положений, следует, что информация, содержащаяся в РАИП, и являющаяся основанием для осуществления государственных закупок, направлена на возможность приобретения объектов недвижимого имущества. В рассматриваемом же случае помимо недвижимого имущества в виде нежилого здания — детский сад, имеет место приобретение движимого имущества — оборудования, включающего в себя 211 позиций общей стоимостью 12 279 095,12 рублей (по результатам оценки).

Закупки по строительству объектов общеобразовательных организаций и комплексному оснащению учебным оборудованием указанных объектов необходимо осуществлять различными процедурами. Указанные выводы сделаны, в том числе исходя из того, что выполнение работ по строительству и комплексное оснащение учебным оборудованием образовательных учреждений осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов. Для поставки оборудования в целях комплексного оснащения учебным оборудованием образовательных учреждений от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством.

Указанную позицию по аналогии можно применить и к рассматриваемому случаю, поскольку цель запрещенного антимонопольным законодательством соглашения заключалась в предоставлении возможности достроить объект недвижимого имущества — детский сад и возможность приобретения указанного объекта без проведения конкурентных процедур у определенного хозяйствующего субъекта с целью последующей передачи в муниципальную собственность с полным оснащением необходимым оборудованием.

Последовательность действий участников запрещенного антимонопольным законодательством соглашения свидетельствует о наличии нарушения п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции определено, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Пунктами 4, 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъяснено, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих - юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медикосоциальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии). Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Установлено, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан №604-р от 07.06.2016 <...> назначен в порядке перевода <...>Республики Башкортостан.

Приказом Министра образования от 08.06.2016 №93<...> назначен на должность <...>. С указанной даты с ним заключен служебный контракт №11.

В соответствии с устными пояснениями <...> вопросы, связанные с выкупом детского сада находились на исполнении курируемого им отдела. Кроме того, 30.01.2020 <...> принимал участие в совещании, инициированным Министерством, по вопросу рассмотрения завершения строительства детского сада, расположенного по адресу: г.Уфа, ул.Набережная р.Уфы, между домами №11 и №15.

Как следует из письменных возражений, представленных к протоколу об административном правонарушении, <...> курирует работу отдела капитального ермонта, материально-технической базы и охраны труда, курирует вопросы участия Министерства образования и науки Республики Башкортостан в федеральном проекте «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография». С вменяемым правонарушением не согласен ввиду следующего.

30 января 2020 года Министерством во исполнение поручения Главы Республики Башкортостан <...> от 7 ноября 2019 года № 2-1-ПГлРБ-оч-093-14 проведено рабочее совещание по вопросу завершения строительства детского сада, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Набережная реки Уфы, д. 13, с участием представителей Администрации ГО г. Уфа РБ, собственника объекта ООО «Агентство недвижимости Стройтехмонтаж».

По итогам данного совещания утверждена дорожная карта по вопросу завершения строительства согласно которой в срок до 1 сентября 2020 года в адрес Министерства необходимо представить соответствующую документацию из Росреестра об объекте завершенного строительства и отчет об оценке рыночной стоимости детского сада. 30.03.2020 Министерством просвещения Российской Федерации направлен запрос в регионы о наличии/отсутствии потребности в средствах федерального бюджета на 2020 год в рамках реализации мероприятий национальных проектов «Образование» и «Демография». 31.03.2020 Министерством направлена заявка о наличии потребности в средствах федерального бюджета, с приложением информации об объекте: «Детский сад, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Набережная реки Уфы, д. 13».

04.08.2020 новым собственником детского сада гр. <...> в адрес Министерства представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта (выписка из Росреестра о праве собственности в составе отчета) для рассмотрения возможности приобретения в государственную собственность. По условиям вышеуказанного национального проекта для выкупа объекта необходимо наличие в том числе движимого имущества, необходимое для осуществления образовательной деятельности. Согласно п.22 приложения № 14 (2) государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642, оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации на основании сравнения планируемых и достигнутых субъектом Российской Федерации значений следующего результата использования субсидии - количество дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных организациях.

Образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, считается организация, соответствующая критериям лицензирования в образовательной деятельности, т.е. в том числе оснащенная необходимым движимым имуществом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 №1490 «О лицензировании образовательной деятельности».

Исходя из вышеизложенного сообщаем, что исполнение условий нацпроекта при выкупе детских садов без движимого имущества не представляется возможным, следовательно, в составе объекта имеется движимое имущество.

05.08.2020 Министерством (исх № 12-10149) данный отчет направлен в адрес Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - МЗИО РБ) для проверки достоверности стоимости имущества согласно п.2.4. Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 года№ 285.

19.08.2020 МЗИО РБ подготовлено заключение о соответствии отчета об оценке объекта требованиям действующего законодательства.

23.09. 2020 года (исх № 12-12287) Министерством направлено соответствующее письмо в адрес Министерства экономического развития Республики Башкортостан о рассмотрении на ближайшем заседании Экспертного совета по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан вопрос включения в республиканскую адресную инвестиционную программу приобретение в государственную собственность имущественного комплекса - детский сад на 230 мест, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Набережная реки Уфы, между домами 11 и 15.

Согласно Протокола № 19 Экспертного совета по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан от 2020 года принято решение выкупить вышеуказанный детский сад по стоимости 228 млн. руб.

Во исполнение данного Протокола подготовлено соответствующее распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 1 декабря 2020 года № 1216-р. Данное распоряжение согласовано со всеми необходимыми республиканскими органами исполнительной власти и Администрацией ГО г. Уфа Республики Башкортостан без замечаний, обременений на указанный объект не было и соответственно проведена юридическая экспертиза Правительства Республики Башкортостан.

В соответствии с Регламентом Правительства Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05.04.2004 № 50, согласование проекта распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 1 декабря 2020 года № 1216-р проходило в государственных органах, в том числе Министерстве финансов Республики Башкортостан, Министерстве экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан.

Все вышеуказанные действия осуществлялись в соответствии с законодательством нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", Постановлением Правительства РБ от 21.02.2013 № 54 "О государственной программе "Развитие образования в Республике Башкортостан", Постановлением Правительства РБ от 13.09.2012 № 316 "О порядке финансирования объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы", Постановлением Правительства РБ от 10.08.2012 № 285 "Об утверждении Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы".

<...> также сообщает, что в Арбитражном суде Республики Башкортостан рассматривается дело №А07-11009/2023 по заявлением Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерства образования и наукци Республики Башкортостан о признании недействительным решения №002/01/16-652/2022 от 11.01.2023.

Ознакомившись с представленными пояснениями, прихожу к выводу, что изложенная позиция основана на неверном толковании норма права. В рассматриваемом случае установленные обстоятельства позволяют сделать вывод, что действия по выкупу детского сада, в том числе по приобретению движимого имущества, совершены Министерством с целью приобретения объекта у конкретного поставщика, минуя определенные действующим законодательством процедуры. При этом при совершении таких действий используемый сторонами механизм претворения цели нарушал также и нормативные правовые акты, разработанные Правительством Республики Башкортостан.

Вышеизложенное свидетельствует, что в действиях <...> имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

Стоит отметить, что у <...> имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.

Материалами дела опровергается тот факт, что вменяемое <...> нарушение антимонопольного законодательства было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Вина <...> установлена и состоит в том, что имея реальную возможность для надлежащего исполнения требований антимонопольного законодательства с учетом принятых на себя должностных обязательств, им не предприняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Формальный состав данного административного правонарушения не требует установления характера и размера причиненного ущерба.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в процессе осуществления предпринимательской деятельности в сфере защиты конкуренции;

Объективная сторона административного правонарушения – действия должностного лица органа власти, выразившиеся в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения;

Субъект административного правонарушения – <...>.

Субъективная сторона правонарушения – <...> был обязан и имел реальную возможность принять все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с положениями ст.24.5 КоАП РФ не установлено.

Дата, время и место совершения административного правонарушения установлены верно.

Необходимо отметить, что Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» антиконкурентные соглашения признаны одной из угроз экономической безопасности государства. Так, согласно п.7 ч.16 раздела III Указа одной из задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономии является предотвращение картельных сговоров.

Согласно ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного, в том числе ст.14.32 настоящего Кодекса.

В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

В связи с вышеизложенным, основания для применения ст.2.9 КоАП РФ в данном деле отсутствуют.

Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность не установлено.

Согласно ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч.2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Согласно ч.7 ст.14.32 КоАП РФ заключение организацией, осуществляющей функции органа власти, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Учитывая изложенное, принимаю решение о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей, при этом положения ч.2.2 и 2.3 ст.4.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае применению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.48, 29.9, 29.10
и ч.7 ст.14.32 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо – <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

2. Наложить на должностное лицо – <...> г.р. штраф в размере 20 000,00 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч.5 ст.3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в доход федерального бюджета на счет органа федерального казначейства в полном объеме. Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель: УФК по Республике Башкортостан (Башкортостанское УФАС России)

ИНН получателя 0274090077

КПП получателя 027401001

Номер казначейского счета 03100643000000010100

ОТДЕЛЕНИЕ-НБ Республики Башкортостан Банка России//УФК по Республике Башкортостан г. Уфа

ЕКС 40102810045370000067

БИК УФК 018073401

КБК 161 1 16 01141 01 0032 140

ОКТМО 80 701 000

УИН 

Также административный штраф может быть оплачен путем сканирования QR-кода с использованием мобильного приложения банка.

Управление просит лицо, привлеченное к административной ответственности, направить должностному лицу, вынесшему постановление (450008, г. Уфа, ул. Пушкина, 95; факс (347) 272-58-82) копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.20.25 КоАП РФ правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в сроки, определенные в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч.3 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 – 25.5 КоАП РФ – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч.2 ст.30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд или в вышестоящий орган вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

В соответствии с ч.3 ст.30.1, ч.1 ст.30.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении определен ст.30.2. КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В соответствии с ч.3 ст.30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.

Согласно ч.1 ст.31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны