Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республик... от 9 сентября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF<...>
(кальянная Loft Bar Birsk)
г. Бирск, ул. Интернациональная, 98
<...>
РБ, г. Бирск, ул. Социалистическая, д. 44
Заявитель:
вх. № 10053 от 01.07.2019
РЕШЕНИЕ
(по делу № ТО002/05/5-1469/2019)
09.09.2019 года |
г. Уфа, ул. Пушкина, 95 |
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
ВРИО Председателя комиссии:
<...> – ВРИО заместителя руководителя – заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Члены Комиссии:
<...> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
<...> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
рассмотрев материалы дела № ТО002/05/5-1469/2019 по признакам нарушения требований части 6 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),
- в присутствии представителя <...> - <...> (доверенность от 19.08.2019)
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 №649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, поступило обращение физического лица б/н. от 27.06.2019 (вх. № 10053 от 01.07.2019) по признаках нарушения, по мнению заявителя, требований ФЗ «О рекламе», при размещении информации следующего содержания: «the LOFT Birsk. Hookah Бар Кухня c изображением двух девушек курящих кальян», дата фиксации – 19.06.2019 года.
Текст обращения заявителя (вх. № 10053 от 01.07.2019):
«…На рекламном щите бара «the loft Birsk» девушки в вульгарной одежде курят кальян. У них сильно оголены ноги, грудь. Мимо такого щита проходят дети, которые видят этих девушек, курящих кальян и на детскую психику это оказывает отрицательное влияние. Также реклама курительных принадлежностей недопустима, это развращает сознание людей и прививает вредные привычки. Еще и вывеска занимает много места, девушки и кальян изображены крупным планом. Также щит закрывает обзор окон…».
Данная реклама имеет признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в части того, что:
- в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Также данная реклама имеет признаки нарушения пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» в части того, что:
Не допускается реклама:
- табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Согласно части 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель, а пункта 8 статьи 7 рекламодатель и рекламораспространитель.
31.07.2019 года представитель кальянной Loft Bar Birsk на рассмотрение дела не явился.
Почтовое уведомление, направленное в адрес кальянной Loft Bar Birsk (г. Бирск, ул. Интернациональная, 98), согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП «Почта России» (www.pochta.ru) с почтовым идентификатором 80085937028637 получено адресатом (22.07.2019, 19:46).
Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: продлить срок рассмотрения дела № ТО002/05/5-1469/2019; отложить рассмотрение дела на другую дату.
19.08.2019 года на рассмотрении дела присутствовал:
- представитель <...> – <...>. (доверенность от 19.08.2019).
Комиссией установлено, что верное наименование рекламодателя – <...>.
<...> к материалам дела приобщены (вх. № 13074 и 13076 от 19.08.): письменные пояснения от <...>, и <...>; договор аренды нежилого помещения между ф/л от 11.01.2019 года; копия свидетельство о государственной регистрации права на помещение по адресу – РБ, г. Бирск, ул. Интернациональная, д. 98 и на земельный участок.
Также <...> заявлено ходатайство об отложении дела на другую дату для предоставления дополнительной информации по делу (вх. № 13072 от 19.08.2019). Ходатайство удовлетворено.
Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: отложить рассмотрение дела на другую дату.
09.09.2019 года на рассмотрении дела присутствовал:
- представитель <...> – <...> (доверенность от 19.08.2019).
<...> к материалам дела приобщены (вх. № 14396 от 09.09.2019): договор субаренды нежилого помещения м/у ф/л <...> (<...>) и <...> от 08.02.2019 года.
09.09.2019 года Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу ТО002/05/24-1469/2019 было принято решение:
1) привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица – <...>, дело не откладывать, так как от <...> поступило ходатайство о рассмотрении дела без её участия (вх. № 14395 от 09.09.2019);
2) признать <...> рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы;
3) дело в отношении <...> прекратить;
4) признать указанную рекламу ненадлежащей, так как она нарушает часть 6 статьи 5 и пункт 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе»;
5) выдать предписание<...> о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе;
6) передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении <...>.
Анализ материалов дела показал, что реклама, размещенная по адресу: РБ, г. Бирск, ул. Интернациональная 98 с информации «the LOFT Birsk. Hookah Бар Кухня и c изображением двух девушек курящих кальян» (дата фиксации – 19.06.2019), рекламодатель и рекламораспространитель – <...> нарушает часть 6 статьи 5 и пункт 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечения внимания потребителей к Loft Bar Birsk и осуществляемой им деятельности.
На заседание Комиссии были представлены письменные пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в частности пояснения <...> (вх. № 13076 от 19.08.2019):
«…поясняю, что я арендовала часть помещения у <...>, по договору субаренды и я нарушила закон о рекламе…».
На заседание Комиссии было представлено свидетельство о государственной регистрации права на нежилое помещение (04 АГ 376137 от 23.09.2011) по адресу: РБ, г. Бирск, ул. Интернациональная, д. 98 из которого следует, что собственником является <...>.
<...> заключил договор аренды нежилого помещения между ф/л по указанному адресу с <...> 11.01.2019 года. В свою очередь, <...> передал указанное нежилое помещение по договору субаренды от 08.02.2019 года Коваль (<...>).
В соответствии с представленными пояснениями лиц участвующих в рассмотрении дела и представленными договорами Комиссией принято решение признать <...> рекламодателем и рекламораспространителем.
Данная реклама нарушает часть 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в части того, что:
- в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с письмом ФАС России от 29.04.2013 N АД/17355/13 «О порядке применения ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).
К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
Комиссия считает, что данная реклама, с изображением девушек с глубоким декольте и оголенными ногами, размещенная наружным способом и направленная на привлечения внимания неопределенного круга лица, нарушает общепринятые нормы морали и нравственности, нормы этики, сформировавшиеся в регионе, то есть на территории Республики Башкортостан.
Также данная реклама нарушает пункт 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» в части того, что:
Не допускается реклама:
- табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Согласно части 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель, а пункта 8 статьи 7 рекламодатель и рекламораспространитель.
Комиссией принято решение выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <...> так как на дату вынесения решения не были представлены доказательства устранения правонарушения.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 09.09.2019 года.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица – <...>
2. Признать <...> рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы.
3. Дело в отношении <...> прекратить.
4. Признать рекламу, размещенную по адресу: РБ, г. Бирск, ул. Интернациональная 98 с информации «the LOFT Birsk. Hookah Бар Кухня и c изображением двух девушек курящих кальян» (дата фиксации – 19.06.2019), рекламодатель и рекламораспространитель – <...>. ненадлежащей, так как она нарушает часть 6 статьи 5 и пункт 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
5. В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 6 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <...>.
Решение изготовлено в полном объеме 12.09.2019 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ВРИО Председателя Комиссии |
<...>
|
Члены Комиссии |
<...>
|
|
<...> |