Решение б/н решение от 20 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» февраля 2024г.

В полном объеме решение изготовлено «20» февраля 2024г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), в составе:

Председатель комиссии:

заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены комиссии:

начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

 главный государственный инспектор отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

рассмотрев дело №002/01/10-1006/2023 в отношении ООО «Башкирэнерго» (450096, РБ, г.Уфа, ул. Комсомольская, 126), по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан поступило заявление ООО «Феникс» (вх. 1245/23 от 23.03.2023) и ООО Евразия–Сиан» (вх.№6683/23 от 28.04.2023, вх. 7581-ЭП от 17.05.2023 вх.№ 7189/23 от 10.05.2023,вх.№7782/23 от 19.05.2023) (далее – Заявители) о незаконных действиях ООО «Башкирэнерго», выразившихся в одностороннем порядке изменении расчетной схемы, путем ввода в эксплуатацию и применения в расчетах прибора учета, установленного в новой точке (ООО «Феникс» на опоре №2 Р-54, ООО «Евразия-Сиан» на опоре №1).

Между ООО «Феникс» и ООО «ЭСКБ» (гарантирующий поставщик) заключен договор электроснабжения №010600520 от 01.03.2011 (далее- Договор ООО «Феникс»).

Согласно Договору ООО «Феникс», Гарантирующий поставщик:

осуществляет продажу (поставку) электрической энергии и мощности в точки поставки электрической энергии (мощности);

обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности до точек поставки, и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителя, путем привлечения третьих лиц.

Потребитель своевременно оплачивает приобретаемую электрическую энергию мощность и оказанные услуги, на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 1.2 договора - точки поставки электрической энергии (мощности) Потребителя находятся на границе балансовой принадлежности, зафиксированной в «Акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон» (Приложение № 7) между Потребителем и Сетевой организацией: ООО «Башкирэнерго».

В октябре 2022 года Сетевая организация (ООО «Башкирэнерго») произвела замену прибора учета (заводской номер 011066092139207) в ТП-5080 и установку нового прибора учета (заводской номер 009217123090687), поддерживающего автоматический режим передачи данных АСКУЭ, о чем был составлен Акт допуска (ввода) в эксплуатацию прибора учета электрической энергии № Ю/011265041004 от 04.10.2022.

После установки нового прибора учета представителями Сетевой организации была проведена его проверка, о чем был составлен Акт № Ю450/001 от 05.10.2022 проверки расчетных приборов учета (для юридических лиц). В результате проверки замечаний в работе нового прибора учета не выявлено.

В соответствии с показаниями нового прибора учета со стороны Гарантирующего поставщика (ООО «ЭСКБ») на протяжении определенного периода осуществлялся учет и взимание платы за потребляемую электроэнергию потребителем ООО «Феникс» (первичные документы за период с октября 2022 года по январь 2023 года прилагаются).

Между тем, 13 февраля 2023 года (через три месяца после установки нового прибора учета) в адрес ООО «Феникс» от ПО «УГЭС» ООО «Башкирэнерго» поступила копия письма от 13.02.2023 № УГЭС/10.22-1105, адресованного Директору УТО ООО «ЭСКБ» А.С. Попову о том, что произведен допуск в эксплуатацию проборов учета электрической энергии в качестве расчетных в отношении территориально-обособленного объекта «ТП-5080» по адресу: г. Уфа, ул. Деревенская переправа 17А. Расчетные приборы учета «Феникс» с 09.02.2023 перенесены на границу балансовой принадлежности опора 2 Р-54.

Также, в данном письме указывается о направлении акта допуска прибора учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию (заводской номер 202024340000057), а именно Акта допуска (ввода) в эксплуатацию прибора учета электрической энергии № Ю/395090223-01 от 09.02.2023, для внесения изменений в расчетную схему потребителя электрической энергии, исходя из которой при определении объема потребления электрической энергии ООО «Феникс» в расчетах стали учитываться показания приборов учета других 7-ми потребителей, присоединенных к линии электропередач после точки присоединения потребителя ООО «Феникс». При этом установленный ранее в ТП-5080 прибор учета (заводской номер 009217123090687) снят с расчетов.

Из полученной Ведомости приема-передачи электроэнергии по договору за расчетный период февраль 2023 года, поступившей в адрес Потребителя от ООО «ЭСКБ», фактически следует, что количество отпущенной ООО «Феникс» электроэнергии определяется, как разница между показаниями прибора учета, введенного в эксплуатацию 09.02.2023 и установленного на опоре № 2 Р-54, и суммой показаний приборов коммерческого учета других 7-ми потребителей, присоединенных к высоковольтной линии электропередач после точки присоединения ООО «Феникс».

Вместе с тем, ООО «Феникс» не подписывало никаких дополнительных соглашений к договору ООО «Феникс» об изменении его условий, в части определения новых мест расположения приборов учета (расчетных или контрольных) и изменения точек поставки электроэнергии или изменения схемы технологического присоединения, а также не согласовывало ввод в эксплуатацию новых приборов учета по Акту № Ю/3 95090223-01 от 09.02.2023 и их применение для определения объема потребления потребляемой Обществом электроэнергии.

Между ООО «Евразия-Сиан» и ООО «ЭСКБ» (гарантирующий поставщик) заключен договор электроснабжения №030601002 от 25.03.2014 (далее – Договор ООО «Евразия-Сиан»).

Согласно Договор ООО «Евразия-Сиан», Гарантирующий поставщик:

-осуществлять продажу (поставку) электрической энергии и мощности в точки поставки электрической энергии (мощности), определенные п. 1.3. Договора.

- обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности до точек поставки, и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии Потребителя, путем заключения соответствующих договоров.

Потребитель обязуется своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощности и услуги, связанные с процессом снабжения электрической энергией, на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.2. Договора точки поставки электрической энергии (мощности) Потребителя находятся на границе балансовой принадлежности, зафиксированной в Акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение №7) между Потребителем и сетевой организацией: ООО «Башкирэнерго».

Актом №Ю/126551005 допуска (ввода) в эксплуатацию прибора учета электрической энергии 05.10.2022 года, составленным в 14 часов 55 минут инженером ГУЭЭ ООО «Башкирэнерго ПО «УГЭС» Южный РЭС Хасановым М.Р, в присутствии инженера ООО «Евразия-СИАН» Халиуллина P.M. в ТП-5469 РУ-0,4 кВ к эксплуатации был допущен новый прибор учета №008984118196790.

Актом ООО «Башкирэнерго» №Ю/3951511-061 проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства от 15.11.2022 заключено: «На балансе Потребителя ООО «Евразия-СИАН» находится отпайка ЗАС-50 от деревянной опоры без номера до РАНД-1-10Б/400 (РТП-5469), РАНД-1-10Б/400, от опоры без номера с РТП-5469 ЗАС- 50 L=5м до ТП-5469,ТП-5469» установлена фактическая точка присоединения потребителя: на деревянной опоре без номера на участке от Р-54 до ТП-5107 согласно схеме, что соответствует АРБП №10620976 от 20.09.2015, также было заключено обновить техническую документацию, АТП.

Письмом исх. №УГЭС/10.22-1599 ООО «Башкирэнерго» ПО «УГЭС» направило в УТО ООО «ЭСКБ» и ООО «Евразия-СИАН» письмо о переносе расчетных приборов учета ООО «Евразия-СИАН» по договору электроснабжения №201936419000287 в отношении объекта «ТП-5469», расположенного по адресу г. Уфа, ул. Деревенская переправа, д. 15/4 на границу балансовой принадлежности опора №1 ВЛ-бкВ. с приложением акта допуска прибора учета №Ю/395150223-050 и актов проверки.

В связи с этим Заявители считают, что, перенос в одностороннем порядке сетевой организацией приборов коммерческого учета на новое место произведен незаконно и применение новой схемы расчетов за электроэнергию исходя из разницы, является неправомерным, поскольку Заявители не являются владельцами электрических сетей и не должны нести ответственность за ненадлежащее использование электрических сетей и учет электроэнергии другими абонентами.

В свою очередь, Заявители указывает, что изменение схемы учета электроэнергии приведет и/или привело к возложению на Заявителей необоснованных расходов, связанных с любыми возможными (в том числе несанкционированными) потерями электроэнергии, а также к негативным последствиям в виде возникновения убытков.

Согласно пункту 136 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442 (далее -«Правила учета») - сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением установки и замены коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 142 Правил - если приборы учета, соответствующие требованиям настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета):

в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, установленный и допущенный в эксплуатацию сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) в рамках исполнения обязанностей, указанных в пункте 136 настоящего документа. Такой прибор учета становится расчетным прибором учета с даты допуска его в эксплуатацию (в рассматриваемом случае приборы учета, установленные на ТП допущены и введены в эксплуатацию согласно актам допуска приборов учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию № 014612 от 17.12.2017 и № 017033, № 017035, № 017107 от 19.01.2018).

в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Расчет величины потерь электрической энергии осуществляется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

при равных величинах потерь электрической энергии от места установки такого прибора учета до точки поставки в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, обеспечивающий минимальную величину погрешности измерительного канала. Погрешность измерительного канала определяется в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

при равенстве условий, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, позволяющий измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в том числе входящий в измерительный комплекс;

при равенстве условий, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, входящий в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

При этом приборы учета, расположенные по иную сторону границы балансовой принадлежности от расчетных приборов учета по соглашению сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности), могут быть определены как контрольные приборы учета и в указанных в настоящем разделе случаях использоваться для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке.

Расчетные и контрольные приборы учета указываются в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии).

Согласно Договорам ООО «Феникс», ООО «Евразия Сиан» электроснабжения следует что все приложения, дополнения и изменения условий Договора совершаются в письменной форме с подписанием уполномоченными лицами Гарантирующего поставщика и Потребителя. В случае, если по Договору осуществляется поставка электрической энергии в несколько точек поставки, то исключение точки поставки из Договора осуществляется основании письменного заявления (уведомления) Потребителя, поданного Гарантирующему поставщику за 20 рабочих дней до предполагаемой даты исключения точки поставки.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации - обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условии и требовании -соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьями 424, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик услуг обязан их оплатить в порядке, который указан в договоре возмездного оказания услуг. В предусмотренных законом случаях применяются тарифы, устанавливаемые уполномоченными на то государственными органами.

Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, который является публичным согласно п. 2 ст. 26 ФЗ «Об электронергетике».

Согласно статье 3, пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ, Закон "Об электроэнергетике") следует, что услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами; оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.

Из пункта 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - «Правила доступа») следует, что обязательства потребителя услуг определяются в размере их стоимости, которая рассчитывается исходя из тарифа на услуги по передаче электроэнергии и объема услуг. Объем обязательств энергосбытовой компании, действующей в интересах обслуживаемого ей по договору энергоснабжения потребителя, по оплате услуг по передаче электроэнергии аналогичен объему обязательств этого потребителя.

Согласно пункту 4 Правил доступа потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с января 2013 - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком); услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

Объем взаимных обязательств сторон по договору об оказании услуг по передаче электроэнергии измеряется в точке поставки, расположенной на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей (пункт 2 Правил доступа).

В силу пункта 15 Правил доступа при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Таким образом, предметом оказываемых сетевой организацией услуг является передача принятой в сети электроэнергии потребителям, в интересах которых заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии, поэтому при определении фактического объема оказанной услуги, подлежащей оплате, должны учитываться данные об объемах электроэнергии, переданной потребителям.

Согласно пункту 2 Правил доступа точкой поставки считается место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Цель договора электроснабжения достигается, а услуга считается оказанной только после совершения сетевой организацией (ответчиком) комплекса действий, результатом которых является передача электроэнергии потребителям услуг (покупателям и продавцам электрической энергии).

Следовательно, при определении фактического объема переданной электрической энергии следует учитывать данные об объемах электроэнергии, полученной потребителями, то есть по приборам учета, расположенных в точках поставки на ТП, определенных договором энергоснабжения, а также потери электрической энергии, возникающих при передачи по электрическим сетям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.

Согласно положений статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ООО «Башкирэнерго» является субъектом естественной монополии на рынке по предоставлению услуг по передаче электрической энергии, следовательно, с учетом положений статьи 5 Закона о защите конкуренции, занимают доминирующее положение на указанном рынке.

Занимая доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, хозяйствующий субъект обязан соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В ходе рассмотрения дела, в результате анализа запрошенной и полученной информации, комиссия пришла к выводу о наличии признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ООО «Башкирэнерго».

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Из содержания Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019) в силу ч. 1 ст. 39.1 Закона N 135-ФЗ предупреждение выносится в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Предупреждение должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение и перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения (ч. 4 ст. 39.1 Закона N 135-ФЗ).

Согласно письму ФАС России от 28.12.2018 №АК/108053/18 в соответствии с частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1 - 14.3, 14.7, 14.8 и 15 названного закона лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 этого закона, выдается предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая наличие признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ООО «Башкирэнерго», Комиссия Башкортостанского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

РЕШИЛА:

  1. Дело №002/01/10-1006/2023 в отношении ООО «Башкирэнерго» (450096, РБ, г. Уфа, ул. Комсомольская, 126) по нарушению ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить.

2. Выдать в отношении ООО «Башкирэнерго» (450096, РБ, г. Уфа, ул. Комсомольская, 126) предупреждение по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны