Постановление б/н признано виновным от 29 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <...>, рассмотрев материалы дела, содержащие признаки совершения должностным лицом — <...> административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а именно заключение органом исполнительной власти недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанным органом или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, в отсутствие <...>, надлежащим образом уведомленной (телеграмма и заказное письмо с уведомлением) права и обязанности, предусмотренные действующим законодательством разъяснены уведомлением о составлении протокола,

УСТАНОВИЛ:

Согласно материалам дела <...>вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, выразившееся в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.

В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.

Согласно п.24.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

Согласно вернувшемуся отчету об отправке телеграммы от 25.12.2023 телеграмма, адресованная <...> доставлена, не вручена, квартира закрыта, адресат по извещению не является.

Согласно вернувшемуся отправлению заказное письмо, направленное в адрес <...> по адресу регистрации возвращено 26.12.2023 ввиду истечения сроков хранения.

С учетом изложенного и в силу п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», п.24.1 Пленума ВАС РФ №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» <...> считается надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Данные способы извещения согласуется с положениями пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В случае извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, неявка этого лица или уклонение не свидетельствуют о нарушении предоставленных последнему КоАП РФ гарантий своей защиты.

Таким образом, учитывая надлежащее уведомление <...> о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, принято решение рассмотреть дело об административном правонарушении в ее отсутствие.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Изучив материалы дела, установлено следующее.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 08.04.2022 №94 в отношении, в том числе Правительства Республики Башкортостан возбуждено дело по признакам нарушения п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Решением Комиссии Башкортостанского УФАС России по делу №002/01/16-652/2022 от 11.01.2023 действия, в том числе Правительства Республики Башкортостан квалифицированы как нарушающие п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, факт нарушения Правительством Республики Башкортостан п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции установлен решением Башкортостанского УФАС России по делу №002/01/16-652/2022 от 11.01.2023 года.

Проанализировав имеющиеся материалы, установлено, что Правительство Республики Башкортостан явилось участником запрещенного антимонопольным законодательством соглашения, направленного на приобретении детского сада, расположенного по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Набережная р.Уфы, между домами 11 и 15 за счет бюджетных средств, в то время как указанный детский сад должен был быть передан в муниципальную собственность бесплатно в качестве отчислений на развитие социальной инфраструктуры города.

Для реализации указанной цели Правительством Республики Башкортостан совершены следующие действия.

В соответствии с выпиской из перечня поручений временно исполняющего обязанности Главы Республики Башкортостан по итогам рабочей поездки в городской округ г.Октябрьский и муниципальный район Туймазинский район Республики Башкортостан 17.11.2018 года РК-1-3-468-9/2018 поручено проанализировать возможность использования пустующих зданий и помещений в муниципалитетах для размещения в них образовательных учреждений. Организовать работу по их передаче в муниципальную собственность. Ответственными назначены <...>, главы администраций муниципальных районов и городских округов (по согласованию). Срок на исполнение определен 01.03.2019 (п.9).

Согласно выписке из протокола №18/5 совещания «Час образования» в режиме видеоселекторной связи от 01.08.2019 по вопросу 3. О рассмотрении обращений граждан по актуальным вопросам образования поручено обеспечить ввод в эксплуатацию детского сада, расположенного по адресу: н.Уфа, ул.Набережная, между домами №11 и №15 в Октябрьском районе городского округа г.Уфа. Ответственным лицом назначен У.М. Мустафин (по согласованию), срок на исполнение установлен до 30.11.2019 (вх.№2-1-ПГлРБ-02-093-14 от 07.08.2019.

Как следует из материалов уголовного дела (объяснения директора ООО АН «Стройтехмонтаж») у Главы Республики Башкортостан проходили образовательные часы, где затрагивался вопрос о детском садике, после чего <...> вызвал <...> и <...>, через какое-то время было принято решение о продаже детского садика Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (осень 2020).

30.01.2020 Министерством образования и науки Республики Башкортостан проведено совещание по вопросу рассмотрения завершения строительства детского сада, расположенного по адресу: г.Уфа, ул.Набережная р.Уфы, между домами №11 и №15 во исполнение поручения Главы Республики Башкортостан от 07.11.2019 №2-1-ПглРБ-оч-093-14.

Согласно публикации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте свободной медиаплатформы Пруфы, 01.02.2021 опубликована статья «Садик, который «построил» <...>. Как в Уфе чиновники и застройщик-депутат «кинули» детей» имеется информация о том, что 20.02.2020 на правительством совещании по проблемам образования «Обрчас» <...> неожиданно публично обрушился с критикой на строителя детсада <...>, попутно задев чиновником мэрии Уфы. И даже пригрозил наказанием. Также в указанное статье приводится цитат слов главы республики: «Если к 1 сентября город не примет у строителей детский сад, буду ставить вопрос о дееспособности уфимской мэрии и персональной ответственности руководителей. Этот застройщик возводит по всей Уфе жилые дома, а здесь у него получается. Если хотите сказки рассказывать мне, я сам вам расскажу. Один садик не можете сдать. Это позор».

Согласно полученным антимонопольным органом материалам уголовного дела, Министерство образования и науки Республики Башкортостан просит Правительство Республики Башкортостан рассмотреть на ближайшем заседании Экспертного совета по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан вопрос включения в республиканскую адресную инвестиционную программу приобретение в государственную собственность имущественного комплекса — детский сад на 230 мест, расположенного по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Набережная реки Уфы, между домами 11 и 15. В соответствии с письмом Министерства образования и науки Республики Башкортостан приобретение указанного объекта предусматривается в рамках реализации мероприятий национальных проектов «Образование» и «Демография» по созданию в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в образовательных и дошкольных образовательных организациях во исполнение поручения Главы Республики Башкортостан от 07.11.2013 №2-1-ПглРБ-оч-093-14 и 02.03.2020 №2-1-ПглРБ-оч-093-28 в соответствии с заявкой Республики Башкортостан от 31.03.2020 №12-03/1-132.

Перечень объектов, планируемых к выкупу, в том числе за счет федерального финансирования утвержден Главой Республики Башкортостан.

08.09.2020 Министерство образования и науки Республики Башкортостан подготовлена справка о согласовании проекта постановления Правительства Республики Башкортостан о внесении изменений в государственную программу «Развитие образования в Республике Башкортостан» и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан».

10.09.2020 Правительством Республики Башкортостан получена справка о согласовании проекта постановления вх.№2-1-Пост-612-Проект. Указанным проектом предусмотрено внесение изменений, в том числе в приложение №13 к государственной программе, включающее в себя поадресное наименование объектов мероприятий, направленных на создание дополнительных мест для детей в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

По результатам рассмотрения на заседании Экспертного совета Министерством образования и науки Республики Башкортостан подготовлен соответствующий проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан (№2-1-Расп-1027-Проект от 14.10.2020). 21.10.2020 в адрес Правительства Республики Башкортостан вх.№2-1-Расп-1057-Проект поступила справка о согласовании проекта распоряжения о внесении изменений в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, подготовленная Министерством экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан.

24.11.2020 постановлением Правительства Республики Башкортостан №716 в государственную программу «Развитие образования в Республике Башкортостан», утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан 21.02.2013 №54, в приложение №13 «Поадресное наименование объектов мероприятий, направленных на создание дополнительных мест для детей в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет» включен п.25 с указанием объекта: Детский сад, расположенный по адресу: г.Уфа, ул.Набережная р.Уфа, между домами №11 и №15.

01.12.2020 Правительством Республики Башкортостан издано распоряжение №1216-р, которым поручено МЗИО (п.1):

- приобрести в государственную собственность Республики Башкортостан имущественный комплекс – детский сад на 230 мест, расположенный по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Набережная р.Уфы, д.13, общей площадью 4 492,2 кв.м., с кадастровым номером 02:55:020506:5717 и движимое имущество по перечню согласно приложению к распоряжению, принадлежащий гр.<...>., по рыночной стоимости 228 000 000 руб. в пределах бюджетных инвестиций на осуществление капитальных вложений, определенных республиканской адресной инвестиционной программой на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, путем осуществления закупки у единственного поставщика – <...>.;

- осуществить мероприятия по оформлению приобретения в государственную собственность Республики Башкортостан указанного имущества;

- передать безвозмездно указанное имущество Республики Башкортостан в муниципальную собственность городского округа г.Уфа Республики Башкортостан для использования по назначению;

- совместно с Администрацией городского округа г.Уфа Республики Башкортостан подписать передаточный акт о передаче указанного имущества в муниципальную собственность.

Согласно п.2 указанного распоряжения право муниципальной собственности на передаваемое имущество возникает с момента подписания передаточного акта.

Стоит отметить, что распоряжение Правительства Республики Башкортостан №1216-р издано на день раньше (01.12.2020), чем состоялось заседание Экспертного совета по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан, оформленное протоколом №19 (02.12.2020).

09.12.2020 распоряжением Правительства Республики Башкортостан №1253-р внесены изменения в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2020 года и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденную распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2019 №1560-р

Указанным распоряжением уменьшены бюджетные ассигнования в 2020 году в размере 55 896,90000 тыс.рублей с непрограммных расходов, заказчиком которых является Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан и бюджетные ассигнования увеличены в сферу образования – дошкольное образование, заказчиком которого является МЗИО в целях реализации государственной программы «Развитие образования в Республики Башкортостан» на приобретение имущественного комплекса.

Таким образом, указанными изменениями предусмотрено, что за счет средств бюджета Республики Башкортостан на приобретение имущественного комплекса, запланировано выделение бюджетных ассигнований в размере 55 896 900,00 рублей, а счет средств федерального бюджета – 172 103 100,00 рублей, в совокупности образуя сумму равную 228 000 000,00 рублей.

21.12.2020 Правительством Республики Башкортостан издано распоряжение №1322-р о внесении изменений в распоряжение от 01.12.2020 №1216-р, заменив в п.1 цифры «4492,2» цифрами «4494,2».

Во исполнение распоряжений Правительства РБ между Министерством земельных и имущественных отношений и <...> заключен 23.12.2020 заключен государственный контракт на приобретение указанного детского садика.

Процесс выкупа объекта недвижимого имущества в ущерб государственным интересам осуществлен под контролем Правительства Республики Башкортостан, Министерства образования и науки Республики Башкортостан, в последующем Министерством земельных и имущественных отношений, что свидетельствует о признаках соглашения.

Следует также отметить, что укомплектование здания детского сада движимым имуществом (мебель, посуда, игрушки, техника и др.) гражданином <...>, по сути, определило потребность государственного заказчика – МЗИО, которая должна быть реализована в рамках, предусмотренных Законом о контрактной системе (конкурентным способом), и в результате заключения государственного контракта в отсутствие конкуренции и в нарушений требований федерального законодательства, получило право поставки товара для государственных нужд по цене, которая не была определена в условиях конкуренции хозяйствующих субъектов путем проведения торгов.

Таким образом, объекты движимого имущества не могут приобретаться у единственного поставщика без проведения торгов на основании п.31 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, поскольку в соответствии с указанной нормой заключение контракта с единственным поставщиком допускается исключительно на приобретение для обеспечения государственных нужд недвижимого имущества.

Как следует из положений п.31 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, важнейшим фактором возможности осуществления закупки у единственного поставщика является приобретение объекта, который определен в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В рассматриваемом случае реализация возможности выкупа детского сада согласно п.31 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе могла быть осуществлена при наличии соответствующего решения, формальный порядок которого получил исполнение через принятие 24.11.2020 постановления Правительства Республики Башкортостан №716 «О внесении изменений в государственную программу "Развитие образования в Республике Башкортостан» и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан, проведение заседания Экспертного совета по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан, а также принятием 09.12.2020 распоряжения Правительства Республики Башкортостан №1253-р «О внесении изменений в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденную распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2019 № 1560-р».

Между тем формальное соблюдение порядка, предусмотренного п.31 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, не свидетельствует об отсутствии наличия антиконкурентного соглашения, цель реализации которого заключалась в возможности завершения строительства детского сада уже определенным хозяйствующим субъектом и последующем выкупе такого объекта, используя нормы п.31 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.

Само по себе принятие указанных актов и совершение действий по их принятию, в совокупности с имеющимися в материалах дела документами, не свидетельствует о законности и правомерности осуществления закупки у единственного поставщика.

Кроме того, как следует из раздела 9.1.1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 21.02.2013 №54 «О государственной программе «Развитие образования в Республике Башкортостан» в целях привлечения федеральных средств для реализации подпрограммы «Развитие систем дошкольного и общего образования в Республике Башкортостан» государственной программы «Развитие образования в Республике Башкортостан» предусматривается финансовое обеспечение реализации подпрограммы за счет средств местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в соответствии с решениями об этих бюджетах в пределах объемов, определенных соответствующими муниципальными программами в части мероприятий, касающихся сферы общего образования.

В качестве ответственного исполнителя подпрограммы (соисполнителя) указаны в том числе Министерство образования и науки Республики Башкортостан и МЗИО.

Материалами дела установлено, что финансирование закупки осуществляется из федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан. Таким образом, в рассматриваемом случае, в том числе были использованы средства федерального бюджета, в связи с чем, в целях привлечения федеральных средств необходимо было предусмотреть возможность реализации подпрограммы за счет средств местного бюджета городского округа г.Уфа, учитывая преследуемую конечную цель — приобретение в муниципальную собственность. Между тем указанное условие, предусмотренное положениями раздела 9.1.1 вышеупомянутого постановления, не выполнено.

Более того, приложением 8 к государственной программе «Развитие образования в Республике Башкортостан», утвержденной указанным выше постановлением, предусмотрены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению объектов недвижимого имущества в сфере дошкольного и общего образования (далее — Правила).

Как следует из п.1 Правил, настоящие Правила определяют механизм и условия предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан на софинансирование мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению объектов недвижимого имущества в сфере дошкольного образования, софинансирование реконструкции, строительства, приобретения объектов общего образования.

В соответствии с п.2 Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований Республики Башкортостан, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в соответствии с перечнем субсидий, утверждаемым законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период, на софинансирование мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению объектов недвижимого имущества в сфере дошкольного и общего образования.

Из п.5 Правил следует, что предоставление средств бюджета Республики Башкортостан на софинансирование расходов в рамках государственной программы «Развитие образования в Республике Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21.02.2013 54, осуществляется в виде межбюджетных трансфертов, выделяемых в форме субсидий администрациям муниципальных образований Республики Башкортостан в пределах средств, предусмотренных законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий год и плановый период.

Таким образом, субъектом указанной программы является муниципальное образование Республики Башкортостан. В силу п.6 Правил муниципальными заказчиками работ по реконструкции и приобретению объектов недвижимого имущества в сфере дошкольного образования, софинансирования реконструкции и строительства объектов общего образования являются администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан. В рассматриваемом же случае, муниципальный заказчик отсутствует.

Следует также отметить, что положениями Правил, помимо прочего определены условия предоставления субсидий муниципальным заказчикам и критерии отбора муниципальных образований Республики Башкортостан для предоставления субсидий.

Однако как указано выше, учитывая конечную цель, преследуемую участниками антиконкурентного соглашения, указанные мероприятия (действия) не совершены.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 №285 «Об утверждении правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы» указанная программа представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в законе Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств бюджета Республики Башкортостан бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) на осуществление на территории Республики Башкортостан иных капитальных вложений, в том числе по приобретаемым для республиканских и муниципальных нужд объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств бюджета Республики Башкортостан, включая жилье, во исполнение правовых актов Республики Башкортостан (п.1.3).

Согласно п.3.1 Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденная РАИП является основанием для осуществления государственных закупок по поставке товаров, выполнение работ и оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством.

Таким образом, исходя из указанных положений, следует, что информация, содержащаяся в РАИП, и являющаяся основанием для осуществления государственных закупок, направлена на возможность приобретения объектов недвижимого имущества. В рассматриваемом же случае помимо недвижимого имущества в виде нежилого здания — детский сад, имеет место приобретение движимого имущества — оборудования, включающего в себя 211 позиций общей стоимостью 12 279 095,12 рублей (по результатам оценки).

Комиссия обращает внимание, что согласно совместному письму Министерства просвещения Российской Федерации от 10.04.2019 №АН-439/09 и ФАС России от 09.04.2019 №МЕ/28771/19, сформулирована письменная позиция по вопросу необходимости осуществления закупки работ по строительству объектов общеобразовательных организаций и комплексному оснащению учебным оборудованием указанных организаций различными процедурами.

При этом в соответствии с п.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 331 (далее - Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Из п.5, 9 ч.2 ст.23 Закона о защите конкуренции, пп.5.4 пункта Положения следует, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФАС России обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства.

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФАС России имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, осуществлять контроль за деятельностью ее территориальных органов (пп.6.3 п.6 Положения).

Указанным выше совместным письмом ФАС России в пределах предоставленных полномочий в форме Письма разъяснила отнесенные к ее компетенции вопросы, связанных с осуществлением закупок работ по строительству объектов общеобразовательных организаций и комплексному оснащению учебным оборудованием.

Как следует из сформулированной совместной позиции, закупки по строительству объектов общеобразовательных организаций и комплексному оснащению учебным оборудованием указанных объектов необходимо осуществлять различными процедурами. Указанные выводы сделаны, в том числе исходя из того, что выполнение работ по строительству и комплексное оснащение учебным оборудованием образовательных учреждений осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов. Для поставки оборудования в целях комплексного оснащения учебным оборудованием образовательных учреждений от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством.

Указанную позицию по аналогии можно применить и к рассматриваемому случаю, поскольку цель запрещенного антимонопольным законодательством соглашения заключалась в предоставлении возможности достроить объект недвижимого имущества — детский сад и возможность приобретения указанного объекта без проведения конкурентных процедур у определенного хозяйствующего субъекта с целью последующей передачи в муниципальную собственность с полным оснащением необходимым оборудованием.

И, как указано выше, в этой цепочке одной из стороной выступило Правительство Республики Башкортостан.

Частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции определено, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Пунктами 4, 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъяснено, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих - юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медикосоциальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии). Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.

Установлено, что приказом заместителя Руководителя Аппарата Правительства Республики Башкортостан Батыргареевым А.Ф. <...> назначена в порядке <...> Республики Башкортостан.

Согласно должностному регламенту должность заведующего отделом общего и профессионального образования департамента социальной политики Аппарата Правительства Республики Башкортостан относится к главной группе должностей гражданской службы категории «руководители».

В качестве направлений профессиональной служебной деятельности, в соответствии с которой гражданский служащий исполняет должностные обязанности является обеспечение деятельности Правительства Республики Башкортостан, Аппарата Правительства Республики Башкортостан по вопросам образования. Специализацией по направлению деятельности является работа по реализации государственной политики в сфере образования Республики Башкортостан, координация деятельности профильных исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан. Целью исполнения должностных обязанностей является обеспечение деятельности Правительства Республики Башкортостан по реализации государственной политики в сфере образования Республики Башкортостан, по устранению выявленных недостатков и закреплению положительных тенденций при проведении государственной политики в сфере образования.

В должностные обязанности <...>, в том числе входит возврат органам исполнительной власти Республики Башкортостан проектов документов, внесенных в Правительство Республики Башкортостан.

Как следует из материалов дела, справка о согласовании проекта распоряжения Правительства Республики Башкортостан о приобретении в государственную собственность Республики Башкортостан имущественного комплекса — детский сад на 230 мест, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Набережная р.Уфы, дом 13, общей площадью 4 492,2 кв.м. с кадастровым номером 02:55:020506:5717, внесенного Министерством образования и науки Республики Башкортостан согласован заведующим отделом общего и профессионального образования департамента социальной политики Аппарата Правительства Республики Башкортостан.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что действиях <...> имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

Таким образом, <...> совершено административное правонарушение, состав установлен:

- объект правонарушения - общественные отношения в процессе осуществления предпринимательской деятельности в сфере защиты конкуренции;

- объективная сторона административного правонарушения - действия должностного лица, выразившееся в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения;

- субъект административного правонарушения –  <...>.

- субъективная сторона правонарушения – <...> надлежащим образом исполняя свои должностные обязанности, была обязана и имела реальную возможность принять все зависящие от нее меры по соблюдению антимонопольного законодательства.

Стоит отметить, что у <...> имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.

Материалами дела опровергается тот факт, что вменяемое <...> нарушение антимонопольного законодательства было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Вина <...> установлена и состоит в том, что имея реальную возможность для надлежащего исполнения требований антимонопольного законодательства с учетом принятых на себя должностных обязательств, ею не предприняты все зависящие от нее меры, по их соблюдению.

Приказом <...>от 17.01.2022 №51-К <...> освобождена от должности заведующего отделом образования и науки департамента социального развития Правительства Республики Башкортостан.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с положениями ст.24.5 КоАП РФ не установлено.

Дата, время и место совершения административного правонарушения установлены верно.

Необходимо отметить, что Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» антиконкурентные соглашения признаны одной из угроз экономической безопасности государства. Так, согласно п.7 ч.16 раздела III Указа одной из задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономии является предотвращение картельных сговоров.

Согласно ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного, в том числе ст.14.32 настоящего Кодекса.

В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

В связи с вышеизложенным, основания для применения ст.2.9 КоАП РФ в данном деле отсутствуют.

Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность, не установлено.

Каких-либо пояснений по существу административного правонарушения <...> не предоставлено.

Согласно ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч.2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Согласно ч.7 ст.14.32 КоАП РФ заключение организацией, осуществляющей функции органа власти, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Учитывая изложенное, принимаю решение о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей, при этом положения ч.2.2 и 2.3 ст.4.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае применению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.48, 29.9, 29.10
и ч.7 ст.14.32 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо – <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

2. Наложить на должностное лицо – <...> г.р. штраф в размере 20 000,00 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч.5 ст.3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в доход федерального бюджета на счет органа федерального казначейства в полном объеме. Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель: УФК по Республике Башкортостан (Башкортостанское УФАС России)

ИНН получателя 0274090077

КПП получателя 027401001

Номер казначейского счета 03100643000000010100

ОТДЕЛЕНИЕ-НБ Республики Башкортостан Банка России//УФК по Республике Башкортостан г. Уфа

ЕКС 40102810045370000067

БИК УФК 018073401

КБК 161 1 16 01141 01 0032 140

ОКТМО 80 701 000

УИН

Также административный штраф может быть оплачен путем сканирования QR-кода с использованием мобильного приложения банка.

Управление просит лицо, привлеченное к административной ответственности, направить должностному лицу, вынесшему постановление (450008, г. Уфа, ул. Пушкина, 95; факс (347) 272-58-82) копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.20.25 КоАП РФ правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в сроки, определенные в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч.3 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 – 25.5 КоАП РФ – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч.2 ст.30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд или в вышестоящий орган вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

В соответствии с ч.3 ст.30.1, ч.1 ст.30.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении определен ст.30.2. КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В соответствии с ч.3 ст.30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.

Согласно ч.1 ст.31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны