Решение б/н 18.1 от 17 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                         Заявитель:

ООО «Казанские Дорожные Ресурсы»

420066, г. Казань, ул. Бондаренко,

д. 8, кв. 85

tender.dresursy@yandex.ru                                                                               

                                                          

Заказчик:

МУП «Нефтекамскводоканал»

452684, РБ, г. Нефтекамск,

ул. Чапаева, д. 5

neftvodokanal@ufamts.ru

elvira_nsk8787@mail.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № ТО002/10/18.1-850/2021

 

12.05.2021                                                                               г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель Комиссии:

 – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены Комиссии:

 – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

– специалист 1 разряда отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

рассмотрев жалобу ООО «Казанские Дорожные Ресурсы» (от 26.04.2021 вх.№6854) на действия заказчика – МУП «Нефтекамскводоканал» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку соли поваренной пищевой, извещение №32110170606,

в присутствии представителей от ООО «Казанские Дорожные Ресурсы» - _______________, ________________, от МУП «Нефтекамскводоканал» -  _______________________

в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Башкортостанского УФАС России поступила жалоба ООО «Казанские Дорожные Ресурсы» (от 26.04.2021 вх.№6854) на действия заказчика – МУП «Нефтекамскводоканал» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку соли поваренной пищевой, извещение №32110170606 (далее – Закупка).

По доводам жалобы заявителя, Заказчиком нарушены требования к описанию предмета закупки.

МУП «Нефтекамскводоканал» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении закупки. Представило документы и сведения согласно уведомлению Башкортостанского УФАС России от 28.04.2021 г. №5/5448.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Заказчик при проведении закупки руководствовался Гражданским кодексом Российской Федерации, Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП «Нефтекамскводоканал»  (далее – Положение), Документацией об открытом аукционе в электронной форме на право заключить договор на поставку соли поваренной пищевой (далее – Документация).

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в заседании, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции», Закона № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), установила следующее.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Башкортостанского УФАС России установила следующее.

08.04.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение №32110170606 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку соли поваренной пищевой. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 08.04.2021.

Дата начала приема заявок – 08.04.2021.

Дата окончания приема заявок – 26.04.2021.

Дата рассмотрения заявок – 26.04.2021.

Дата подведения итогов – 27.04.2021.

Начальная (максимальная) цена– 720 000, 00 руб.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная документация должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы Участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать Заявки таким образом, чтобы Закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшее предложение.

По доводу заявителя о нарушении требования к описанию предмета закупки, так как в описании содержится указание на продукцию конкретного производителя, товарный знак без использования слов «или эквивалент», Комиссия Башкортостанского УФАС России установила следующее.

Согласно части 3. Документации указано описание предмета закупки (далее- Техническое задание). Пунктом 3 части 3 Технического задания указаны требования к показателям продукции, а именно:

 

Наименование товара

Количество

Единица измерения

1

Соль поваренная пищевая Экстра «Полесье» (ГОСТ 13830-97).

Упаковка: п/п мешки по 50 кг.

60

т.

 

В связи с рекомендациями производителя установок ЭПМ-50 и опираясь на опыт долгосрочного использования соли в технологическом процессе водоподготовки МУП «Нефтекамскводоканал» установлено, что качество соли влияет не только на качество обеззараживания воды, но и на срок службы фильтров и электродов входящих в состав установок. Исходя  из Удостоверений качества производителя и лабораторных исследований, фактические показатели запрашиваемой соли превосходят в процентном содержании показатели, заявленные в ГОСТ 13830-97, а так же показатели ТУ многочисленных производителей. Отсутствие в ней магния и кальция увеличивает в разы срок службы фильтров и электродов, а содержание собственно соли NaCl составляет 99,7%. В связи с этим, к участию допускаются заявки с предложением поставки соли зарекомендовавшей себя у Заказчика с лучшей стороны, используемая в течение многолетнего периода, а именно  соль поваренная пищевая Экстра «Полесье», производитель  ОАО «Мозырьсоль» (ГОСТ 13830-97).

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что данное техническое задание противоречит требованиям п.п. 2, 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, которым установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Следовательно, при отсутствии случаев, установленных ч. 6.1 Закона о закупках, когда в описании предмета закупки применяется указание на товарный знак, описание предмета закупки должно содержать только функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Описание предмета закупки идентично конкретной марке конкретного производителя, и, следовательно, создает ему преимущество в закупке. Это обстоятельство дает возможность предположить, что процедура проводится для закупки конкретного товара у единственного поставщика под видом конкурентной закупки. Для иных участников закупки данные характеристики означают необходимость разработки нового продукта под индивидуальные требования заказчика, что существенным образом ограничивает конкуренцию при осуществлении закупки, лишает возможности предложить аналогичный товар.

Таким образом, заказчик в описании предмета закупки указал на необходимость поставки товаров с конкретными товарными знаками, однако не использовал такие слова, как «или эквивалент». Данные действия нарушают пункт 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

По второму доводу заявителя, об указании Заказчиком в описании предмета к конкретным показателям ГОСТ 13830-97, который не применяется в настоящее время на территории Российской Федерации, Комиссия установила следующее.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 3 части 3 Технического задания указано описание предмета закупки,  в том числе Соль поваренная пищевая Экстра «Полесье» (ГОСТ 13830-97).

Таким образом, в техническом задании содержится ссылка на ГОСТ 13830-97, который на момент размещения Документации утратил силу.

Вместе с тем, Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.05.2018г. №263-ст утвержден и введен в действие с 01.09.2018г. «ГОСТ Р 51574-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Соль пищевая. Общие технические условия» и в настоящее время ГОСТ 13830-97 на территории Российской Федерации не применяется.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указание на недействующий ГОСТ явилось технической ошибкой.

Вместе с тем с учетом того, что участниками Закупки при подаче заявки на участие в аукционе в первой части предоставляется согласие со всеми условиями Документации, указание в техническом задании Документации на необходимость соответствия недействующим ГОСТом ограничивает участников аукциона в надлежащем формировании заявки и, как следствие, ограничивает количество участников аукциона.

С учетом изложенного, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к материалам, используемым при выполнении работ по предмету Аукциона, нарушают пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

 В соответствии с частью 20 статьи 18.1 по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью  3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Казанские Дорожные Ресурсы» (от 26.04.2021 вх.№6854) на действия заказчика – МУП «Нефтекамскводоканал» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку соли поваренной пищевой, извещение №32110170606, обоснованной.

 

2. Выдать заказчику – МУП «Нефтекамскводоканал» предписание об устранении выявленных нарушений.

 

        

Председатель комиссии                                                       

        

Члены комиссии:                                                       

 

 

 

 

Примечание: В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны