Решение б/н Предписание и решение по делу № А-03/10-09 в отношении МУП «... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 007 по делу № А-03/10-09
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

18 февраля 2009г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Ишбулатова Р.А. - заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, председатель комиссии;
Саляхутдиновой Р.Ф. - начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Антоновой Н.А. – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Камалдиновой Ф.А. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Атнагулова З.Г. – старшего специалиста 3 разряда общего отдела, секретарь комиссии, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 20.02.2009г. по делу № А-03/10-09 по признакам нарушения в отношении Муниципального унитарного предприятия «Локомотив» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (453300, РБ, г.Кумертау, ул.Промышленная,40) п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предписывает:
Муниципальному унитарному предприятию «Локомотив» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее - МУП « Локомотив») (453300, РБ, г.Кумертау, ул.Промышленная,40)


1. Прекратить нарушение п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, влекущее ущемление интересов отдельных хозяйствующих субъектов, для чего:
1). Согласовать МУП « Локомотив» тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях с Министерством экономического развития Республики Башкортостан.


2). В срок до 20.04.2009г. предоставить в адрес управления доказательства исполнения предписания.

 

 

Решение
18 февраля 2009г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Ишбулатова Р.А. - заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, председатель комиссии;
<...>

, рассмотрев дело № А-03/10-09 по признакам нарушения в отношении Муниципального унитарного предприятия «Локомотив» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее - МУП « Локомотив») (453300, РБ, г.Кумертау, ул.Промышленная,40) п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при рассмотрении дела присутствовали: представитель Министерства экономического развития Республики Башкортостан начальник отдела финансовых ресурсов, регулирования цен и тарифов <...>; представители МУП «Локомотив»: директор <....>; экономист <...> (приказ МУП «Локомотив» <...> «О приеме на работу»); представители ООО «Сандин» адвокат <...> (доверенность от 22.05.2008г. б/н), главный экономист <...>(без доверенности),

Комиссия установила:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение ООО «Сандин» на действия МУП «Локомотив» в части необоснованного завышения тарифа на подачу-уборку вагонов под грузовые операции.


ООО «Сандин» является поставщиком гипса для многих организаций, расположенных на территории России. Отгрузка добытого гипса своим контрагентам ООО «Сандин» осуществляет посредством железнодорожного транспорта.


Между ООО «Сандин» и ОАО «Российские железные дороги» заключен договор от 10.01.2007 № 6Д/48 «Об организации перевозок грузов». Согласно указанному договору ОАО «Российские железные дороги» забирают вагоны с продукцией ООО «Сандин» с выставочных путей станций «Ермолаево» и «Кумертау». Доступ к данным путям возможен лишь через железнодорожные пути необщего пользования.


Согласно действующему договору от 01.01.2008 № 04 на подачу-уборку вагонов под погрузочно-разгрузочные работы и прочие услуги железнодорожного транспорта, подъездной путь принадлежит МУП «Локомотив», подача и уборка вагонов под грузовые операции на железнодорожный тупик ООО «Сандин» производится локомотивом предприятия. Плата за подачу-уборку вагонов и другие услуги определяется Приложением № 1 к вышеуказанному договору «Протокол согласования стоимости услуг железнодорожного транспорта по МУП «Локомотив» (п.4.1 договора от 01.01.2008 № 04). Стоимость работ и услуг, предлагаемые МУП «Локомотив», утверждается директором предприятия. Цена на подачу-уборку вагонов до 31.12.2008г. составляла 3189,45 руб/т., а с 2009г., согласно письму МУП «Локомотив» от 31.12.2008 исх.№ 546/06., должна была стать 3667,86 руб./т.


По мнению ООО «Сандин» «МУП « Локомотив» в целом по г.Кумертау и Куюргазинскому району является единственной организацией, оказывающей услуги по подаче-уборке вагонов под погрузочно-разгрузочные работы и прочие услуги железнодорожного транспорта посредством путей необщего пользования, владельцем которых оно является» (письмо ООО «Сандин» от 30.12.2008 вх. № 11076).
ООО «Сандин» посчитало действия ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан нарушением антимонопольного законодательства и обратилось в Башкортостанское УФАС России для разрешения сложившейся ситуации. По результатам рассмотрения обращения ООО «Сандин» в отношении МУП «Локомотив» было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства по п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования тарифов на подачу-уборку вагонов для потребителей.


Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу и лиц, участвовавших в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Сырье гипс добывается из гипсового камня на Сандинском месторождении, расположенном в 3 км на юго-запад от с. Маячное Республики Башкортостан. Добыча ведется буровзрывным методом: бурятся скважины, куда закладывается взрывчатка и подготовленный блок природного камня гипсового взрывается, затем экскаватором (объем ковша не менее 3 м3) взорванный камень гипсовый грузится в автосамосвалы и перевозится на расстояние 3 км на дробильно-сортировочный комплекс. На дробильно-сортировочном комплексе камень дробится на определенные фракции в соответствии с требованиями ГОСТ 4013-82 и продукция, готовая к отгрузке, складируется на складе у железнодорожного тупика, откуда она грузится в железнодорожные вагоны ОАО «РЖД», тепловоз МУП «Локомотив» перевозит груженые вагоны по путям необщего пользования протяженностью 9 км до выставочных путей станций Ермолаево и Кумертау.


Доставка сырья и отгрузка продукции ООО «Сандин» автомобильным транспортом по сравнению с железнодорожным транспортом согласно экономическим расчетам общества экономически не выгодно. Согласно информации ООО «Сандин» от 12.02.2009 вх.№1282 себестоимость продукции возрастет в 1,21 раза, капитальные затраты на одну тонну составят 106,1 руб., в связи с дополнительными расходами общества на перевозку камня гипсового с ДСК-1-2 (с.Маячное) до ст.Ермолаево автомобильным транспортом в случае отказа от услуг МУП «Локомотив». Для того чтобы вести погрузку камня гипсового со ст. Ермолаево необходимо построить склад, оснастить его экскаватором с объёмом ковша не менее 3м³ для погрузки железнодорожных вагонов, нанять подрядную организацию для перевозки камня гипсового на расстояние 9 км, взять в аренду железнодорожный тупик, подходящий к складу, отремонтировать его.


Между ООО «Сандин» и ОАО «Российские железные дороги» заключен договор от 10.01.2007 № 6Д/48 «Об организации перевозок грузов», согласно ст. 55 Устава Железнодорожного транспорта Российской Федерации отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируется договором.
 

В соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (в ред. Приказа Минтранса РФ от 15.02.2008 N 28) между МУП «Локомотив» и ООО «Сандин» заключен договор от 01.01.2008 № 04 на подачу-уборку вагонов под погрузочно-разгрузочные работы и прочие услуги железнодорожного транспорта.


В соответствии с Уставом Муниципального унитарного предприятия «Локомотив» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан и письмом Башкортостанстат от 07.06.2006 № 4213 основной экономической деятельностью предприятия является деятельность промышленного железнодорожного транспорта (код 60.10.2).


Согласно ситуационному плану земельного участка, выданным Комитетом по землеустроительству Управления по землеустроительству РБ по Куюргазинскому району от 03.02.2009 земельный участок под железнодорожной веткой с.Ермолаево – с.Маячный, находится в пользовании МУП «Локомотив».


Таким образом, МУП «Локомотив» имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия по перевозке грузов на железнодорожных путях необщего пользования и является единственным предприятием, оказывающим услуги по подаче-уборке вагонов под погрузочно-разгрузочные работы и прочие услуги железнодорожного транспорта посредством путей необщего пользования, владельцем которых оно является, в пределах г.Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан, т.е. занимает доминирующее положение на товарном рынке по перевозке грузов по подъездным путям предприятий (код 60.10.2) в географических границах г.Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан.


Между тем, железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (ч.2 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).


Кроме того, железнодорожные перевозки, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», являются сферой деятельности естественной монополии. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» МУП «Локомотив» является субъектом естественной монополии. Согласно ч.5ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» субъект естественной монополии занимает доминирующее положение на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.


Между тем, транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях включают комплекс операций, необходимых для доставки грузов, в том числе услуги, связанные с перевозкой, разгрузкой, обработкой, хранением, пользованием подъездным путем и другие.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с последующими изменениями и дополнениями) утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно - правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.


Правовые основы государственного регулирования цен в Российской Федерации определяются Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти в Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики относит разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен.


Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены (тарифы) закреплено также в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.


Согласно п. 13 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, работ и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются органами исполнительной власти Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.12.2005 N 270 «О мерах по совершенствованию регулирования цен (тарифов) в Республике Башкортостан» (с последующими изменениями), тариф на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта устанавливает Минэкономики Республики Башкортостан.


Однако из представленных материалов и устного объяснения представителя МУП «Локомотив» на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России предприятие не согласовывало тарифы на оказываемые услуги с Министерством экономического развития Республики Башкортостан, чем нарушало Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.12.2005 N 270.
В соответствии со ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.


Согласно требованиям ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.


Следовательно, объективной стороной правового состава указанного антимонопольного правонарушения охватывается и сама возможность (угроза) недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц как результат действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.


Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействий) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.


Таким образом, действия МУП «Локомотив», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по перевозке грузов по подъездным путям предприятий (код 60.10.2) в географических границах г.Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан, образуют состав правонарушения по п.10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, т.е. действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по перевозке грузов по подъездным путям предприятий (код 60.10.2) в географических границах г.Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан, могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.


Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Локомотив» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (453300, РБ, г.Кумертау, ул.Промышленная,40), нарушающими п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

 

 


2. Выдать МУП «Локомотив» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны