Решение б/н 18.1 от 23 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заявитель

ООО НПФ «Урал-Трэм»

450024, РБ, г. Уфа, ул. Кандринская, д. 2, литер Е1, оф. 302

 

 

 

Заказчик:

ПАО АНК «Башнефть»

450077, РБ, г. Уфа, ул. К. Марска, д.31, к.1

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № ТО002/07/18.1-1972/2020

 

20.07.2020                                                    г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председателя Комиссии:

 – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены Комиссии:    

 – начальник отдела естественных монополий и финансовыхя товарных рынков;

 – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и финансовых рынков,

рассмотрев  жалобу  вх. №12754 от 09.07.2020 ООО НПФ «УРАЛ-ТРЭМ» на действия ПАО АНК «Башнефть» при проведение аукциона: запчасти к насосно-компрессорному оборудованию для дочерних обществ ПАО АНК «Башнефть»,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

  В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила  жалоба вх. №12754 от 09.07.2020 ООО НПФ «УРАЛ-ТРЭМ» на действия ПАО АНК «Башнефть» при проведение аукциона: запчасти к насосно-компрессорному оборудованию для дочерних обществ ПАО АНК «Башнефть».

По мнению заявителя, заказчиком в нарушении положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Далее – Закон о закупках) в части отклонения заявки ООО НПФ «УРАЛ-ТРЭМ».

Заказчик  с  доводами  жалобы  не  согласился, так как в его действиях отсутствуют признаки нарушения Закона о закупках.

Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, осуществляемые, в том числе, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере газоснабжения, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам, и дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам (часть 2 статьи 1 названного Федерального закона).

Жалоба ООО НПФ «УРАЛ-ТРЭМ» подана в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно данной норме  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Положением о закупках определены следующие типы заказчиков (п.4.1.1 Положения): Заказчик первого типа – ОАО «НК Роснефть» и Общества группы, закупочная деятельности которых регулируется Законом о закупках, принятыми в его развитие нормативными актами и настоящим Положением; Заказчик второго типа – Общества группы, закупочная деятельность которых не регулируется Законом о закупках, принятыми в его развитие нормативными правовыми актами, а регулируется только настоящим Положением.

Согласно п. 4.2.1 Положения о закупках Заказчик вправе передать свои функции стороннему Организатору закупки.

Для Обществ групп сторонними организаторами закупки являются ПАО «НК Роснефть» или другие Общества групп (п. 4.2.2 Положения).

Объем передаваемых организатору закупки функции и полномочии определяется договором, заключенным между заказчиком и организатором закупки (п.4.2.3 Положения).

Между ПАО АНК «Башнефть» и вышеперечисленными дочерними обществами заключены договоры оказания услуг: Договор №БНФ/У/8/264/18/ДОЗ от 22.08.2018 (ООО «Башнефть-Логистика»); Договор №БНФ/У/8/218/18/ДОЗ от 09.08.2018 (ООО «Туймазинское ГПП»); Договор №БНФ/У/8/229/18/ДОЗ от 10.08.2018 (ПАО «Уфаоргсинтез»); Договор №БНФ/У/8/233/18/ДОЗ от 20.08.2018 (ООО «Шкаповское ГПП»).

В силу п.1.1 названных договоров, ПАО АНК «Башнефть» обязуется оказать заказчикам комплекс услуг, связанных с организацией и проведением закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчиков (ООО «Башнефть-Логистика», ООО «Туймазинское ГПП», ПАО «Уфаоргсинтез», ООО «Шкаповское ГПП»).

По имеющейся информации, ООО «Башнефть-Логистика», ООО «Туймазинское ГПП», ПАО «Уфаоргсинтез», ООО «Шкаповское ГПП» являются дочерними предприятиями ПАО АНК «Башнефть». ПАО АНК «Башнефть» является дочерним предприятием ОАО НК «Роснефть» (дочернего общества АО «Роснефтегаз»).

Учредителем ООО «Башнефть-Логистика» с размером 100% доли является ПАО АНК «Башнефть».

ООО «Туймазинское ГПП» с размером доли 100% является ОАО «ОНК». При этом 100 % акций ОАО «ОНК» принадлежать ПАО АНК «Башнефть».

Основными акционерами ПАО «Уфаоргсинтез» являются ПАО АНК «Башнефть» (19,04%), ОАО «ОНК» (67,53%). При этом 100 % акций ОАО «ОНК» принадлежать ПАО АНК «Башнефть».

Учредителем ООО «Шкаповское ГПП» с размером доли 100% является ОАО «ОНК». При этом 100 % акций ОАО «ОНК» принадлежать ПАО АНК «Башнефть».

Таким образом, доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном капитале указанных дочерних обществ отсутствует.

Исходя из того, что ООО «Башнефть-Логистика», ООО «Туймазинское ГПП», ПАО «Уфаоргсинтез», ООО «Шкаповское ГПП» не являются субъектами правоотношений, регулируемых 223 Федеральным законом, а конкурентные закупочные процедуры, проводимые им, для него не обязательны и регулируются исключительно его локальными документами рассмотрение жалобы заявителя на действия ПАО АНК «Башнефть», невозможно в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

По доводу в жалобе о нарушении ПАО АНК «Башнефть» ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, Комиссия сообщает следующее.

Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает правовые основы антимонопольного контроля в отношении перечня действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений.

Рассматриваемая закупочная процедура осуществляется способом запроса цен.

Положением о закупках предусмотрено, что запрос цен – это конкурентный способ закупки, не являющийся торгами, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие которого соответствует требованиям документации о закупке и содержит наименьшую предложенную цену договора (лота).

Документация о проведении запроса цен №АНК-К-0073-2020 содержит информацию и условие о том, что процедура запроса цен не является торгами (конкурсом, аукционом) или публичным конкурсом в соответствии со ст.ст. 447-449 части первой и ст.ст. 1057-1061 Гражданского кодекса РФ и не накладывает на организатора торгов (заказчика) обязательств, установленных указанными статьями, в том числе, по обязательному заключению договора с победителем, а также отказа от проведения процедуры закупки без обязательств по компенсации убытков участникам закупки.

Таким образом, закупка, проводимая ПАО АНК «Башнефть» в интересах дочерних обществ (ООО «Башнефть-Логистика», ООО «Туймазинское ГПП», ПАО «Уфаоргсинтез», ООО «Шкаповское ГПП») способом запроса цен не является одной из форм торгов.

Таким образом, довод жалобы является необоснованным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 17, 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

РЕШИЛА:

Признать жалобу вх. №12754 от 09.07.2020 ООО НПФ «УРАЛ-ТРЭМ» на действия ПАО АНК «Башнефть» при проведение аукциона: запчасти к насосно-компрессорному оборудованию для дочерних обществ ПАО АНК «Башнефть» необоснованной.

 

Председатель комиссии                                                   

 

Члены комиссии                                                                                

                                                                                         

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  Арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны