Решение б/н ООО КПК «Лидер-М» Информационно-рекламная газета «Метро 74- ... от 28 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО МКК «Лидер-М»

455008, г. Магнитогорск,

ул. 50-летия Магнитки, 31, кв. 50

argus_mgn@mail.ru

Заинтересованное лицо:

<…>

Заявитель:

Уральское главное управление

Центрального банка Российской Федерации отделение – национальный банк по Республике Башкортостан

450008, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Театральная, 3

80svc_bank@cbr.ru

РЕШЕНИЕ

(по делу № 002/05/18-2598/2020)

28.01.2021 года

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<…> – заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев обращение Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации отделение – национальный банк по Республике Башкортостан (далее по тексту – Отделение НБ по РБ) (исх. № Т580-20-5-5/3654 от 02.06.2020) (вх. № 10266 от 03.06.2020) содержащее информацию о признаках нарушения части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее по тексту УФАС по РБ) поступило обращение Отделения НБ по РБ о признаках нарушения требований ФЗ «О рекламе».

В обращении сообщается, что в еженедельной информационно-рекламной газете «Метро 74- Белорецк» в выпусках:

- № 10 (320) от 27.03.2020 года, 1 страница;

- № 8 (318) от 13.03.2020 года, 1 страница;

размещено объявление следующего содержания:

 

В целях установления рекламодателя данной рекламы УФАС по РБ был подготовлен и направлен запрос ООО «Авангард» (редакция газеты «Метро74-Белорецк»).

Из поступившего ответа ООО «Авангард» (вх. № 12890 от 10.07.2020, электронная почта) следует, что указанная реклама была размещена на основании договора № М/2019/03-01 на рекламу продукции (услуг) от 06.09.2019 года заключенного с ООО МКК «Лидер-М».

06.08.2020 года Башкортостанское УФАС России, письмом ФАС России (исх. № ДФ/67262/20 от 06.08.2020), наделено полномочиями по возбуждению и рассмотрению указанного дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (вх. № 14733 от 06.08.2020, электронная почта).

10.08.2020 года УФАС по РБ вынесено определение о возбуждении дела № 002/05/28-2187/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 27.08.2020 года.

27.08.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе посредством использования аудио/видеоконференцсвязи присутствовал:

- <…> (доверенность № ДВР18-Т5/194 от 12.09.2018) – представитель Отделения НБ по РБ.

Представитель ООО МКК «Лидер-М» на заседание не явился, затребованные документы не предоставил, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не представлял, документы, подтверждающие надлежащее уведомление не имеются.

27.08.2020 года Комиссия Башкортостанского УФАС России определила:

1. продлить срок рассмотрения дела № 002/05/28-2187/2020.

2. отложить рассмотрение дела на другую дату – 14.09.2020 года.

14.09.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе посредством использования аудио/видеоконференцсвязи присутствовал:

- <…> (доверенность № ДВР18-Т5/194 от 12.09.2018) – представитель Отделения НБ по РБ.

Представитель ООО МКК «Лидер-М» на заседание не явился, затребованные документы не предоставил, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не представлял, документы, подтверждающие надлежащее уведомление не имеются.

14.09.2020 года Комиссия Башкортостанского УФАС России определила:

1. направить запрос в ПАО «ВымпелКом» с целью получения информации о владельце номера 8-965-929-96-17, указанного в рекламе.

2. отложить рассмотрение дела на другую дату – 30.09.2020 года.

23.09.2020 года от ПАО «ВымпелКом» посредством электронной почты (вх. № 18021 от 23.09.2020) поступил ответ на запрос, из которого следует, что абонентский номер <...> -965-929-96-17 предоставлен <…> (копия договора № 299617 от 27.01.2010).

28.09.2020 года от Отделения НБ по РБ посредством электронной почты (вх. № 18372 от 28.09.2020) поступило ходатайство о рассмотрении дела № 002/05/28-2187/2020 назначенного на 30.09.2020 года дистанционным путем.

30.09.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе посредством использования аудио/видеоконференцсвязи присутствовал:

- <…> (доверенность № ДВР18-Т5/194 от 12.09.2018) – представитель Отделения НБ по РБ.

Представитель ООО МКК «Лидер-М» на заседание не явился, затребованные документы не предоставил, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не представлял, документы, подтверждающие надлежащее уведомление не имеются.

30.09.2020 года Комиссия Башкортостанского УФАС России определила:

1. привлечь к участию в деле № 002/05/28-2187/2020 владельца номера телефона указанного в рекламе - <…> в качестве заинтересованного лица.

2. отложить рассмотрение дела на 16.10.2020.

16.10.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе посредством использования аудио/видеоконференцсвязи присутствовал:

- <…> (доверенность № ДВР18-Т5/194 от 12.09.2018) – представитель Отделения НБ по РБ.

Представитель ООО МКК «Лидер-М» на заседание не явился, затребованные документы не предоставил, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не представлял, документы, подтверждающие надлежащее уведомление не имеются.

<…> на заседание не явился, затребованные документы не предоставил, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не представлял, документы, подтверждающие надлежащее уведомление не имеются.

16.10.2020 года Комиссия Башкортостанского УФАС определила:

1. Производство по делу № 002/05/28-2187/2020 приостановить.

2. Направить запрос в УВМ ГУ МВД по Челябинской области с целью установления фактического места жительства <…>

3. Направить запрос в МРИ ФНС России № 17 по Челябинской области с целью получения учредительных данных ООО МКК «Лидер-М».

10.11.2020 года в адрес УФАС по Республике Башкортостан, посредством электронной почты, от ООО МКК «Лидер-М» поступили письменные пояснения в которых в частности было указано, что <…> не имеет никакого отношения к организации (вх. № 21207 от 10.11.2020 г.).

04.12.2020 года в адрес Управления от МРИ ФНС России № 17 по Челябинской области поступили запрошенные сведения (вх. № 372-ДСП от 04.12.2020 г.).

13.01.2021 года исходя из представленных ранее сведений Комиссия Башкортостанского УФАС определила:

1. Рассмотрение дела № 002/05/28-2187/2020 возобновить.

2. Назначить дело к рассмотрению на 28.01.2021 года.

28.01.2021 года посредством электронной почты (вх. № 1298 от 28.01.2021 г.) от ООО МКК «Лидер-М» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей предприятия.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что реклама:

 

размещенная в еженедельной информационно-рекламной газете «Метро 74- Белорецк» в выпусках:

- № 10 (320) от 27.03.2020 года, 1 страница;

- № 8 (318) от 13.03.2020 года, 1 страница;

нарушает требования части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в рекламной газете; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации) (пункт 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

На основании пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Из содержания текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступают услуги займа, то есть финансовая услуга.

Согласно пункту 2.2 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрокредитная компания - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных частями 1 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона ограничений, имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц.

При этом в силу части 2 статьи 5 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» юридическое лицо приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Статья 28 ФЗ «О рекламе» устанавливает специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

Согласно части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В соответствии с информацией представленной Отделением НБ по РБ ООО МКК «Лидер-М» исключена из реестра микрофинансовых организации 04.03.2020 года.

Таким образом, указанное рекламное объявление содержит признаки нарушения части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 14 статьи 28 указанного Закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из представленных сведений рекламодателем спорной рекламы выступает ООО МКК «Лидер-М» (ИНН 7455017875, ОГРН: 1147456004211).

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Комиссией принято решение о выдаче предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО МКК «Лидер-М», так как на заседание Комиссии доказательства устранения правонарушения не были представлены.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 28.01.2021 года.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу

 

размещенная в еженедельной информационно-рекламной газете «Метро 74- Белорецк» в выпусках:

- № 10 (320) от 27.03.2020 года, 1 страница;

- № 8 (318) от 13.03.2020 года, 1 страница;

нарушающей требования части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ООО МКК «Лидер-М» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО МКК «Лидер-М» и должностного лица ООО МКК «Лидер-М».

Решение изготовлено в полном объеме 02.02.2021 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны