Решение б/н Ненадлежащая реклама в общественно-политической газете «Друж... от 9 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Издательский дом «Республика Башкортостан»

Мишкинский информационный центр

 (Редакция газеты «Дружба»)

450079, Республика Башкортостан, Мишскинский район, с. Мишкино,

ул. Ленина, 87

kadikova.f@rbsmi.ru

 

ООО «Перспектива»

450057, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Заки Валиди, д.64

law@perspektiva24.com

 

<>

 

 

РЕШЕНИЕ

(по делу № 002/05/5-2299/2020)

09.11.2020 года

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

ВРИО председателя комиссии:

<…> – ВРИО заместителя руководителя – заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев материалы о признаках нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, п.2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

19.08.2020 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан был проведен анализ размещения рекламы в периодических печатных изданиях Республики Башкортостан (составлен акт). В результате проведенного анализа на предмет соответствия законодательства Российской Федерации о рекламе, в общественно-политической газете «Дружба» №52 (10326) от 26.06.2020г. на стр.7, выявлено рекламное объявление с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

 

24.08.2020 года УФАС по РБ вынесено определение о возбуждении дела № 002/05/5-2299/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 02.09.2020 года.

02.09.2020г. от рекламного агента Мишкинского информационного центра-филиала ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» <…>  поступили письменные пояснения: «19 февраля 2020г.позвонили на рабочий телефон 8(34749)2-15-08 и представились ООО «Перспектива», чтобы подать объявление в нашей районной газете «Дружба». После того, как они сказали, что у них уже есть готовый модуль, я предложила им все свои данные отправить на электронную почту или Ватсапп, прикрепленный на мой сотовый номер <...> -987-601-10-53. На что они сказали, что по Ватсапп им будет удобно общаться с нами и сотрудничать. Дальше вся переписка с ними велась только по Ватсапп. Они отправили готовый модуль, чуть позже карту партнера и Устав. При первом обращении они подали рекламу на один выход, который вышел 21 февраля 2020 года, на сумму 770 рублей. Оплату они сказали будем через Онлайн оплачивать по моему номеру телефона. Деньги поступили 20.02.2020 года в сумме 770(семьсот семьдесят рублей) рублей от Евгения Валерьевича Р. Вся переписка по Ватсапп, чек об оплате прилагается. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Ходатайство удовлетворено. Прилагаются документы: копия доверенности №42 от 16.04.2020г., копия скриншота переписки по Ватсапп, копия приказа №121-лс от 19.05.2017г., копия скриншота оплаты(вх.№16549 от 02.09.2020г.)

02.09.2020 Комиссия приняла решение:

1. привлечь в качестве рекламодателя к рассмотрению дела ООО «Перспектива»;

2. рассмотрение дела отложить на 21.09.2020 года;

3. срок рассмотрения дела продлить.

08.10.2020 года (вх. № 19200 от 08.10.2020) редакцией газеты «Дружба» были представлены ранее запрошенные сведения (документы и материалы). Также было заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

08.10.2020 года (вх. № 19199 от 08.10.2020) ООО «Перспектива» были представлены запрошенные сведения (документы и материалы), в том числе пояснения, из которых следует, что ООО «Перспектива» каких-либо договорных отношений с Общественно-политической газетой «Дружба» и рекламным агентом Мишкинского информационного центра-филиала ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» не имело. Кроме того, ООО «Перспектива» никого не уполномочивало на заключение подобных договоров с какими-либо изданиями.

      1. Комиссия приняла решение:
  1. отложить рассмотрение дела на другую дату;
  2. запросить у ГУП Издательский дом «Башкортостан» Мишкинский информационный центр дополнительные сведения;
  3. направить запрос ПАО «МТС» с целью установления владельца номера указанного в рекламе.

16.10.2020 года (вх. № 19717 от 16.10.2020) от ПАО «МТС» поступили сведения о владельце телефонного номера +7-987-609-46-65. Согласно указанным сведениям владельцем телефонного номера выступает <…>

20.10.2020 года (вх. № 19908 от 20.10.2020) редакцией газеты «Дружба» представлены письменные пояснения из которых  следует, что 19.02.2020 на телефонный номер <…>  (рекламный агент редакции газеты «Дружба») поступил звонок и «представились ООО «Перспектива», чтобы подать рекламу в нашей районной газете «Дружба». Согласно вышеуказанным пояснениям, сообщение о согласовании макета рекламы отправлено с номера 8-987-609-46-65. Кроме того, в пояснении отражено, что по запросу газеты ООО «Перспектива» предоставила Устав и карту партнера. Кроме того, было представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя газеты.

22.10.2020 года на заседании Комиссии ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя редакции газеты «Дружба» удовлетворено.

22.10.2020 года представитель ООО «Перспектива» на рассмотрение дела не явился. Ходатайств не поступало.

22.10.2020 года Комиссия приняла решение:

1. рассмотрение дела отложить на 09.11.2020 года;

2. привлечь в качестве рекламодателя <…>

09.11.2020 от редакции газеты «Дружба» посредством электронной почты поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вх. №21071 от 09.11.2020 года). Ходатайство удовлетворено.

09.11.2020 от <…> посредством электронный почты поступили письменные пояснения (вх. № 21153 от 09.11.2020 года). В письменных пояснениях в частности указано: «Я выставил свой номер для получения звонков 89876094665 в тексте данной рекламы», «Выставлял рекламу в газете в первый раз в жизни, про законы о процентной ставке, что нужно указывать банк и лицензию этого банка я не знал».

<…>  на заседании Комиссии не присутствовал. Ходатайств не поступало.

Представитель ООО «Перспектива» на заседание Комиссии не присутствовал. Ходатайств не поступало.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что реклама:

 

размещенная в общественно-политической газете «Дружба» №52 (10326) от 26.06.2020г. на стр.7, нарушает требования ч. 7 ст. 5, ч. 1, п.2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»).

При этом Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в общественно-политической газете; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.

Ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Ипотечное кредитование - долгосрочный кредит, предоставляемый юридическому или физическому лицу банками под залог недвижимости.

Ипотека - вид залога недвижимого имущества с целью получения денежного кредита или займа, при котором заложенное недвижимое имущество не передается в собственность кредитодателя, а остается в распоряжении заемщика, и является средством обеспечения долговых обязательств заемщика (залогодателя, должника по закладной) перед займодателем (залогодержателем, кредитором по ипотечному кредиту). Ипотека используется при необходимости получения денежной ссуды, ипотечного кредита, как правило, на длительный срок.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон "О банках и банковской деятельности", ст. 1 Закон "О банках и банковской деятельности").

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст. 1 Закона "О банках и банковской деятельности").

Из содержания текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступают услуги ипотеки, то есть финансовая услуга.

Данная реклама нарушает ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» в части того, что:

не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;

реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество);

реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий;

если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В тексте рекламы не указано полное наименование лица, предоставляющего финансовую услугу.

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей услуги по ипотеке (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом  в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой (Письмо ФАС России от 13.08.2010 № АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг»).

Такие условия предоставления ипотечного кредита, как его сумма, срок, максимальный первоначальный взнос, размер процентной ставки, порядок погашения кредита определяют фактическую стоимость для заемщика, подлежат указанию в рекламе наряду с иными условиями.

В данном случае речь идет о несообщении заемщику конкретных сведений о затратах, которые понесет он, а отсутствие каких-либо сведений об условиях ипотечного кредитования может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителя, имеющего намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Поскольку в тексте рассматриваемой рекламы содержится слово "ипотека", с указанием процентной ставки, данный вид услуги, предлагаемой потребителям, является финансовой.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и размере кредита платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Резюмируя вышеизложенное, отсутствие в указанной рекламе сведений о лице предоставляющем услуги по ипотечному кредитованию, об условиях предоставления ипотеки, в том числе, условиях влияющих на её стоимость приводит к нарушению требований ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 указанного закона, несет рекламодатель и рекламораспространитель. Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1 п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 несёт рекламодатель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. В вышеуказанном случае способом распространения рекламы является печать в общественно-политической газете «Дружба».

Исходя из представленных в материалы дела сведений, рекламодателем спорной рекламы выступает <…>  Согласование рекламного модуля было произведено в мессенджере WhatsApp.

Из выходных данных редакции общественно-политической газеты «Дружба» и представленных сведений (документов и материалов) следует, что учредителем газеты является Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Издательский дом «Республика Башкортостан», директором филиала (главным редактором) Мишкинского информационного центра является <…>  (приказ о приеме на работу № 121-лс от 19.05.2017 года).

Согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2121-1 «О средствах массовой информации» редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Пунктом 3.4 устава редакции газеты «Дружба» установлено:

- учредитель не вправе вмешиваться в деятельность Редакции, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации, настоящим Уставом.

Пунктом 5 установлено:

- 5.1 Редактор руководит деятельностью Редакции в пределах компетенции, установленной настоящим Уставом, представляет интересы Редакции и действует по доверенности, выданной Учредителем.

-5.5.1 Принимает окончательное решение в отношении производства и выпуска Газеты.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Комиссией принято решение о выдаче предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан Издательский дом «Республика Башкортостан» Мишкинский информационный центр (редакция газеты «Дружба»), так как на заседание Комиссии доказательства устранения правонарушения не были представлены.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 09.11.2020 года.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

 

 

РЕШИЛА:

1. Дело в отношении ООО «Перспектива» прекратить.

2. Признать рекламу

 

размещенную в общественно-политической газете «Дружба» №52 (10326) от 26.06.2020г. на стр.7, ненадлежащей, поскольку она нарушает требования ч. 7 ст. 5, ч. 1, п.2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

3. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан Издательский дом «Республика Башкортостан» Мишкинский информационный центр (редакция газеты «Дружба») предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям ч. 7 ст. 5, ч. 1, п.2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ ФЗ «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного редактора общественно-политической газеты «Дружба» <…>.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <…>

Решение изготовлено в полном объеме 11.11.2020 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Временно исполняющий обязанности председателя Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны