Постановление б/н признано виновным от 14 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <...>, рассмотрев материалы дела, содержащие признаки совершения должностным лицом — <...> административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а именно заключение органом местного самоуправления недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, в присутствие посредством видео-конференц-связи лично <...>, предусмотренные действующим законодательством права и обязанности, разъяснены, известны, понятны,

УСТАНОВИЛ:

Согласно материалам дела <...> вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, выразившееся в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 18.10.2022 №271/22 в отношении, в том числе в отношении Администрации городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан возбуждено дело по признакам нарушения п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Решением Комиссии Башкортостанского УФАС России по делу №002/01/16-1861/2022 от 27.06.2023 действия, в том числе Администрации городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан квалифицированы как нарушающие п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, факт нарушения Администрацией городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции установлен решением Башкортостанского УФАС России по делу №002/01/16-1861/2022 от 27.06.2023 года.

Заключение органом местного самоуправления недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

Проанализировав имеющиеся материалы, установлено, что 13.01.2022 в соответствии с протоколом рабочего совещания по вопросу обеспечения надежной работы системы теплоснабжения городского округа г.Кумертау на 2022 и последующие годы под председательством Первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан — министра экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан <...> приняты следующие решения:

- обеспечить подготовку плана мероприятий («дорожная карта») по замещению Кумертауской ТЭЦ иными теплоисточниками. Ответственными лицами определены <...> - заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, <...> - глава администрации городского округа г.Кумертау, <...> - генеральный директор АО «Республиканская коммунальная компания»;

- обеспечить подготовку плана мероприятий («дорожная карта») по принятию Кумертауская ТЭЦ на баланс Администрации и последующей эксплуатации. Ответственными лицами определены <...> - глава администрации городского округа г.Кумертау, <...> - генеральный директор ООО «Кумертауской ТЭЦ»;

- государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам совместно с ООО «Кумертауской ТЭЦ» провести совещание о вариантах тарифообразования, обеспечить подготовку материалов для технико-экономического обоснования затрат, необходимых для обеспечения реконструкции Кумертауской ТЭЦ.

04.02.2022 согласно протоколу рабочего совещания по вопросу обеспечения надежной работы системы теплоснабжения городского округа г.Кумертау на 2022 и последующие годы под председательством Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан <...> приняты решения об осуждении в рабочем порядке возможности повышения тарифов на тепловую энергию для ООО «Кумератуская ТЭЦ» в 2022 году, а также направления в Правительство Республики Башкортостан предложений по вариантам теплоснабжения г.Кумертау путем перевода населения на поквартирные системы отопления, путем строительства новых котельных взамен Кумертауской ТЭЦ.

08.02.2022 согласно протоколу рабочего совещания по вопросу обеспечения надежной работы системы теплоснабжения городского округа г.Кумертау на 2022 и последующие годы под председательством Первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан — министра экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан <...> принято, в числе прочего решение о формировании плана мероприятий («дорожную карту») по обеспечению функционирования системы теплоснабжения в г.Кумертау ООО «Кумератуская ТЭЦ» и ее экономически эффективной работы в 2022-2027 года. Также рекомендовано ООО «Кумертауской ТЭЦ» предоставить два варианта установления тарифов для обеспечения функционирования Кумертауской ТЭЦ как действующего юридического лица и вновь образованного. Кроме того, Государственного комитету Республики Башкотостан по тарифам и Администрации поручено провести аудит вариантов установления тарифов для обеспечения функционирования Кумертауской ТЭЦ как действующего юридического лица, так и вновь образованного юридического лица.

17.02.2022 Администраций письмом исх.№03/1232 в адрес Первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан во исполнение протокола рабочего совещания по вопросу обеспечения надежной работы системы теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан предоставлен проект дорожной карты по обеспечению функционирования системы теплоснабжения в г.Кумертау ООО «Кумертауская ТЭУ» и ее экономически эффективной работы в 2022-2027.

28.04.2022 письмом исх.№18 акционерным обществом на имя главы администрации городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан подготовлено предложение о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, п.4 которого в подтверждение наличия у акционерного общества средств или возможности их получения в размере не менее 5 процентов объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения представлено гарантийное письмо АО «Республиканская коммунальная компания» с предложением о развитии сотрудничества и готовности предложения АО «Башкоммунэнерго» заемных средств для финансирования реализации проекта по созданию (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в городском округа г.Кумертау.

30.05.2022 Правительство Республики Башкортостан распоряжением №568-р на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2022 №87 «О предоставлении государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» в целях создания благоприятных условий проживания граждан, предотвращения деградации городской инфраструктуры, повышением комфортности и качества городской среды, в том числе качества и надежности предоставляемых коммунальных услуг за счет снижения износа объектов, аварийности систем коммунальной инфраструктуры и объектов таких систем и повышения эффективности их работы, а также снижения экологического ущерба, для достижения следующих эффектов от реализации проекта строительства, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры: снижения износа объектов систем коммунальной инфраструктуры, сокращения затрат на энергоресурсы, снижения эксплуатационных расходов предприятия, снижения аварийности (количества аварий, затрат на устранение аварий и чрезвычайных ситуаций) утвержден план мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры на территории городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан в 2022-2023 (п.1).

Согласно п.2 на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан возложено осуществление мероприятий по реализации плана. Пунктом 3 Министерству финансов Республики Башкортостан поручено обеспечить при внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» включение в расходную часть бюджета Республики Башкортостан соответствующих расходов за счет средств бюджета Республики Башкортостан, образующих общую сумму равную 233 165 500,50 руб.

В соответствии с приложением №1 к распоряжению (План мероприятий) в качестве проекта планируемого к реализации, указан проект «Децентрализация систем теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан со строительством блочно-модульных котельных». В качестве наименования участника проекта (заемщике) отражена информация об АО «Республиканская коммунальная компания (по согласованию). В перечень мероприятий проекта вошло девять пунктов, а именно строительство блочно-модульной котельной К1 (мощностью 150 МВт) для теплоснабжения микрорайона «Центральный» с инженерными сетями подключения, строительство блочно-модульной котельной К2 (мощностью 15МВт) для теплоснабжения микрорайона «Привокзальный» с инженерными сетями подключения, строительство блочно-модульной котельной К3 (мощностью 60 МВт) для теплоснабжения микрорайона «Восточный» с инженерными сетями подключения, строительство теплоисточника с установкой котла наружного размещения К4 (мощностью 0,8 МВт) со строительством инженерных сетей подключения, строительство теплоисточника с установкой котла наружного размещения К5 (мощностью 0,6 МВт) со строительством инженерных сетей подключения, строительство теплоисточника с установкой котла наружного размещения К6 (мощностью 0,6 МВт) со строительством инженерных сетей подключения, строительство теплоисточника с установкой котла наружного размещения К8 (мощностью 0,4 МВт) со строительством инженерных сетей подключения, троительство теплоисточника с установкой котла наружного размещения К9 (мощностью 0,3 МВт) со строительством инженерных сетей подключения, строительство теплоисточника с установкой котла наружного размещения К10 (мощностью 0,6 МВт) (теплоснабжения МКД ул.Палатникова 8А) со строительством инженерных сетей подключения.

Форма собственности предполагается муниципальная (по завершению срока концессии). Дата начала срока реализации проекта определена как октябрь 2022, год ввода объектов в эксплуатацию — декабрь 2023. Источником финансирования определены средства займа Фонда ЖКХ за счет средств ФНБ в сумме 1 243 548 000,00 руб., а также средства заемщика в сумме 310 887 334,00 руб., из которых собственные средства заемщика составляют 77 721 833,50 руб., средства бюджета Республики Башкортостан — 233 165 500,50 руб.

Приложением №2 к распоряжению Правительства от 30.05.2022 №568-р подготовлены изменения, предполагаемые к внесению в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а приложением №3 определен план-график освоения бюджетных ассигнований республиканской адресной инвестиционной программы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

31.05.2022 письмом №1-1-962-II за подписью Главы Республики Башкортостан в адрес Фонда содействия реформированию ЖКХ направлена заявка на предоставление займа АО «Башкоммунэнерго» для реализации проекта «Децентрализация системы теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан со строительством блочно-модульных котельных».

16.06.2022 Постановлением №683 Администрацией городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан принято решение о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях в отношении объектов теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан (предложение акционерного общества от 28.04.2022 №18). В связи с чем, поручено разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу http://www.torgi.gov.ru предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым ч.4.1 ст.37 Федерального закона от 21.07.20005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к лицу, выступающему с инициативой заключения конецессионного соглашения, о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении от 28.04.2022 №18.

17.06.2022 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте www.torgi.gov.ru Администрацией размещено извещение о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения №170622/8892624/01. Срок подачи заявок определен до 01.08.2022 17:00.

28.06.2022 постановлением №742 Администрация городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан утвердила муниципальную программу «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан». В качестве соисполнителей программы включены физические и юридические лица различных форм собственности, отобранные в порядке, предусмотренном действующим законодательством, привлеченные на основе выбора подрядчика (исполнителя) в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Как следует из п.1 муниципальной программы (Характеристика текущего состояния и проблемы жилищно-коммунального хозяйства городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан, на решение которых направлена программа) при рассмотрении вопроса об использовании имеющихся коммунальных объектов теплоснабжения и отказе от теплоснабжения от морально устаревшей ТЭЦ и переходу к теплоснабжению к большим и малым блочно-модульным котельным, в том числе использования мощности коммунальных объектов теплоснабжения, в том числе и с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии, Администрация отмечает, что данное мероприятие позволит снизить затраты на тепловую энергию и получать прибыль от реализации электрической энергии (в варианте с комбинированной выработкой). Теплоснабжение г. Кумертау осуществляется от Кумертауской ТЭЦ. В качестве основного оборудования установлены 4 паровых котлоагрегата Е-220-100, введенных в эксплуатацию в период 1970-1979 гг. и 2 турбоагрегата ПТ-60-90/13, введенных в эксплуатацию, соответственно в 1965 и 1970 гг. В качестве топлива используется природный газ и уголь. По децентрализации системы теплоснабжения г. Кумертау, предусматривают отключение потребителей от городской ТЭЦ и подключения их к вновь вводимым котельным. Предполагается установка 3-х больших и 1-ой малой блочно-модульных котельных, 6-и автономных котлов наружного размещения, которые используются для теплоснабжения конкретных потребителей и 4 индивидуальных котла, а также строительство блочно-модульной ДТП для обеспечивания горячим водоснабжением потребителей кварталов №43,44. Все мероприятия обеспечат теплоснабжение и водоснабжение потребителей города. Сведения о планируемом строительстве блочно-модульных котельных приведены в приложении №4 к программе (необходимо отметить, что перечень объектов соответствует перечню, приведенному в приложении №1 к распоряжению Правительства Республики Башкортостан от .

В рамках программы на 2022 год по данному мероприятию запланировано совершение следующих действий: проведение торгов на разработку проектов источников теплоснабжения; заключение договоров на основании торгов на проектирование, геологические и геодезические изыскания; проведение экспертизы проектной документации; проведение тендера на строительство; строительство блочно-модульной ДТП по ул. Гафури.

В рамках программы на 2023-2024 года по данному мероприятию запланировано: строительство блочно-модульной котельной ул. Промышленная; установка котлов наружного размещения Кб,7,8,9, указанных в приложении №4 к программе и индивидуального котла потребителя К12 со строительством совмещенного газопровода по ул.Промышленная. После завершения строительства блочно-модульной котельной в микрорайоне «Привокзальный» планируется разработка проекта и установка котла наружного размещения К10 со строительством газопровода по ул. Палатникова, 8а, разработка проекта и перевод на индивидуальный котел потребителя (ЧП Пчеляков, магазин Сказка).

Финансирование развития коммунального комплекса городского округа осуществляется, в том числе за счет средств республиканского, местного бюджетов. В частности предусмотрено финансирование за счет средств бюджета Республики Башкортостан в размере 233 165,55 тыс.( п.2.4 Паспорт Подпрограмма «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан»).

25.07.2022 распоряжением №888-р Правительство Республики Башкортостан поручено внести изменения в план мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры на территории городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан в 2022-2023 годах, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30.05.2022 №568-р в части наименования участника проекта (заемщика) — АО «Башкоммунэнерго (по согласованию), сроков начала реализации проекта, определив датой начала июль 2022.

04.08.2022 правлением Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» одобрена заявка Республики Башкортостан на предоставление АО «Башкоммунэнерго» займа в размере 1243,5 млн.рублей.

05.08.2022 Администрацией оформлен протокол итогов о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, в соответствии с которым ввиду отсутствия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения принято решение о заключении с АО «Башкоммунэнерго» концессионного соглашения без проведения конкурса при условии предоставления подтверждения источников финансирования деятельности по исполнению концессионного соглашения.

30.08.2022 Администрацией принято решение о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных условиях. 29.09.2022 между Администрацией и АО «Башкоммунэнерго подписан проект концессионного соглашения. 11.11.2022 концессионное соглашение подписано Главой Республики Башкортостан.

Согласно п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах оргнанизации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа, в том числе теплоснабжения населения.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжения» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация надежного обеспечения теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом следует, вопросы связанные с организацией в границах теплоснабжения относятся к вопросам местного значения, следовательно образуют муниципальную нужду.

Соответствующая реализация муниципальной нужды в организации теплоснабжения нашла отражение и в обсуждениях, проводимых в январе — феврале 2022 года при Правительстве Республики Башкортостан.

Впоследствии закрепление муниципальной нужды получило развитие и в муниципальной программе «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Администрации городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан №742 28.06.2022.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Учитывая изложенное, а также потребность в создании организации теплоснабжения населению городского округа г.Кумертау, учитывая возложенные на орган местного самоуправления полномочия, потребность в создании источника теплоснабжения можно квалифицировать как признак муниуипальной нужды.

В соответствии с ч.1 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно ч.5 ст.3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Муниципальные нужды как самостоятельное понятие в Законе о контрактной системе не определены. В то же время, можно к ним отнести потребность заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для выполнения функций и полномочий муниципальных органов, достижения целей муниципальных программ.

Таким образом, процедура выбора субъекта, осуществляющего создание новых источников теплоснабжения, строительства (ввода) блочно-модульных котельных с целью удовлетворить потребность населения городского округа г.Кумертау в теплоснабжении, должна была быть реализована через осуществление закупки посредством определения подрядчика согласно нормам Закона о контрактной системе.

Кроме того, обращаясь к муниципальной программе, утвержденной Администрацией постановлением №742 от 28.06.2022, решение вопросов об источнике теплоснабжения предусматривает, в частности проведение тендера на строительство.

Далее, как следует из материалов дела, из бюджета Республики Башкортостан было предусмотрено выделение денежных средств в размере 233 165 500,50 рублей. Для этих целей, Правительство Республики Башкортостан поручило Министерству финансов Республики Башкортостан подготовить изменения в Закон о бюджете.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 №285 «Об утверждении правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы» указанная программа представляет собой документов. Устанавливающий распределение предусмотренных в законе Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств бюджета Республики Башкортостан бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) на осуществление на территории Республики Башкортостан иных капитальных вложений, в том числе по приобретаемым для республиканских и муниципальных нужд объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств бюджета Республики Башкортостан, включая жилье, во исполнение правовых актов Республики Башкортостан (п. 1.3).

Согласно п.3.1 Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденная РАИП является основанием для осуществления государственных закупок по поставке товаров, выполнение работ и оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством.

Учитывая изложенное, использование бюджетных средств, а также действия, направленные на включение информации о распределении бюджетных средств в РАИП, дополнительно подтверждают необходимость реализации потребности в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В рассматриваемом же случае процедура определения подрядчика по строительству новых источников теплоснабжения, строительства блочно-модульных котельных не проведена. Осуществление закупки согласно нормам Закона о контрактной системе не проведено. Вместо этого Администрацией и акционерным обществом приняты решения о заключении концессионного соглашения.

Стоит обратить внимание, что принятое Администрацией решение о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором (акционерным обществом) условиях в отношении объектов теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан (предложение акционерного общества от 28.04.2022 №18) противоречит муниципальной программе, утвержденной Администрацией постановлением от 28.06.2022, а также противоречит законодательно предусмотренному принципу реализации потребности (удовлетворения) муниципальной нужды.

Комиссией также установлено, что 13.01.2022 Администрацией издано постановление №16, в соответствии с которым поручено приступить к разработке проекта актуализированной схемы теплоснабжения городского округа г.Кумертау на период с 2013 по 2028 годы.

21.09.2022 Советом городского округа г.Кумертау издано постановление №4 о публичных слушаниях по проекту «Актуализация схемы теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 по 2028 года (по состоянию на 2023).

26.09.2022 на сайте Администрации размещено информационное объявление, согласно которому на 28.09.2022 назначено проведение публичных слушаний по проекту «Актуализация схемы теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 по 2028 (по состоянию на 2023).

28.09.2022 состоялись публичные слушания по вопросу «Актуализации схемы теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 по 2028 по состоянию на 2023 год», в ходе которых озвучено, что от ООО «Кумертауское ТЭЦ» на имя главы города поступило обращение (письмо от 09.09.2022 исх.№001/01-569) относительно противоречия схемы теплоснабжения действующему Генеральному плану, утвержденному решением Совета городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан 29.03.2017 №10-4, в содержании которого информация о строительстве блочных модульных котельных отсутствует.

В соответствии с вышеуказанным письмом ООО «Кумертауская ТЭЦ» проинформировало Администрацию, в том числе о том, что схема теплоснабжения противоречит действующему Генеральному плану ГО г. Кумертау размещенному на официальном сайте администрации ГО г. Кумертау, который предусматривает, что основным источником теплоснабжения города до 2036 года сохраняется Кумертауская ТЭЦ, а также о том, что согласно требованиям, к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации №154 от 22.02.2021г., актуализированная схема теплоснабжения на 2023 год должна быть утверждена главой местной администрации не позднее 1 июля 2022 года Утверждение схемы теплоснабжения на 2023 год позднее этой даты противоречит федеральному законодательству.

На 2022 и 2023 год действует актуализированная схема теплоснабжения, утвержденная Постановлением Администрации городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан №525 от 18.04.2019 года, которая предусматривает централизованное отопление с помощью Кумертауской ТЭЦ, и не предусмотрена децентрализация системы теплоснабжения ГО г. Кумертау со строительством блочно-модульных котельных.

17.10.2022 постановлением №1230 Администрация утвердила актуализированную схему теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан (по состоянию на 2023 год).

В соответствии со ст.23 Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения , которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 (далее — Постановление Правительства) в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» утверждены требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.

Согласно ч.1 ст.1 Постановления Правительства документ устанавливает требования к составу схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения) поселений, городских округов, городов федерального значения (далее - схемы теплоснабжения), разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий, с учетом особенностей правового регулирования, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении» для ценовых зон теплоснабжения.

Согласно п. 3 п.п. «а» Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) утверждается главой местной администрации городского поселения, главой местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. Человек.

В соответствии с пп. 6,7 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается на основе документов территориального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок действия утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генерального плана соответствующего поселения, городского округа, города федерального значения (далее - генеральный план), за исключением случая, указанного в п.8 настоящего документа.

Руководствуясь п.10 требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения (далее – Требования), утвержденных Постановлением Правительства, схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в п.12 настоящего документа. В ценовых зонах теплоснабжения схема теплоснабжения в течение двух лет с даты окончания переходного периода, определенного в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» (далее - переходный период), подлежит ежегодной актуализации, а по истечении 2-летнего периода - не реже одного раза в 3 года. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения.

В силу п.37 и 38 Требований уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, за исключением случая разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения.

Не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, за исключением случая актуализации схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения, в установленном порядке глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения.

Между тем Администрацией допущены нарушения вышеуказанных требований действующего законодательства.

В частности, в нарушение пункта 7 Требований, актуализированная схема теплоснабжения, утвержденная постановлением главы администрацией от 17.10.2022, противоречит действующему генеральному плану муниципального образования, который предусматривает, что основным источником теплоснабжения города до 2036 года сохраняется Кумертауская ТЭЦ.

Кроме того, вопреки пункту 38 Требований муниципалитетом грубо нарушены сроки утверждения актуализированной схемы теплоснабжение более чем на 3 месяца.

Также, в нарушение п.13 Требований муниципалитетом не отменен и не признан утратившим силу нормативный документ, утверждающий ранее актуализированную схему теплоснабжения.

Более того, вопреки п.19 и 32 Требований на официальном сайте администрации не размещены обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения, а также схема теплоснабжения, предшествующая актуализированной. В нарушение пункта 26 Требований муниципалитетом нарушены сроки утверждения актуализированной схемы теплоснабжения.

Проверкой актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования также выявлены нарушения в виде отсутствия аналитических выводов.

Так, в нарушение пункта 9 Требований названная актуализированная схема теплоснабжения не содержит технико-экономические обоснования перехода на децентрализованную систему теплоснабжения. Кроме того, в ней отсутствуют расчет тарифов на тепловую энергию при реализации проекта по строительству блочно-модульных котельных, не проведен сравнительный анализ тарифов для конечных потребителей по действующей схеме теплоснабжения с централизованным источником тепловой энергии ООО «Кумертауская ТЭЦ» и по предполагаемой к реализации схеме теплоснабжения с учетом децентрализации, не учтено требование законодательства по минимизации затрат на теплоснабжение в расчёте на единицу тепловой энергии для потребителя в долгосрочной перспективе, что также противоречит требования бюджетного законодательства.

Генеральным планом городского округа г. Кумертау, действовавшим в 2022 году, предусматривалось, что основным источником теплоснабжения г. Кумертау до 2036 года сохраняется Кумертауская ТЭЦ, электроснабжение ГО города Кумертау Республики Башкортостан осуществляется от Кумертауской ТЭЦ и с учетом перспективы роста электропотребления ГО города Кумертау Республики Башкортостан, электроснабжение проектируемой территории будет осуществляться от Кумертауской ТЭЦ, что противоречит вновь утвержденной схеме теплоснабжения.

Таким образом, описанная выше хронология событий позволяет сделать вывод, что Администрация, планируя заключение концессионного соглашения с акционерным обществом, и обеспечивая его реализацию, допустила грубые нарушения действующего законодательства. При этом указанные действия, совершены с целью ограничить возможность участия иных хозяйствующих субъектов в строительстве источников теплоснабжения, а также устранения с рынка действующей организации, выполняющей функции теплоснабжения.

Как следует из статьи 1 Закона о защите конкуренции, настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с ч.2 ст.1 Закона о защите конкуренции целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статьей 8 Закона о защите конкуренции установлена, принцип обеспечения конкуренции, в частности контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с положениями ст.16 Закона о защите конкуренции установленный данной нормой запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в публичной сфере. Данный запрет преследует цель предотвращения административного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властный полномочий, в том числе путем соглашений с хозяйствующими субъектами.

По смыслу ст.16 Закона о защите конкуренции в предмет доказывания по делу о нарушении антимонопольного законодательства входит установление следующих обстоятельств: обстоятельства заключения антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами и государственными органами, то есть достижения соответствующей письменной или устной договоренности.

Описанное выше поведение органа местного самоуправления создало необоснованное препятствие в осуществлении хозяйствующим субъектом своей деятельности, созданию условий возможности наступления последствий в виде ограничений конкуренции. Последовательные взаимосвязанные действия (бездействия) каждой из стороны запрещенного антимонопольным законодательством соглашения привели к заключению и его реализации, запрет на который предусмотрен п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции определено, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Пунктами 4, 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъяснено, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих - юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медикосоциальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии). Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.

Решением Совета городского округа г.Кумертау от 18.06.2019 №41-3 <...> назначен на должность <...> Администрации городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан.

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Исходя из этого коллективные способы (формы) управления имеют в организации работы местной администрации факультативное значение, и не снимают с ее руководителя всей полноты ответственности за любые действия и решения, исходящие от данного органа местного самоуправления. Именно глава местной администрации, а не сама администрация, единолично — на основании занимаемой должности и без доверенности — является представителем муниципального образования и аккумулирует в своих руках полномочия местной администрации.

Согласно уставу городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа теплоснабжения населения, осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения (п.1, 4.1 ст.4).

В соответствии с ч.1 ст.20 Устава администрацией руководит глава администрации на принципах единоначалия. Глава Администрации обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов мест­ного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления городского окру­га.

Анализ вышеуказанных положений и норм, а также обстоятельств дела показал, что в рассматриваем случае лицом, совершившим нарушение антимонопольного законодательства является <...>, в этой связи, прихожу к выводу, что в действиях <...> имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

Стоит отметить, что у <...> имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.

Материалами дела опровергается тот факт, что вменяемое <...> нарушение антимонопольного законодательства было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Вина <...> установлена и состоит в том, что имея реальную возможность для надлежащего исполнения требований антимонопольного законодательства с учетом принятых на себя должностных обязательств, им не предприняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Формальный состав данного административного правонарушения не требует установления характера и размера причиненного ущерба.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в процессе осуществления предпринимательской деятельности в сфере защиты конкуренции;

Объективная сторона административного правонарушения – действия должностного лица органа власти, выразившиеся в заключении и реализации недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения;

Субъект административного правонарушения – <...>.

Субъективная сторона правонарушения – <...> был обязан и имел реальную возможность принять все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с положениями ст.24.5 КоАП РФ не установлено.

Дата, время и место совершения административного правонарушения: г.Кумертау, апрель 2022 — март 2023 года.

В материалы дела от <...> поступили возражения к протоколу об административном правонарушении, из которых следует, что с возбуждением производства по делу об административном правонарушении несогласен, в настоящее время решение антимонопольного органа является предметом судебной оценки в рамках дела №А07-22430/2023.

Постановлением Правительства РФ от 02.02.2022 №87 утверждены порядок и условия предоставления государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - Фонд) за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры.

Согласно ч. 4.2. статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2015 № 300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения» (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 №300) установлена форма предложения о заключении концессионного соглашения.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30.05.2022 №568-р утвержден План мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан в 2022-2023.

В связи с чем, по результатам рассмотрения заявки АО « Башкоммунэнерго» Администрацией г.о.г. Кумертау РБ было принято постановление от 16.06.2022 К 683 «О принятии решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях в отношении объектов теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Республики Башкортостан».

Согласно ч.4.7. ст.37 ФЗ «О концессионных соглашениях» проект концессионного соглашения, концендентом по которому выступает городской округ город Кумертау Республики Башкортостан размещен на официальном сайте www.tori.gov.ru 17.06.2022.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 25.07.2022 №888-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 30.05.2022 года №568-р» внесены изменения в утвержденный План.

Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан поручено осуществлять мероприятия по реализации плана. АО «Башкоммунэнерго» является оператором для предоставления государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займа по проекту «Децентрализация системы теплоснабжения городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан со строительством блочно-модульных котельных».

Согласно протоколу заседания рабочей группы по рассмотрению заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от 05.08.2022 по окончании срока подачи заявок до 01.08.2022 17:00 часов, от иных лиц не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения.

Решение о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения принято в установленный законом срок 30.08.2022.

В связи с не поступлением заявок от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым законодательством к концессионеру, конкурс не проводился.

Нарушений, выразившихся в не проведении конкурентных процедур при выборе подрядчика для осуществления строительства блочномодульных котельных на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан в рамках модернизации и реформирования жилищно — коммунального хозяйства города, а также предоставлении преимущества Акционерному обществу «Башкоммунэнерго» на рынке теплоснабжения не допущено.

Кроме того, концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения является трёхсторонним, и подписывается между городским округом город Кумертау Республики Башкортостан, между городским округом город Кумертау Республики Башкортостан, акционерное общество «Башкоммунэнерго» и Республикой Башкортостан.

Концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, между городским округом город Кумертау Республики Башкортостан, акционерным обществом «Башкоммунэнерго» и Республикой Башкортостан подписано 11.11.2022.

ООО «Кумертауская ТГК», ООО «Кумертауская ТЭЦ» заявку на участие в торгах не подавали, также не были лишены возможности направить собственное предложение о заключении концессионного соглашения.

Однако на решение о заключения концессионного соглашения была подана жалоба от ООО «Кумертауская тепловая генерирующая компания».

Согласно решению от 27.06.2023 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по делу №002/01/16-1861/2022 Комиссия установила в действиях Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, АО «Башкоммунэнерго» нарушение п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Однако в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по делу №002/01/16-1861/2022 не указанно, какие нарушения антимонопольного законодательства со стороны Администрации г.о.г.Кумертау РБ допущены.

Комиссия УФАС по РБ основным выводом указывает на то, что Администрация, планируя заключение концессионного соглашения с акционерным обществом, и обеспечивая его реализацию, допустила грубые нарушения действующего законодательства. При этом указанные действия, по мнению Комиссии, совершены с целью ограничить возможность участия иных хозяйствующих субъектов в строительстве источников теплоснабжения, а также устранения с рынка действующей организации, выполняющей функции теплоснабжения. Однако при рассмотрении дела, не раз было указано на то, что согласно ч.4.7. ст.37 ФЗ «О концессионных соглашениях», проект концессионного соглашения, концендентом по которому выступает городской округ город Кумертау Республики Башкортостан, размещен на официальном сайте www.tori.gov.ru 17.06.2022. Никто не был лишен возможности подаче предложения о заключении концессионного соглашения.

Комиссия УФАС по РБ не привела ни единого довода, который бы свидетельствовал о наличии в действиях Администрации г.о.г.Кумертау РБ нарушений антимонопольного законодательства либо о наличии в них признаков соглашения целью ограничения иных хозяйствующих субъектов.

Комиссия УФАС по РБ пришла к выводу, что в рассматриваемом же случае процедура определения подрядчика по строительству новых источников теплоснабжения, строительства блочно-модульных котельных не проведена. Осуществление закупки согласно нормам Закона о контрактной системе не проведено.

Вместо этого Администрацией и акционерным обществом приняты решения о заключении концессионного соглашения.

Указанный вывод явно противоречит фактическим обстоятельствам дела, на которые ссылалась Администрация г.о.г.Кумертау РБ в своих письменных пояснениях.

Также из возражений следует, что принятие решения о строительстве блочно-модульных котельных основано на следующем: теплоснабжение на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан осуществляется преимущественно от морально и физически устаревшего теплоисточника Кумертауской ТЭЦ, являющейся оптовым продавцом вырабатываемой тепловой энергии, продающей тепловую энергию на коллекторах транспортирующей организации ООО «Кумертауские тепловые сети»(ООО «КТС»).

Установленные на ТЭЦ энергетические котлы и турбины введены в эксплуатацию в 1965-1979гг., имеют высокую степень износа, малонадёжны, требуют значительных затрат на капитальный и текущие ремонты (по итогам 2021 г. затраты на ремонты составили 39,024 млн.руб., или 8,1% от себестоимости производства тепловой энергии).

Кумертауская ТЭЦ является единственной угольной ТЭЦ как в Республике Башкортостан, так и в Приволжском федеральном округе, что характеризует теплоисточник как морально и физически устаревший. Благодаря использованию на ТЭЦ энергетически неэффективного оборудования, а в качестве резервного вида топлива - угля, себестоимость выработки тепла по Кумертауской ТЭЦ в целом на 13% больше средневзвешенной себестоимости коллекторной выработки теплоэлектроцентралей ТЭЦ ООО «Башкирская генерирующая компания» (ООО «БГК»), что способствовало банкротству собственника (АО «Свердловская энергогазовая компания»), а ранее в 2015 г. послужило причиной отказа в дальнейшей эксплуатации со стороны ООО «БГК».

В настоящее время имущественный комплекс Кумертауской ТЭЦ выкуплен на торгах ООО «Кумертауская ТГК» за 144,8 млн.руб. (при остаточной бухгалтерской стоимости основных средств 172,171 млн.руб.). При этом новые собственники заинтересованы не в развитии Кумертауской ТЭЦ, а в поддержании существования своего основного актива - ОАО « Оренбургуголь», для которого Кумертаускоя ТЭЦ является единственным потребителем угля.

В зоне централизованного теплоснабжения на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан проживает 44,2 тыс. чел. (66°/о населения города), что требует от Администрации г.о.г.Кумертау РБ усилий по поддержанию надёжности и энергоэффективности выработки тепловой энергии. Установленная мощность собственные теплоисточников транспортирующей единой теплоснабжающей организации ООО «Кумертауские тепловые сети» (ЕТО ООО «КТС»), действующих в изолированных системах, незначительна по сравнению с располагаемой мощностью ТЭЦ, и составляет порядка 9 Гкал/ч. Отсутствие бурового угля, как проектного местного вида топлива, Альтернатива эксплуатации физически и морально устаревшей ТЭЦ было создание собственных городских теплоисточников с размещением в пределах радиусов эффективного теплоснабжения новых городских котельных и котлов наружного размещения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-Ф3 «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с указанными полномочиями Администрацией г.о.г.Кумертау РБ принято решение о внесении изменений в схему теплоснабжения с последующим запуском процесса децентрализации, ведётся работа по оформлению земельных участков под строительство теплоисточников и тепловых сетей.

В соответствие с действующим законодательством проведены публичные слушания по вопросу «Актуализации схемы теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 по 2028 года по состоянию на 2023 год», постановление Администрации г.о.г.Кумертау РБ утверждена актуализированная схема теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на 2013-2018 годы (по состоянию на 2023 год).

Таким образом, указанные действия совершены органами местного самоуправления в пределах предмета своего ведения для удовлетворения потребностей граждан на территории городского округа, то есть обусловлены публичным интересом и не влекут наступление неблагоприятных последствий для конкуренции (Постановление Пленума ВС РФ от 04.03.2021 №2).

В связи с отсутствием финансирования на разработку, актуализацию и утверждение схемы, актуализированная схема теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан не была утверждена до 1 июля года. После выделения денежных средств на проведение закупки по актуализации схемы теплоснабжения 13.07.2022 была произведена закупка через агрегатора торгов малого объема. В рамках конкурсной процедуры был определен подрядчик - Общество с ограниченной ответственностью «Экспертэнерго», с которым заключен договор от 15.07.2022 №ИМЗ-2022-044584/158. Согласно универсальному документу (акту) от 30.08.2022 №26 документы по договору приняты Заказчиком. Постановлением Администрации г.о.г.Кумертау РБ от 17.10.2022 актуализирована схема теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на 2013-2028 годы (по состоянию на 2023 год). Каких-либо доказательств негативных последствий по не утверждению схемы теплоснабжения до 01 июля не имеется.

По доводу, о том, что не отменен и не признан утратившим силу нормативный документ, утверждающий ранее актуализированную схему теплоснабжения, <...> поясняет следующее.

Постановлением Администрации г.о.г.Кумертау РБ от 29.10.2021 № 1297 признано утратившим силу постановление Администрации г.о.г.Кумертау РБ от 02.06.2021 №625 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 по 2028 год (по состоянию на 2022 год)».

Таким образом, данный довод не подтвердился.

На официальном сайте администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан была размещена актуализированная схема теплоснабжения на период с 2013 по 2028 (по состоянию на 2023) Обосновывающие материалы к актуализированной схеме теплоснабжения (Приложение № 1) не опубликованы на сайте Администрации в связи с тем, что данный документ имеет большой объем. Однако согласно информации с официального сайта Администрации г.о.г.Кумертау РБ в новостной ленте было указано, что с проектом актуализированной схемы теплоснабжения можно ознакомиться в администрации в отделе городского хозяйства (каб.119).

Обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения являются приложением к актуализированной схеме теплоснабжения. Кроме того, постановлением Администрации г.о.г.Кумертау РБ от 13.01.2023 приступили к разработке проекта актуализированной схемы теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 года по 2028 год. В рамках конкурсной процедуры был определен подрядчик – Акционерное общество «РВК Водоканал», с которым заключен договор от 17.03.2023 №ИМЗ-2023-016491/52. Сроки выполнения работ по актуализации схемы теплоснабжения: с момента подписания договора до 28 апреля 2023 года.

Довод о том, что Администрацией г.о.г.Кумертау РБ нарушен п.26 Требований в части несвоевременного размещения утвержденной актуализированной схемы теплоснабжения считаем необоснованным. Вся необходимая документация была опубликована своевременно.

Таким образом, обеспечение всех принципов теплоснабжения на территории г.о.г.Кумертау РБ являются приоритетным. А в виду того, что морально устаревшее оборудование Кумертауской ТЭЦ и многомилионные долги могут существенно подорвать теплоснабжение на территории г.о.г.Кумертау РБ, и было принятое решение о децентрализации системы теплоснабжения.

Согласно ч.8 ст.23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» обязательными критериями принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения являются: 1) обеспечение надежности теплоснабжения потребителей; 2) минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе; 3) приоритет комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с учетом экономической обоснованности; 4) учет инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций, региональных программ, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 5) согласование схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения, а также с программами газификации.

Кроме того, согласно ч.5 ст.23 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» при разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая следующимипоказателями: 1)резервирование системы теплоснабжения; 2) бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом; 3) живучесть источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом.

Таким образом, Администрация городского округа город Кумертау Республики Башкортостан принимаются все меры для обеспечения всех принципов теплоснабжения на территории г.о.г.Кумертау РБ.

Кроме того, Пунктом 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, разъяснено, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Соглашением по смыслу антимонопольного законодательства может быть признана договоренность в любой форме, о которой могут свидетельствовать сведения, содержащиеся в документах хозяйствующих субъектов, скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа государственной власти субъекта Российской Федерации как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащих закону соглашений между указанными лицами или их согласованных действий и наступления (возможности наступления) в результате этих действий (соглашения) какого-либо из последствий, перечисленных в статье 16 Закона о защите конкуренции (Пример судебной практики в Постановлении Арбитражного суда ВосточноСибирского округа от 22.01.2021 №Ф02-6478/2020 по делу №А33- 31394/2019).

Действия Управления, которые явились предметом проверки в ходе рассмотрения УФАС по РБ антимонопольного дела, как правильно определил суд апелляционной инстанции, вышеприведенным нормам действующего законодательства не противоречат и, соответственно, не могут быть квалифицированы как незаконное антиконкурентное соглашение (согласованные действия), направленное на создание необоснованных преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту, препятствий для иных хозяйствующих субъектов в получении этого же земельного участка, устранение иных хозяйствующих субъектов с рынка строительства недвижимости в Республике Башкортостан (Пример судебной практики в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 29.07.2021 №Ф09-4883/2021 по делу №А07-11803/2020).

Однако, несмотря на то, что конкурсная процедура заключения концессионного соглашения была соблюдена, заявки от иных лиц не поступали, Комиссия УФАС по РБ усмотрела в действиях Администрации г.о.г.Кумертау РБ и АО «Башкоммунэнерго» нарушение антимонопольного законодательства и наличие антиконкурентного соглашения.

Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-980/2023 по заявлению ООО «Кумертауская ТЭЦ» к Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о признании недействительным постановления от 17.10.2022 №1230 «Об актуализации схемы теплоснабжения городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на 2013-2028 годы (по состоянию на 2023 год)». Предметом рассмотрения указанного дела были аналогичные доводы ООО «Кумертауская ТЭЦ и ООО «Кумертауская ТГК», направленные в УФАС по РБ.

Решение Арбитражного суда РБ от 24.04.2023 в удовлетворении требований ООО «Кумертауская ТЭЦ» отказано. Апелляционная и кассационная инстанции решение Арбитражного суда РБ оставили без изменения.

Оценив представленную <...> позицию, полагаю необходимым отметить, что изложенные в возражениях обстоятельства, ранее были предметом рассмотрения и оценки Комиссией антимонопольного органа, каких-либо новых обстоятельств, ранее не известных комиссии Башкортостанского УФАС России, в представленных <...> возражениях не приводится.

Доводы о моральном устаревании имеющегося объекта теплоснабжения, не является основанием для не соблюдения норм действующего законодательства при удовлетворении муниципальным образованием муниципальной нужды.

В рассматриваемом случае Администрация и общество заключив определенные договоренности своими действиями и поведением привели к развитию ситуации, при которой действующая теплоснабжающая организация, была бы выведена с соответствующего товарного рынка, потеряв возможность осуществлять теплоснабжение с утвержденной схемой и генеральным планом.

Более того, выводы о наличии нарушений при утверждении администрацией 17.10.2022 схемы теплоснабжения нашли отражение и в судебном акте Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 17.05.2023 по делу №2в-797/2023 вступившего в законную силу.

Помимо указанного решения выводы о том, что утвержденная администрацией 17.10.2022 схема теплоснабжения, не соответствует Требованиям к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №154, нашли отражение в протоколе заседания комиссии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.09.2023 №1292-ПРМ-ОП.

Также следует отметить, что наличие судебного спора об оспаривании решения Комиссии антимонопольного органа не является основанием для не применения в отношении <...> мер административного реагирования, поскольку решение антимонопольного органа вступило в силу с момента изготовления его в полном объеме и на момент рассмотрения настоящего дела в судебном порядке незаконным не признано.

Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» антиконкурентные соглашения признаны одной из угроз экономической безопасности государства. Так, согласно п.7 ч.16 раздела III Указа одной из задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономии является предотвращение картельных сговоров.

Согласно ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного, в том числе ст.14.32 настоящего Кодекса.

В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

В связи с вышеизложенным, основания для применения ст.2.9 КоАП РФ в данном деле отсутствуют.

Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность, не установлено.

Согласно ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч.2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Согласно ч.7 ст.14.32 КоАП РФ заключение организацией, осуществляющей функции органа власти, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Учитывая изложенное, принимаю решение о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей, при этом положения ч.2.2 и 2.3 ст.4.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае применению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.48, 29.9, 29.10
и ч.7 ст.14.32 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо – <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

2. Наложить на должностное лицо – <...> г.р. штраф в размере 20 000,00 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч.5 ст.3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в доход федерального бюджета на счет органа федерального казначейства в полном объеме. Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель: УФК по Республике Башкортостан (Башкортостанское УФАС России)

ИНН получателя 0274090077

КПП получателя 027401001

Номер казначейского счета 03100643000000010100

ОТДЕЛЕНИЕ-НБ Республики Башкортостан Банка России//УФК по Республике Башкортостан г. Уфа

ЕКС 40102810045370000067

БИК УФК 018073401

КБК 161 1 16 01141 01 0032 140

ОКТМО 80 701 000

УИН 

Также административный штраф может быть оплачен путем сканирования QR-кода с использованием мобильного приложения банка.

Управление просит лицо, привлеченное к административной ответственности, направить должностному лицу, вынесшему постановление (450008, г. Уфа, ул. Пушкина, 95; факс (347) 272-58-82) копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.20.25 КоАП РФ правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в сроки, определенные в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч.3 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 – 25.5 КоАП РФ – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч.2 ст.30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд или в вышестоящий орган вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

В соответствии с ч.3 ст.30.1, ч.1 ст.30.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении определен ст.30.2. КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В соответствии с ч.3 ст.30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.

Согласно ч.1 ст.31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны