Постановление б/н признано виновным от 14 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <...>, рассмотрев материалы дела, содержащие признаки совершения юридическим лицом – АО «Башкоммунэнерго» (ИНН 0278105091) административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а именно заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 - 3 настоящей статьи, в отсутствие законного представителя,надлежащим образом уведомленного, в присутствие посредством видео-конференц-связи представителя, действующего на основании доверенности, в лице <...>., права и обязанности, предусмотренные действующим законодательствам разъяснены, известны и понятны

УСТАНОВИЛ:

Согласно материалам дела АО «Башкоммунэнерго» вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.32 КоАП РФ, выразившееся в заключении хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Изучив материалы дела, установлено следующее.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 18.10.2022 №271/22 в отношении, в том числе в отношении АО «Башкоммунэнерго» возбуждено дело по признакам нарушения п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Решением Комиссии Башкортостанского УФАС России по делу №002/01/16-1861/2022 от 27.06.2023 действия, в том числе АО «Башкоммунэнерго» квалифицированы как нарушающие п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, факт нарушения АО «Башкоммунэнерго» п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции установлен решением Башкортостанского УФАС России по делу №002/01/16-1861/2022 от 27.06.2023 года.

Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 - 3 настоящей статьи образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 ст.14.32 КоАП РФ.

Проанализировав имеющиеся материалы, установлено, что 13.01.2022 в соответствии с протоколом рабочего совещания по вопросу обеспечения надежной работы системы теплоснабжения городского округа г.Кумертау на 2022 и последующие годы под председательством Первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан — министра экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан <...> приняты следующие решения:

- обеспечить подготовку плана мероприятий («дорожная карта») по замещению Кумертауской ТЭЦ иными теплоисточниками. Ответственными лицами определены <...> - заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, <...> - глава администрации городского округа г.Кумертау, <...> - генеральный директор АО «Республиканская коммунальная компания»;

- обеспечить подготовку плана мероприятий («дорожная карта») по принятию Кумертауская ТЭЦ на баланс Администрации и последующей эксплуатации. Ответственными лицами определены <...> - глава администрации городского округа г.Кумертау, <...> - генеральный директор ООО Кумертауской ТЭЦ»;

- государственной комитету Республики Башкортостан по тарифам совместно с ООО Кумертауской ТЭЦ» провести совещание о вариантах тарифообразования, обеспечить подготовку материалов для технико-экономического обоснования затрат, необходимых для обеспечения реконструкции Кумертауской ТЭЦ.

04.02.2022 согласно протоколу рабочего совещания по вопросу обеспечения надежной работы системы теплоснабжения городского округа г.Кумертау на 2022 и последующие годы под председательством Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан <...> приняты решения об осуждении в рабочем порядке возможности повышения тарифов на тепловую энергию для ООО «Кумератуская ТЭЦ» в 2022 году, а также направления в Правительство Республики Башкортостан предложений по вариантам теплоснабжения г.Кумертау путем перевода населения на поквартирные системы отопления, путем строительства новых котельных взамен Кумертауской ТЭЦ.

08.02.2022 согласно протоколу рабочего совещания по вопросу обеспечения надежной работы системы теплоснабжения городского округа г.Кумертау на 2022 и последующие годы под председательством Первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан — министра экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан <...> принято, в числе прочего решение о формировании плана мероприятий («дорожную карту») по обеспечению функционирования системы теплоснабжения в г.Кумертау ООО «Кумератуская ТЭЦ» и ее экономически эффективной работы в 2022-2027 года. Также рекомендовано ООО «Кумертауской ТЭЦ» предоставить два варианта установления тарифов для обеспечения функционирования Кумертауской ТЭЦ как действующего юридического лица и вновь образованного. Кроме того, Государственного комитету Республики Башкотостан по тарифам и Администрации поручено провести аудит вариантов установления тарифов для обеспечения функционирования Кумертауской ТЭЦ как действующего юридического лица, так и вновь образованного юридического лица.

17.02.2022 Администраций письмом исх.№03/1232 в адрес Первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан во исполнение протокола рабочего совещания по вопросу обеспечения надежной работы системы теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан предоставлен проект дорожной карты по обеспечению функционирования системы теплоснабжения в г.Кумертау ООО «Кумертауская ТЭУ» и ее экономически эффективной работы в 2022-2027.

28.04.2022 письмом исх.№18 акционерным обществом на имя главы администрации городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан подготовлено предложение о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, п.4 которого в подтверждение наличия у акционерного общества средств или возможности их получения в размере не менее 5 процентов объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения представлено гарантийное письмо АО «Республиканская коммунальная компания» с предложением о развитии сотрудничества и готовности предложения АО «Башкоммунэнерго» заемных средств для финансирования реализации проекта по созданию (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в городском округа г.Кумертау.

30.05.2022 Правительство Республики Башкортостан распоряжением №568-р на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2022 №87 «О предоставлении государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» в целях создания благоприятных условий проживания граждан, предотвращения деградации городской инфраструктуры, повышением комфортности и качества городской среды, в том числе качества и надежности предоставляемых коммунальных услуг за счет снижения износа объектов, аварийности систем коммунальной инфраструктуры и объектов таких систем и повышения эффективности их работы, а также снижения экологического ущерба, для достижения следующих эффектов от реализации проекта строительства, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры: снижения износа объектов систем коммунальной инфраструктуры, сокращения затрат на энергоресурсы, снижения эксплуатационных расходов предприятия, снижения аварийности (количества аварий, затрат на устранение аварий и чрезвычайных ситуаций) утвержден план мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры на территории городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан в 2022-2023 (п.1).

Согласно п.2 на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан возложено осуществление мероприятий по реализации плана. Пунктом 3 Министерству финансов Республики Башкортостан поручено обеспечить при внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» включение в расходную часть бюджета Республики Башкортостан соответствующих расходов за счет средств бюджета Республики Башкортостан, образующих общую сумму равную 233 165 500,50 руб.

В соответствии с приложением №1 к распоряжению (План мероприятий) в качестве проекта планируемого к реализации, указан проект «Децентрализация систем теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан со строительством блочно-модульных котельных». В качестве наименования участника проекта (заемщике) отражена информация об АО «Республиканская коммунальная компания (по согласованию). В перечень мероприятий проекта вошло девять пунктов, а именно строительство блочно-модульной котельной К1 (мощностью 150 МВт) для теплоснабжения микрорайона «Центральный» с инженерными сетями подключения, строительство блочно-модульной котельной К2 (мощностью 15МВт) для теплоснабжения микрорайона «Привокзальный» с инженерными сетями подключения, строительство блочно-модульной котельной К3 (мощностью 60 МВт) для теплоснабжения микрорайона «Восточный» с инженерными сетями подключения, строительство теплоисточника с установкой котла наружного размещения К4 (мощностью 0,8 МВт) со строительством инженерных сетей подключения, строительство теплоисточника с установкой котла наружного размещения К5 (мощностью 0,6 МВт) со строительством инженерных сетей подключения, строительство теплоисточника с установкой котла наружного размещения К6 (мощностью 0,6 МВт) со строительством инженерных сетей подключения, строительство теплоисточника с установкой котла наружного размещения К8 (мощностью 0,4 МВт) со строительством инженерных сетей подключения, троительство теплоисточника с установкой котла наружного размещения К9 (мощностью 0,3 МВт) со строительством инженерных сетей подключения, строительство теплоисточника с установкой котла наружного размещения К10 (мощностью 0,6 МВт) (теплоснабжения МКД ул.Палатникова 8А) со строительством инженерных сетей подключения.

Форма собственности предполагается муниципальная (по завершению срока концессии). Дата начала срока реализации проекта определена как октябрь 2022, год ввода объектов в эксплуатацию — декабрь 2023. Источником финансирования определены средства займа Фонда ЖКХ за счет средств ФНБ в сумме 1 243 548 000,00 руб., а также средства заемщика в сумме 310 887 334,00 руб., из которых собственные средства заемщика составляют 77 721 833,50 руб., средства бюджета Республики Башкортостан — 233 165 500,50 руб.

Приложением №2 к распоряжению Правительства от 30.05.2022 №568-р подготовлены изменения, предполагаемые к внесению в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а приложением №3 определен план-график освоения бюджетных ассигнований республиканской адресной инвестиционной программы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

31.05.2022 письмом №1-1-962-II за подписью Главы Республики Башкортостан в адрес Фонда содействия реформированию ЖКХ направлена заявка на предоставление займа АО «Башкоммунэнерго» для реализации проекта «Децентрализация системы теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан со строительством блочно-модульных котельных».

16.06.2022 Постановлением №683 Администрацией городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан принято решение о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях в отношении объектов теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан (предложение акционерного общества от 28.04.2022 №18). В связи с чем, поручено разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу http://www.torgi.gov.ru предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым ч.4.1 ст.37 Федерального закона от 21.07.20005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к лицу, выступающему с инициативой заключения конецессионного соглашения, о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении от 28.04.2022 №18.

17.06.2022 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте www.torgi.gov.ru Администрацией размещено извещение о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения №170622/8892624/01. Срок подачи заявок определен до 01.08.2022 17:00.

28.06.2022 постановлением №742 Администрация городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан утвердила муниципальную программу «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан». В качестве соисполнителей программы включены физические и юридические лица различных форм собственности, отобранные в порядке, предусмотренном действующим законодательством, привлеченные на основе выбора подрядчика (исполнителя) в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Как следует из п.1 муниципальной программы (Характеристика текущего состояния и проблемы жилищно-коммунального хозяйства городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан, на решение которых направлена программа) при рассмотрении вопроса об использовании имеющихся коммунальных объектов теплоснабжения и отказе от теплоснабжения от морально устаревшей ТЭЦ и переходу к теплоснабжению к большим и малым блочно-модульным котельным, в том числе использования мощности коммунальных объектов теплоснабжения, в том числе и с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии, Администрация отмечает, что данное мероприятие позволит снизить затраты на тепловую энергию и получать прибыль от реализации электрической энергии (в варианте с комбинированной выработкой). Теплоснабжение г. Кумертау осуществляется от Кумертауской ТЭЦ. В качестве основного оборудования установлены 4 паровых котлоагрегата Е-220-100, введенных в эксплуатацию в период 1970-1979 гг. и 2 турбоагрегата ПТ-60-90/13, введенных в эксплуатацию, соответственно в 1965 и 1970 гг. В качестве топлива используется природный газ и уголь. По децентрализации системы теплоснабжения г. Кумертау, предусматривают отключение потребителей от городской ТЭЦ и подключения их к вновь вводимым котельным. Предполагается установка 3-х больших и 1-ой малой блочно-модульных котельных, 6-и автономных котлов наружного размещения, которые используются для теплоснабжения конкретных потребителей и 4 индивидуальных котла, а также строительство блочно-модульной ДТП для обеспечивания горячим водоснабжением потребителей кварталов №43,44. Все мероприятия обеспечат теплоснабжение и водоснабжение потребителей города. Сведения о планируемом строительстве блочно-модульных котельных приведены в приложении №4 к программе (необходимо отметить, что перечень объектов соответствует перечню, приведенному в приложении №1 к распоряжению Правительства Республики Башкортостан от .

В рамках программы на 2022 год по данному мероприятию запланировано совершение следующих действий: проведение торгов на разработку проектов источников теплоснабжения; заключение договоров на основании торгов на проектирование, геологические и геодезические изыскания; проведение экспертизы проектной документации; проведение тендера на строительство; строительство блочно-модульной ДТП по ул. Гафури.

В рамках программы на 2023-2024 года по данному мероприятию запланировано: строительство блочно-модульной котельной ул. Промышленная; установка котлов наружного размещения Кб,7,8,9, указанных в приложении №4 к программе и индивидуального котла потребителя К12 со строительством совмещенного газопровода по ул.Промышленная. После завершения строительства блочно-модульной котельной в микрорайоне «Привокзальный» планируется разработка проекта и установка котла наружного размещения К10 со строительством газопровода по ул. Палатникова, 8а, разработка проекта и перевод на индивидуальный котел потребителя (ЧП Пчеляков, магазин Сказка).

Финансирование развития коммунального комплекса городского округа осуществляется, в том числе за счет средств республиканского, местного бюджетов. В частности предусмотрено финансирование за счет средств бюджета Республики Башкортостан в размере 233 165,55 тыс.( п.2.4 Паспорт Подпрограмма «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан»).

25.07.2022 распоряжением №888-р Правительство Республики Башкортостан поручено внести изменения в план мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры на территории городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан в 2022-2023 годах, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30.05.2022 №568-р в части наименования участника проекта (заемщика) — АО «Башкоммунэнерго (по согласованию), сроков начала реализации проекта, определив датой начала июль 2022.

04.08.2022 правлением Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» одобрена заявка Республики Башкортостан на предоставление АО «Башкоммунэнерго» займа в размере 1243,5 млн.рублей.

05.08.2022 Администрацией оформлен протокол итогов о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, в соответствии с которым ввиду отсутствия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения принято решение о заключении с АО «Башкоммунэнерго» концессионного соглашения без проведения конкурса при условии предоставления подтверждения источников финансирования деятельности по исполнению концессионного соглашения.

30.08.2022 Администрацией принято решение о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных условиях. 29.09.2022 между Администрацией и АО «Башкоммунэнерго подписан проект концессионного соглашения. 11.11.2022 концессионное соглашение подписано Главой Республики Башкортостан.

Согласно п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах оргнанизации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа, в том числе теплоснабжения населения.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжения» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация надежного обеспечения теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом следует, вопросы связанные с организацией в границах теплоснабжения относятся к вопросам местного значения, следовательно образуют муниципальную нужду.

Соответствующая реализация муниципальной нужды в организации теплоснабжения нашла отражение и в обсуждениях, проводимых в январе — феврале 2022 года при Правительстве Республики Башкортостан.

Впоследствии закрепление муниципальной нужды получило развитие и в муниципальной программе «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Администрации городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан №742 28.06.2022.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Учитывая изложенное, а также потребность в создании организации теплоснабжения населению городского округа г.Кумертау, учитывая возложенные на орган местного самоуправления полномочия, потребность в создании источника теплоснабжения можно квалифицировать как признак муниуипальной нужды.

В соответствии с ч.1 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно ч.5 ст.3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Муниципальные нужды как самостоятельное понятие в Законе о контрактной системе не определены. В то же время, можно к ним отнести потребность заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для выполнения функций и полномочий муниципальных органов, достижения целей муниципальных программ.

Таким образом, процедура выбора субъекта, осуществляющего создание новых источников теплоснабжения, строительства (ввода) блочно-модульных котельных с целью удовлетворить потребность населения городского округа г.Кумертау в теплоснабжении, должна была быть реализована через осуществление закупки посредством определения подрядчика согласно нормам Закона о контрактной системе.

Кроме того, обращаясь к муниципальной программе, утвержденной Администрацией постановлением №742 от 28.06.2022, решение вопросов об источнике теплоснабжения предусматривает, в частности проведение тендера на строительство.

Далее, как следует из материалов дела, из бюджета Республики Башкортостан было предусмотрено выделение денежных средств в размере 233 165 500,50 рублей. Для этих целей, Правительство Республики Башкортостан поручило Министерству финансов Республики Башкортостан подготовить изменения в Закон о бюджете.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 №285 «Об утверждении правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы» указанная программа представляет собой документов. Устанавливающий распределение предусмотренных в законе Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств бюджета Республики Башкортостан бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) на осуществление на территории Республики Башкортостан иных капитальных вложений, в том числе по приобретаемым для республиканских и муниципальных нужд объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств бюджета Республики Башкортостан, включая жилье, во исполнение правовых актов Республики Башкортостан (п. 1.3).

Согласно п.3.1 Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденная РАИП является основанием для осуществления государственных закупок по поставке товаров, выполнение работ и оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством.

Учитывая изложенное, использование бюджетных средств, а также действия, направленные на включение информации о распределении бюджетных средств в РАИП, дополнительно подтверждают необходимость реализации потребности в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В рассматриваемом же случае процедура определения подрядчика по строительству новых источников теплоснабжения, строительства блочно-модульных котельных не проведена. Осуществление закупки согласно нормам Закона о контрактной системе не проведено. Вместо этого Администрацией и акционерным обществом приняты решения о заключении концессионного соглашения.

Стоит обратить внимание, что принятое Администрацией решение о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором (акционерным обществом) условиях в отношении объектов теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан (предложение акционерного общества от 28.04.2022 №18) противоречит муниципальной программе, утвержденной Администрацией постановлением от 28.06.2022, а также противоречит законодательно предусмотренному принципу реализации потребности (удовлетворения) муниципальной нужды.

Комиссией также установлено, что 13.01.2022 Администрацией издано постановление №16, в соответствии с которым поручено приступить к разработке проекта актуализированной схемы теплоснабжения городского округа г.Кумертау на период с 2013 по 2028 годы.

21.09.2022 Советом городского округа г.Кумертау издано постановление №4 о публичных слушаниях по проекту «Актуализация схемы теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 по 2028 года (по состоянию на 2023).

26.09.2022 на сайте Администрации размещено информационное объявление, согласно которому на 28.09.2022 назначено проведение публичных слушаний по проекту «Актуализация схемы теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 по 2028 (по состоянию на 2023).

28.09.2022 состоялись публичные слушания по вопросу «Актуализации схемы теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан на период с 2013 по 2028 по состоянию на 2023 год», в ходе которых озвучено, что от ООО «Кумертауское ТЭЦ» на имя главы города поступило обращение (письмо от 09.09.2022 исх.№001/01-569) относительно противоречия схемы теплоснабжения действующему Генеральному плану, утвержденному решением Совета городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан 29.03.2017 №10-4, в содержании которого информация о строительстве блочных модульных котельных отсутствует.

В соответствии с вышеуказанным письмом ООО «Кумертауская ТЭЦ» проинформировало Администрацию, в том числе о том, что схема теплоснабжения противоречит действующему Генеральному плану ГО г. Кумертау размещенному на официальном сайте администрации ГО г. Кумертау, который предусматривает, что основным источником теплоснабжения города до 2036 года сохраняется Кумертауская ТЭЦ, а также о том, что согласно требованиям, к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации №154 от 22.02.2021г., актуализированная схема теплоснабжения на 2023 год должна быть утверждена главой местной администрации не позднее 1 июля 2022 года Утверждение схемы теплоснабжения на 2023 год позднее этой даты противоречит федеральному законодательству.

На 2022 и 2023 год действует актуализированная схема теплоснабжения, утвержденная Постановлением Администрации городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан №525 от 18.04.2019 года, которая предусматривает централизованное отопление с помощью Кумертауской ТЭЦ, и не предусмотрена децентрализация системы теплоснабжения ГО г. Кумертау со строительством блочно-модульных котельных.

17.10.2022 постановлением №1230 Администрация утвердила актуализированную схему теплоснабжения городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан (по состоянию на 2023 год).

В соответствии со ст.23 Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения , которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 (далее — Постановление Правительства) в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» утверждены требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.

Согласно ч.1 ст.1 Постановления Правительства документ устанавливает требования к составу схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения) поселений, городских округов, городов федерального значения (далее - схемы теплоснабжения), разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий, с учетом особенностей правового регулирования, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении» для ценовых зон теплоснабжения.

Согласно п. 3 п.п. «а» Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) утверждается главой местной администрации городского поселения, главой местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. Человек.

В соответствии с пп. 6,7 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается на основе документов территориального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок действия утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генерального плана соответствующего поселения, городского округа, города федерального значения (далее - генеральный план), за исключением случая, указанного в п.8 настоящего документа.

Руководствуясь п.10 требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения (далее – Требования), утвержденных Постановлением Правительства, схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в п.12 настоящего документа. В ценовых зонах теплоснабжения схема теплоснабжения в течение двух лет с даты окончания переходного периода, определенного в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» (далее - переходный период), подлежит ежегодной актуализации, а по истечении 2-летнего периода - не реже одного раза в 3 года. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения.

В силу п.37 и 38 Требований уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, за исключением случая разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения.

Не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, за исключением случая актуализации схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения, в установленном порядке глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения.

Между тем Администрацией допущены нарушения вышеуказанных требований действующего законодательства.

В частности, в нарушение пункта 7 Требований, актуализированная схема теплоснабжения, утвержденная постановлением главы администрацией от 17.10.2022, противоречит действующему генеральному плану муниципального образования, который предусматривает, что основным источником теплоснабжения города до 2036 года сохраняется Кумертауская ТЭЦ.

Кроме того, вопреки пункту 38 Требований муниципалитетом грубо нарушены сроки утверждения актуализированной схемы теплоснабжение более чем на 3 месяца.

Также, в нарушение п.13 Требований муниципалитетом не отменен и не признан утратившим силу нормативный документ, утверждающий ранее актуализированную схему теплоснабжения.

Более того, вопреки п.19 и 32 Требований на официальном сайте администрации не размещены обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения, а также схема теплоснабжения, предшествующая актуализированной. В нарушение пункта 26 Требований муниципалитетом нарушены сроки утверждения актуализированной схемы теплоснабжения.

Проверкой актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования также выявлены нарушения в виде отсутствия аналитических выводов.

Так, в нарушение пункта 9 Требований названная актуализированная схема теплоснабжения не содержит технико-экономические обоснования перехода на децентрализованную систему теплоснабжения. Кроме того, в ней отсутствуют расчет тарифов на тепловую энергию при реализации проекта по строительству блочно-модульных котельных, не проведен сравнительный анализ тарифов для конечных потребителей по действующей схеме теплоснабжения с централизованным источником тепловой энергии ООО «Кумертауская ТЭЦ» и по предполагаемой к реализации схеме теплоснабжения с учетом децентрализации, не учтено требование законодательства по минимизации затрат на теплоснабжение в расчёте на единицу тепловой энергии для потребителя в долгосрочной перспективе, что также противоречит требования бюджетного законодательства.

Генеральным планом городского округа г. Кумертау, действовавшим в 2022 году, предусматривалось, что основным источником теплоснабжения г. Кумертау до 2036 года сохраняется Кумертауская ТЭЦ, электроснабжение ГО города Кумертау Республики Башкортостан осуществляется от Кумертауской ТЭЦ и с учетом перспективы роста электропотребления ГО города Кумертау Республики Башкортостан, электроснабжение проектируемой территории будет осуществляться от Кумертауской ТЭЦ, что противоречит вновь утвержденной схеме теплоснабжения.

Таким образом, описанная выше хронология событий позволяет сделать вывод, что Администрация, планируя заключение концессионного соглашения с акционерным обществом, и обеспечивая его реализацию, допустила грубые нарушения действующего законодательства. При этом указанные действия, по мнению Комиссии, совершены с целью ограничить возможность участия иных хозяйствующих субъектов в строительстве источников теплоснабжения, а также устранения с рынка действующей организации, выполняющей функции теплоснабжения.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.1 Закона о защите конкуренции настоящий федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу п.7 ст.4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с положениями ст.16 Закона о защите конкуренции установленный данной нормой запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в публичной сфере. Данный запрет преследует цель предотвращения административного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властный полномочий, в том числе путем соглашений с хозяйствующими субъектами.

По смыслу ст.16 Закона о защите конкуренции в предмет доказывания по делу о нарушении антимонопольного законодательства входит установление следующих обстоятельств: обстоятельства заключения антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами и государственными органами, то есть достижения соответствующей письменной или устной договоренности.

Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции, ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции, устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов. О наличии соглашения может свидетельствовать совокупность установленных антимонопольным органом обстоятельств, в том числе единообразное и синхронное поведение участников, и иных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи. С учетом особенностей таких соглашений, не зафиксированных, как привило, на бумажных или иных носителях, факт их заключения может быть установлен на основании косвенных доказательств исходя из анализа поведения субъектов в совокупности, хронологии и фактической осведомленности о ситуации, сложившейся на соответствующем рынке.

В соответствии с правоприменительной и судебной практикой факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов. При доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» в совокупности» (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 Ф10-2426/2017 по делу № А64-4040/2016). Действующим законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства подтверждают факт заключения антиконкурентного соглашения, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.08.2019 № Ф06-48455/2019 по делу № А06-3333/2018). Достаточность доказательств в каждом случае определяется на основании оценки всей совокупности фактов, в том числе, исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.11.2017 № Ф04-4375/2017 по делу № А70-388/2017).

В соответствии с Разъяснением Президиума ФАС России №3 «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» факт заключения антиконкурентного соглашения может быть доказан как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств. Достигнутые договоренности (соглашения), согласованные действия запрещаются антимонопольным законодательством, если целью и (или) результатом соглашений и согласованных действий является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках (ч. 2 ст. 1, п. 7 и 18 ст. 4 Закона).

С учетом положений п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции запрещенным соглашением могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы), так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок. Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что участники соглашения намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Указанное поведение и действия сторон в совокупности подтверждают тот факт, что сторонам заранее было известно о намерениях друг друга, такие действия не могли бы быть осуществлены без наличия соглашения и соответствующих договоренностей между сторонами.

Последовательность действий участников антиконкурентного соглашения свидетельствует о наличии нарушений п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции в части заключения антиконкурентного соглашения между органом власти и хозяйствующим субъектом.

Исключительный вред антиконкурентных соглашений, подтвержденный эмпирическими данными, и процессуальная экономия легли в основу запрета антиконкурентных соглашений per se. Антимонопольный орган, расследуя дело о нарушении антимонопольного законодательства, не устанавливает вредоносное воздействие антиконкурентного соглашения на конкуренцию, а квалифицирует такое соглашение как незаконное по цели соглашения и природе отношений участников такого соглашения.

Презюмируется, что любое такое соглашение вредно для конкуренции. Такова фундаментальная правовая позиция, на которой основывается конкурентное право в указанной части (Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 9966/10; постановление Арбитражного суда Поволжского округа по делу № А57-4980/2014; постановление Арбитражного суда Центрального округа по делу№ А35-8838/2014; постановление Арбитражного суда Центрального округа по делу № А23-1472/2016).

Частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции определено, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.1,2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п.16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица независящих.

Вина акционерного общества состоит в том, что имея реальную возможность для надлежащего исполнения норм антимонопольного законодательства, обществом не предприняты все зависящие меры по их соблюдению.

Обществом не доказано, что нарушение антимонопольного законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства.

Анализ поведения ответчиков, в том числе акционерного общества позволили Комиссии сделать вывод, что в своей совокупности и взаимосвязи действия лиц направлены на создание препятствий хозяйствующим субъектам в осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Согласно пояснениям представленным на составление протокола об административном правонарушении и на рассмотрение дела об административном правонарушении с вменяемым правонарушением не согласны, в производстве Арбитаржного суда Республики Башкортостан имеется заявление акционерного общества о признании недействительным решения антимонопольного органа от 27.06.2023 №002/01/16-1861/2022 №А07-22430/2023. В этой связи, представитель общества полагает, что рассмотрение вопрос о привлечении общества к административной ответственности является целесообразным после рассмотрения данного дела. Также сообщается, что в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, общество неоднократно обращалось к Комиссии с просьбой исключить из состава ответчиков. Между тем Комиссии доводы игнорировала при наличии подобной практики. По мнению представителей общества, в решении антимонопольного органа не указано каким образом разрешенные законом действия общества по участию в процедуре заключения концессионного соглашения могли привести к незаконному недопущению, ограничению и устранении конкуренции. Общество не способно повлиять на способ реализации Администрацией своей нужды. Предложение о заключении концессионного соглашения в адрес концедента могло направить любое лицо, что свидетельствует об отсутствии субъективной стороны состава правонарушения. Администрацией процедура заключения концессионного соглашения проведена с соблюдением всех установленных законодательством норм, при этом нарушений в процедуре комиссией антимонопольного органа не установлено. Просят отказать в привлечении общества к административной ответственности.

Между тем указанная позиция общества подлежит отклонению по обстоятельствам, указанным выше. Общество, достигнув определенных договоренностей с органом власти, фактически привели к развитию ситуации, при которой действующая теплоснабжающая организация, была бы выведена с соответствующего товарного рынка, потеряв возможность осуществлять теплоснабжение с утвержденной схемой и генеральным планом.

Отсутствие предложений о заключении концессионного соглашения от иных участников в течение сорокапятидневного срока размещения предложения о заключении концессионного соглашения не имеет правового значения, а, напротив, можно сказать подтверждает невозможность иных лиц при подобных обстоятельствах реализовать свое право.

Наличие судебного спора об оспаривании решения Комиссии антимонопольного органа не является основанием для не применения в отношении общества мер административного реагирования, поскольку решение антимонопольного органа вступило в силу с момента изготовления его в полном объеме и на момент рассмотрения настоящего дела в судебном порядке незаконным не признано. Принимая во внимание сроки давности привлечения к административной ответственности, рассмотрение вопроса о привлечении общества к административной ответственности после рассмотрения дела в Арбитражном суде Республики Башкортостан целесообразным не является.

Дата, время и место совершения административного правонарушения: г. Уфа, апрель 2022 — март 2023 года..

Материалами дела установлено, что обстоятельства, препятствующие соблюсти Обществу нормы антимонопольного законодательства, отсутствовали.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в процессе осуществления предпринимательской деятельности в сфере защиты конкуренции;

Объективная сторона административного правонарушения – действия хозяйствующего субъекта, признанные недопустимыми антимонопольным законодательством Российской Федерации, такие, как заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию, участие в таком соглашении, осуществление согласованных действий, ограничивающих конкуренцию;

Субъект административного правонарушения – АО «Башкоммунэнерго».

Субъективная сторона правонарушения – АО «Башкоммунэнерго» было обязано и имело реальную возможность принять все зависящие от него меры по соблюдению Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь ст.24.1 КоАП РФ, всесторонне исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что в действиях юридического лица – АО «Башкоммунэнерго» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.32 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч.1 ст.4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно ч.4 ст.14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 - 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

В силу п.3 ч.1 ст.3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

В соответствии с ч.4 Примечания к ст.14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного, в том числе ст.14.32 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных п.5 и 6 ч.1 ст.4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных п.5 и 6 ч.1 ст.4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В соответствии с представленной акционерным обществом информацией совокупная выручка общества от реализации всех видов товаров, работ, услуг за 2021 год составила 190 894 тыс.руб.

Сумма расходов на рынке строительства (изготовление) блочно-модульных котельных, на рынке теплоснабжения за 2021 годы, определяемой в соответствии со ст.254 и 268 Налогового кодекса Российской Федерации, составила 188 885 000,00 руб.

Таким образом, в качества основы для расчета административного штрафа принята сумма расходов на соответствующем товарном рынке за 2021 год, равная 188 885 000,00 руб.

Поскольку указанная сумма расходов, на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), расчет административного штрафа определяется следующим образом:

Min = 188 885 000,00 * 0,002 = 377 770

Max = 188 885 000,00 * 0,02 = 3 777 700

(3 777 700-377 770)/2 = 1 699 965

Базовый штраф 377 770 + 1 699 965= 2 077 735 рублей

В соответствии с ч.4 ст.3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Одна двадцать пятая от совокупного размера суммы выручки составит 7 555 400 руб.

Таким образом, базовый штраф не превышает одну двадцать пятую совокупного размера выручки.

Согласно п.3 Примечания к ст.14.32 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные п.2 - 7 ч.1 ст.4.2 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них.

В рассматриваемом случае имеет место наличие одного смягчающего обстоятельства, размер которого определяется исходя из следующего: (3 777 700-377 770)/8 = 424 991,25 руб.

Иные смягчающие обстоятельства, соответствующие п.3 Примечания к ст.14.32 КоАП РФ, не установлены.

Принимая во внимание наличие одного смягчающего административную ответственность обстоятельства, размер административного штрафа составит 1 652 743,75 рублей.

В соответствии с ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного, в том числе ст.14.32 КоАП.

В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

Кроме того, следует отметить, что Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» антиконкурентные соглашения признаны одной из угроз экономической безопасности государства.

В связи с вышеизложенным, основания для применения ст.2.9 КоАП РФ в данном деле отсутствуют.

Состав и событие административного правонарушения установлены верно.

Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Таким образом, принимаю решение о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 652 743,75 (один миллион шестьсот пятьдесят две тысячи семьсот сорок три рубля) рублей 75 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.48, 29.9, 29.10
и ч.4 ст.14.32 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо – АО «Башкоммунэнерго» (ИНН 0278105091) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.32 КоАП РФ.

2. Наложить на юридическое лицо – АО «Башкоммунэнерго» (ИНН 0278105091) штраф в размере 1 652 743,75 (один миллион шестьсот пятьдесят две тысячи семьсот сорок три рубля) рублей 75 копеек.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1.3.3 ст.32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными гл.30 настоящего Кодекса.

В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере

В соответствии с ч.5 ст.3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в доход федерального бюджета на счет органа федерального казначейства в полном объеме.

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель: УФК по Республике Башкортостан (Башкортостанское УФАС России)

ИНН получателя 0274090077

КПП получателя 027401001

Номер казначейского счета 03100643000000010100

ОТДЕЛЕНИЕ-НБ Республики Башкортостан Банка России//УФК по Республике Башкортостан г. Уфа

ЕКС 40102810045370000067

БИК УФК 018073401

КБК 161 1 16 01141 01 0032 140

ОКТМО 80 701 000

УИН

Также административный штраф может быть оплачен путем сканирования QR-кода с использованием мобильного приложения банка.

Управление просит лицо, привлеченное к административной ответственности, направить должностному лицу, вынесшему постановление (450008, г. Уфа, ул. Пушкина, 95; факс (347) 272-58-82) копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в сроки, определенные в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 – 25.5 КоАП РФ, вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в Арбитражный суд.

В соответствии с ч.2 ст.30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд или в вышестоящий орган вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

В соответствии с ч.3 ст.30.1, ч. 1 ст.30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении определен ст. 30.2. КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В соответствии с ч.3 ст.30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.

Согласно ч.1 ст.31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны