Решение б/н 18.1 от 19 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

                                                                   ООО «СпецЭнергоСтрой»

                                                                   452607, РБ, г. Октябрьский,

                                                                   ул. Северная, здание 5 А, офис 301

 

 

 

 

Заказчик:

                                                                   АО «БСК»

453110, РБ, г. Стерлитамак,

ул. Техническая, д. 32

 

 

     

 

 

 

РЕШЕНИЕ № ТО002/10/18.1-1594/2021

 

16.08.2021                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель Комиссии:

– временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены Комиссии:

– начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

 – специалист 1 разряда отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

рассмотрев жалобу ООО «СпецЭнергоСтрой» (от 05.08.2021 №12878) на действия заказчика – АО «БСК»  при проведении закупки на выполнение электромонтажных работ (работ по устройству траншей, работ по прокладке кабелей в траншеях, электроосвещение территории, пусконаладочные работы), извещение №32110509572,

при участии представителей от АО «БСК» – _____ (доверенность ___), представители Заявителя в рассмотрении жалобы посредством видео-конференц-связи не участвовали, извещены надлежащим образом, ходатайств не заявляли,

в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Башкортостанского УФАС России поступила жалоба           ООО «СпецЭнергоСтрой» (от 05.08.2021 №12878) на действия заказчика – АО «БСК»  при проведении закупки на выполнение электромонтажных работ (работ по устройству траншей, работ по прокладке кабелей в траншеях, электроосвещение территории, пусконаладочные работы), извещение №32110509572.

В своей жалобе заявитель обжалует положения Документации о закупке, а именно:

- установление в разделе 11 Технического задания требования к потенциальным участникам в частности членства СРО с правом выполнять работы в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.

- установлены излишние требования о наличии обученного и аттестованного персонала в необходимом количестве при выполнении работ на опасном производственном объекте (далее- ОПО), а также предоставление свидетельства о регистрации собственной электротехнической лаборатории или копии договора об оказании услуг.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представлено письменное возражение (вх. №02.06.03.01-11/10 от 12.08.2021).

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Башкортостанского УФАС России установила следующее.

28.07.2021 Заказчиком на сайте ЕИС размещено извещение                   №32110509572 о проведении конкурентного отбора на выполнение электромонтажных работ (работ по устройству траншей, работ по прокладке кабелей в траншеях, электроосвещение территории, пусконаладочные работы).

Дата начала приема заявок – 28.07.2021.

Дата окончания приема заявок- 05.08.2021.

Дата подведения итогов- 06.08.2021.

Извещением о проведении конкурса установлена начальная (максимальная) цена договора – 13 634 340,00 руб.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 13 ст. 3 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

АО «БСК» при проведении закупки руководствовалось Законом о закупках, Положением о закупке (утв. Советом директоров АО «БСК»), Извещением о проведении конкурентного отбора, Документацией о закупке.

Согласно приложению №3 (подраздел 10.1) к Документации о закупке Заказчик установил обязательные требования к участникам закупки. Подразделом 10.2 приложения № 3 Документации о закупке Заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки, изложенные в Техническом задании (приложение №1).

Правомерность и возможность установления дополнительных требований с учетом особенностей предмета закупки установлена п. 7.4.4 Положения о закупке АО «БСК» (далее – Положение о закупке), а также Законом о закупках.

По доводу заявителя об установлении в разделе 11 Технического задания излишнего требования к потенциальным участникам закупки членства в СРО с правом выполнять работы в отношении особо опасных, технически  сложных и уникальных объектов капитального строительства, противоречит ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ, Комиссия установила следующее.

Согласно пояснениям Заказчика, выполнение представленных к закупке (Лот № 146) работ запланировано осуществлять на объекте «Создание корпоративного музея АО «БСК». Благоустройство территории» в соответствии с рабочей документацией №159/У-18 ЭМ, ЭН2 (инвестиционный код П-07-_ТП-0047-18-00-0632), расположенном на территории «Площадки производства №1» АО «БСК», РБ, г. Стерлитамак, ул. Техническая, 32.

«Площадки производства №1» АО «БСК» согласно свидетельству о

 

 

регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов № А41-00092 от 27.06.2019 г. внесена в перечень опасных производственных объектов АО «БСК» и является опасным производственным объектом I класса опасности с регистрационным номером №А41-00092-0005 от 08.04.2002г. (приложения 1, 2, 3 к возражениям).

«Площадки производства №1» на основании долгосрочного договора аренды занимает земельный участок с кадастровым номером 02:56:010303:65. На участке планируемого проведения работ происходит значительное количество коммуникаций снабжения ресурсами, повреждение которых при проведении работ может повлечь негативные последствия для производственного комплекса.

Заказчик пояснил, что участник закупки должен полностью соответствовать  «Минимальным требованиям к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных и уникальных объектов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.05.2017 № 559.

Подпунктом 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (далее – Градостроительный кодекс) указано, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Согласно Извещению о закупке, начальная максимальная цена закупки по лоту № 146 определена в размере 13 634 340, 00 рублей,

Таким образом, на основании ст. 52 Градостроительного кодекса и согласно Документации о закупке, участник данной закупки для возможности выполнять работы, обязан состоять в саморегулируемой организации.

Исходя из вышеизложенного, довод заявителя об установлении в разделе 11 Технического задания излишнего требования является не обоснованным.

По доводу заявителя о том, что Заказчиком установлены излишние требования о наличии обученного и аттестованного персонала в необходимом количестве при выполнении работ на опасном производственном объекте (далее- ОПО), а также предоставление свидетельства о регистрации собственной электротехнической лаборатории или копии договора об оказании услуг, Комиссия установила следующее.

В силу п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Закупочная документация должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы Участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать Заявки таким образом, чтобы Закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшее предложение.

В п.п. 3.1.1-3.1.3 п. 3 Документации указано, что участвовать в закупке может юридическое / физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или несколько юридических / физических лиц, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, из числа лиц, указанных в пункте 1.2.6, однако, чтобы претендовать на победу в закупке и получение права заключить договор с заказчиком, участник самостоятельно или коллективный участник в целом должен отвечать требованиям, установленным в настоящей документации о закупке. Требования к участникам установлены с учетом требований к продукции, являющейся предметом закупки. Полный перечень обязательных требований к участникам указан в Приложении № 3 к Документации о закупке (подраздел 10.1).

Согласно п.6 Извещения о закупке предмет договора, заключаемого по итогам проведении закупки: лот №146: Выполнение электромонтажных работ: работ по устройству траншей, работ по прокладке кабелей в траншеях, электроосвещение территории, пусконаладочные работы.

В соответствии с Техническим заданием на выполнение работ (услуг) (далее - Техническое задание), приведенному в составе закупочной Документации, наименование предмета закупки: Выполнение электромонтажных работ: работ по устройству траншей, работ по прокладке кабелей в траншеях, электроосвещение территории, пусконаладочные работы по объекту «Создание корпоративного музея АО «БСК». Благоустройство территории» в цехе №47 в соответствии с рабочей документацией №159/У-18 ЭМ, ЭН2, (инвестиционный код П-07-_ТП-0047-18-00-0632).

Далее Заказчиком в разделе 11 Технического задания приведены требования к потенциальным участникам закупки, где среди прочего указано:

- наличие у исполнителя электротехнической лаборатории, зарегистрированной в установленном порядке, наличие протоколов по электро -безопасности, допуск к работе в электро - установках.

- справка о кадровых ресурсах с документами, подтверждающими аттестацию персонала и иметь не менее 50 электромонтажников обладающих соответствующей квалификацией и имеющих удостоверения установленного образца (с разрядом не ниже рекомендованного ЕТКС для работ указанных в пункте 4 Технического задания) и не менее 5 линейных ИТР, с соответствующей аттестацией согласно пункта 9 Технического задания для выполнения работ, указанных в пункте 4 Технического задания.

Комиссия отмечает, что предъявленное к участникам требование о наличии у исполнителя электротехнической лаборатории, само по себе не может гарантировать надлежащего исполнения обязательств по предмету закупки. Гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к участникам квалификационных требований, в частности о наличии опыта на соответствующем рынке оказания услуг.

В силу п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу п.17 ст.4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Требование о наличии справки о кадровых ресурсах с документами, подтверждающими аттестацию персонала и иметь не менее 50 электромонтажников обладающих соответствующей квалификацией и имеющих удостоверения установленного образца (с разрядом не ниже рекомендованного ЕТКС для работ указанных в пункте 4 Технического задания) и не менее 5 линейных ИТР, с соответствующей аттестацией согласно пункта 9 Технического задания для выполнения работ, указанных в пункте 4 Технического задания, по мнению Комиссии Башкортостанского УФАС России является излишним, на основании следующего.

Отсутствие у участника закупки до заключения договора соответствующих кадровых ресурсов, а также подтверждающих документов не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такие кадровые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подписания договора. Указанное требование Технического задания Документации (п. 11 Технического задания) налагают дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.

С учетом изложенного действия Заказчика, установившего в Документации требования о представлении сведений о привлекаемых кадровых ресурсах, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4, часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках.

Таким образом, довод жалобы об установлении заказчиком требований в части наличия обученного и аттестованного персонала в необходимом количестве, а также предоставление свидетельства о регистрации собственной электротехнической лаборатории или копии договора об оказании услуг, является обоснованным и нарушает ч.1 ст.3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу ООО «СпецЭнергоСтрой» (от 05.08.2021 №12878) на действия заказчика – АО «БСК»  при проведении закупки на выполнение электромонтажных работ (работ по устройству траншей, работ по прокладке кабелей в траншеях, электроосвещение территории, пусконаладочные работы), извещение №3211050957, обоснованной в части установления обязательных требований к участникам закупки, установленных в подразделах 10.1 и 10.2 прил. № 3 Документации (технического задания прил. № 1).

2. Выдать АО «БСК» предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений.

 

        

Председатель комиссии                                                                  

        

Члены комиссии:                                                                          

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения

Связанные организации

Связанные организации не указаны