Решение б/н решение от 24 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

    ООО «Альфа Транс»

    195220, г. Санкт-Петербург, ул.

    Фуршатская, д.10, литер Б, оф. 12

    info@alfatest.ru   

        

 

                                                                             Заказчик:

ООО «Газпром трансгаз Уфа»

450054, РБ, г. Уфа, ул. Р. Зорге, 59

info@ufa-tr.gazprom.ru

 

Организатор закупки:

АО «Газпром Закупки»

191028, г. Санкт-Петербург, ул. Фуршатская, д.10, литер Б, оф. 12  

                                       

                                                                                     

 

РЕШЕНИЕ № ТО002/10/18.1-3044/2020

 

23.11.2020                                                                                   г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель Комиссии:

...– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены Комиссии:

... – начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

... – ведущий специалист-эксперт естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

при рассмотрении жалобы вх.№21510 от 16.11.2020 ООО «Альфа-Тест», перенаправленной Управлением Федеральной антимонопольной службой по Санкт-Петербургу, на действия заказчика - ООО «Газпром трансгаз Уфа», а также организатора закупки - АО «Газпром закупки» при проведении неконкурентной закупки в форме открытых маркетинговых исследований в электронной форме  на право заключения договора  на поставку беспроводного комплекса цифровой радиографии для нужд ООО «Газпром трансгаз Уфа» (для субъектов МСП), извещение №32009499608, размещенное на сайте zakupki.gov.ru,

в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Башкортостанского УФАС России поступила жалоба вх.№21510 от 16.11.2020 ООО «Альфа-Тест», перенаправленная Управлением Федеральной антимонопольной службой по Санкт-Петербургу, на действия заказчика - ООО «Газпром трансгаз Уфа», а также организатора закупки - АО «Газпром закупки» при проведении неконкурентной закупки в форме открытых маркетинговых исследований в электронной форме  на право заключения договора  на поставку беспроводного комплекса цифровой радиографии для нужд ООО «Газпром трансгаз Уфа» (для субъектов МСП), извещение №32009499608, размещенное на сайте zakupki.gov.ru.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По мнению заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в необоснованном установлении требований в Документации, а именно: «в едином реестре МТР отсутствует комплекс цифровой радиографии, удовлетворяющей требования по параметру «Размер активной части детектора», указанному в опросном листе №2 Приложения 2 Документации о закупке.

Заказчиком было представлено письменное возражение с приложением запрашиваемых документов.

Комиссия, выслушав участников рассмотрения жалобы, пришла к следующим выводам.

16.09.2020 на официальном сайте РФ – zakupki.gov.ru было размещено извещение №32009499608 о проведении неконкурентной закупки в форме открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора  на поставку беспроводного комплекса цифровой радиографии для нужд ООО «Газпром трансгаз Уфа» (для субъектов МСП).

Дата окончания подачи заявок – 16.09.2020.

Дата окончания подачи заявок – 02.10.2020.

Дата подведения итогов – 14.10.2020.

На участие в закупке было подано 3 заявки (в том числе, заявка заявителя).

По итогам закупки, закупка была признана состоявшейся, ввиду соответствия требованиям Закупочной документации двух заявок.

17.11.2020 итоги закупки были отменены по п.15.6.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19.10.2018 №3168 (далее - Положение).

По доводам, изложенным в жалобе заявителя, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено следующее.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика,  должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является Положение о закупках.

В силу ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу ч.10 ст.3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст.3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Между тем, в жалобе заявителя не установлено, какая норма Закона о закупках заказчиком была нарушена.

В  своей  жалобе  Заявитель   выражает  несогласие  с  положениями Закупочной документации.

Комиссия  учитывает,  что  до  окончания  подачи  заявок  Заявитель  указанные требования  не  оспаривал,  запросы  разъяснений  в  отношении  указанных  положений Закупочной документации в адрес Заказчика не направлял.

При  этом  Комиссия  отмечает,  что  обжалование  в  антимонопольном  органе осуществляется  в  порядке, установленном  статьей  18.1  Закона о защите  конкуренции и  происходит  с  учетом  особенностей,  установленных  названной  статьей,  а  также в соответствии  с  частью  11  статьи  3  Закона  о  закупках.  Согласно  указанной  норме, если обжалуемые действия (бездействие)  совершены  заказчиком,  комиссией по осуществлению закупок, оператором  электронной  площадки  после  окончания установленного в документации о  конкурентной  закупке  срока  подачи заявок на участие  в  закупке,  обжалование  таких действий (бездействия)  может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким  образом,  из  буквального  толкования  приведенной  нормы  права  следует, что; законодателем  разделены  возможные  к  оспариванию  действия  организаторов закупки  на  совершенные  до  окончания  срока  подачи  заявок  и  совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные  организатором  закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном  органе  лицами  вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В  свою  очередь,  действия,  совершенные  уже  на  стадии  рассмотрения  заявок, допустимы  к  обжалованию  исключительно  лицами,  подавшими  заявки  на  участие в закупке.

Кроме того,  из  положений части  10  статьи  3  Закона  о закупках следует,  что для обжалования подобных  действий  лицо,  обращающееся  в  антимонопольный орган с жалобой,  должно  доказать  нарушение  оспариваемыми  действиями  своих  законных прав  и  интересов  либо  прав  и  законных  интересов  неопределенного  круга  лиц  - потенциальных участников закупки.

При  этом  границы  антимонопольного  контроля  торгов  оканчиваются  при достижении  баланса частных и  публичных  интересов,  на необходимость  соблюдения которого  указал  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  в  постановлении  от 29.03.2011  №  2-П,  а также  стабильности  публичных  правоотношений.  В  то же  самое время «баланс» означает  равновесие  и  равноправие  сторон  в  публичных правоотношениях, а не смещение  вектора  административной  защиты  в  сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны  антимонопольного  органа  мер  публично-правового  принуждения  на  основании  жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить  положения закупочной документации: до момента подачи своей заявки на участие  в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии  стремящегося  сорвать  закупочную процедуру  после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное  будет  противоречить  не  только  балансу  частных  и  публичных

интересов,  но и принципам добросовестной реализации и защиты  своих гражданских прав (пункт 3  статьи  1  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости  извлечения  преимуществ  из  своего  незаконного или недобросовестного  поведения  (пункт  4  статьи  1  ГК  РФ)  и  злоупотребления  правом (пункт  1  статьи 10 ГК РФ).

Также  следует  отметить,  что  нарушения  при  составлении  Документации  могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами  закупок  своими  правами  при  совершении  тех  или  иных  действий в рамках  их  проведения  и  не  выявляемые  при  общей  проверке  ' закупочной документации  на предмет ее  соответствия требованиям  законодательства Российской Федерации  о  закупках.  Скрытые  нарушения  в  составе  закупочной  документации могут  быть  выявлены  и  устранены  контрольным  органом  при  рассмотрении  им жалобы  участника  закупки  на  последствия  таких  нарушений,  что  не  будет  являться злоупотреблением  правом  со  стороны  последних  и  не  будет  свидетельствовать о выходе  административного  органа  за  пределы  предоставленных  ему  полномочий  и доводов поданной жалобы (часть  13  статьи 3 Закона о закупках).

В  то  же  самое  время,  оценивая  содержание  нарушений,  на  которые  ссылается в настоящем  случае  Заявитель,  следует  признать,  что  подобные  (по  мнению Заявителя)  нарушения,  в  случае  их  действительного  наличия  в  действиях организатора закупки,  являлись явными  и  не  могли  не  быть  обнаружены  Заявителем при  изучении  им  Закупочной  документации.  Вместе  с  тем,  как  усматривается  из материалов  дела,  на  наличие  таких  условий  в  Закупочной  документации заказчика заявитель указал только после отказа Заказчика допустить его к участию в закупочной процедуре.

При  таких  данных,  оценивая  поведение  Заявителя  в  указанной  части,  следует признать его злоупотреблением правом (пункт  2 статьи  10 ГК РФ).

Вместе  с  тем  Комиссия  отмечает,  что  оспариваемые  Заявителем  положения Закупочной  документации  подлежали  обжалованию  до  окончания  срока  подачи заявок. В противном  случае,  реализация  такого  права  за  пределами  окончания  срока подачи  заявок  необоснованно  затрагивает  права  и  законные  интересы  иных участников  Закупки,  которые  подали  заявки  в соответствии  с  условиями

Документации.

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (пункт  1  статьи 8 ГК РФ) на все условия Конкурсной документации в момент подачи им заявки на участие в Конкурсе.

В  этой  связи у Комиссии отсутствуют  правовые  основания  к  выявлению  в действиях Заказчика нарушения требований  действующего  законодательства  о  закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Конкурсной документации, которая не  была оспорена  Заявителем  ни в административном, ни в судебном порядке. Аналогичного  подхода  придерживаются  суды,  например,  по  делу № А40-255742/18.

Кроме того, оспариваемая закупка была отменена по п.15.6.1 Положения.

В силу п. 15.6.1 Положения Организатор вправе отказаться от проведения маркетинговых исследований, а также завершит процедуру маркетинговых исследований без заключения договора по его результатам в любое время.

Настоящее уведомление об отказе от проведения маркетинговых исследований было размещено на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru (п. 15.6.2 Положения).

Таким образом, доводы заявителя являются необоснованными.

На основании вышеизложенного, жалоба вх.№21510 от 16.11.2020 ООО «Альфа-Тест», перенаправленная Управлением Федеральной антимонопольной службой по Санкт-Петербургу, на действия заказчика - ООО «Газпром трансгаз Уфа», а также организатора закупки - АО «Газпром закупки» при проведении неконкурентной закупки в форме открытых маркетинговых исследований в электронной форме  на право заключения договора  на поставку беспроводного комплекса цифровой радиографии для нужд ООО «Газпром трансгаз Уфа» (для субъектов МСП), извещение №32009499608, размещенное на сайте zakupki.gov.ru, является необоснованной.

В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.

На основании изложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу вх.№21510 от 16.11.2020 ООО «Альфа-Тест», перенаправленную Управлением Федеральной антимонопольной службой по Санкт-Петербургу, на действия заказчика - ООО «Газпром трансгаз Уфа», а также организатора закупки - АО «Газпром закупки» при проведении неконкурентной закупки в форме открытых маркетинговых исследований в электронной форме  на право заключения договора  на поставку беспроводного комплекса цифровой радиографии для нужд ООО «Газпром трансгаз Уфа» (для субъектов МСП), извещение №32009499608, размещенное на сайте zakupki.gov.ru необоснованной.

Председатель комиссии                                                                           ...

 

Члены комиссии                                                                                  ...

 

...

 

Примечание: В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения

Связанные организации

Связанные организации не указаны