Решение б/н Решение по делу №Т-006/13-10 в отношении ЗАО «ТАНДЕР» от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ
08.04.2011г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Резолютивная часть решения оглашена “ 25 ” марта 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено “ 08 ” апреля 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в составе <…>, <…>, <…>, <…> в присутствии представителей ЗАО «ТАНДЕР» в лице филиала в городе Уфа Республики Башкортостан ЗАО «ТАНДЕР» – <…>, по доверенности № 2-4/153 от 13.05.2010, ЗАО «Аллат» – <…>, по доверенности от 01.02.2011, рассмотрев дело № Т-006/13-10 по признакам нарушения ЗАО «ТАНДЕР» в лице филиала в городе Уфа Республики Башкортостан ЗАО «ТАНДЕР» (450105, г.Уфа, ул.Набережная, 67) части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛА:

В рамках рассмотрения дела № А-383/11-10 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ЗАО «ТАНДЕР» в лице филиала в городе Уфа Республики Башкортостан ЗАО «ТАНДЕР», ООО «Салют-Торг», ООО «Торгмастер» и ООО «Универсал-Трейдинг» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», были проанализированы договоры поставки, заключенные указанными хозяйствующими субъектами с производителем молочной продукции ЗАО «Аллат» на предмет соответствия условий договоров требованиям Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).
Анализ условий договора поставки № УфФ-5/358/09 от 28.07.2009, заключенного между ЗАО «Аллат» (Поставщик) в лице <…> «Уфамолзавод» ЗАО «Аллат» и ЗАО «ТАНДЕР» (Покупатель) в лице <…> филиала в городе Уфа Республики Башкортостан выявил, что в указанный договор включены следующие условия.
В пункте 6.6 договора указано, что каждая единица упаковки (короб, блок, штука) каждой товарной позиции, поставляемой Покупателю, должна быть маркирована штриховым кодом – информацией о глобальном номере товара в соответствии со стандартами, установленными Ассоциацией автоматической идентификации ЮНИСКАН ГС1/РУС. Особые требования к штрих-кодированию товара согласовываются Сторонами в Приложении № 4 к настоящему договору.
Согласно пункту 6.1 Приложения № 4 «Особые требования покупателя к договору № УфФ-5/358/09 от 28.07.2009 между ЗАО «ТАНДЕР» и «Уфамолзавод» филиал ЗАО «Аллат», Поставщик обязан до подписания настоящего договора направить Покупателю подтверждение о членстве в Ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН ГС1/РУС, в виде копии действующего свидетельства Ассоциации.
Пункт 6.2: «Каждая единица упаковки поставляемого товара должна пройти процедуру верификации, т.е. опытную проверку определения вероятности и скости сканирования упаковки товара на типовом оборудовании: сканере symbol (устройстве автоматической идентификации по штриховому коду, используемом на кассе в магазине «Магнит») и zebex (терминале сбора данных, используемом на РЦ Покупателя), на основании которой делается заключение о годности упаковки товара к закупке.
Пунктом 6.3 Приложения № 4 установлено, что «Верификация осуществляется в лабораториях верификации Покупателя при РЦ.
Ареса лабораторий верификации:
РЦ Иваново – для поставщиков непрофильного товара: 153038, г.Иваново, ул.Станкостроителей, 1, на имя старшего диспетчера ТСД.
РЦ Кропоткин – для поставщиков корпоративного и местного ассортимента:
352387, г.Кропоткин, ул.Машиностроительная, 11, на имя старшего диспетчера ТСД.
РЦ Челябинск – для поставщиков корпоративного и местного ассортимента:
456530, Челябинская область, Сосновский район, пос.Есаульский, ул.Юбилейная, 21, на имя старшего диспетчера ТСД.
В соответствии с пунктом 6.4 Приложения № 4 протоколы верификации штриховых кодов, выдаваемые лабораторией Покупателя по каждой поставляемой товарной позиции по итогам проведенной процедуры верификации, Поставщик до подписания настоящего договора/поставки партии товара обязан предоставить в отдел закупок Покупателя.
Согласно п.6.7 Покупатель вправе не закупать товар, не прошедший верификацию и возвратить Поставщику остатки товара, не прошедшего верификацию.
В соответствии с пунктом 6.8 все товары Поставщика периодически должны проходить дополнительную выборочную процедуру верификации на проверку поддержания качества маркировки упаковки товара.
Пунктом 6.9 Дополнительного соглашения на Поставщика возлагается обязанность уплаты штрафа в случае, если товар не прошел выборочную верификацию.
Пункт 6 Приложения № 6 «Санкции к договору № УфФ-5/358/09 от 28.07.2009 между ЗАО «ТАНДЕР» и «Уфамолзавод» филиал ЗАО «Аллат» устанавливает штраф, выплачиваемый Поставщиком Покупателю в размере 3 % от стоимости партии товара, не прошедшего выборочную верификацию.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона о торговле торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Учитывая, что ЗАО «ТАНДЕР» в лице филиала в городе Уфа Республики Башкортостан (далее – ЗАО «ТАНДЕР») осуществляет деятельность по розничной торговле через розничную торговую сеть – магазины «Магнит», следовательно, действия ЗАО «ТАНДЕР» должны соответствовать требованиям Закона о торговле.
По результатам анализа условий договора поставки № УфФ-5/358/09 от 28.07.2009, заключенного между ЗАО «Аллат» (Поставщик) в лице директора «Уфамолзавод» ЗАО «Аллат» и ЗАО «ТАНДЕР» (Покупатель) в лице директора филиала в городе Уфа Республики Башкортостан, в действиях ЗАО «ТАНДЕР» в лице филиала в городе Уфа Республики Башкортостан были выявлены признаки нарушения подпункта к) пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле.
В соответствии с подпунктом к) пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, запрещается навязывать контрагенту иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" настоящего пункта.
Признаки нарушения подпункта к) пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле были выявлены в навязывании ЗАО «ТАНДЕР» контрагенту условия по прохождению процедуры верификации упаковки товара, с указанием конкретных лабораторий, в которых Поставщик должен пройти процедуру верификации до подписания договора поставки/поставки партии товара и с установлением размера штрафа, выплачиваемого Поставщиком Покупателю в размере 3% от стоимости партии товара, не прошедшего выборочную верификацию.
В связи с наличием признаков нарушения Закона о торговле в отношении ЗАО «Тандер» было возбуждено дело Т-006/13-10. Позднее определением Комиссии к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, было привлечено ЗАО «Аллат».
Позиция ЗАО «Тандер» по вменяемому нарушению изложена в письмах от 29.11.2010 исх.№ 1027 и от 11.01.2011 исх.№ 46. ЗАО «Тандер» считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения подпункта к) пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле по следующим основаниям:
ЗАО «ТАНДЕР» включением подобного условия в договор поставки товара не создает дискриминационные условия для поставщиков, что следует из обоюдовыгодного экономического содержания данного условия и невозможности эффективной работы сторон без использования кодирования товара, что доказывает также долгосрочный мировой опыт использования системы верификации.
Штрих-код GS1 – это единая система общения производителей, переработчиков, поставщиков, логистических компаний, торговых организаций. Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/ГС1 РУС как член GS1 является единственной организацией товарной нумерации – представителем GS1 на территории Российской Федерации.
При производстве расфасованных товаров повседневного спроса штрих-коды печатаются непосредственно на упаковке или на этикетке товара самим производителем. В магазинах розничной сети «Магнит» (ЗАО «ТАНДЕР») внедрена автоматизированная система, к которой подключены компьютерные кассы со считывателями штрихового кода. Наличие штрихового кода на всех товарах позволяет сократить время обслуживания покупателей. При подключении всех контрольно-кассовых машин торгового зала к единому контролирующему устройству в любой момент можно заблаговременно сделать заказ поставщику для восполнения запасов товара на полках торгового зала.
Отсутствие штрих-кодирования повлечет за собой значительные убытки как для покупателя, так и для поставщика. Если компанией будет использоваться ручной поиск товара вместо поиска с помощью кодов, потери будут нести как продавец, та и поставщик.
Таким образом, наличие штриховых кодов GS1 на единицах упаковки экономически и технологически выгодно как поставщику, так и покупателю. В связи с чем условия договоров о наличии штрих-кодов на единицах упаковки товара не могут быть дискриминационными и нарушающими Закон о торговле.
Кроме того, затраты на применение системы штрих-кодирования несут как поставщик (получение членства в Ассоциации ЮНИСКАН), так и покупатель. ЗАО «Тандер» закупает необходимое оборудование для считывания штрих-кода, которое используется для приемки товара на складе и реализации товара в магазине, а также несет затраты по техническому обслуживанию оборудования.
По мнению, изложенному ЗАО «ТАНДЕР» в вышеуказанных письмах, п.6.3 Приложения № 4 к договору поставки № УфФ-5/358/09 от 28.07.2009 носит рекомендательный характер и не обязывает поставщика проходить процедуру верификации именно по указанным адресам. П.6.1 и 6.2 договора поставки применяется при условии поставки товара в распределительные центры, а поставщик Уфамолзавод ЗАО «Аллат» осуществляет поставку товара в магазины «Магнит», в связи с чем указанные пункты договора не применяются в работе, то есть верификация (опытная проверка определения вероятности и скорости сканирования) упаковки товара Уфамолзавод ЗАО «Аллат» фактически не проводится, соответствен, не создаются дискриминационные условия для поставщика.
Также ЗАО «ТАНДЕР» было отмечено, что Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области и по Ивановской области не усмотрели нарушения Закона о торговле в положениях п.6.6 договоров поставки.
ЗАО «Аллат», привлеченное в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, представило в материалы дела пояснения (письмо от 04.02.2011 № б/н), согласно которым проведение штрих-кодирования выгодно для ЗАО «Аллат», служит основой конкурентного преимущества компании в плане сервиса поставок торговым сетям. Штрих-кодирование товара осуществляется не только в отношении продукции, поставляемой для ЗАО «ТАНДЕР», но и в отношении товара поставляемого другим поставщикам, позволяя увеличить объемы поставок.
Процедуру верификации (проверки определения вероятности и скорости сканирования упаковки товара), предусмотренную условиями договора поставки № УфФ-5/358/09 от 28.07.2009, ЗАО «Аллат» фактически не проходит, так как товар поставляется напрямую в магазины «Магнит». Кроме того, для прохождения процедуры верификации не требуется направление упаковок товара в лаборатории, необходимо лишь по почте направить несколько штрих-кодов для проверки скорости их сканирования. В связи с этим ЗАО «Аллат» считает, что включение в договор поставки условий о верификации не создает для «Уфамолзавод» филиал ЗАО «Аллат» дискриминационных условий и ЗАО «Аллат» при этом не несет никаких дополнительных затрат.
В связи с тем, что ЗАО «ТАНДЕР» было заявлено о позиции Управлений Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области и по Ивановской области об отсутствии нарушения Закона о торговле в положениях п.6.6 договоров поставки, и в целях выявления альтернативных лабораторий, аккредитованных для проведения работ по проверке упаковки товара на предмет считывания штрих-кода, Башкортостанским УФАС России были направлены запросы в Федеральную антимонопольную службу и ФГУ «Центр стандартизации, метрологии и сертификации РБ» соответственно.
Изучив материалы дела, в том числе информацию, полученную от ФАС России и ФГУ «Центр стандартизации, метрологии и сертификации РБ», заслушав пояснения участвующих в деле лиц, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» пришла к следующим выводам.
Частью 3 статьи 1 Закона о торговле определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Подпунктом к) пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, запрещается навязывать контрагенту иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" настоящего пункта.
Согласно разъяснениям ФАС России, направленным в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан письмом от 10.02.2011 № АК/4151, включение ЗАО «ТАНДЕР» в договоры поставки условий о прохождении верификации не может быть квалифицировано по пункту 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле по следующим основаниям.
Пункт 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле предусматривает исчерпывающий перечень условий, навязывание которых запрещено. Подпункты «а»-«и» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле не предусматривают запрет навязывания условий по прохождению верификации. Подпункт «к» запрещает навязывание условий, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами «а»-«и». Условие о верификации не содержит существенных признаков условий, предусмотренных подпунктами «а»-«и» настоящего пункта.
В случае, если требование о верификации предъявляется не ко всем поставщикам, действия ЗАО «Тандер» могут быть квалифицированы по пункту 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле (создание дискриминационных условий). Если за отсутствие верификации к поставщикам применяются различные штрафы, действия также могут быть квалифицированы как дискриминация.
Также ФАС России указано, что действия ЗАО «ТАНДЕР» по включению в договоры поставки условий по прохождению верификации только в конкретных лабораториях, при возможности осуществлять верификацию в иных лабораториях по выбору поставщика могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства.
Исходя из вышеизложенного, учитывая мнение ФАС России, Комиссия пришла к выводу, что действия ЗАО «Тандер» не могут быть квалифицированы по пункту 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле (создание дискриминационных условий), так как договоры поставки являются типовыми, содержат одинаковые условия для всех поставщиков. Согласно представленным в ходе рассмотрения дела пояснениям поставщиком – ЗАО «Аллат», никаких дополнительных расходов по прохождению процедуры верификации данное предприятие не несет, включение условия о верификации навязыванием невыгодных условий договора или дискриминацией не считает.
Так как ЗАО «Аллат» пояснило, что штрих-кодирование товара осуществляется в отношении всего производимого товара, а также учитывая, что членство в Ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» получено «Уфамолзавод» в 2002 году, т.е. задолго до заключения договора поставки № УфФ-5/358/09 от 28.07.2009 с ЗАО «ТАНДЕР», пункты 6.6 указанного договора поставки и пункты 6.1, 6.2, 6.7, 6.8 и 6.9 Приложения № 4 прав ЗАО «Аллат» не нарушают и не являются навязыванием невыгодных условий договора.
В соответствии с информацией от 13.12.2010 № 5/1-12/2665, представленной ФГУ «Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан», на территории Республики Башкортостан нет аккредитованных лабораторий для проведения работ по проверке упаковки товара на предмет считывания штрих-кода. Учитывая пояснения ЗАО «Аллат» о том, что товар поставляется напрямую в магазины «Магнит», процедуру верификации, предусмотренную условиями договора поставки № УфФ-5/358/09 от 28.07.2009, ЗАО «Аллат» фактически не проходит, действия ЗАО «ТАНДЕР» по включению в указанный договор поставки условия по прохождению верификации в конкретных лабораториях (п.п.6.3, 6.4 Приложения № 4 к договору поставки) нарушением антимонопольного законодательства не являются.
Кроме того, ФАС России в письме от 15.07.2010г. №ИА/22313 «О разъяснении части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» разъяснила, что навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Навязыванием контрагенту условий договора является направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.
По мнению ФАС России, добровольное включение сторонами условий договора, не является нарушением запрета, установленного частью 1 статьи 13 Закона о торговле.
Исходя из вышеизложенного, учитывая мнение поставщика – ЗАО «Аллат» и разъяснения ФАС России, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ЗАО «ТАНДЕР» признаков нарушения подпункта к) пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, и статьями 13, 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Рассмотрение дела в отношении ЗАО «ТАНДЕР» в лице филиала в городе Уфа Республики Башкортостан ЗАО «ТАНДЕР» прекратить в связи с отсутствием нарушения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны