Решение б/н Решение и предписание по делу №А-74/14-11 в отношении ООО “В... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
08.06.2011г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95

Резулятивная часть объявлена 25 мая 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 08 июня 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Башкортостанского УФАС России) в составе <…>, <…>, <…>, <…>, при участии: от ОАО “Сбербанк России” Сибайское отделение № 7760 <…>, от ООО “Водоканал” <…>, рассмотрев дело № А-74/14-11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью “Водоканал” (453634, Республика Башкортостан, Баймакский район, г.Баймак, ул.Революционная, д.25) пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, выразившегося в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № А-74/14-11 послужила жалоба Сибайского отделения № 7760 ОАО “Сбербанк России” на неправомерные действия хозяйствующего субъекта – ООО “Водоканал” г.Баймак.
Как сообщает в своей жалобе заявитель, в нарушение пункта 38 “Правил предоставления коммунальных услуг гражданам”, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, в квитанциях на оплату коммунальных услуг ООО “Водоканал” г.Баймак содержатся ложные, искаженные сведения, а именно: некорректная по содержанию информационная строка на лицевой стороне, в нижнем поле квитанции: “…Не платите в кассы Сбербанка – зачисление этих платежей на Ваш лицевой счет не гарантируется…”, которые, безусловно, приносят убытки ОАО “Сбербанк”, наносят ущерб его деловой репутации.
По мнению заявителя, констатируя значительные масштабы указанной незаконной практики оформления квитанций на оплату коммунальных услуг, ее продолжительность по времени (длящийся характер правонарушения), обоснованным представляется вывод о том, что неправомерные действия ООО “Водоканал” г.Баймак в данном случае грубо нарушают законные интересы добросовестного участника хозяйственных отношений – ОАО “Сбербанк России”.
Заявитель просит привлечь к ответственности ООО “Баймакский водоканал”.
К жалобе были приложены две копии квитанции на оплату коммунальных услуг ООО “Водоканал” абонентов <…>, <…>.
Анализ представленных материалов выявил наличие в действиях ООО “Водоканал” признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, а именно: распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 усматриваются в следующем. Включение в квитанции на оплату коммунальных услуг ложных, искаженных сведений, а именно: некорректной по содержанию информационной строки на лицевой стороне, в нижнем поле квитанции: “…Не платите в кассы Сбербанка – зачисление этих платежей на Ваш лицевой счет не гарантируется…”, наносит ущерб деловой репутации ОАО “Сбербанк” и приносят организации убытки.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального Закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" было принято решение о создании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и возбуждении дела по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ООО “Водоканал” в части распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (приказ № 125 от 29.04.2011).
Определением о назначении дела № А-74/14-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 29 апреля 2011 года у всех лиц, участвующих в деле, были запрошены необходимые документы и информация.
Комиссия Башкортостанского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, выслушав заявленные сторонами доводы, установила следующее.
Позиция ООО “Водоканал” по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства изложена в письме, представленном в Управление (вх.№ 5246 от 10.05.2011). По мнению ООО “Водоканал”, начиная с января 2011 года отделением Сбербанка РФ № 7760, который находится в г. Баймак, принимались платежи от населения (физических лиц) за услуги водоснабжения. Далее банком не были переданы в адрес ООО “Водоканал” оплаченные населением счета в части “Извещение”. Кроме того, в нарушение “Положения о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации”(утв.ЦБ РФ 01.04.2003 № 222-П, в ред. от 26.08.2009) во множестве платежных поручений, выданных отделением Сбербанка РФ № 7760, не было указано никакой информации о плательщике (адрес, ФИО), которая позволила бы идентифицировать платеж (нарушение гл.№ 1 “Условий осуществления безналичных расчетов физическими лицами”). Данные нарушения привели к тому, что на сегодняшний день невыясненными остаются платежи, поступившие от отделения Сбербанка РФ № 7760: п/п № 2506, 2507, 2508, 2509, 2510, 2511, 2512 от 31.01.2011, № 3013 от 01.02.2011, № 1528 от 16.02.2011, № 3569 от 18.02.2011, № 4548 от 21.02.2011, № 4164 от 09.03.2011. В данных платежных поручениях невозможно определить, от кого поступила оплата за услуги водоснабжения (данные платежные поручения приложены).
По мнению ООО “Водоканал”, указанные в счетах примечания были направлены на информирование населения о возможности возникновения подобных проблем, данное примечание носило рекомендательный характер и ни в коей мере не было направлено на причинение ущерба Отделению Сбербанка РФ № 7760. Под выражением “зачисление на Ваш лицевой счет не гарантируется” понималась невозможность учесть на лицевом счету абонента подобные платежи. ООО “Водоканал” считает, что указало только на те факты, которые имели место быть. Кроме того, по мнению ООО “Водоканал”, Отделение Сбербанка РФ №7760 своими действиями причинил прямой ущерб их организации.
Также ООО “Водоканал” представило реестр потребителей, которым были направлены счета с указанным примечанием (около 1400 потребителей).
По информации, представленной на заседании ОАО “Сбербанк” (исх.№ 15-13/1447 от 25.05.2011), в рамках осуществляемых операций по приему и перечислению платежей в пользу юридических лиц Сибайское отделение № 7760 ОАО “Сбербанк России” осуществляет прием платежей на основании платежного документа юридического лица и осуществляет перечисление платежей на его счет. ООО “Баймакский водоканал” в феврале-марте 2011 года включал в платежные документы плательщиков информационную строку “…Не платите в кассы Сбербанка – зачисление этих платежей на Ваш лицевой счет не гарантируется…”. Данными противоправными действиями был причинен ущерб деловой репутации банка. Так, ООО “Баймакский водоканал” ограничил действия клиентов в выборе финансово-кредитной организации для совершения оплаты за предоставленные им услуги.
Для обоснования причиненных убытков Сибайское отделение № 7760 ОАО “Сбербанк России” привело сравнительный анализ количества платежей и сумм поступивших средств от населения за период с ноября по декабрь 2010 года и за февраль-март 2011 года.
На заседании Комиссии представители Сибайского отделения № 7760 ОАО “Сбербанк России” и ООО “Водоканал” поддержали позицию, изложенную в заявлении и письмах.
Изучив все представленные документы и материалы, в том числе материалы, представленные Сибайским отделением № 7760 ОАО “Сбербанк России” и ООО “Водоканал”, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам:
По информации, представленной ОАО “Сбербанк России”, данная организация поставлена на учет в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации 13 июня 2001 года в налоговом органе по месту нахождения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 50 по г.Москве, ОГРН 1027700132195. ИНН 7707083893, КПП 775001001.
ООО “Водоканал” поставлено на учет в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации 02 июля 2008 года в налоговом органе по месту нахождения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 37 по Республике Башкортостан (территориальный участок по г.Баймаку и Баймакскому району Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 37 по Республике Башкортостан, 0254), ОГРН 1080267001473, ИНН 0254011302, КПП 025401001.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ “О защите конкуренции” под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо наличие совокупности следующих условий:
1)ответчик и другие хозяйствующие субъекты должны быть конкурентами, то есть активно присутствовать в одном сегменте товарного рынка.
Товарный рынок представляет собой сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя их экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Федерального закона “О защите конкуренции”).
ОАО “Сбербанк России” (Сибайское отделение № 7760), согласно Устава ОАО “Сбербанк России” (новой редакции), утвержденного годовым общим собранием акционеров (протокол № 23 от 04 июня 2010 года), осуществляет банковские операции и сделки, в том числе принимает платежи за коммунальные услуги в г. Баймаке и Баймакском районе Республики Башкортостан.
Предметом деятельности ООО “Водоканал” согласно Устава (в новой редакции, протокол собрания от 05.06.2010) является распределение воды и другие виды деятельности, в том числе сбор платежей за коммунальные услуги в г.Баймаке и Баймакском районе Республики Башкортостан. Таким образом, и ОАО “Сбербанк России” (Сибайское отделение № 7760), и ООО “Водоканал” действуют на рынке приема платежей за коммунальные услуги в г.Баймаке и Баймакском районе Республики Башкортостан, то есть активно присутствуют в одном сегменте товарного рынка и, следовательно, являются конкурентами.
2) действия ответчика причинили или могли причинить убытки конкурентам либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации.
Как видно из обращения заявителя, включение ООО “Водоканал” в платежные документы плательщиков информационной строки “…Не платите в кассы Сбербанка – зачисление этих платежей на Ваш лицевой счет не гарантируется…” причинило ущерб деловой репутации банка и ограничило действия клиентов в выборе финансово-кредитной организации для совершения оплаты за предоставленные им услуги. По мнению Сибайского отделения №7760 ОАО “Сбербанк России”, за период февраль-март 2011 года (по сравнению с предшествующим периодом) потерял не только значительное число постоянных клиентов (23%), но и не получил комиссионные доходы от предоставляемых услуг по приему платежей (24%).
ООО “Водоканал” представило реестр потребителей, которым были направлены счета с указанным примечанием (около 1400 потребителей, список имеется в материалах дела).
Таким образом, Сибайское отделение № 7760 ОАО “Сбербанк России” за период февраль-март 2011 года несло убытки в виде упущенной выгоды.
3) своими действиями ответчик нарушил соответствующие нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.
По мнению ООО “Водоканал”, из-за невозможности определить, от кого поступила оплата за услуги водоснабжения в платежных поручениях, была введена вышеназванная строка, которая носила рекомендательный характер и была направлена на информирование населения.
Комиссия Башкортостанского УФАС России установила, что данные действия ООО “Водоканал” являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона “О защите конкуренции” в части распространения неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту.
По мнению Комиссии, указанная информационная строка в квитанциях на оплату коммунальных услуг, направленная в адрес третьих лиц - потребителей, неправомерна.
С учетом вышеизложенного, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении ООО “Водоканал” не имеется.
Руководствуясь статьей 23, статьей 36, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения ООО “Водоканал” пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции" в части распространения ложных, неточных или искаженных сведений, что может причинить убытки Сибайскому отделению № 7760 ОАО “Сбербанк России” либо нанести ущерб его деловой репутации.
2. Выдать ООО “Водоканал” предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.
3. Передать материалы дела должностному лицу Башкортостанского УФАС России для привлечения ООО “Водоканал” к административной ответственности в соответствии со статьей 14.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ
08.06.2011г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95

Предписание оглашено 25 мая 2011 года.
В полном объеме изготовлено 08 июня 2011 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Башкортостанского УФАС России) в составе <…>, <…>, <…>, <…>, рассмотрев дело № А-74/14-11, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от №135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения от 25 мая (08 июня) 2011 года по делу № А-74/14-101 о нарушении ООО “Водоканал” (453634, Республика Башкортостан, г.Баймак, ул.Революционная, 25) пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО “Водоканал” прекратить нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Не допускать действия, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
3. О выполнении настоящего предписания ООО “Водоканал” сообщить в срок до 01 июля 2011 года, предоставив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан документы, подтверждающие его исполнение, а именно: копии квитанций на оплату коммунальных услуг, направленных в адрес потребителей г. Баймака и Баймакского района Республики Башкортостан, в которых информационная строка на лицевой стороне, в нижнем поле квитанции: “…Не платите в кассы Сбербанка – зачисление этих платежей на Ваш лицевой счет не гарантируется…” отсутствует.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны