Решение б/н Ненадлежащая реклама Магазина цветов от 19 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <>

(«магазин цветов»)

452740, Республика Башкортостан,

Благоварский район, с. Языково,

ул. Полевая,119

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

(по делу № 002/05/5-2223/2020)

19.10.2020 года

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев материалы о признаках нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

Башкортостанским УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе была выявлена информация следующего содержания: у нас самые низкие цены,

 

размещенная в виде плаката по адресу: РБ, Благоварский район, с. Языково, ул. Социалистическая 1/1, магазин цветов, напротив входа в магазин «Магнит» (акт осмотра наружной рекламы от 06.08.2020).

Исходя из объекта рекламирования, его расположения и места коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта, установлено, что рекламодателем является ИП <…>

Указанная информация имеет признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

14.08.2020 года УФАС по РБ вынесено определение о возбуждении дела № 002/05/5-2223/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 31.08.2020 года.

31.08.2020 года ИП <…> на рассмотрение дела не явилась. Почтовое уведомление о надлежащем извещении в Управление не вернулось. Комиссией принято решение рассмотрение дела № 002/05/5-2223/2020 отложить на 14.09.2020 года. Срок рассмотрения дела продлить.

14.09.2020г. ИП <…> на рассмотрение дела не явилась. Почтовое уведомление о надлежащем извещении в Управление не вернулось. На основании абз. 3 п. 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссией принято решение приостановить производство по делу с целью установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и направить запрос в управление по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан с целью установления фактического места жительства вышеуказанного лица.

25.09.2020г. от ИП <…> поступили письменные пояснения: «…Данная статья нарушена мною в связи с незнанием о нарушении. При изучении определения по делу от УФАС РБ нарушение мне понятно. Данную рекламу исключила…Все необходимые для рассмотрения данного дела документы предоставляю, кроме договоров на рекламу, в связи с тем, что договора не сохранились»(вх.№ 18258 от 25.09.2020г.).

05.10.2020 года Комиссией принято решение Рассмотрение дела № 002/05/5-2223/2020 возобновить. Назначить рассмотрение дела на 19.10.2020 года.

19.10.2020 года от ИП <…> поступило ходатайство о рассмотрении дела без её участия.

Ходатайство удовлетворено, дело рассмотрено в отсутствие ИП <…>

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что реклама: у нас самые низкие цены,

 

размещенная в виде плаката по адресу: РБ, Благоварский район, с. Языково, ул. Социалистическая 1/1, магазин цветов, напротив входа в магазин «Магнит» (акт осмотра наружной рекламы от 06.08.2020).

нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками: распространена наружным способом; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности (товар, реализуемый магазином «Цветы»); объектом рекламирования выступает товар (букеты, комнатные цветы, семена, земля и т.д.) реализуемые магазином «Цветы»; целью распространения рекламы является увеличение спроса на рекламируемый товар.

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

В рассматриваемой рекламе использовано утверждение «у нас самые низкие цены», которое в силу постановления Пленума должно приводиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Вместе с тем, рассматриваемая реклама, не сопровождается таким подтверждением.

Таким образом, указанная реклама нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

ИП <…> представлены письменные пояснения (вх. № 18258 от 25.09.2020) по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела: «данная статья нарушена мною в связи с незнанием о нарушении. При изучении определения по делу от УФАС по РБ нарушение мне понятно, данную рекламу исключила. Ранее за нарушения не привлекалась. Впредь обязуюсь исправить данное нарушение и не нарушать».

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, ИП <…> выступила рекламодателем данной рекламы, лицом, в чьих интересах было осуществлено распространение и размещение данной рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Согласно пункту 47 Правил при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.

Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <…>  не выдавать, так как ранее были представлены доказательства устранения правонарушения (вх. № 18258 от 25.09.2020).

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 19.10.2020 года.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу:

 

размещенную в виде плаката по адресу: РБ, Благоварский район, с. Языково, ул. Социалистическая 1/1, магазин цветов, напротив входа в магазин «Магнит» (акт осмотра наружной рекламы от 06.08.2020), ненадлежащей, поскольку она нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. В соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с тем, что на момент вынесения решения были представлены доказательства устранения правонарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <…>.

Решение изготовлено в полном объеме 22.10.2020 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны