Решение б/н решение от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ТО002/10/18.1-799/2024

06.05.2024 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии посредством ВКС:

представителя заявителя — 

представителя заказчика — 

при рассмотрении жалобы ООО «Аквамак-Процесинг» (далее - заявитель) вх.№ 6642/24 от 24.04.2024 на действия заказчика — АО «Башкиравтодор» при проведении закупки в форме открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материала вяжущего нефтяного битумного PG для нужд филиалов АО «Башкиравтодор» с начальной (максимальной) ценой договора в размере 212 950 000 рублей (извещение № 32413516572),

в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Башкортостанского УФАС России поступила жалоба ООО «Аквамак-Процесинг» вх.№ 6642/24 от 24.04.2024 на действия заказчика — АО «Башкиравтодор» при проведении закупки в форме открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материала вяжущего нефтяного битумного PG для нужд филиалов АО «Башкиравтодор» с начальной (максимальной) ценой договора в размере 212 950 000 рублей (извещение № 32413516572) (далее - закупка).

По мнению заявителя, заказчик не включил в закупочную документацию и проект договора условие о сроке оплаты поставленного товара — 30 рабочих дней со дня приемки, а предусмотрел 100% предварительную оплату в нарушение требования, установленного Положением о закупках.

Комиссия, рассмотрев материалы жалобы, а также документы, представленные заказчиком, пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

17.04.2024 заказчиком на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ размещено извещение № 32413516572 о проведении закупки.

Дата начала подачи заявок: 17.04.2024.

Дата окончания приема заявок: 27.04.2024.

В силу п.17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках от 16.05.2018, жалобы участников закупки на действия (бездействия) заказчика подлежат рассмотрению в процедуре, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, по основаниям, которые установлены частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно п.4.2 ч.1 ст.23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов (закупки). Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, которая регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в силу закона, но не определяет основания обращения в антимонопольный орган. Эти основания закреплены ч.10 ст.3 Закона о закупках.

Следовательно, правовое значение при определении полномочий антимонопольного органа в процедуре обжалования действий (бездействий) заказчика имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушения процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.

Учитывая изложенное, в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых предусмотрен ч.10 ст.3 Закона о закупках.

В соответствии с ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ закреплены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, которыми должны руководствоваться заказчики, в частности: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В п.2.3.1 Положения о закупках АО «Башкиравтодор», утвержденного Советом директоров АО «Башкиравтодор», протокол № 21 от 25.09.2023, указано, что критерии допуска и оценки формируются исходя из требований заказчика к участнику закупки, к продукции, к условиям договора и иных требований.

В п.п.9 п.2.3.3 Положения о закупках установлен критерий оценки и сопоставления заявок: сроки (периоды) поставки товара. Значимость критериев и порядок оценки заявок указываются в документации о закупке.

Соответственного, заказчик вправе оценивать заявки участников на основании условий, указанных в Положении о закупке.

П.4 проекта закупочной документации установлена 100% предоплата. Предоплата производится согласно счета, предоставленного на основании письменной заявки заказчика, путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика либо иными способами расчета, не противоречащими законодательству РФ.

В соответствии с п.10.2.4.1. Положения о закупках общий срок оплаты поставленных товаров по договору (отдельному этапу договора), указанных в Приложении № 1, заключенному с поставщиком, составляет 30 рабочих дней со дня подписания заказчиком документов о приемке товаров по договору (отдельному этапу договора).

Вместе с тем в Положении о закупках не установлено обязательное условие по сроку оплаты поставленных товаров 30 рабочих дней со дня подписания заказчиком документов о приемке товаров по договору.

Следовательно, Заказчик вправе установить любые сроки оплаты поставляемого товара, в том числе и по 100 % предоплате, что не нарушает права участников закупки.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.10.2017 № 305-КГ17-8138 по делу № А40-93344/2016, в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона № 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона № 135-ФЗ), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

Таким образом, довод заявителя признается необоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, жалоба ООО «Аквамак-Процесинг» признается Комиссией необоснованной.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Аквамак-Процесинг» вх.№ 6642/24 от 24.04.2024 на действия заказчика — АО «Башкиравтодор» при проведении закупки в форме открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материала вяжущего нефтяного битумного PG для нужд филиалов АО «Башкиравтодор» с начальной (максимальной) ценой договора в размере 212 950 000 рублей (извещение № 32413516572) необоснованной.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

   

 

Примечание: В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны