Решение б/н Ненадлежащая реклама: «Займы под залог ПТС, бытовой техники»... от 10 марта 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Ломбард Доверие»
453100, РБ, г.Стерлитамак, ул.Артема,
д.69, кв.44
Заявитель:
Прокуратура г.Стерлитамака
453124, г.Стерлитамак, ул.К.Маркса, 107
РЕШЕНИЕ
(по делу № ТО002/05/7-261/2020)
10.03.2020г. |
г. Уфа, ул. Пушкина, 95 |
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<…> – заместитель руководителя –начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Члены Комиссии:
<…> –заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
<…> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
рассмотрев материалы дела №ТО002/05/7-261/2020, поступившие от Прокуратуры г.Стерлитамака (исх.№47-2020 от 29.01.2020)(вх.№1780 от 04.02.2020) по признакам нарушения закона о рекламе, а именно рекламу: «Займы под залог ПТС, бытовой техники», «Процентные ставки по займам • заем под залог ПТС(автомобиль остается в пользовании клиента-от 0,17 до 0,238% в день, оценка-до 60% от рыночной стоимости», размещенной в поисковой системе «2Гис» в г.Стерлитамаке,
в присутствии: директора ООО «Ломбард Доверие»- <…> (приказ№1 от 28.10.2015г.);
в отсутствии: представителя Прокуратуры г.Стерлитамака;
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 №649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступил административный материал в отношении должностного лица – директора ООО «Ломбард Доверие» - <…> от Прокуратуры г.Стерлитамака (исх.№47-2020 от 29.01.2020) (вх.№1780 от 04.02.2020) по исполнению законодательства о ломбардах в деятельности ООО «Ломбард Доверие»:
постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.01.2019 года; письмо директору ООО «Ломбард Доверие» <…> (исх.№18-2020 от 15.01.2020), ответ на запрос от ООО «Ломбард Доверие»(исх.№1 от 22.01.2020г.), акт осмотра Интернет-сайтов от 28.01.2020г., объяснение от 28.01.2020г., реестр заключенных в 2019 г.договоров займов под залог автомобиля, копия положения о ломбарде, копия договора №Д_58844 от 05.04.2018г., копия договора №2774 от 24.06.2019г., копия акта приема-передачи транспортного средства от 24.06.2019г.,копия договора №2817 от 09.08.2019г., копия акта приема-передачи транспортного средства от 09.08.2019г.
«…Установлено, что в поисковой системе «2Гис» в г.Стерлитамаке размещена реклама ООО «Ломбард Доверие», содержащая следующую информацию, адресованную неопределенному кругу и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке: «Займы под залог ПТС, бытовой техники», «Процентные ставки по займам • заем под залог ПТС(автомобиль остается в пользовании клиента-от 0,17 до 0,238% в день, оценка-до 60% от рыночной стоимости».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ от 13.06.2012(далее Закон о рекламе, ФЗ «О рекламе») реклама-информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно статье 3 Закона о рекламе объектом рекламирования рассматриваемой рекламной информации являются финансовые услуги, осуществляемые ООО «Ломбард Доверие».
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается.
На оснований того, что ООО «Ломбард Доверие» является специализированной коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является представление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей, действующей на основании Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах»(далее-Закона «О ломбардах», в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранение вещей, а также оказание консультативных и информационных услуг.
Таким образом, ломбард не может предоставить займы по залог ПТС в силу ограничений, установленных частью 4 статьи 2 Закона «О ломбардах».
Данная реклама является ненадлежащей (недостоверной), не соответствующей требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку содержит не соответствующие действительности сведения.
В силу п.7 ст.7 Закона о рекламе не допускается, в частности, реклама товаров, на производство и(или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В силу части 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по оказанию банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В соответствий с пунктом 1 «Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утвержденного Приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23.06.2005, паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношений объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, и при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Следовательно, вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, так как содержит не соответствующие действительности сведения о предмете залога.
ООО «Ломбард Доверие» не может предоставлять займы под залог ПТС в силу ограничений, установленных частью 4 статьи 2 Закона «О ломбардах».
На оснований изложенного, в рекламе ООО «Ломбард Довеие» имеются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 13 статьи 28 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 и п.2 части 3 статьи 5 Закона несет рекламодатель, за нарушение части 7 статьи 7 и части 13 статьи 28 Закона ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.
18.02.2020г. представитель прокуратуры г.Стерлитамака и представитель ООО «Ломбард Доверие» на рассмотрение дела не явились. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ООО «Ломбард Доверие» в Управление не вернулось.
Комиссией принято решение: рассмотрение дела отложить на другую дату. Срок рассмотрения дела продлить.
10.03.2020г. на заседании Комиссии присутствует директор ООО «Ломбард Доверие»- <…> Представитель Прокуратуры г.Стерлитамака на рассмотрение дела не явился.
От директора ООО «Ломбард Доверие» представлены письменные пояснения: «ООО «Ломбард Доверие» включено в государственный реестр ломбардов Банка России №9494. Действительно в поисковой системы 2ГИС в г.Стерлитамаке размещена реклама ООО «Ломбард Доверие», содержат следующую информацию: Заимы под залог ПТС. На период проверки прокуратуры г.Стерлитамака, займы под залог ПТС не выдавались, наша вина в том, что в поисковой системе 2 ГИС мы своевременно не скорректировали условия выдачи займов. По предоставлению прокуратуры г.Стерлитамака №46-2020 от 28.01.2020г. нами было принято следующее: 1)Представление рассмотрено в коллективе общества. 2) В поисковой системе «2ГИС» в г.Стерлитамак провели корректировку в рекламе, а именно исключили слова «под залог ПТС» 3)За ненадлежащее отношение к должностным обязанностям менеджеру ООО «Ломбард Доверие» <…> объявлен выговор(копия приказа прилагается) 4)В ходе проведенного совещания рассмотрены вопросы о недопущении впредь подобных нарушений законодательства о ломбардах и рекламе». Прилагаются документы: копия приказа №1 от 28.10.2015г., копия решения №1 от 28.10.2015г., копия приказа(распоряжение) о дисциплинарном взыскании, копия платежного поручения №42 от 13.05.2019г., копия платежного поручения №91 от 07.08.2019г., копия платежного поручения №160 от 07.11.2019г., копия платежного поручения №19 от 10.02.2020г., копия договора №Д_58844, копия бланка заказа №БЗ_54-54-1207933 от 05.04.2019г., копия счет-фактуры №612 от 28.02.2019г., скриншоты поисковой системы «2Гис» (вх.№4224 от 10.03.2020г.)
Анализ материалов дела показал, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступил административный материал в отношении должностного лица – директора ООО «Ломбард Доверие» - <…> от Прокуратуры г.Стерлитамака (исх.№47-2020 от 29.01.2020) (вх.№1780 от 04.02.2020) по исполнению законодательства о ломбардах в деятельности ООО «Ломбард Доверие»:
постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.01.2019 года; письмо директору ООО «Ломбард Доверие» <…> (исх.№1 от 22.01.2020г.), акт осмотра Интернет-сайтов от 28.01.2020г., объяснение от 28.01.2020г., реестр заключенных в 2019 г.договоров займов под залог автомобиля, копия положения о ломбарде, копия договора №Д_58844 от 05.04.2018г., копия договора №2774 от 24.06.2019г., копия акта приема-передачи транспортного средства от 24.06.2019г.,копия договора №2817 от 09.08.2019г., копия акта приема-передачи транспортного средства от 09.08.2019г.
Согласно имеющейся в деле информации от Прокуратуры г.Стерлитамака: «…Установлено, что в поисковой системе «2Гис» в г.Стерлитамаке размещена реклама ООО «Ломбард Доверие», содержащая следующую информацию, адресованную неопределенному кругу и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке: «Займы под залог ПТС, бытовой техники», «Процентные ставки по займам • заем под залог ПТС(автомобиль остается в пользовании клиента-от 0,17 до 0,238% в день, оценка-до 60% от рыночной стоимости».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ от 13.06.2012(далее Закон о рекламе, ФЗ «О рекламе») реклама-информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно статье 3 Закона о рекламе объектом рекламирования рассматриваемой рекламной информации являются финансовые услуги, осуществляемые ООО «Ломбард Доверие».
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается.
На оснований того, что ООО «Ломбард Доверие» является специализированной коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является представление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей, действующей на основании Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах»(далее-Закона «О ломбардах», в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранение вещей, а также оказание консультативных и информационных услуг.
Таким образом, ломбард не может предоставить займы по залог ПТС в силу ограничений, установленных частью 4 статьи 2 Закона «О ломбардах».
Данная реклама является ненадлежащей(недостоверной), не соответствующей требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку содержит не соответствующие действительности сведения.
В силу п.7 ст.7 Закона о рекламе не допускается, в частности, реклама товаров, на производство и(или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В силу части 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по оказанию банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В соответствий с пунктом 1 «Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утвержденного Приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23.06.2005, паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношений объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, и при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Следовательно, вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, так как содержит не соответствующие действительности сведения о предмете залога.
ООО «Ломбард Доверие» не может предоставлять займы под залог ПТС в силу ограничений, установленных частью 4 статьи 2 Закона «О ломбардах».
На оснований изложенного, в рекламе ООО «Ломбард Доверие» имеются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 13 статьи 28 Закона о рекламе» (вх.№1780 от 04.02.2020).
Согласно имеющейся в деле информации от директора ООО «Ломбард Доверие» <…>: «ООО «Ломбард Доверие» включено в государственный реестр ломбардов Банка России №9494. Действительно в поисковой системы 2ГИС в г.Стерлитамаке размещена реклама ООО «Ломбард Доверие», содержат следующую информацию: Займы под залог ПТС. На период проверки прокуратуры г.Стерлитамака, займы под залог ПТС не выдавались, наша вина в том, что в поисковой системе 2 ГИС мы своевременно не скорректировали условия выдачи займов. По предоставлению прокуратуры г.Стерлитамака №46-2020 от 28.01.2020г. нами было принято следующее: 1)Представление рассмотрено в коллективе общества. 2) В поисковой системе «2ГИС» в г.Стерлитамак провели корректировку в рекламе, а именно исключили слова «под залог ПТС» 3)За ненадлежащее отношение к должностным обязанностям менеджеру ООО «Ломбард Доверие» <…> объявлен выговор(копия приказа прилагается) 4)В ходе проведенного совещания рассмотрены вопросы о недопущении впредь подобных нарушений законодательства о ломбардах и рекламе» (вх.№4224 от 10.03.2020г.)
По состоянию на 10.03.2020г. ООО «Ломбард Доверие» включен в реестр ломбардов Центрального Банка РФ.
Комиссией принято решение признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей части 7 статьи 5, п.2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Исключить ч.7 статьи 7 и ч.13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, т.к. представлены скриншоты поисковой системы «2Гис»(вх.№4224 от 10.03.2020г.), не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «Ломбард «Доверие », так как административный материал был получен от прокуратуры г.Стерлитамака.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 10.03.2020г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу: «Займы под залог ПТС, бытовой техники», «Процентные ставки по займам • заем под залог ПТС(автомобиль остается в пользовании клиента- от 0,17 до 0,238% в день, оценка-до 60% от рыночной стоимости», размещенной в поисковой системе «2Гис» в г.Стерлитамаке, рекламодатель – ООО «Ломбард Доверие», так как она нарушает часть 7 статьи 5 и п.2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2.В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, т.к. были представлены скриншоты поисковой системы «2Гис»(вх.№4224 от 10.03.2020г.).
3. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ломбард Доверие» так как административный материал был получен от прокуратуры г.Стерлитамака.
Решение изготовлено в полном объеме 12.03.2020г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
<…>
<…> <…> |
|
|