Решение б/н Решение по делу №Р-003-11 в отношении ООО "Центр рекламы" от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ
(по делу №Р-003-11)
20.05.2011г. г.Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе <…>, <…>, <…>, рассмотрев, в присутствии представителя по доверенности от ООО "Центр рекламы" <…> (доверенность от 29.10.2010г.), дело №Р-003-11 по обращению Государственного комитета Республики Башкортостан, по торговле и защите прав потребителей (вх. № 12490 от 22.12.2010г.), а именно рекламу ООО "Центр рекламы" (ул. Р, Зорге д. 12/2),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение к приказу ФАС России от 15.12.2006 №324) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
18.01.2011г. по обращению Государственного комитета РБ по торговле и защите прав потребителей (вх. №12490 от 22.12.2010г.) возбуждено дело №Р-003-11 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (исх. №6197 от 18.01.2011г.) в отношении ООО "Центр рекламы". Согласно поступившего обращения, специалистами Госкомитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей проведен мониторинг акции, действовавшей в период с 6 по 15 декабря 2010 года. Согласно рекламному баннеру, размещенному на остановке общественного транспорта "Округ Галле", 6-15 декабря в магазинах "Корпорация"Центр" ООО "Центр рекламы"( ул. Р, Зорге д.12/2), действует 35% скидка на всю бытовую электротехнику", а так же на центральных каналах телевидения ежедневно в указанный период демонстрировался рекламный ролик аналогичного содержания. Кроме того, в телерекламе звучал речевой слоган: "Условий лучше не будет!" Учитывая, что потребители воспринимают рекламу буквально, для подтверждения ее достоверности 09.12.2010 года в присутствии <…> проведено разбирательство, в ходе которого установлено, что на товары, продаваемые в магазине, действуют две цены одновременно- цена на товары, реализуемые в рассрочку (каталожная цена), и цена со скидкой по акции. При этом выяснилось, что аналогичные акции проводятся не прерывно, с 1 по 5 декабря, с 6 по 15 декабря, с 16 по 31 декабря 2010 года.
Специалистами Государственного комитета РБ по торговле и защите прав потребителей установлено, что рекламные заявления недостоверны и вводят потребителя в заблуждение. Скидка рассчитывается от каталожной цены, которая действует только на товары, реализуемые в рассрочку (соответственно формуле "Цена в рассрочку- 35% = розничная цена со скидкой наличный расчет"), в действительности, товары по каталожной цене, не реализуется за наличный расчет, при этом скидка распространяется не на все товары. Таким образом, можно придти к выводу, что скидок не существует, а акция по продаже товаров со скидкой в 35% фиктивна. В рекламе компании не указывается информация о том, что скидка не действует на товары со специальной ценой (минимальная розничная цена, установленная заводом – изготовителем), и от какой цены она рассчитывается. При анализе цен на бытовую технику, реализуемую другими магазинами, установлено, что стоимость товаров в ООО "Центр рекламы" без скидок (цена в рассрочку, или цена по каталогу) превышает среднестатистическую на 40-50%, а рассрочка по своей сути является приобретением потребителями товара в кредит. Заявленная предприятием цена со скидкой в ООО "Центр рекламы" на ряд товаров выше, чем в аналогичных магазинах. Например, стоимость ноутбука Асеr E –Machines G525-902G116MI в ООО "Центр рекламы"- 18357 руб., а в магазине "НоутбукУфа.Ру"- 16493 руб., холодильник "ВЕКО" СSK 34000-16897 руб.; а в сети "Техно"-13490.; морозильник LIEBHERR G 1221-12500 руб.; а в магазинах группы компаний "Атлант" - 9990 руб. Информация в телевизионной рекламе в период с 6 по 15 декабря 2010 года о том, что" Условий лучше не будет!" также не соответствует действительности, поскольку с 16 по 31 декабря 2010 года по условиям акции скидка на бытовую электронику устанавливается уже до 50%. Также установлено, что в магазине проводится еще акция "Увидите дешевле - мы снизим цену специально для Вас!" Однако воспользоваться этим предложением потребители могут только до момента покупки товара. Существует и другие условия, например товары должны быть выставлены на витринах конкурентов, для уменьшения цены требуется согласование с головной организацией в Ижевске. А товары, реализуемые в специализированных магазинах ( "Евросеть", "Связной" и др.), в эту акцию не попадают" ( ул. Р, Зорге 12/2 ).
Таким образом, данная реклама имеет признаки нарушения п.4 ч.3 ст. 5 и ч.7 ст.5, в части того, что:
недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведенья: о стоимости или цене товара , порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных п.4 частью 3, 7 статьи 5, указанного закона несет рекламодатель.
08.02.2011г. представитель "Корпорация центр" ООО "Центр рекламы" на заседание Комиссии не явился. Почтовое уведомление о своевременном уведомлении "Корпорация центр" ООО "Центр рекламы" о времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
21.02.2011г. на заседание Комиссии присутствовал представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей по доверенности № ГД 3/2010 от 28.12.2010г. <…>. Представитель "Корпорация центр" ООО "Центр рекламы" на заседание Комиссии не явился. Уведомлен надлежащим образом.
21.02.2011г. в управление от ООО "Центр рекламы" поступили следующие документы (вх. №1791 от 21.02.2011г.): копия Решения №1 о создании ООО "Центр рекламы" от 12.02.2009г., копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе ООО "Центр рекламы", копия доверенности от ООО "Центр рекламы" <…>, копия Устава ООО "Центр рекламы".
11.03.2011г. на рассмотрении данного дела присутствовал представитель по доверенности от ООО "Центр рекламы" <…> (доверенность от 29.10.2010г.). Данным представителем по доверенности представлены объяснения (вх. №2530 от 11.03.2011г.) о том, что в магазине ООО "Центр рекламы" на продаваемый товар указана его каталожная цена, которая установлена в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ. В соответствии с рекламной акцией на данный товар может быть предоставлена скидка до 35 либо до 50 процентов. Как видно из текста рекламы процент скидки имеет ограничение по своему максимальному, но не минимальному значению. Таким образом, на товар может установлена скидка меньше чем 35, либо 50 процентов, что для адекватного потребителя ясно видно из текста рекламы. Цена со скидкой так же указана на ценниках товара для удобства потребителя. Так же в магазине действует возможность приобретения товара в рассрочку. Однако, это никак не взаимосвязано с рекламной акцией, указанной в определении. Акция о предоставлении скидки на товары при обнаружении цены ниже так же никак не связана с рекламной акцией, послужившей поводом для разбирательства. При ознакомлении потребителя с условиями данной акции, он получает всю необходимую информацию, в том числе об исключениях из правил проведения акции. ООО "Центр рекламы" не располагает какими-либо документами по размещению рекламы "Корпорации "Центр" в связи с тем, что не является рекламодателем данной рекламы.
Представителем по доверенности от ООО "Центр рекламы" <…> на заседании Комиссии 11.03.2011г. заявлено устное ходатайство об отложении рассмотрения данного дела на другой срок, в связи с необходимостью ознакомления с материалами по делу №Р-003-11. Ходатайство удовлетворено (Протокол заседания Комиссии Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела №Р-003-11 по признакам нарушения законодательства о рекламе от 11 марта 2011 года).
В связи с необходимость установления факта размещения рекламы Корпорация центр на телеканалах, транслируемых в Республике Башкортостан в декабре 2010 года и в январе 2011г., управлением направлены запросы информации в филиал ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания ГТРК "Башкортостан" (г.Уфа, ул.М.Гафури, 91), а так же в ГУП ТРК "Башкортостан РБ (г.Уфа, ул.Гафури, 91).
18.03.2011г. по факсу, 21.03.2011г. по почте в управление поступил ответ филиала ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания ГТРК "Башкортостан" (г.Уфа, ул.М.Гафури, 91) о том, что в связи с необходимостью получения дополнительной информации о рекламном ролике и документов на размещение рекламы со стороны головного предприятия ВГТРК просьба продлить сроки предоставления документов согласно запроса Башкортостанского УФАС России.
22.03.2011г. вх. №2932 получен ответ от ГУП ТРК "Башкортостан РБ (г.Уфа, ул.Гафури, 91) о том, что канал "Россия 1" не принадлежит ГУП ТРК "Башкортостан" РБ, вследствие чего запрашиваемые документы не могут быть представлены. Таким образом, по состоянию на 22.03.2011г., информация о размещении рекламы Корпорации Центр на телевидении в управление не представлена.
Анализ представленной информации по делу №Р-003-11 показал, что согласно объяснений, представленных представителем ООО "Центр рекламы" (вх. №2530 от 11.03.2011г.), данное юридическое лицо не является рекламодателем вышеуказанной наружной рекламы, и не располагает какими-либо документами по размещению данной рекламы Корпорации Центр.
22.03.2011г. вынесено определение о приостановлении производства по делу №Р-003-11 (исх. №62370 от 24.03.2011г.) в связи с необходимостью установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе. Направлены запросы информации Рекламному агентству "ОРИОН" (ООО "Студия "Эго-дизайн"), а так же филиалу ФГУП "ВГТРК ГТРК "Башкортостан".
В связи с получением запрошенной информации и документов по данному вопросу, основания для дальнейшего приостановления производства по делу отсутствуют.
На заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 13.05.2011г. установлено, что согласно представленной информации рекламораспространителя ООО "Студия "Эго-дизайн" (рекламное агентство "Орион"), а именно согласно договора №19-Н от 01.04.2010г., рекламодателем рекламы о действии 35% скидки на всю бытовую технику на рекламной установке Э-25, размещенной на остановке Округ Галле в городе Уфе, является ООО "Центр рекламы". ООО "Студия "Эго-дизайн" представлены следующие документы (вх. №3372 от 30.03.2011г.): копия договора №19-Н от 01.04.2010г., макеты рекламы, размещенной на РУ №Э-25 в период с 01.11.2010г. по 31.01.2011г., счет №3712-ЭД от 22.10.2010г.; счет №3779-ЭД от 19.11.2010г.; счет №3821-ЭД от 06.12.2010г.
Так же, в управление поступила информация от ФГУП "ВГТРК" (вх. №3220 от 28.03.2011г.) и филиала ФГУП "ВГТРК" (ГТРК "Башкортостан" (вх. №4421 от 19.04.2011г.), согласно которой в соответствии с договором №РР-101215-001Р от 15.12.2010г. рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Рекламное агентство "Корпорация Центр".
13.05.2011г. вынесено определение об отложении рассмотрения дела №Р-003-11 (исх. №64264 от 13.05.2011г.) в связи с необходимостью запроса дополнительной информации у рекламораспространителя ООО "Студия "Эго-дизайн". Назначена дата – 20 мая 2011 в 11 часов 30 минут.
13.05.2011г. направлен запрос ООО "Студия "Эго-дизайн". 18.05.2011г. в управление поступил ответ от ООО "Студия "Эго-дизайн" (вх. №5663 от 18.05.2011г.) о том, что соотношение пометки "Скидки на спеццены и рассрочку не распространяются. Подробности акции у продавцов" по отношению к общей площади рекламного баннера, при фактическом размещении данной рекламы, занимает 0, 43%
20.05.2011г. присутствовал представитель по доверенности от ООО "Центр рекламы" <…> (доверенность от 29.10.2010г.). Представитель заявителя не присутствовал (уведомлен надлежащим образом).
Анализ материалов дела №Р-003-11 показал следующее.
1. Согласно информации, представленной ФГУП "ВГТРК" (вх. №3220 от 28.03.2011г.), а так же информации, представленной филиалом ФГУП "ВГТРК (ГТРК "Башкортостан") (вх. №4421 от 19.04.2011г.) следует, что рекламодателем рекламы "Корпорация центр" является ООО "Рекламное агентство "Корпорация Центр" (договор №РР-101215-001Р от 15.12.2010г.). Реклама проанализирована на предмет нарушения законодательства РФ о рекламе. В ходе проведенного анализа представленной информации установлено, что в данной рекламе (информация представлена за декабрь месяц 2010 года и за январь месяц 2011 года) отсутствуют признаки нарушения законодательства РФ о рекламе. Речевой слоган "Условий лучше не будет!" в представленном рекламном материале отсутствует.
2. Реклама: "6 – 15 декабря Корпорация Центр СЮДА ХОДИ! – 35% на всю бытовую электронику", размещенная в период с 05.12.2010г. по 15.12.2010г. на рекламной установке Э-25, размещенной на остановке Округ Галле в городе Уфе с пометкой мелким шрифтом: "Скидки на спеццены и рассрочку не распространяются. Подробности акции у продавцов", рекламодатель ООО "Центр рекламы", рекламораспространитель ООО "Студия "Эго-дизайн" нарушает ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе" №38-ФЗ от 13.03.2006г., в части того, что:
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 статьи 5, указанного закона несет рекламодатель.
Согласно документов, представленных рекламораспространителем ООО "Студия "Эго-дизайн" (вх. №3372 от 30.03.2011г.), в частности согласно договора №19-Н от 01.04.2010г., рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Центр рекламы" (426004, УР, г.Ижевск, ул.Ленина, 45) (представлен макет).
Данный рекламный модуль содержит привлекательную для потребителя информацию: "– 35 % на всю бытовую электронику", размещенную крупным шрифтом и содержит надпись мелким нечитаемым шрифтом: "Скидки на спеццены и рассрочку не распространяются. Подробности акции у продавцов". Надпись мелким шрифтом составляет 0,43% по отношению к общей площади рекламного баннера при фактическом размещении данной рекламы (письмо ООО "Студия "Эго-дизайн" исх. №40 от 17.05.2011г.; вх. №5663 от 18.05.2011г.).
Таким образом, в связи с тем, что данный мелкий шрифт является не читаемым на значительном расстоянии (составляет 0,43% по отношению к общей площади рекламного баннера), потребитель рекламного продукта лишен возможности при восприятии данной рекламы узнать, что при проведении данной акции ООО "Центр рекламы" скидки на спеццены и рассрочку не распространяются, что вводит его как потребителя в заблуждение, т.к. информация об этом является существенной. При размещении рекламы существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Потребитель данного рекламного продукта рассчитывает получить 35% скидки на всю бытовую электронику, а при фактическом посещении магазина выясняет для себя, что скидки на спеццены и рассрочку не распространяются, что не возможно воспринять из вышеуказанной рекламы.
Если фактические условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами. Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а так же его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.
Таким образом, реклама: "6 – 15 декабря Корпорация Центр СЮДА ХОДИ! – 35% на всю бытовую электронику", размещенная в период с 05.12.2010г. по 15.12.2010г. на рекламной установке Э-25, размещенной на остановке Округ Галле в городе Уфе с пометкой мелким шрифтом: "Скидки на спеццены и рассрочку не распространяются. Подробности акции у продавцов", рекламодатель ООО "Центр рекламы", рекламораспространитель ООО "Студия "Эго-дизайн" нарушает ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе" №38-ФЗ от 13.03.2006г., т.к. в данном случае отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования и при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Выдача предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе в данном случае является нецелесообразной в связи с истечением срока действия акции ООО "Центр рекламы" с 6 -15 декабря 2010 года.
В связи с тем, что заявителем не представлены доказательства (документы), подтверждающие факт размещения рекламы 16.12.2010г. в магазине ООО "Центр рекламы" по адресу: г.уфа, ул.Р.Зорге, 122 об условиях проводимых акций и скидок на товары, у Комиссии отсутствует возможность установить имели ли место признаки нарушения п.4 ч.3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" №38-ФЗ от 13.03.2006г. со стороны ООО "Центр рекламы".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: "6 – 15 декабря Корпорация Центр СЮДА ХОДИ! – 35% на всю бытовую электронику", размещенную в период с 05.12.2010г. по 15.12.2010г. на рекламной установке Э-25, размещенной на остановке Округ Галле в городе Уфе с пометкой мелким шрифтом: "Скидки на спеццены и рассрочку не распространяются. Подробности акции у продавцов", рекламодатель ООО "Центр рекламы", рекламораспространитель ООО "Студия "Эго-дизайн", т.к. она размещена с нарушением ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе" №38-ФЗ от 13.03.2006г.,
2. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с истечением срока действия данной акции, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 23.05.2011г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны