Решение №4459/23 Решение от 25 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № TO002/10/18.1-611/2023

 

19.04.2023 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

Членов Комиссии:

<...>

<...>

при участии от ООО «Колорит» (Заявитель) – <...>, <...> (по доверенности от 01.01.2023 № б/н), от ГУП РБ «Уфаводоканал» (Заказчик) - <...> (по доверенности от 01.10.2021 № 15/148), ООО «Техноавиа-Уфа» (Победитель закупки) – <...> (по доверенноси от 17.04.2023 № б/н),

рассмотрев жалобу ООО «Колорит» (453400, Российская Федерация, РБ, Давлекановский м.р-н, г.п. город Давлеканово, г. Давлеканово, ул. Демьяна Бедного, д. 10, кв. 2, помещ. 1. ИНН: 7838430413) от 03.04.2023 вх.№ 5061-ЭП/23 на действия ГУП РБ «Уфаводоканал» (450098, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, 157/2, ИНН: 0275000238),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление) поступила жалоба ООО «Колорит» (453400, Российская Федерация, РБ, Давлекановский м.р-н, г.п. город Давлеканово, г. Давлеканово, ул. Демьяна Бедного, д. 10, кв. 2, помещ. 1. ИНН: 7838430413) (далее - Заявитель) от 03.04.2023 вх.№ 5061-ЭП/23 на действия ГУП РБ «Уфаводоканал» (450098, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, 157/2, ИНН: 0275000238) (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной и коллективной защиты (извещение № 32312152656).

Заявитель в своей жалобе указывает следующие доводы:

1. В описании объекта закупки «Поставка спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной и коллективной защиты» раздел 4 требуются средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ) соответствующие недействующим/отмененным стандартам;

2. В протоколе №32312152656-01 приведены таблицы выявленных замечаний по двум из трех заявок участников, в которых перечислены в основном незначительные несоответствия от эксклюзивных параметров, не влияющих на защитные свойства, изложенных в описании объекта закупки раздел 4 на основании каталога компании «Техноавиа»;

3. В соответствии с п.п. 2.2. п.п. 3.1. требования к содержанию и составу заявки раздел 3, общие требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе в электронной форме и по позициям описания объекта закупки раздел 4 требуется, чтобы участники предоставляли протоколы испытаний по позициям № п/п 1-8, 10-44, 46-51, 62, 63, 76, 79, 80, 81;

4. В описании объекта закупки «поставка спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной и коллективной защиты» раздел 4 указаны требования к конкретным показателям, которые не регулируются нормативными документами, стандартами и не влияют на качество и защитные свойства СИЗ;

5. В описании объекта закупки «поставка спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной и коллективной защиты» раздел 4 указаны требования на утепленную специальную одежду противоречащие требованиям ГОСТ 12.4.303-2016 «система стандартов безопасности труда. одежда специальная для защиты от пониженных температур. технические требования», так как в соответствии с приложением а ГОСТ 12.4.303-2016 Республика Башкортостан находится в климатическом поясе (регионе) III (II), класс защиты должен быть 2, а по позициям необоснованно установлены повышенные требования;

6. В описании объекта закупки «поставка спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной и коллективной защиты» раздел 4 указаны избыточные требования, в основном на СИЗ единственного поставщика компании «Техноавиа», что подтверждается сопоставлением характеристик, указанных в закупочной документации с товарами из каталога на официальном сайте участника;

7. Заявителем был направлен запрос разъяснений, на который за несколько минут до окончания подачи заявок был получен ответ, так называемая «отписка», а замечания не были устранены, конкурс не продлен

8. В п. 27 «порядок рассмотрения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме, критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, величины значимости критериев» раздела 2 информация по конкурсу в электронной форме (информационная карта) установлены требования к оценке условий заявок участников, которые ограничивают конкуренцию, особенно тем участникам, которые должны товар изготавливать и/или привозить от производителей, находящихся за пределами РБ;

9. Установленные Заказчиком требования к объекту закупки (реестровый номер 32312152656), которые приводят к ограничению числа участников закупки и, как следствие, к ограничению, устранению конкуренции при осуществлении закупок.

Заказчик с жалобой не согласен, представлено письменное пояснение от 14.04.2023 № 01/5379 о том, что представленная Заявителем заявка не соответствовала требованиям установленным в документации.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в заседании, Комиссия установила следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

28.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в системе закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение №32312152656 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной и коллективной защиты. Начальная максимальная цена контракта определена в сумме 89 274 957,28 руб.

Срок окончания приема заявок установлен - 16.03.2023.

Заявитель подал заявку на участие в закупке.

Комиссия отмечает, что доводы Заявителя, указанные в пунктах 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9 жалобы, фактически сводятся к обжалованию положений закупочной документации.

Комиссия отмечает, что границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.

В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Также следует отметить, что нарушения при составлении Документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках.

Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (часть 13 статьи 3 Закона о закупках).

В то же самое время, оценивая содержание нарушений, на которые ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобные (по мнению Заявителя) нарушения, в случае их действительного наличия в действиях организатора закупки, являлись явными и не могли не быть обнаружены Заявителем при изучении им Закупочной документации.

Вместе с тем, как усматривается из материалов жалобы, на наличие таких условий в Закупочной документации заказчика Заявитель указал только после окончания приема заявок.

При этом Комиссия отмечает, что по пунктам жалобы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9 Заявитель с запросом разъяснений к организатору торгов не обращался. В данном случае необходимо отметить, что оспариваемые Заявителем положения Закупочной документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

Также согласно письму ФАС России от 25.06.2019 №МЕ/53183/19 жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, Заявитель в установленный срок положения документации не оспорил, а подав заявку на участие в закупочной процедуре, конклюдентно согласился с требованиями документации.

В этой связи, жалоба Заявителя в части п.п. 1,3,4,5,6,8,9 на положения документации о закупке, поданная в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения. Однако это не является препятствием для обжалования действий организатора торгов в судебном порядке.

Рассмотрев пункт 2 жалобы Заявителя, а именно: в Протоколе №32312152656-01 приведены таблицы выявленных замечаний по двум из трех заявок участников, в которых перечислены в основном незначительные несоответствия от эксклюзивных параметров, не влияющих на защитные свойства, изложенных в описании объекта закупки раздел 4 на основании каталога компании «Техноавиа» Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу положений части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно Извещению о закупке № 32312152656 предметом закупки является Поставка спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной и коллективной защиты.

В извещении указано, что описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено в разделе IV «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ», где указаны все функциональные, технические и качественные требования предъявленные Заказчиком к предмету закупки.

Показатели технических и качественных характеристик, указаны Заказчиком исходя из тех требований к товару, которые обусловливаются условиями труда, при которых спецодежда/спецобувь будут эксплуатироваться.

Комиссия отмечает, что заявленные Заказчиком характеристики не имеют принадлежности к конкретному производителю и не ограничивают конкуренцию, ввиду того, что указанные характеристики не являются уникальными и подразумевают возможность изготовления соответствующих товаров неограниченным кругом поставщиков работающих на соответствующем рынке.

При этом данные требования к поставляемому товару также не были оспорены Заявителем до окончания подачи заявок.

Рассмотрев пункт 7 жалобы Заявителя, а именно: Заявителем был направлен запрос разъяснений, на который за несколько минут до окончания подачи заявок был получен ответ, так называемая «отписка», а замечания не были устранены, конкурс не продлен, Комиссия отмечает, что на поступивший запрос разъяснений Заказчиком был направлен ответ (запрос и ответ указаны в ниже следующей таблице).

Запрос разъяснений Заявителя

Ответ Заказчика

В соответствии с закупочной документацией раздел 3 состав второй части заявки п.В – документы, установленные в документации о закупке (раздел 2 п.18 Информационной карты) – Раздел 2 п. 18 Информационной карты – это Антидемпинговые меры при проведении конкурса в электронной форме, а Требования к содержанию, составу заявки на участие в конкурсе это п. 20, что является не соответствием, тем самым, если участник предложит документы, указанные в п.20, он должен быть отклонен.

Техническое задание: Требование о предоставлении образцов Товара Участник после даты и времени окончания подачи заявок до даты и времени окончания приема образцов Товара, в соответствии с Графиком (пп. г, п. 3.1 раздел 3) – подпункта Г в 3 разделе документации не существует!

Просим устранить неточности в соответствии с требованиями 223-ФЗ, внести изменения в документацию, а также продлить срок подачи заявок в соответствии с п.п.п. 18.1.10 Положения о Закупках ГУП РБ «Уфаводоканал»

На поступивший запрос по закупочной процедуре сообщаем следующее: Ссылка, указанная в разделе 3 закупочной документации (разд. 2 п.18 Информационной карты) – является технической ошибкой (опечаткой), требования к содержанию, составу заявки на участие в конкурсе указаны в п.20 закупочной документации.

Ссылка, указанная в описании объекта закупки пп. г, п. 3.1 раздел 3 - является технической ошибкой (опечаткой), так как в разделе 3 п.3.1 данный подпункт отсутствует.

Внести изменения в документацию, а также продлить срок подачи заявок в соответствии с п.п. 18.1.10 Положения о Закупках ГУП РБ «Уфаводоканал» не предоставляется возможным, так как на основании п.п. 12.7.1 Положения о Закупках Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении конкурса в электронной форме не позднее, чем за 5 (пять) дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме.

Таким образом, Заказчиком был дан ответ на указанный запрос разъяснений.

Комиссия Управления, рассматривая жалобу заявителя, исходит из необходимости оценки действий заказчика на момент принятия соответствующего решения об отклонении заявки заявителя от участия в закупке. В настоящем случае, заказчик отклонил заявку общества ввиду ее несоответствия требованиям документации. В связи с чем, оценивая действия заказчика на предмет соблюдения требований Закона о закупках, а также требований документации, Комиссия Управления не находит оснований для выводов о наличии в действиях заказчика нарушений по отклонению заявки заявителя от участия в закупке.

Таким образом, комиссия не может согласиться с доводом Заявителя о неправомерности отклонения Заказчиком заявки ООО «Колорит».

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.

На основании изложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Жалобу ООО «Колорит» от 03.04.2023 вх.№ 5061-ЭП/23 на действия ГУП РБ «Уфаводоканал» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной и коллективной защиты (извещение № 32312152656) в части доводов, изложенных в пунктах 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, оставить без рассмотрения; в части доводов, содержащихся в пунктах 2, 7 признать необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

 

2023-4821

Связанные организации

ЭТП "РАД"
ИНН 7838430413, ОГРН 1097847233351
ООО "Колорит"
ИНН 0259017481, ОГРН 1220200023450
ГУП РБ «Уфаводоканал»
ИНН 0275000238, ОГРН 1020202856112