Заключение б/н Заключение от 27 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела

№002/01/10-1942/2022

 

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<...>– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены комиссии:

<...> – начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

рассмотрев дело №002/01/10-1942/2022 в отношении МУП «Уфимские инженерные сети», по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в присутствии представителей: <...>

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило заявление ООО «Фортуна» (далее - Заявитель) о неправомерных действиях МУП «Уфимские инженерные сети» <...> по факту отказа от заключения договора теплоснабжения.

Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров регулируется Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительством РФ от 08.08.2012 №808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (далее – Правила №808).

В соответствии с п. 44 Правил №808, в случае если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.

Как следует из материалов дела, ООО «Фортуна» на основании свидетельства о государственной регистрации права №04 АЕ 521858 от 15.11.2014 является собственником административного здания общей площадью 1196,8 кв.м, этаж 1,2, цок; Лит. А (цок.пом.: с 1 по 33, 1 эт. Пом.: с 1 по 18; 2 эт. пом.: с 1 по 5), А1 (2 эт. пом.: с 6 по 13) расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 28 (кадастровый номер 02:55:010119:148).

До начала отопительного сезона 2021/2022 теплоснабжение здания, принадлежащего ООО «Фортуна» (Ленина, д. 28), осуществлялось через ПАО «Башинформсвязь» (Ленина, д.30) на основании Договора энергоснабжения № 430124 от 01 января 2015 г.

Согласно п.1.1 Договора Абонент (ПАО «Башинформсвязь») отпускает Субабоненту (ООО «Фортуна») через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде. Субабонент своевременно оплачивает тепловую энергию, а также соблюдает предусмотренный договором режим потребления, обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанного с потреблением тепловой энергии.

Таким образом, оплату за получаемую тепловую энергию ООО «Фортуна» осуществляло в пользу ПАО «Башинформсвязь». ПАО «Башинформсвязь», в свою очередь, производило прямые расчеты с МУП «Уфимские инженерные сети», с которым у него заключен договор на приобретение соответствующего ресурса.

До заключения договора от 2015 г. теплоснабжение между ООО «Фортуна» и ПАО «Башинформсвязь» осуществлялось по аналогичной схеме на основании договора теплоснабжения от 01 сентября 2006 г заключенного между ОАО «Башкирэнерго», ООО «Фортуна» и ПАО «Башинформсвязь».

Договорных отношений по передаче тепловой энергии между ООО «Фортуна» и МУП «Уфимские инженерные сети» никогда не существовало. Весь указанный период с 2006 г. по 2021г. организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии для ООО «Фортуна», являлось ПАО «Башинформсвязь».

18.05.2021 г. ПАО «Башинформсвязь» направило в адрес МУП «Уфимские инженерные сети» письмо № 150, в котором просило исключить из договора теплоснабжения № 430124 здание, принадлежащее ООО «Фортуна».

09 августа 2021 г. МУП «Уфимский инженерные сети» письмом (исх. № 9525/СЦ) направило в адрес ПАО «Башинформсвязь» подписанное соглашение об исключении здания, принадлежащего ООО «Фортуна» (объекта договора теплоснабжения № 430124).

Перед началом отопительного сезона 2021/2022 МУП «Уфимские инженерные сети», АО «Почта России», ООО «Фортуна» подписали трехстороннее Соглашение об оплате тепловой энергии № 439962 от 01 сентября 2021 г. к договору теплоснабжения от 01 сентября 2021 г. № 430000, заключенному между МУП «Уфимские инженерные сети» и АО «Почта России» срок действия соглашения установлен до 31 декабря 2021г.

Согласно указанному соглашению АО «Почта России» оказывает ООО «Фортуна» услуги по передаче тепловой энергии, а ООО «Фортуна» обязуется обеспечивать надлежащее техническое состояние и выполнение норм эксплуатации сетей, находящихся в их ведении в соответствии со схемой границ балансовой принадлежности, своевременную оплату тепловой энергии и теплоноситель собственного потребления по действующим тарифам и ценам. МУП «Уфимские инженерные сети» производит начисление и выставление платежных документов в адрес ООО «Фортуна» за потребленную тепловую энергию и теплоноситель.

Письмами №11 от 31.05.2021, №28 от 26.08.2021 ООО «Фортуна» обратилось в адрес МУП «Уфимские инженерные сети», в котором просило заключить договор теплоснабжения на административное здание, расположенное по адресу:  г. Уфа, ул. Ленина, д. 28.

МУП «Уфимские инженерные сети» в ответ на письма ООО «Фортуна» (исх. 11.06.2021 №6363/ССб, исх. № 28 от 26 августа 2021 г., вх. №10688 от 30 августа 2021 г.) со ссылкой на п. 2 ст. 539 ГК РФ, п. 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации», сообщило об отсутствии правовых оснований для заключения договора теплоснабжения на здания, принадлежащего ООО «Фортуна», так как отсутствуют общие границы по объекту: РБ, г. Уфа, ул. Ленина, д. 28.

В письме от 09 декабря 2021 г. № 17927/ССБ  МУП «Уфимские инженерные сети» указало на то, что ввод тепловой энергии принадлежит
ПАО «Башинформсвязь».

 В связи с подписанной схемой теплоснабжения и требований законодательства, договор на все здания, подключенные через ввод ПАО  «Башинформсвязь», должен быть заключен с владельцем ввода.

МУП «Уфимские инженерные сети» 29.12.2021 г. ввиду того, что договор теплоснабжения в отношении здания, принадлежащего ООО «Фортуна», отсутствует, направило уведомление в адрес ООО «Фортуна» (№18806/ССб), согласно которому  с 11 января 2022 г. будет введено полное прекращение подачи тепловой энергии. Данные обстоятельства подтверждают фактическую возможность отключения данного здания без отключения зданий ПАО «Башинформсвязь» и АО «Почта России».

ООО «Фортуна» является собственником административного здания общей площадью 1196,8 кв.м (кадастровый номер 02:55:010119:148) которое опосредованно присоединенное к тепловым сетям МУП «Уфимские инженерные сети», через сети, принадлежащие ПАО «Башинформсвязь».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ
"О теплоснабжении", теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии. Потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

Согласно схеме теплоснабжения МО ГО г. Уфа на период до 2033 г., объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 28, а также д. 30, находятся  в Зоне ЕТО 002, подведомственной МУП «Уфимские инженерные сети» (котельная № 39).

Также установлено, что между ООО «Фортуна», ПАО «Башинформсвязь», ПАО «Почта России» в 2021 году подписан трехсторонний акт  о совместной эксплуатации сетей теплоснабжения, согласно которому комплекс зданий, расположенный по адресу: г.Уфа, ул. Ленина 28, 30, 30/1, 32, имеет общую систему теплоснабжения, проходящую от ТК-5 до данных зданий. В соответствии с названным актом, каждый из абонентов имеет возможность потреблять тепловую энергию независимо от других абонентов. Каждый из абонентов имеет собственный тепловой узел, прибор учета, имеет установленные входные задвижки. Все три абонента имеют равные права на эксплуатацию данной теплотрассы. Участок тепловой сети от ТК-5-В-Г, стороны считают в совместной эксплуатации и праве собственности между тремя абонентами. Участок тепловой сети от точки Г до ввода в тепловой узел абонента АО «Почта России» считать в совместной эксплуатации и праве собственности между двумя абонентами (ООО «Фортуна» и АО «Почта России»).

Комплекс зданий, расположенный по адресу: г.Уфа, ул. Ленина 28, 30, 30/1, 32, принадлежащих ПАО «Башинформсвязь»,  ООО «Фортуна»,  АО «Почта России», входят в систему теплоснабжения, относительно которой МУП «Уфимские инженерные сети» имеет статус единой теплоснабжающей организации.

Характер правовых и договорных отношений указанных субъектов  регламентирован Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении".

Частью 4 статьи 15 Закона № 190-ФЗ установлено, что теплоснабжающие
организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, обязаны
заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или)
теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения
потребителей тепловой энергии, с учетом потерь тепловой энергии,
теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой
энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа
на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией
потребителям тепловой энергии.

Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе
существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя определены Правилами №  808.

В силу пункта 12 Правил № 808 единая теплоснабжающая организация
обязана заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми
обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие
установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии
соблюдения последними выданных им в соответствии с законодательством о
градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым
сетям.

Согласно пункту 35 Правил № 808 для заключения договора
теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения.

Согласно пункту 12 Правил № 808 единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана:

• заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям;

• заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения;

• заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

В соответствии с ч.7 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ, договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Обязанность коммерческой организации заключать публичные договоры, к которым относится и договор энергоснабжения, предусмотрена статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 3 этой статьи отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

МУП «Уфимские инженерные сети» отказывая в заключении договора теплоснабжения сослалось на п.44 Правил №808,  - «в случае если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения».

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» в случае если подключение объекта капитального строительства к системе теплоснабжения возможно непосредственно к тепловым сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании смежной организации, исполнитель обращается к такой организации в целях согласования подключения заявителя.

Между ПАО «Башинформсвязь», ООО «Фортуна»,  АО «Почта России» согласован акт «о совместной эксплуатации сетей теплоснабжения» согласно которому комплекс зданий, расположенный по адресу: г.Уфа, ул. Ленина 28, 30, 30/1, 32 имеет общую систему теплоснабжения проходящую от ТК-5 до данных зданий и согласно которому каждое здание имеет равные права на сети теплоснабжения для организации теплоснабжения собственных зданий.

Согласно письму МУП «Уфимские инженерные сети» от 09.12.2021 № 17927/ССБ по объекту, расположенному по адресу: г.Уфа, ул. Ленина 28, между МУП «Уфимские инженерные сети» и АО «Почта России» заключен договор теплоснабжения  №430000 от 01.12.2015.

Также согласно представленным документам МУП «Уфимские инженерные сети» по данному объекту с АО «Почта России» заключен  договор поставки горячей воды №1040131 от 01.04.2019.

Между ПАО «Башинформсвязь» и МУП «Уфимские инженерные сети» по нежилым зданиям, расположенным по адресу г.Уфа, ул. Ленина 30, 30/1, 32 заключен договор теплоснабжения №430124 от 01.12.2015.

При этом п.44 Правил №808 применим в случае наличие двух и более собственников в одном здании. В данном случае ПАО «Башинформсвязь», ООО «Фортуна»,  АО «Почта России» имеют собственные отдельные здания с оборудованными приборами учета тепловой энергии.  Комплекс зданий по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д.28,30,32,30/1, запитан от общей теплотрассы, подключенной к сетям теплоснабжения МУП «Уфимские инженерные сети».

На основании вышеизложенного МУП «Уфимские инженерные сети» неправомерно отказало ООО «Фортуна» в заключении договора теплоснабжения по нежилому зданию, расположенному по адресу г.Уфа, ул. Ленина 28.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

МУП «Уфимские инженерные сети» присвоен статус Единой теплоснабжающей организации в зоне действия теплоисточников и тепловых сетей в территориальной зоне 002 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в состав которой входят теплопотребляющие устройства ПАО «Башинформсвязь», ООО «Фортуна»,  АО «Почта России».

В соответствии с частью 4 статьи 4.2 Закона о теплоснабжении, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации. МУП «Уфимские инженерные сети» занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения в г. Уфа.

Таким образом, в действиях МУП «Уфимские инженерные сети» по отказу   ООО «Фортуна» в заключении договора теплоснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 28 усматриваются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На основании изложенного, в целях пресечения действий МУП «Уфимские инженерные сети», предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением было выдано предупреждение МУП «Уфимские инженерные сети» от 15.06.2022 №ТО002/01/10-1058/2022 (исх.№5/6360) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем заключения с ООО «Фортуна» договора теплоснабжения.

01.08.2022 МУП «Уфимские инженерные сети» направило ходатайство о продлении сроков исполнения предупреждения.

10.08.2022 Управление продлило срок исполнения Предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства №ТО002/01/10-1058/2022, до 29.09.2022.

Между тем в установленные сроки МУП «Уфимские инженерные сети» не сообщило об исполнении предупреждения №ТО002/01/10-1058/2022.

Не исполнение предупреждения влечет за собой последствия, предусмотренные п.8 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции»: в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 03.11.2022 №280 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП «УИС» (ИНН02777121421) (450065, РБ, г.Уфа, ул.Дмитрия Донского, д.9) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

До начала отопительного сезона 2021/2022 теплоснабжение здания, принадлежащего ООО «Фортуна» (г. Уфа, ул. Ленина, д.28) осуществлялось через ПАО «Башинформсвязь» (г. Уфа, ул. Ленина, д.30) на основании Договора энергоснабжения от 01 января 2023 года. За полученную тепловую энергию ООО «Фортуна» осуществляло оплату в пользу «Башинформсвязь». ПАО «Башинформсвязь» в свою очередь производило прямые расчеты с МУП «Уфимские инженерные сети», с которым у него заключен договор на приобретение соответствующего ресурса.

До заключения договора от 2015 года теплоснабжение между ООО «Фортуна» и ПАО «Башинформсвязь» осуществлялось по аналогичной схеме на основании договора теплоснабжения от 01 сентября 2006 года. Договорных отношений по передаче тепловой энергии между ООО «Фортуна» и МУП «Уфимские инженерные сети» никогда не осуществляло. То есть весь период с 2006 по 2021 год организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии для ООО «Фортуна» являлось ПАО «Башинформсвязь».

18 мая 2021 года ПАО «Башинформсвязь» направило заявление в адрес МУП «Уфимские инженерные сети» письмо №150, в котором просило исключить из договора теплоснабжения №430124 здание, принадлежащее ООО «Фортуна», расположенное по адресу г. Уфа, ул. Ленина, д.28.

09 августа 2021 года МУП «Уфимские инженерные сети» направило в ПАО «Башинформсвязь» подписанное соглашение об исключении здания по адресу г. Уфа, ул. Ленина, д.28., принадлежащего ООО «Фортуна», из договора.

Перед началом сезона 2021/2022 года МУП «Уфимские инженерные сети», АО «Почта России», ООО «Фортуна» подписали трехстороннее Соглашение об оплате тепловой энергии №439962 от 01 сентября 2021 года к договору теплоснабжения от 01 сентября 2021 года №430000, заключенного между МУП «Уфимские инженерные сети» и АО «Почта России». Срок действия соглашения до 31 декабря 2021 года.

Письмом от 13 декабря 2021 года ООО «Фортуна» обратилось в адрес ПАО «Башинформсвязь» с письмом (исх.34) в котором просило дать соглашение не включение в заявку с 01 января 2022 года на ОЗП 2021-2022 отдельной точки учета ООО «Фортуна» с указанием потребляемого объема тепловой энергии и на заключение трехстороннего соглашения по оплате, согласно которому ООО «Фортуна» могло бы получать счета на оплату прямо от МУП «Уфимские инженерные сети».

Согласно ответа от 17.01.2022 года (№50701/05/244/22 ПАО «Башинформсвязь» пояснило, что ПАО «Башинформсвязь», ООО «Фортуна», АО «Почта России» имеют равные права для заключения прямых договоров теплоснабжения с МУП «Уфимские инженерные сети».

МУП «Уфимские инженерные сети» в ответ на письмо (исх.№28 от 26 августа 2021 года, вх. №10688 от 30 августа 2021 года) со ссылкой на п.2 ст.539 ГК РФ, п.44 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации», а также факт отсутствия общих границ по объему, уже указало на отсутствие правовых оснований для заключения договора теплоснабжения на здание, принадлежащее ООО «Фортуна».

Ввиду того, что договор теплоснабжения в отношении здания, принадлежащего ООО «Фортуна» отсутствует, МУП «Уфимские инженерные сети» 29 декабря 2021 года направило уведомление в адрес ООО «Фортуна» (№18806/ССб), согласно которому с 11 января 2022 года будет введено полное прекращение подачи тепловой энергии.

Представленным ПАО «Башинформсвязь» пояснениями и документами установлено, что здание ПАО «Башинформсвязь», расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, 30, является отдельным объектом (зданием) и с отдельным адресом, а не единым зданием с АО «Почта России» (ул. Ленина, 28) и ООО «Фортуна» (ул. Ленина, д. 28), что подтверждено:

- Техническим паспортом на отдельно стоящее пятиэтажное нежилое здание (Лит. А) по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 30, составленным ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» по состоянию на 18.12.2019.

В наименовании Технического паспорта от 18.12.2019 указано, что Технический паспорт выдан на отдельно стоящее пятиэтажное нежилое здание (Лит. А) по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 30. В составе Технического паспорта от 18.12.2019 приводится ситуационный план, схема расположения объекта (отдельно стоящего объекта), поэтажный план, из которых следует, что здание ПАО «Башинформсвязь» расположено на расстоянии 6,92м. от рядом расположенного здания с адресом: г. Уфа, ул. Ленина, 28.

- копией Свидетельства о праве собственности на пятиэтажное производственное здание (Лит. А) по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 30 от 22.12.2009  серии 04АВ371048 (примечание: несовпадение в площадях помещений, указанных в Техпаспорте и в Свидетельстве, вызвано перепланировкой, о чем имеется запись в Техническом паспорте в разделе «Примечание» к Экспликации).

 Представленным АО «Почта России» пояснениями и документами установлено, что здание АО «Почта России», расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, 28, является отдельным объектом (зданием) и с отдельным адресом, а не единым зданием с ПАО «Башинформсвязь» (ул. Ленина, 30) и ООО «Фортуна» (ул. Ленина, д. 28), что подтверждено:

- Техническим паспортом на отдельно стоящее шестиэтажное нежилое здание по адресу: г. Уфа, Кировский район, ул. Ленина, д. 28, составленным ГБУ «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» по состоянию на 28.09.2011. (инвентарный номер 10664, кадастровый номер 02:55:010119:85)

В наименовании Технического паспорта от 28.09.2011 указано, что Технический паспорт выдан на отдельно стоящее шестиэтажное нежилое здание по адресу: г. Уфа, Кировский район, ул. Ленина, д. 28. В составе Технического паспорта от 28.09.2011 приводится ситуационный план, схема расположения объекта (отдельно стоящего объекта), поэтажный план.

- копией Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости подтверждается собственность на шестиэтажное нежилое здание по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 28 от 17.04.2023 года № КУВИ-001/2023-90225585  (примечание: несовпадение в площадях помещений, указанных в Техпаспорте и в Свидетельстве, вызвано перепланировкой, о чем имеется запись в Техническом паспорте в разделе «Примечание» к Экспликации).

Представленным ООО «Фортуна» пояснениями и документами установлено, что здание ООО «Фортуна», расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, 28, является отдельным объектом (зданием) и с отдельным адресом, а не единым зданием с АО «Почта России» (ул. Ленина, 28) и ПАО «Башинформсвязь» (ул. Ленина, д. 30), что подтверждено:

- копией свидетельства о государственной регистрации права №04 АЕ 521858 от 15.11.2014 года на административные здания общей площадью 1196,8 кв.м., этаж 1,2 цок; Лит. А (цок.пом.: с 1 по 33, 1 эт. Пом.: с 1 по 18; 2 эт.пом.: с 1 по 5), А 1 (2 эт. Пом.: с 6 по 13), расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д.28 (кадастровый паспорт номер 02:55:010119:148).

 Следовательно, здание ПАО «Башинформсвязь», расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, 30, является отдельным объектом (зданием) и с отдельным адресом, а не единым зданием с АО «Почта России» (6-ти этажное здание по ул. Ленина, 28) и ООО «Фортуна» (2-х этажное здание ул. Ленина, д. 28).

Согласно п. 3 «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» от 18.11.2013 N 1034  индивидуальный тепловой пункт (ИТП) – это комплекс устройств для присоединения теплопотребляющей установки к тепловой сети, преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки для одного здания, строения или сооружения.

Согласно абзацу четвертому пункта 35 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, тепловым вводом является место подключения теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения.

Согласно п. 24 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении» точка учета тепловой энергии, теплоносителя (далее также - точка учета) - место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета.

Комиссией установлено, сторонами подтверждено и не оспаривается наличие в административных зданиях АО «Почта России» и ООО «Фортуна» по адресу: г. Уфа, ул. Ленина 28, ПАО «Башинформсвязь» по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, 30 собственных отдельных индивидуальных тепловых пунктов, собственных отдельных тепловых вводов, собственных отдельных приборов учета.

Здания, расположенные по адресу г. Уфа, ул. Ленина, д. 28 и принадлежащее ООО «Фортуна» на праве собственности (свидетельство  № 04 АЕ 521858 от 15.11.1014) и АО «Почта России» являются отдельно стоящими зданиями,  имеют присоединение своих теплопотребляющих установок (радиаторов и иных источников отопления) к системе теплоснабжения, т.е. имеют  собственные тепловые вводы (абз. 4 п. 35 Правил № 808).

Наличие присоединения своих теплопотребляющих установок (радиаторов и иных источников отопления) к системе теплоснабжения МУП «Уфимские инженерные сети»,  отдельных тепловых вводов подтверждено трехсторонним Актом о совместной эксплуатации сетей теплоснабжения от 16.12.2021 с приложенной Схемой тепловых сетей, а также Актом Л05/720 от 17.04.2023, из которых следует, что ООО «Фортуна», АО «Почта России», ПАО «Башинформсвязь» имеют собственные тепловые вводы, границы балансовой (эксплуатационной) принадлежности установлены по  ТК-5: ТК-5 и тепловые сети от ТК-5 до точек В и Г и до теплового узла АО Почты России являются совместной собственностью ООО «Фортуна», ПАО «Башинформсвязь и ПАО «Почта России».

Наличие теплового ввода АО Почта России подтверждается Актом периодической проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя МУП УИС Ленинского района от 19.10.2022, где специалистом МУП УИС в результате осмотра установлено: п.2 «…теплосчетчик установлен на вводе в ТУ (тепловой узел) и считает ЦО (центральное отопление) и вентиляцию (склад и гараж не считает)».

Кроме того, Актом №Л05/720 от 17.04.2023, составленным с участием МУП «Уфимские инженерные сети»,  ООО «Фортуна», ПАО «Башинформсвязь и ПАО «Почта России» подтверждено,  что Границей балансовой (эксплуатационной) принадлежности сетей теплоснабжения Теплоснабжающей организации (МУП «УИС») и Потребителей ООО «Фортуна», АО «Почта России», ПАО «Башинформсвязь» установлены следующие:  тепловые сети от ТК-5 до точек В и Г и до теплового узла АО Почты России являются совместной собственностью ООО «Фортуна», ПАО «Башинформсвязь и ПАО «Почта России».

Согласно п.44 Правил 808, в случае если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения. (Постановление Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")

При этом п.44 Правил №808 применим в случае наличия двух и более собственников в одном здании. В данном случае все три абонента ПАО «Башинформсвязь», ООО «Фортуна», АО «Почта России» имеют собственные отдельные здания, которые имеют индивидуальные тепловые пункты с оборудованными приборами учета тепловой энергии. Комплекс зданий по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д.28,30,32,30/1 подключены к общей теплотрассе, подключенной к сетям теплоснабжения «Уфимские инженерные сети».

Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 года №2115 «Об утверждение Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включения правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации в случае если подключение объекта капитального строительства к системе теплоснабжения возможно непосредственно к тепловым сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании смежной организации, исполнитель обращается к такой организации в целях согласования подключения заявителя.

Кроме собственных тепловых вводов ООО «Фортуна», ПАО «Башинформсвязь и ПАО «Почта России» имеют собственные точки учета тепловой энергии, теплоносителя, которые позволяют каждому из вышеназванных Потребителей самостоятельно осуществлять потребление тепловой энергии и вести учет количества потребляемой тепловой энергии для целей коммерческого учета.

Следовательно, является неправомерным довод МУП «Уфимские инженерные сети» о том, что договор теплоснабжения с ООО «Фортуна» не подлежит заключению в силу положений абз. 2 пункта 44 Правил N 808, согласно которому в случае если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.

Соответственно, применение пункту 2 пункта 44 Правил N 808 к отношениям, рассматриваемым в рамках настоящего спора, недопустимо.

МУП «Уфимские инженерные сети» имеет техническую возможность оказать услуги энергоснабжения каждому Потребителю в отдельности и по отдельным договорам, уклонение от заключения публичного договора не допускается и свидетельствует о нарушении МУП «УИС» положений в. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами).

Кроме того, МУП «Уфимские инженерные сети» не учитывает требования  п. 22 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, в соответствии с которым в случае  если участки тепловой сети принадлежат на праве собственности или ином законном основании различным лицам или если существуют перемычки между тепловыми сетями, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании различным лицам, на границе балансовой принадлежности должны быть установлены узлы учета.

В рассматриваемом случае тепловые сети от ТК-5 до точек В и Г и до теплового узла АО Почты России являются совместной собственностью ООО «Фортуна», ПАО «Башинформсвязь и ПАО «Почта России», что подтверждено трехсторонним Актом о совместной эксплуатации сетей теплоснабжения от 16.12.2021 с приложенной Схемой тепловых сетей. 

Отклоняется как необоснованный и довод МУП «Уфимские инженерные сети» о том, что в данном случае подлежит заключить «Субабонентский договор теплоснабжения» - т.е. единый договор теплоснабжения с ПАО «Башинформсвязь», включив в договор здания ООО «Фортуна» и ПАО «Почта России», так как предлагаемый договор противоречит как Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении», так и Правилам № 808, которыми не предусмотрено такого договора как «Субабонентский». Ни Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении», ни Правила № 808 не содержат понятия «Абонент» либо «Субабонент», а содержат только понятие «Потребитель», т.е. лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении).

26.12.2022 в адрес ПАО «Башинформсвязь» поступило письмо МУП «Уфимские инженерные сети» от 23.12.2022 № 7324/ссб с предложением оформить дополнительное соглашение к договору теплоснабжения от 01.12.2015 № 430124, заключенному между ПАО «Башинформсвязь» и  МУП «Уфимские инженерные сети», о включении в указанный договор с 01.12.2022 новых объектов, а именно: нежилых зданий АО «Почта России» и ООО «Фортуна», расположенных по адресу: Респ. Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, 28 (подписанное со стороны МУП «Уфимские инженерные сети» дополнительное соглашение от 01.12.2022 является приложением к данному письму от 23.12.2022 7324/ссб).

Правовым основанием заключения дополнительного соглашения от 01.12.2022 указан п. 44 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808).

Письмом от 18.01.2023 № 50701/05/571/23 ПАО «Башинформсвязь» отказалось от подписания дополнительного соглашения, направленного МУП «Уфимские инженерные сети» письмом от 23.12.2022 № 7324/ссб, так как дополнительное соглашение не соответствует требованиям абз. 2 п. 44 Правил № 808.

Также 26.12.2022 в адрес АО «Почта России» поступило письмо МУП «Уфимские инженерные сети» от 23.12.2022 № 7323/ссб с предложением оформить дополнительное соглашение к договору теплоснабжения от 01.12.2015 № 430000, заключенному между АО «Почта России» и  МУП «Уфимские инженерные сети», об исключении из указанного договора с 01.12.2022 объектов, а именно: нежилое здание АО «Почта России» расположенного по адресу: Респ. Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, 28 (подписанное со стороны МУП «Уфимские инженерные сети» дополнительное соглашение от 01.12.2022 является приложением к данному письму от 23.12.2022 7323/ссб).

Правовым основанием заключения дополнительного соглашения от 01.12.2022 указан п. 44 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808).

Письмом от 26.12.2022 № 6.2.6.4-02/276 АО «Почта России» отказалось от подписания дополнительного соглашения, направленного МУП «Уфимские инженерные сети» письмом от 23.12.2022 7323/ссб, так как дополнительное соглашение не соответствует требованиям абз. 2 п. 44 Правил № 808 и фактическим обстоятельствам дела.

Таким образом  ПАО «Башинформсвязь» и АО «Почта России» не согласились  на заключение «Субабонентского» договора теплоснабжения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении", потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. В системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

В силу подп. 1 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" абоненту достаточно иметь теплопотребляющую установку, находящуюся в системе теплоснабжения, которая присоединена к источникам тепловой энергии теплоснабжающей организации.

 Это означает, что теплопотребляющая установка абонента может быть присоединена к сетям теплоснабжающей организации как непосредственно, так и опосредованно через сети, принадлежащие третьим лицам.

Аналогичное требование выдвигается и в п. 2 ст. 539 ГК РФ о том, что договор заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Таким образом, договор теплоснабжения подлежит заключению между теплоснабжающей организацией МУП «Уфимские инженерные сети» и обратившимся к ней Потребителем  ООО «Фортуна».

Следовательно,  МУП «УИС» отказало ООО «Фортуна» в заключении публичного договора теплоснабжения в отсутствие на то законных оснований, что свидетельствует о нарушении МУП «УИС» положений в. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе  экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» прекращение реализации товара определенному покупателю, всем покупателям или их определенной группе, в том числе в связи с прекращением производства, и (или) уклонение от заключения договора с ними могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением со стороны хозяйствующего субъекта - продавца по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5 и 8 части 1 статьи 10 Закона, и тогда, когда эти действия (бездействие) влекут за собой устранение конкуренции на том смежном рынке, на котором с использованием данного товара осуществляет свою деятельность покупатель (покупатели), что предвидел или должен был предвидеть доминирующий субъект на момент совершения им названных действий.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. №30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Следует отметить, что злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц.

Исходя из норм статьи 10 Гражданского кодекса РФ, установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела № 002/01/10-1942/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, считает, что доводы ответчика об отсутствии в их действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными и приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия МУП «Уфимские инженерные сети» по пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

Председатель комиссии                                                         <...>

 

Члены Комиссии:                                                                <...>

 

 

                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны