Постановление б/н Постановление от 27 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №002/04/14.32-1440/2023

об административном правонарушении

27 июля 2023 года г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <...>, рассмотрев материалы дела, содержащие признаки совершения должностным лицом — <...> административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а именно заключение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, в отсутствие <...>, уведомленного надлежащим образом (направлена телеграмма, определение, в том числе посредством электронной почты), в присутствии представителя <...> по доверенности <...> права и обязанности, предусмотренные действующим законодательством разъяснены, в том числе уведомлениями о составлении протокола, протоколом об административном правонарушении, определением о назначении времени и места рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛ:

 

Согласно материалам дела <...> вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, выразившееся в заключении Правительством Республики Башкортостан, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Изучив материалы дела, установлено следующее.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 27.10.2021 №258 в отношении Правительства Республики Башкортостан, АО «БРСК», АО «Расчетные Решения» возбуждено дело по признакам нарушение п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Впоследствии в качестве ответчика по делу привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан.

Решением Комиссии Башкортостанского УФАС России по делу №002/01/16-2173/2021 от 28.07.2022 действия, в том числе Правительства Республики Башкортостан квалифицированы как нарушающие п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, факт нарушения Правительством Республики Башкортостан п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции установлен решением Башкортостанского УФАС России по делу №002/01/16-2173/2021 от 28.07.2022 года.

На рассмотрении дела представителем <...>, действующего на основании доверенности, <...> заявлено устное ходатайство об отложении рассмотрения дела ввиду необходимости представления дополнительных документов (доказательств).

Рассмотрев заявленное ходатайство принято решение отказать в его удовлетворении, принимая во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с ч.6 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные, в том числе ст.14.32 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации. Закон о защите конкуренции не содержит положений о моменте вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа. Согласно ч.2 ст.49 Закона о защите конкуренции датой принятия решения комиссией антимонопольного органа считается дата изготовления его в полном объеме.

Таким образом, в рассматриваемом случае в случае удовлетворения ходатайства представителя <...>, действующего на основании доверенности, <...> об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, последующее рассмотрение дела приведет к невозможности рассмотреть дело в пределах срока, регламентированного законодательством об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно ранее направленным уведомлениям о составлении протокола об административном правонарушении, а также определением о назначении даты и времени рассмотрения дела, <...> предложена возможность представить любые документы, письменные пояснения по существу рассматриваемого вопроса.

в соответствии с п.1-2 ст.20 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – 184-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент осуществления неправомерных действий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям ст.21 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии, осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст.78 Конституции Российской Федерации.

Статьей 11 Закона Республики Башкортостан «О Правительстве Республики Башкортостан» от 14.03.2003  № 474-з определено, что Правительство Республики Башкортостан руководит работой министерств, государственных комитетов Республики Башкортостан и других органов исполнительной власти Республики Башкортостан и контролирует их деятельность.

В силу ст.12 Закона Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, осуществляет в пределах своих полномочий меры по охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью, участвует в проведении единой федеральной политики в области безопасности дорожного движения.

Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации (далее – 196-ФЗ).

Положениями 196-ФЗ под термином «дорожное движение» понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

В силу ст.3 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Как следует из положений ст.5 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2008 № 77-з «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Башкортостан», Правительство Республики Башкортостан в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты Республики Башкортостан, регулирующие организацию транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, в том числе утверждает положение о безналичной оплате проезда пассажиров и багажа автомобильным транспортом с использованием электронных средств платежа (Постановление Правительства РБ от 28.12.2017 №632 «Об утверждении Положения о безналичной оплате перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом с использованием электронных средств платежа на территории Республики Башкортостан»), осуществляет иные полномочия, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством.

В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники и осуществление расчетов в Российской Федерации», с 1 июля 2019 года организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику при продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, обеспечивать фискализацию данных с использованием облачного фискального сервера.

В соответствии с п.1.6 ст.5 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2008 №77-з «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Башкортостан» и реализацией целей Государственной программы в целях совершенствования системы учета перевозок граждан и багажа общественным транспортном постановлением Правительства РБ от 28.12.2017 №632 утверждено Положение о безналичной оплате перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом с использованием электронных средств платежа натерритории Республики Башкортостан.

Согласно ч.1 ст.72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Государственные нужды как самостоятельное понятие в Законе о контрактной системе не определены. В то же время, можно к ним отнести потребность заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для выполнения функций и полномочий госорганов, достижения целей государственных программ.

В рассматриваемом случае ввиду необходимости применения в силу закона контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов за проезд, все мероприятия, реализация которых возлагается на органы исполнительной власти субъектов, является потребностью таких органов в обеспечении исполнения требований законодательства.

Учитывая изложенное, Правительство будучи высшим исполнительным органом власти самостоятельно либо посредством соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом – Министерство транспорта обязано было осуществить закупку в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок на внедрение пилотного проекта.

Препятствия для своевременного проведения конкурсных процедур не выявлены, следовательно, Правительство располагало достаточным количеством времени для осуществления закупки с использованием конкурентных процедур.

Между тем указанные мероприятия со стороны Правительства Республики Башкортостан осуществлены не были.

Вместо этого 26.02.2019 состоялась рабочая встреча представителей ПАО «Сбербанк» и <...> по итогам рабочей встречи согласно поручению № 13 было поручено обеспечить реализацию на территории Республики Башкортостан проекта по созданию единой системы учета оплаты проезда в общественном транспорте и внедрению единой транспортной карты при инвестиционной и технологической поддержке ПАО «Сбербанк» и АО «Расчетные решения». Ответственными были определены: <...>, <...>. Срок – 1 июля 2019 года.

23.05.2019 согласно протоколу №1 совещания по вопросам развития пассажирских перевозок в Республике Башкортостан (далее – Протокол №1 от 23.05.2019г.), под председательством врио Главы Республики Башкортостан были рассмотрены вопросы:

1. О разработке «Дорожной карты» по обновлению парка автобусов ГУП «Башавтотарнс» РБ;

2. Об оснащении транспортных средств платежными терминалами для учета оплаты проезда пассажиров;

3. О модернизации остановок общественного транспорта в ГО г.Уфа РБ.

На совещании помимо членов правительства и органов власти Республики Башкортостан, в частности присутствовали хозяйствующие субъекты: ГУП «Башавтотарнс», АО «Башкирский регистр социальных карт» (далее – АО «БРСК»), ПАО Сбербанк.

Пунктом 2.1. Протокола №1 от 23.05.2019 было принято решение об одобрении создания Единой республиканской системы проезда на общественном транспорте РБ, предусмотрено внесение в Правительство РБ проекта распоряжения о запуске пилотного проекта по внедрению Единой республиканской системы оплаты проезда и выпуск Единой транспортной карты на территории РБ. Ответственные Гостранс РБ, АО «БРСК», со сроком 1 июля 2019.

Пунктом 2.2. Протокола №1 от 23.05.2019 предусмотрено финансирование в целях приобретения в собственность РБ программного обеспечения единой системы оплаты проезда и учета проезда пассажиров на общественном транспорте. Ответственные: Гостранс РБ, Минфин РБ, со сроком 1 июля 2019.

10.06.2019 согласно Протоколу оперативного совещания Правительства РБ от 10.06.2019 (далее – Протокол от 10.06.2019) были приняты, в том числе, следующие решения.

Пунктами 4, 5, 7 Протокола от 10.06.2019 предусмотрено следующее:

- обеспечить внедрение Единой транспортной карты для проезда в общественном транспорте городского и пригородного сообщения на территории Республики Башкортостан;

- организовать введение пересадочного (часового) тарифа для оплаты проезда с помощью Единой транспортной карты для проезда в общественном транспорте городского и пригородного типа сообщения в городском округе город Уфа Республики Башкортостан;

- обеспечить информирование населения через средства массовой информации о введении с 01.07.2019 Единой транспортной карты для проезда в общественном транспорте городского и пригородного сообщения на территории Республики Башкортостан;

Распоряжением Правительства РБ №547-р от 31.05.2019 принято решение:

- реализовать пилотный проект по внедрению Единой республиканской системы оплаты проезда и выпуску Единой транспортной карты на территории Республики Башкортостан;

- принять предложение АО «БРСК» о выполнении функций технологического оператора Единой республиканской системы оплаты проезда на период проведения пилотного проекта.

13.06.2019 приказом Гостранса РБ №01-05/118 утвержден паспорт пилотного проекта «Внедрение Республиканской системы оплаты проезда на общественном транспорте в Республике Башкортостан и Единой транспортной карты (далее - ЕТК)» (далее – Проект) сроком с 01.07.2019 до момента ввода в промышленную эксплуатацию программного обеспечения единой республиканской системы оплаты проезда.

Согласно Паспорту пилотного проекта, технологическим оператором утверждено АО «БРСК» ранее назначенное распоряжением Правительства РБ №547-р от 31.05.2019г.

Участниками пилотного проекта являются: АО «БРСК», ПАО «Сбербанк», ГУП «Башавтотранс» РБ, АО «Расчетные решения», НКО «Расчетные решения», перевозчики (далее – Участники проекта) присоединившиеся к правилам Единой республиканской системы оплаты проезда (далее – Система).

Основанием проекта явилось, в том числе:

- п.1.4 Проекта перечень поручений по итогам рабочей встречи с представителями ПАО «Сбербанк» от 26.02.2019г.;

- п.1.5 Протокола рабочего совещания под председательством <...>;

- Распоряжение Правительства РБ от 31.05.2019г.№ 547-р о проведении пилотного проекта по внедрению Системы и выпуску ЕТК.

Текстом Проекта не предусмотрен список пилотных площадок, исходя из системного анализа Проекта можно сделать вывод, что его внедрение предусмотрено на территории всей Республики Башкортостан, без ограничения по количеству участников Проекта. Приложением к Проекту утверждена дорожная карта реализации проекта.

Реализация Проекта по внедрению Системы и ЕТК началась до фактического утверждения проекта лицами являющимися участниками совещаний проводимых врио Главы РБ и Правительства РБ.

Согласно представленным в материалы антимонопольного дела пояснениям Минтранса внедрение Единой системы учета оплаты проезда на общественном транспорте в Республике Башкортостан запланировано к реализации в несколько этапов:

1. Назначение оператора системы;

2. Разработка и утверждение правил системы, соответствующихдействующему законодательству;

3. Присоединение к правилам системы ее участников (перевозчики, расчетный центр, процессинговый центр, банки, банк-эквайер);

4. Установка и наладка оборудования;

5. Технологический запуск системы.

О будущей реализации пилотного проекта в данном письме не указывается, что согласуется с дорожной картой Паспорта пилотного проекта, которая свидетельствует о выполнении работ сторонами еще до утверждения Паспорта пилотного проекта.

Цепочка последовательных действий по проведению Правительством Республики Башкортостан рабочих встреч с представителями хозяйствующих субъектов, распределении поручений среди хозяйствующих субъектов, назначив технологического оператора Системы, предоставив ему полномочия по внедрению и сопровождению такой системы на территории Республики Башкортостан, осуществляя ряд и заключая ряд соглашений совместно с хозяйствующими субъектами  Правительство Республики Башкортостан свидетельствуют о заключении антиконкурентного соглашения которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок в Республике Башкортостан по оказанию услуг создания, внедрения единой системы учета оплаты проезда на общественном транспорте и выпуску единых транспортных карт, процессинговых услуг, услуг банка, банка-эквайера расчетного центра в отсутствие конкурентоспособного соперничества с другими хозяйствующими субъектами.

Пилотным называется временный проект, предназначенный для проверки жизнеспособности уникального предложенного решения, между тем осуществление внедрения единой системы оплаты проезда не является в Российской Федерации чем-то уникальным, поскольку идентичные проекты разработаны во многих субъекта Российской Федерации и в частности АО «Расчетные решения» исходя из публичной информации находящейся в свободном доступе реализовало на территории Российской Федерации 21 проект. Такой проект называется временным потому, что для него подразумевается установления даты завершения, между тем исходя из паспорта Проекта, сделать вывод о дате завершения реализации «пилота» не представляется возможным, поскольку конкретный временной отрезок проектом не определен. Как следует из текста проекта, срок проведения пилотного проекта – с 01.07.2019 до момента ввода в промышленную эксплуатацию программного обеспечения единой республиканской системы оплаты проезда.

Правительство Республики Башкортостан имело возможность по формированию Технического задания для осуществления и подготовки к торгам, между тем, указанного сделано не было вследствие заключения антиконкурентного соглашения между органом власти и хозяйствующими субъектам.

С момента начала работы системы участники Системы оказывают свои услуги за плату. То есть, изначально предполагалось, что в период действия пилотного проекта и после его завершения функции технологического оператора и процессинговые услуги и услуги иных Участников Системы не являющихся перевозчиками, в связи с действием Системы будут осуществляться действующими Участниками Системы.

Таким образом, внедрение в Республике Башкортостан единой системы оплаты проезда привело к тому, что в целях  оснащения транспортных средств перевозчиков платежными терминалами для учета и оплаты проезда, перевозчиками заключены договоры на оказание процессинговых услуг только с использованием автоматизированной системы АО «БРСК».

Осуществление  Правительством Республики Башкортостан, Минтрансом, АО «БРСК» и АО «Расчетные решения» антиконкурентного соглашения по разработке единой автоматизированной системы оплаты проезда в Республике Башкортостан без обеспечения публичности, открытости и прозрачности процедуры внедрения безналичных расчетов и предоставления права их обслуживания неограниченному кругу лиц, поставило Участников Системы (за исключением Перевозчиков) в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, которые могли бы оказывать процессинговые услуги, тем самым лишило потенциальных исполнителей данных услуг равных условий выхода на соответствующий товарный рынок, обеспечив Участников Системы (за исключением Перевозчиков) более выгодные условия деятельности на рынке услуг по внедрению и сопровождению Единой системы оплаты проезда и созданию транспортных карт в географических границах Республики Башкортостан.

В рассматриваемом случае Правительство Республики Башкортостан, принимая соответствующие решения, и предоставив АО «БРСК» возможность осуществлять функции технологического оператора системы, а с 2021 года еще и функции процессингового центра, спровоцировало развитие ситуации, при которой иные потенциальные хозяйствующие субъекты оказались лишены возможности принять участие в выборе субъекта – лица, способного на равных условиях и возможностях в конкурентной борьбе конкурировать с АО «БРСК», например, ООО «Стандарт», имеющего опыт по выполнению работ (оказанию услуг) по разработке, внедрению, эксплуатации автоматизированной системы учета оплаты проезда (инвестиционное соглашение №030/К/803.

Последовательность действий участников антиконкурентного соглашения свидетельствует о наличии нарушений п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции в части заключения антиконкурентного соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом.

В соответствии с правоприменительной и судебной практикой факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов (Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

Достигнутые договоренности (соглашения), согласованные действия запрещаются антимонопольным законодательством, если целью и (или) результатом соглашений и согласованных действий является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках (ч.2 ст.1, п.7 и 18 ст.4 Закона).

С учетом положений п.18 ст.4 Закона о защите конкуренции запрещенным соглашением могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы) так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении.

Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.

Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что участники соглашения намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

Частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции определено, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Пунктами 4, 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъяснено, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих - юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медикосоциальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии). Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Указом Главы Республики Башкортостан <...> назначен на должность <...>. На основании данного указа приказом и.о. заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан — Руководителем Аппарата Правительства Республики Башкортостан издан приказ <...> о назначении <...> на должность <...>.

Распоряжением Главы Республики Башкортостан <...> определено, что <...> соответствии с распределением обязанностей в Правительстве Республики Башкортостан, утвержденным настоящим распоряжением:

- курируют и контролируют деятельность отдельных республиканских органов исполнительной власти в соответствующей сфере ведения;

- координируют деятельность иных республиканских органов исполнительной власти по вопросам соответствующей сферы ведения;

- согласовывают в установленном порядке проекты решений временно исполняющего обязанности Главы Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, осуществляют контроль за исполнением решений Правительства Республики Башкортостан курируемыми республиканскими органами исполнительной власти;

- организуют исполнение поручений временно исполняющего обязанности Главы Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан по вопросам соответствующей сферы ведения, осуществляют контроль за исполнением поручений Правительства Республики Башкортостан курируемыми республиканскими органами исполнительной власти;

- несут ответственность за достижение результатов в соответствующей сфере ведения, а также за достижение целей и целевых показателей, решение задач федеральных проектов в части, касающейся Республики Башкортостан, региональных составляющих национальных проектов (программ), выполнение иных возложенных обязанностей.

В обязанности <...> входят, помимо прочего, вопросы транспорта и дорожного хозяйства. Курирует деятельность организаций дорожного хозяйства, а также автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Курирует деятельность, в том числе Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. В редакции распоряжения от 29.04.2019 №РГ-138 «О внесении изменений в распределение обязанностей в Правительстве Республики Башкортостан» в обязанности <...> также включено ведение вопросов организации контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения республиканских нужд, повышения эффективности расходования средств бюджета Республики Башкортостан при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Анализ указанных положений позволяет сделать вывод о том, что курирование вопроса внедрения пилотного проекта было возложено на <...>. Кроме того, такое внедрение в силу также возложенных на <...> полномочий, должно было быть осуществлено с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Не стоит упускать из виду факт того, что в нарушение норм действующего законодательства неправомерные действия от лица Правительства Республики Башкортостан справку о согласовании проекта распоряжения Правительства Республики Башкортостан «О проведении пилотного проекта по внедрению Единой республиканской системы оплаты проезда и выпуску Единой транспортной карты на территории Республики Башкортостан» согласовал <...>.

Стоит отметить, что у <...> имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.

Действия <...> образуют состав административного правонарушения по ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

Материалами дела опровергается тот факт, что вменяемое <...> нарушение антимонопольного законодательства было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Вина <...> установлена и состоит в том, что имея реальную возможность для надлежащего исполнения требований антимонопольного законодательства с учетом принятых на себя должностных обязательств, ею не предприняты все зависящие от нее меры, по их соблюдению.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Формальный состав данного административного правонарушения не требует установления характера и размера причиненного ущерба.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в процессе осуществления предпринимательской деятельности в сфере защиты конкуренции;

Объективная сторона административного правонарушения – действия должностного лица органа власти, выразившиеся в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения;

Субъект административного правонарушения – <...>.

Субъективная сторона правонарушения – <...> был обязан и имел реальную возможность принять все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с положениями ст.24.5 КоАП РФ не установлено.

Дата, время и место совершения административного правонарушения установлены верно.

Необходимо отметить, что Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» антиконкурентные соглашения признаны одной из угроз экономической безопасности государства. Так, согласно п.7 ч.16 раздела III Указа одной из задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономии является предотвращение картельных сговоров.

Согласно ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного, в том числе ст.14.32 настоящего Кодекса.

В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

В связи с вышеизложенным, основания для применения ст.2.9 КоАП РФ в данном деле отсутствуют.

Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность не установлено.

Согласно ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч.2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Согласно ч.7 ст.14.32 КоАП РФ заключение организацией, осуществляющей функции органа власти, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Учитывая изложенное, принимаю решение о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей, при этом положения ч.2.2 и 2.3 ст.4.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае применению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.48, 29.9, 29.10
и ч.7 ст.14.32 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать должностное лицо – <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

2. Наложить на должностное лицо – <...> штраф в размере 20 000,00 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч.5 ст.3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в доход федерального бюджета на счет органа федерального казначейства в полном объеме. Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель: УФК по Республике Башкортостан (Башкортостанское УФАС России)

ИНН получателя 0274090077

КПП получателя 027401001

Номер казначейского счета 03100643000000010100

ОТДЕЛЕНИЕ-НБ Республики Башкортостан Банка России//УФК по Республике Башкортостан г. Уфа

ЕКС 40102810045370000067

БИК УФК 018073401

КБК 161 1 16 01141 01 0032 140

ОКТМО 80 701 000

УИН 

Управление просит лицо, привлеченное к административной ответственности, направить должностному лицу, вынесшему постановление (450008, г. Уфа, ул. Пушкина, 95; факс (347) 272-58-82) копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.20.25 КоАП РФ правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в сроки, определенные в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч.3 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 – 25.5 КоАП РФ – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч.2 ст.30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд или в вышестоящий орган вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

В соответствии с ч.3 ст.30.1, ч.1 ст.30.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении определен ст.30.2. КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В соответствии с ч.3 ст.30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.

Согласно ч.1 ст.31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны