Решение №ИВ/3679/24 Решение. АО "Корпорация развития". 17-83/2024. от 4 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Ответчик:

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 002/01/17-83/2024

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена: 29.03.2024

В полном объеме решение изготовлено: 04.04.2024                                                            г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела № 002/01/17-83/2024 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>

Члены Комиссии:

<...>

<...>

рассмотрев антимонопольное дело № 002/01/17-83/2024 по признакам нарушения АО «Корпорация развития Республики Башкортостан» <...> части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в Положение о закупке товаров, работ, услуг (в редакции от 30.11.2023) случаев осуществления закупки у единственного поставщика, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции,

в присутствии на заседании<...>,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление), в ходе рассмотрения материалов Прокуратуры кировского района г. Уфы, указывающих на наличие признаков нарушения
АО «Корпорация развития Республики Башкортостан» <...> (далее – АО «Корпорация развития») Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)
, проанализировано положение о закупках товаров, работ и услуг, принятое АО «Корпорация развития» в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Из части 1 статьи 1 Закона о закупках следует, что наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Цели законодательного регулирования достигаются, в том числе, путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закон о закупках.

Законом о закупках установлено, что закупка товаров, работ, услуг для юридических лиц, названных в части 2 статьи 1 данного закона, может осуществляться конкурентными и неконкурентными способами. К неконкурентным способам в числе прочего относится размещение заказа у единственного поставщика (часть 3.2 статьи 3).

Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закона о закупках).

Вместе с тем, это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.

Кроме того, из части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Следовательно, принимаемое положение о закупке не должно вступать в противоречие с целью и принципами Закона о закупках, требованиям законодательства Российской Федерации, а также является не единственным документом, которым должен руководствоваться заказчик при осуществлении закупки.

Так, статьей 17 Закона о защите конкуренции запрещены действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, в числе, проводимых в соответствии с Законом о закупках.

Таким образом, положение о закупке, как и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, устанавливаемый в таком положении о закупке, не может вступать в противоречие с законодательством о закупках отдельными видами юридических лиц, антимонопольным законодательством.

Установлено, что АО «Корпорация развития» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

АО «Корпорация развития», в соответствии с Законом о закупках разработано и утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Корпорация развития» от 30.11.2023 № 42 (далее – Положение о закупке № 42).

В ходе анализа Положения о закупках № 42 установлено следующее.

Пункт 8.1 Главы 8 Положения о закупке предусматривает следующие случаи осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика):

1) необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью от 100 тыс. руб. и не более 600 тыс. руб., включая НДС;

Предельный совокупный годовой объем таких закупок не может превышать 50 млн. руб. в год;

2) необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью более 600 тыс. рублей, включая НДС при выполнении хотя бы одного из условий, предусмотренных п. 8.1.1.;

8.1.1. Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если:

1) требуется закупить товары (работы, услуги), которые могут быть поставлены (выполнены, оказаны) только конкретным (единственным) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при условии, что на функционирующем рынке не существует равноценной замены закупаемых товаров (работ, услуг), при наличии документального обоснования;

2) необходимо закупить товары (работы, услуги) относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

3) нужно провести дополнительную закупку товаров или закупку товаров, необходимых для обслуживания, ремонта и (или) обеспечения бесперебойной работы ранее приобретенных товаров, а также товаров, работ и услуг, которые связаны с их обслуживанием и сопровождением;

4) возникла срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах) и применение иных способов закупок, требующих затрат времени, повлечет за собой убытки и/или другие неблагоприятные последствия для Заказчика в следующих случаях:

– возникли чрезвычайные обстоятельства (авария, иная чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, обстоятельства непреодолимой силы);

– уполномоченный орган отменил результаты закупки, проведенной конкурентным способом (в ситуации, когда повторное проведение закупки конкурентным способом нецелесообразно ввиду срочной потребности). При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим пунктом договор заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке и (или) извещением об осуществлении закупки, по цене, предложенной поставщиком (исполнителем, подрядчиком), желающим заключить такой договор, но не выше начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, указанных в документации о закупке и (или) извещении об осуществлении закупки;

– расторгнут неисполненный или ненадлежаще исполненный договор и необходимо завершить его исполнение, но невозможно провести конкурентную процедуру закупки с учетом требуемых сроков исполнения. При этом, если до расторжения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг и цена договора должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключенному договору;

– возникла необходимость исполнения актов государственной власти РФ или субъектов РФ, органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями;

– требуется исполнить поручение государственных органов власти на основании документарных официальных обращений, для выполнения которого необходима поставка товара, выполнение работ/оказание услуг в рамках проведения мероприятий регионального (межрегионального), общероссийского и международного уровня;

– возникла необходимость работ по мобилизационной подготовке, необходимость срочного медицинского вмешательства;

– договор с победителем закупки не заключен по причине уклонения этого поставщика от его заключения, при этом иные участники отсутствовали или заявки таких участников по итогам рассмотрения не были допущены, либо участники не воспользовались своим правом на заключение договора (отказались от его заключения), при соблюдении всех существенных условий, которые были определены конкурентной процедурой, а так же нормами гражданского законодательства;

5) процедура закупки признана несостоявшейся, поскольку не подано (не допущено к участию) ни одной заявки либо подана (допущена к участию) единственная заявка. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим пунктом договор заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке и (или) извещением об осуществлении закупки, по цене, предложенной поставщиком (исполнителем, подрядчиком), желающим заключить такой договор, но не выше начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, указанных в документации о закупке и (или) извещении об осуществлении закупки;

6) закупки товаров, работ, услуг осуществляются у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного актами органов государственной власти РФ или субъектов РФ, органов местного самоуправления;

7) Заказчик является исполнителем по договору (контракту) и в процессе его исполнения возникла потребность в товарах (работах, услугах);

8) закупаются услуги по водоснабжению, водоотведению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, обращению с твердыми коммунальными отходами и иные услуги по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

9) заключаются договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

10) продлевается ранее заключенный договор в порядке, установленном настоящим Положением, если такая возможность изначально предусматривалась в договоре либо целесообразно продолжение сотрудничества с данным поставщиком;

11) осуществляется закупка на выполнение работ, оказание услуг, выполнение или оказание которых осуществляется исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципальных образований;

12) осуществляется закупка услуг, связанных с направлением работников в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, услуги гостиниц, транспортное обслуживание, питание); услуг по обучению и повышению квалификации работников; заключается договор на посещение спортивных, культурных и развлекательных мероприятий (театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки и т.д.);

13) закупаются услуги по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства;

14) осуществляется закупка на проведение авторами проекта технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ;

15) осуществляется закупка на приобретение права пользования на объекты интеллектуальной деятельности непосредственно у правообладателей, осуществляются закупки результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, охраняемых в соответствии с законодательством, в том числе услуги по созданию (исполнению) произведений литературы и искусства у их правообладателей, включая непосредственно связанные с этим услуги, а также закупки по лицензионным соглашениям;

16) осуществляется закупка печатных или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей, обладающих исключительными правами (исключительными лицензиями) на использование таких изданий, и оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям;

17) требуется заключить (пролонгировать) договор аренды недвижимого имущества, при условии, что закупка у единственного контрагента имеет преимущества перед закупкой при помощи конкурентной закупки;

18) закупаются услуги адвоката и иного лица, оказывающего юридическую помощь (представителя) при необходимости ведения дел в области уголовного, земельного, налогового права, в сфере интеллектуальной деятельности, несостоятельности (банкротства) юридических лиц, а так же услуги стороннего эксперта или экспертной организации;

19) осуществляется закупка услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);

20) осуществляется закупка товаров (работ, услуг) по сниженным в течение определенного промежутка времени ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные);

21) требуется заключить договор с оператором электронной площадки в целях проведения процедур закупок в электронной форме или в целях участия в процедурах закупок в электронной форме в качестве участника;

22) осуществляется закупка услуг у государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также у подведомственных им юридических лиц либо у организаций, работающих по тарифам, которые устанавливают органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов;

23) осуществляются закупки услуг по размещению материалов в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

24) осуществляется закупка непосредственно у завода-производителя товара либо его дистрибьютора, либо у иного уполномоченного представителя завода-производителя по ценам завода-производителя, при условии отсутствия разумной альтернативы замены товара;

25) совершаются следующие сделки:

– закупка финансовых услуг у кредитных организаций (в том числе получение кредита, банковских гарантий, заключение договора банковского счета);

– услуги по ведению реестра;

– сделки с имущественными правами;

– покупка недвижимого имущества.

26) осуществляются закупки товаров, работ и услуг, связанных с безопасностью Заказчика и его сотрудников, а также их собственности, относящихся к сфере деятельности предприятий охраны;

27) осуществляются закупки товаров и услуг в целях исполнения обязательств, взятых на себя Заказчиком, по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

28) заключается договор купли-продажи проектно-сметной документации, необходимой для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства для нужд Заказчика, имеющейся в наличии у конкретного правообладателя, отвечающей требованиям законодательства и соответствующей требованиям, предъявляемым Заказчиком к проектной документации, в том числе по техническим характеристикам проектируемого объекта;

29) осуществляется заключение договора с исполнителем (подрядчиком, поставщиком), выбранным принципалом, по обязательствам Заказчика в качестве агента по агентским договорам;

30) осуществляется закупка подписки, в том числе в электронном виде, на газеты, журналы и иные издания средств массовой информации у поставщика, обладающего исключительными правами на распространение таких изданий, или издателя;

31) осуществляется закупка на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

32) осуществляются закупка продукции, связанной с осуществлением Заказчика спонсорской и благотворительной деятельности;

33) осуществляется закупка продукции, связанной с реализацией Заказчиком социальных программ, мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья работников Заказчика и членов их семей, предоставление им различных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными актами Заказчика.

34) закупка товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, а также для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного п. 3-3.2 ст. 7.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Изучив случаи осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), включенные в Положение о закупках № 42, Комиссия приходит к следующему.

Подпункт 17 пункта 8.1.1. Главы 8 Положения о закупках подразумевает проведение закупки у единственного поставщика, когда требуется заключить (пролонгировать) договор аренды недвижимого имущества, при условии, что закупка у единственного контрагента имеет преимущества перед закупкой при помощи конкурентной закупки.

Вместе с тем, необходимо отметить, что отсутствие в Положении о закупках ссылок на то какие преимущества перед конкурентной закупкой имеют значение для заключения договора аренды недвижимого имущества с единственным поставщиком позволяет Заказчику не проводить конкурентные закупки и осуществлять закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках соответствующих коду ОКВЭД 68.20 (Аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом).

Подпункт 20 пункта 8.1.1. Главы 8 Положения о закупках подразумевает проведение закупки товаров (работ, услуг) по сниженным в течение определенного промежутка времени ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные).

Вместе с тем, необходимо отметить, что в Положении о закупках отсутствует информация о том каким образом Заказчик будет определять снижение цен, будет ли соответствующая подтверждаться аналитикой или мониторингом рынка, ввиду чего изложение указанного пункта в такой редакции позволяет Заказчику осуществлять закупки на конкурентных рынках без проведения торгов.

Подпункт 25 пункта 8.1.1. Главы 8 Положения о закупках подразумевает совершение сделок с имущественными правами, а также покупку недвижимого имущества.

Вместе с тем, необходимо отметить, что рынки соответствующие коду ОКВЭД 68 (Операции с недвижимым имуществом) являются конкурентными, соответственно, изложение указанного пункта в такой редакции позволяет Заказчику не проводить конкурентные закупки и осуществлять закупки на конкурентных рынках без проведения торгов.

Подпункт 26 пункта 8.1.1. Главы 8 Положения о закупках подразумевает осуществление закупки товаров, работ и услуг, связанных с безопасностью Заказчика и его сотрудников, а также их собственности, относящихся к сфере деятельности предприятий охраны Вместе с тем, необходимо отметить, что рынки соответствующие коду ОКВЭД 80.10 (Деятельность частных охранных служб) являются конкурентными, соответственно, изложение указанных пунктов в такой редакции позволяют Заказчику не проводить конкурентные закупки и осуществлять закупки на конкурентных рынках без проведения торгов.

Подпункт 32 пункта 8.1.1. Главы 8 Положения о закупках подразумевает осуществление закупки продукции, связанной с осуществлением Заказчика спонсорской и благотворительной деятельности.

Вместе с тем, под «осуществление Заказчиком спонсорской деятельности» может подойти практически любая закупка, что позволяет АО «Корпорация развития» произвольно закупать любые товары (работы, услуги), мотивируя это осуществлением спонсорской деятельности, без учета обращения указанных товаров (работ, услуг) на конкурентных рынках.

В связи с указанным, Комиссия приходит к следующим выводам.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом о защите конкуренции, целями которого согласно части 2 статьи 1 данного закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Статья 17 Закона о защите конкуренции (части 1 и 5) запрещает действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках.

На основании пунктов 2 и 3 части 1, части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции к таким действиям, в частности, относятся создание участнику закупки преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя по результатам закупочной процедуры.

В пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, указано, что нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению.

В положении о закупке должны быть ограничения для применения этого способа (критерии и случаи, в которых он может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обратное повлечет за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушит принципы осуществления закупочной деятельности (частей 1 и 3 статьи 3 Закона о закупках) и запреты, установленные частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Изложенное также означает, что несоблюдение заказчиками отдельных требований Закона о закупках может одновременно свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы).

Из определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13429 по делут № А57-6544/2020 следует, что отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.

При размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик, в большинстве случаев, должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Наличие иных хозяйствующих субъектов, реализующих закупаемый товар, оказывающих закупаемые услуги, свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников и возможном нарушении принципов осуществления закупочной деятельности и запретов установленных антимонопольным законодательством.

Таким образом, положение о закупках № 42, позволяющее осуществлять закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках без соответствующего обоснования, не соответствует нормам Закона о закупках, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Следовательно, включение АО «Корпорация развития Республики Башкортостан» в Положение о закупках № 42 указанных выше оснований для осуществления закупок без конкурентных процедур свидетельствует о злоупотреблении правом, об уклонении от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования Закона о закупках в данной сфере.

Кроме того, указанные обстоятельства приводят или могут привести к экономически неэффективному расходованию денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, закрепленные в Положении о закупке № 42 условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создающие возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что в совокупности приводит или может привести к дискриминации, нарушению принципов равноправия, справедливости и необоснованному ограничению конкуренции по отношению к хозяйствующим субъектам, нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

После принятия Комиссией заключения об обстоятельствах дела АО «Корпорация развития» предоставило письменные пояснения от 01.03.2024 исх. № КР-563/2024 (вх. № 3372-ЭП/24 от 01.03.2024), в которых указало, что решением Совета директоров Корпорации развития № 46 от 09.02.2024 утверждено новое положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд АО «Корпорация развития Республики Башкортостан» (далее – Положение о закупках от 09.02.2024).

Так, в положение о закупках для нужд АО «Корпорация развития Республики Башкортостан» были внесены следующие изменения:

– исключены подпункты 20, 25, 26, 32 пункта 8.1.1. Главы 8 Положения о закупках;

– подпункт 17 пункта 8.1.1. Главы 8 Положения о закупках изложен в следующей редакции: подпункт 16 пункта 8.1.1. Главы 8 – необходимо закупить объекты недвижимого имущества либо имущественные права на указанные объекты (право аренды/субаренды, пользования, лизинга и т.д.), связанные с управлением преференциальными зонами либо они необходимы для расширения преференциальных зон.

Таким образом, спорные подпункты 17, 20, 25, 26, 32 пункта 8.1.1. Главы 8 Положения о закупках АО «Корпорация развития» в редакции № 42 от 30.11.2023 приводили или могли привести к ограничению конкуренции на товарных рынках и были изменены заказчиком, а именно подпункты 20,25,26,32 пункта 8.1.1. Главы 8 Положения о закупках в редакции № 42 от 30.11.2023 были исключены, а подпункт 17 пункта 8.1.1. Главы 8 Положения о закупках в редакции № 42 от 30.11.2023 был изменен в Положении о закупках в редакции № 46 от 09.02.2024.

Комиссия отмечает, что указанные изменения были внесены после возбуждения дела № 002/01/17-83/2024 о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Комиссия, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о том, что установленные АО «Корпорация развития» в Положении о закупке в редакции № 42 основания для осуществления закупки у единственного поставщика, то есть основания для осуществления закупок без конкурентных процедур, не соответствуют принципам Закона о закупках и в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции привели или могли привести к ограничению конкуренции.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы.

По результатам анализа представленных ответчиком документов, Комиссией принято решение предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства ответчику не выдавать в связи с устранением выявленного нарушения.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать действия АО «Корпорация развития Республики Башкортостан» <...> по включению в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд (в редакции от 30.11.2023 № 42) случаев закупки у единственного поставщика, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции, нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание АО «Корпорация развития Республики Башкортостан» <...> не выдавать в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

 

 

<...>

Члены Комиссии:

 

<...>

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Башкортостан в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Прокуратура Кировского района г. Уфы
ИНН 0274038937, ОГРН 1030203899395
АО "Корпорация развития Республики Башкортостан"
ИНН 0274153834, ОГРН 1110280005110