Решение №ИВ/5391/23 Заключение от 17 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

 

Лицо, в отношении которого подается заявление

о внесении в Реестр недобросовестных поставщиков:

 

Заключение № ТО002/10/5-819/2023

 

12.05.2023                                                                                                                                г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

при участии от ООО «Автоматизация Системы Технологии» -, от ООО «Курс»: ,

рассмотрев материалы, представленные ООО «Автоматизация Системы Технологии» от 02.05.2023 вх.№ 6784-ЭП/23 о включении ООО «Курс» в реестр недобросовестных поставщиков,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Автоматизация Системы Технологии» (далее – ООО «АСТ») от 02.05.2023 вх.№ 6784-ЭП/23 представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление) в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 (далее – Правила), сведения об ООО «Курс» для включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Башкортостанского УФАС России в результате проверки представленных ООО «АСТ» документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2-4 Правил, установила следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

21.12.2021 на официальном сайте электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» (УТП) http://utp.sberbank-ast.ru ООО «АСТ» объявлен запрос предложений на право выполнения работ 

По результатам закупки 28.02.2022 между ООО «Курс» и ООО «АСТ» был заключен договор № 220/22 на выполнение работ (далее - Договор). Срок выполнения работ по Договору – в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с даты заключения Договора.

Как следует из представленных материалов договор ООО «Курс» исполнить не смогло. По решению Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-13678/22 договор, заключенный между ООО «Курс» и ООО «АСТ», был расторгнут. Также в пользу ООО «АСТ» взыскано 200 000 руб. штрафа.

Согласно п. 4 Правил, в случае расторжения договора по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора направляет в уполномоченный орган соответствующие материалы.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия отмечает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности действий участника размещения заказа на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Для возникновения таких правовых последствий как признание исполнителя недобросовестным поставщиком, уклонившимся от исполнения договора антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям законодательства, в том числе приведшее к нарушению срока исполнения договора.

Абзацем 2 подпункта «в» пункта 15 Постановления Правительства от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов правительства российской федерации» (Далее – Постановление № 1078) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Согласно абзацу 3 подпункта «в» пункта 15 Постановления № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее – санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее – меры ограничительного характера).

Комиссия отмечает, что ООО «Курс» подало заявку на участие в запросе предложений 03.02.2022. Протокол подведения итогов датирован 08.02.2022. 24.02.2022 ООО «Курс» письмом №22-66 направило на подписание в адрес ООО «АСТ» договор. Договор был подписан 28.02.2022. Одновременно с подписанием договора, ООО «Курс» направило в адрес ООО «АСТ» Письма исх.№№ 22-75, 22-76 с просьбой организовать подъездные пути и произвести демонтаж электрических шкафов в месте выполнения работ, а также допустить к электроустановкам ООО «АСТ» командированного персонала из 29-ти сотрудников ООО «Курс», для прохождения вводного инструктажа.

Комиссия отмечает, что 24.02.2022 началась специальная военная операция. Данное событие не было прогнозируемым. После ее начала Российская Федерация столкнулась с торговыми санкциями. Является общеизвестным факт введения со стороны ряда зарубежных стран и компаний ограничительных мер на поставку определенной категории товаров в Российскую Федерацию. В этой связи 24.03.2022 ООО «Курс» Письмом № 22-111, предложил, в рамках пункта 4.3 Договора, рассмотреть увеличение стоимости договора за счет необходимых дополнительных работ, которые не были учтены в исходных документах к закупке, обосновывая это повышением стоимости материалов и оборудования, введения ограничительных мер со стороны ряда зарубежных стран и компаний, а также сообщения контрагентов ООО «Курс» о приостановке поставок электротехнического оборудования:

- Письмо Электротехнический завод ООО «БНК» от 28.02.2022 № 76;

- Письмо Алтайского трансформаторного завода от 01.03.2022№ 078-У;

- Письмо ООО «Энерготэл» от 28.02.2022 № 1;

- Письмо ООО «Промэлектрощит» от 28.02.2022 № 86/1;

- Письмо Электротехнического завода ООО «БНК» от 11.03.2022 № ДП-966;

- Письмо ООО «Промэлектрощит» от 09.03.2022 № 110;

- Письмо Электротехнического завода ООО «БНК» от 01.03.2022 № 79/1;

- Письмо ООО «Таврида Электрик Поволжье» от 05.04.2022 № ТЭП0556.

Письма представлены в материалы дела. Таким образом, ООО «Курс» предпринимало действия, направленные на исполнение условий договора. Указанные обстоятельства не свидетельствуют о недобросовестности поведения ООО «Курс».

Также Комиссия отмечает, что ключевая ставка Центробанка РФ увеличилась с 9,5 % до 20 % годовых, произошел резкий скачок курса валют, существенно возросла стоимость материалов и оборудования.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

При рассмотрении вопроса о признании недобросовестности действий участника закупки уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках, закупочной документации, положения заказчика о закупках товаров, работ, услуг, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Комиссия, рассмотрев действия ООО «Курс», не усматривает в них признаков недобросовестности и руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

ЗАКЛЮЧИЛА:

Сведения, представленные ООО «Автоматизация Системы Технологии» от 02.05.2023 вх.№ 6784-ЭП/23 в отношении ООО «Курс» не включать в Реестр недобросовестных поставщиков.

 

Председатель комиссии

Члены комиссии

 

Связанные организации

ООО АСТ
ИНН 7719841157, ОГРН 1137746277085
ООО "Курс"
ИНН 0278133451, ОГРН 1070278002630