Решение б/н Нарушение законодательства о рекламе от 25 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

<>

Заявитель:

Уральское главное управление

Центрального банка Российской Федерации отделение – национальный банк по Республике Башкортостан

450008, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Театральная, д. 3

80svc_bank@cbr.ru

РЕШЕНИЕ

(по делу № 002/05/5-1962/2020)

25.02.2021 года

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<…> – заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев обращение Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации отделение – национальный банк по Республике Башкортостан (далее по тексту – Отделение НБ по РБ) (исх. № Т580-20-5-5/3632 от 01.06.2020) (вх. № 10137 от 02.06.2020, срок рассмотрения продлен) содержащее информацию о признаках нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

02.06.2020 года (исх. № Т580-20-5-5/3632 от 01.06.2020) (вх. № 10137 от 02.06.2020, срок рассмотрения продлен) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее по тексту УФАС по РБ) поступило обращение Отделения НБ по РБ о признаках нарушения требований ФЗ «О рекламе».

В обращении сообщается, что в рекламной газете «ГИДИНФО.RU» в выпусках:

- № 513 (11) от 16.04.2020 года, 1 страница;

- № 512 (10) от 25.03.2020 года, 1 страница;

- № 511 (9) от 18.03.2020 года, 1 страница;

- № 510 (8) от 11.03.2020 года, 1 страница;

- № 509 (7) от 04.03.2020 года, 1 страница;

- № 508 (6) от 26.02.2020 года, 1 страница;

- № 507 (5) от 19.02.2020 года, 1 страница;

- № 506 (4) от 12.02.2020 года, 1 страница;

- № 505 (3) от 05.02.2020 года, 1 страница;

- № 504 (2) от 29.01.2020 года, 1 страница;

- № 503 (1) от 22.01.2020 года, 1 страница;

- № 502 (49) от 25.12.2020 года, 1 страница;

- № 501 (48) от 18.12.2019 года, 1 страница;

- № 500 (47) от 11.12.2019 года, 1 страница;

- № 499 (46) от 04.12.2019 года, 1 страница;

- № 498 (45) от 27.11.2019 года, 1 страница;

- № 497 (44) от 20.11.2019 года, 1 страница;

- № 496 (43) от 13.11.2019 года, 1 страница;

- № 495 (42) от 06.11.2019 года, 1 страница;

- № 494 (41) от 30.10.2019 года, 1 страница;

- № 493 (40) от 23.10.2019 года, 1 страница;

- № 492 (39) от 16.10.2019 года, 1 страница;

- № 491 (38) от 09.10.2019 года, 1 страница;

- № 490 (37) от 02.10.2019 года, 1 страница;

размещена реклама следующего содержания:

 

имеющая признаки нарушении части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

13.07.2020 года УФАС по РБ вынесено определение о возбуждении дела № 002/05/5-1962/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 30.07.2020 года.

30.07.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе посредством использования аудио/видеоконференцсвязи присутствовал:

- <…> (доверенность № ДВР18-Т5/194 от 12.09.2018) – представитель Отделения НБ по РБ.

<…> на рассмотрении дела не присутствовал. Запрошенные сведения (документы и материалы) не представлены. Ходатайств от <…> в адрес УФАС по РБ не поступало.

Почтовое уведомление, с извещением о дате, времени и месте рассмотрения дела, направленное по адресу (<…>), согласно информации размещенной на официальном сайте национальной почтовой службы (https://nationalpost.ru) с идентификатором 82500001024499 адресатом не получено (оставлено извещение 26.07.2020).

30.07.2020 года Комиссия Башкортостанского УФАС России определила:

1. продлить срок рассмотрения дела № 002/05/5-1962/2020.

2. отложить рассмотрение дела на другую дату – 17.08.2020 года.

14.08.2020 года от Отделения НБ по РБ поступило ходатайство о рассмотрении дела дистанционным путем (вх. № 15274 от 14.08.2020, электронная почта).

17.08.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе посредством использования аудио/видеоконференцсвязи присутствовал:

- <…> (доверенность № ДВР18-Т5/194 от 12.09.2018) – представитель Отделения НБ по РБ.

<…> (представитель <…>) на рассмотрении дела не присутствовал. Запрошенные сведения (документы и материалы) не представлены. Ходатайств от <…> в адрес УФАС по РБ не поступало.

Почтовое уведомление, с извещением о дате, времени и месте рассмотрения дела, согласно информации размещенной на официальном сайте национальной почтовой службы (https://nationalpost.ru) с идентификатором 82500001078284 адресатом не получено (оставлено извещение 05.08.2020, 10.08.2020).

17.08.2020 года Комиссия Башкортостанского УФАС России определила:

1. направить запрос оператору связи (ПАО «Мегафон») УВМ МВД по Республике Башкортостан для установления рекламодателя спорной рекламы.

2. приостановить производство по делу № 002/05/5-1962/2020.

В соответствии с абзацем 3 пункта 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела может быть приостановлено антимонопольным органом в случае необходимости установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Течение срока при приостановлении дела прерывается и продолжается с даты возобновления дела.

В связи с получением информации на запрос от ПАО «Мегафон» филиала в Республике Башкортостан и УВМ МВД по Республике Башкортостан, основания для дальнейшего приостановления производства по делу отсутствовали.

13.01.2021 года Комиссия Башкортостанского УФАС определила:

1. Рассмотрение дела № 002/05/5-1962/2020 возобновить

2. Назначить дело к рассмотрению на 01.02.2021 года.

01.02.2021 года на заседании Комиссии посредством ВКС присутствовал представитель Заявителя ­ <…>  (доверенность № ДВР18-Т5/194 от 12.09.2018).

<…> на заседании Комиссии не присутствовал. Ходатайств в адрес Управления не поступало. Доказательства надлежащего извещения в материалах дела отсутствуют.

01.02.2021 года Комиссия Башкортостанского УФАС определила:

1. Рассмотрение дела № 002/05/5-1962/2020 отложить на 25.02.2021 года.

25.02.2021 года на заседании Комиссии посредством ВКС присутствовал представитель Заявителя ­ <…> (доверенность № ДВР18-Т5/194 от 12.09.2018).

<…> на заседании Комиссии не присутствовал. Ходатайств в адрес Управления не поступало.

По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя (п. 63 Постановления Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25).

В материалах дела представлено уведомление о вручении отправления направленного по месту жительства <…> датированное 29.01.2021 года.

Кроме того, как было отмечено выше, риск неполучения юридически значимых сообщений, направленных в адрес гражданина лежит на адресате.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что <…> был надлежаще уведомлен о дате и месте рассмотрения дела и осознает факт наличия в отношении него производства по делу о нарушении законодательства о рекламе.

Основания для дальнейшего отложения рассмотрения дела отсутствуют.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что реклама:

 

размещенная в рекламной газете «ГИДИНФО.RU» в выпусках:

- № 513 (11) от 16.04.2020 года, 1 страница;

- № 512 (10) от 25.03.2020 года, 1 страница;

- № 511 (9) от 18.03.2020 года, 1 страница;

- № 510 (8) от 11.03.2020 года, 1 страница;

- № 509 (7) от 04.03.2020 года, 1 страница;

- № 508 (6) от 26.02.2020 года, 1 страница;

- № 507 (5) от 19.02.2020 года, 1 страница;

- № 506 (4) от 12.02.2020 года, 1 страница;

- № 505 (3) от 05.02.2020 года, 1 страница;

- № 504 (2) от 29.01.2020 года, 1 страница;

- № 503 (1) от 22.01.2020 года, 1 страница;

- № 502 (49) от 25.12.2020 года, 1 страница;

- № 501 (48) от 18.12.2019 года, 1 страница;

- № 500 (47) от 11.12.2019 года, 1 страница;

- № 499 (46) от 04.12.2019 года, 1 страница;

- № 498 (45) от 27.11.2019 года, 1 страница;

- № 497 (44) от 20.11.2019 года, 1 страница;

- № 496 (43) от 13.11.2019 года, 1 страница;

- № 495 (42) от 06.11.2019 года, 1 страница;

- № 494 (41) от 30.10.2019 года, 1 страница;

- № 493 (40) от 23.10.2019 года, 1 страница;

- № 492 (39) от 16.10.2019 года, 1 страница;

- № 491 (38) от 09.10.2019 года, 1 страница;

- № 490 (37) от 02.10.2019 года, 1 страница;

не соответствует требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

При этом Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в рекламной газете; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Данная реклама имеет признаки нарушения:

- части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в части того, что:

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламируемом товаре, услуге, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного Закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из представленных выше материалов, рекламодателем спорной рекламы выступает гражданин <…>

Получение потребителем информации о реализуемых услугах является основным способом реализации права потребителя на информацию о услугах (ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Размещение в тексте рекламы информации значительно более крупным шрифтом (в данном случае «Деньги») по сравнению с уточнением информации («частное лицо, консультация и помощь в получении») приводит к искажению воспринимаемой потребителем информации ­ создания впечатления о выдаче рекламодателем спорной рекламы денежных займов, что не является действительностью и вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы (письмо ФАС России от 13.08.2010 № АК/26483).

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Комиссией принято решение о выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе гражданину <…>, так как на заседание Комиссии доказательства устранения правонарушения не были представлены.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 25.02.2021 года.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу

 

размещенную в рекламной газете «ГИДИНФО.RU» в выпусках:

- № 513 (11) от 16.04.2020 года, 1 страница;

- № 512 (10) от 25.03.2020 года, 1 страница;

- № 511 (9) от 18.03.2020 года, 1 страница;

- № 510 (8) от 11.03.2020 года, 1 страница;

- № 509 (7) от 04.03.2020 года, 1 страница;

- № 508 (6) от 26.02.2020 года, 1 страница;

- № 507 (5) от 19.02.2020 года, 1 страница;

- № 506 (4) от 12.02.2020 года, 1 страница;

- № 505 (3) от 05.02.2020 года, 1 страница;

- № 504 (2) от 29.01.2020 года, 1 страница;

- № 503 (1) от 22.01.2020 года, 1 страница;

- № 502 (49) от 25.12.2020 года, 1 страница;

- № 501 (48) от 18.12.2019 года, 1 страница;

- № 500 (47) от 11.12.2019 года, 1 страница;

- № 499 (46) от 04.12.2019 года, 1 страница;

- № 498 (45) от 27.11.2019 года, 1 страница;

- № 497 (44) от 20.11.2019 года, 1 страница;

- № 496 (43) от 13.11.2019 года, 1 страница;

- № 495 (42) от 06.11.2019 года, 1 страница;

- № 494 (41) от 30.10.2019 года, 1 страница;

- № 493 (40) от 23.10.2019 года, 1 страница;

- № 492 (39) от 16.10.2019 года, 1 страница;

- № 491 (38) от 09.10.2019 года, 1 страница;

- № 490 (37) от 02.10.2019 года, 1 страница;

ненадлежащей, поскольку она нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать гражданину <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гражданина <…>

Решение изготовлено в полном объеме 01.03.2021 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны