Решение б/н Нарушение в рекламе, размещенной в информационно-рекламной г... от 27 июля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Маркетинг-Микс»
453266, Республика Башкортостан,
г. Салават, ул. Островского, 8, пом. 7
ООО «Маркетинг-Микс»
(редакция газеты «Метро РБ Мелеуз»)
453850, Республика Башкортостан,
г. Мелеуз, ул. Октябрьской, 5
metro-meleuz@yandex.ru
red-mlz@metro-rb.ru
РЕШЕНИЕ
(по делу № 002/05/5-1722/2020)
27.07.2020 года |
г. Уфа, ул. Пушкина, 95 |
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<…> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Члены Комиссии:
<…> – заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
<…> – специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
рассмотрев материалы о признаках нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
09.06.2020 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан был проведен анализ размещения рекламы в периодических печатных изданиях Республики Башкортостан (составлен акт). В результате проведенного анализа на предмет соответствия законодательства Российской Федерации о рекламе, в информационно-рекламной газете «Метро РБ Мелеуз» № 13 (445) от 22.05.2020 года на последней странице выявлена реклама с признаками нарушения ФЗ «О рекламе».
15.06.2020 года УФАС по РБ вынесено определение о возбуждении дела № 002/05/5-1722/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 08.07.2020 года.
08.07.2020 года запрошенные сведения (документы и материалы) от ООО «Маркетинг-Микс» (редакция газеты «Метро РБ Мелеуз») в адрес УФАС по РБ не поступили.
08.07.2020 года Комиссия Башкортостанского УФАС России определила:
1. продлить срок рассмотрения дела № ТО002/05/5-1722/2020.
2. отложить рассмотрение дела на другую дату – 27.07.2020 года.
20.07.2020 года от ООО «Маркетинг-Микс» посредством электронной почты поступили запрошенные сведения (документы и материалы) (вх. № 13437 от 20.07.2020).
24.07.2020 года от ООО «Маркетинг-Микс» посредством Почты России поступили аналогичные по содержанию сведения (документы и материалы) (вх. № 13904 от 24.07.2020) представленные ранее (вх. № 13437 от 20.07.2020). Также от ООО «Маркетинг-Микс» поступило ходатайство о рассмотрении дела назначенного на 27.07.2020 года без участия представителя Общества (вх. № 13903 от 24.07.2020).
27.07.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе представитель ООО «Маркетинг-Микс» не присутствовал. Ранее поступившее ходатайство (вх. № 13903 от 24.07.2020) о рассмотрении дела без участия представителя Общества, удовлетворено.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что реклама:
размещенная в информационно-рекламной газете «Метро РБ Мелеуз» № 13 (445) от 22.05.2020 года на последней странице, нарушает пункт 1 части 3 статьи 5
ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в рекламной газете; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.
Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
В рассматриваемой рекламе использовано утверждение «выбери самую надежную», которое в силу постановления Пленума должно приводиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Вместе с тем, рассматриваемая реклама, не сопровождается таким подтверждением.
Таким образом, данная реклама нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
ООО «Маркетинг Микс» были представлены письменные пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела (вх. № 13437 от 20.07.2020, электронная почта, вх. № 13904 от 24.07.2020): «…допущена ошибка ввиду того, что дизайнер-верстальщик оформлял выпуски издания «Метро РБ» и по г. Мелеуз, и по г. Кумертау. Был увеличен объем работы сотрудника и по ошибке (человеческий фактор) из архива базы данных дизайнера выпущен неверный дизайн-макет модуля. Поскольку главный редактор находится в декретном отпуске, то данный факт остался незамеченным. Редакция «Метро РБ» не имела намерения принижать достоинство конкурентов…».
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, ООО «Маркетинг-Микс» выступило рекламодателем данной рекламы, лицом, в чьих интересах было осуществлено распространение и размещение данной рекламы.
Из выходных данных информационно-рекламной газеты «Метро РБ Мелеуз» и представленных сведений (документов и материалов) следует, что учредителем газеты является ООО «Маркетинг-Микс», главным редактором СМИ <…>.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2121-1 «О средствах массовой информации» редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Пунктом 2.2 устава редакции газеты «Метро РБ Мелеуз» установлено:
- учредитель обязан: не вмешиваться в профессиональную деятельность Редакции, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, настоящим Уставом.
Пунктом 5 установлено:
- 5.1 Управление редакцией осуществляют органы управления Учредителя и главный редактор, в пределах своей компетенции, установленной настоящим Уставом и иными документами Учредителя.
-5.3 Текущей деятельностью Редакции руководит главный редактор. Главный редактор в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, а также Уставом и иными документами Учредителя и настоящим Уставом. Главный редактор несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Согласно пункту 47 Правил при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.
Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Маркетинг-Микс» не выдавать, так как на заседание Комиссии были представлены доказательства (экземпляр газеты № 21 (453) от 17.07.2020) устранения правонарушения (вх. № 13904 от 24.07.2020).
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 27.07.2020 года.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу
размещенную в информационно-рекламной газете «Метро РБ Мелеуз» № 13 (445) от 22.05.2020 года на последней странице, ненадлежащей, поскольку она нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. В соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с тем, что на момент вынесения решения были представлены доказательства устранения правонарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного редактора информационно-рекламной газеты «Метро РБ Мелеуз» <…>.
Решение изготовлено в полном объеме 28.07.2020 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<…> |
Члены Комиссии |
<…> |
|
<…> |